Разработка Внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС
методическая разработка по музыке по теме

Кузнецова Ольга Сергеевна

Кружок "Вдохновение" 1 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_vneurochki_po_fgos.docx25.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности (художественно – эстетическое направление)

Кружок «Вдохновение »

1 классы

Составитель:

Кузнецова О.С.

учитель музыки

МБОУ средняя общеобразовательная школа №12

город Бердск Новосибирская область


Пояснительная записка

«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них»

В.Г. Белинский.

В современных условиях развития общества и модернизации образования особую актуальность приобретает совершенствование воспитательно-образовательной работы. Появляются новые программы, разрабатываются современные методические технологии, формируется педагогическая среда, внедряющая инновационные технологии.

Программа внеурочной деятельности обучающихся основана на трёх направлениях: слушание музыки, вокально - хоровая работа и пластическое интонирование. Программа имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства. Составлена в соответствии с нормативными документами по организации дополнительного образования учащихся.

Наблюдая за детьми, можно увидеть, что первым источником незаинтересованной радости детей является музыка. Восприятие музыки – это процесс целостного, образного, эмоционально осознанного, личностно окрашенного постижения содержания музыкального произведения.

Младенец в колыбели, не понимающий слов матери, успокаивается под пение, затем старается воспроизвести услышанную мелодию сам, баюкая себя. С этих пор у ребёнка появляется потребность в песне. С этого момента малыш, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки - попевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много.

Вокально-хоровая работа на уроках музыки в школе в большинстве случаев сводится к разучиванию песен, т.к. специальной методики постановки певческого голоса в программе по музыке нет. При подготовке внеклассных мероприятий основной акцент ставится на постановку ярких, зрелищных номеров и разучивании эффектных, современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребёнка.

Музыкальная педагогика постоянно обращается к решению проблемы «музыка – движение». Известный швейцарский педагог Э.Жак - Далькроз разработал систему ритмического воспитания детей, а преподаватель Иерусалимской академии Вероника Коэн - пластического интонирования на уроке музыки, основой которой является развитие музыкального слуха посредством движений, органически сочетающихся с музыкой. Исследовали эту область и отечественные педагоги – Д. Кабалевский, Н.Г.Александрова, Н.П.Збруева и др.

Что же такое «пластическое интонирование»? Это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную.

При этом решается целый ряд проблем:

1. Психологическая: «музыка – часть меня, я – часть музыки». Новые ощущения себя активизируют восприятие, мышление, память, способствует увлечённости и творчеству и возникновению непроизвольного внимания.

2. Образовательная: помогает зрительно показать сложные музыкальные понятия, не разрушив процесса слушания:

секвенции, фразировку, динамические градации, смену лада, штрихов, среагировать на малейшее изменение эмоционального плана, наглядно показать построение музыки, превратив «сухую» беседу в увлекательную игру, где все эти понятия связываются в сюжет, участником которого становится каждый ребёнок.

Особенно заинтересовала меня методика «Зеркала». Объясняя суть новой игры ребятам, В.Коэн говорит: «Мои руки – это зеркала, в которых отражается музыка». И с этого момента в классе начинаются чудеса, ведь руки учителя, а затем и ребят, рассказывают гораздо больше, чем обычные слова. Всё ярче проявляется мудрость «Музыка начинается тогда, когда слова заканчиваются».

Требования к детям: наличие чувство ритма, музыкального слуха, чистота интонирования.

Итог творческих достижений - это участие в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, где представлены различные жанры народного и авторского песенного и поэтического творчества. Именно там дети могут применить все свое умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового пения, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений.

Цель программы - формирование благоприятной психологической среды для обучения навыкам слушания классической музыки;

формирование исполнительских навыков в области пения, музицирования, инсценирования ; способствовать развитию креативности учащихся; воспитывать любовь и интерес к вокальным произведениям различных музыкальных стилей;

Задачи:

· создать условия для самовыражения детей, актуализации их личностных качеств;

· воспитание желания и потребности музыкальной классики;

· развитие певческого диапазона голоса, формирование его естественного звучания;

· организация деятельности голосового аппарата, укрепление голосовых связок;

· совершенствовать певческие способности детей, формирование правильного дыхания, дикции, артикуляции в пении;

· формировать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира через пение, слушание и исполнение музыки;

· развивать у детей творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности в пении и пластическом интонировании.

Занятия проводятся один раз в неделю по 35 минут.

Реализацию целевого назначения программы обеспечивают следующие принципы обучения:

1. Занятия строятся согласно логике творчества - от творческой до достижения творческого результата.

2. Занятия строятся таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все обучающиеся.

3. Занятия строятся так, чтобы дети имели возможность сменить типы и ритмы работы.

Занятия не только повышают общую музыкальную культуру, способствуют проявлению индивидуального творческого начала, но и в значительной степени способствуют всестороннему развитию обучающихся и формируют мировоззрение.

Методы обучения:

1. Музыкальное сопровождение как методический приём. Педагог своими пояснениями, примером может помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несёт в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в пении.

2. Наглядно-зительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. (Практическое исполнение песен педагогом, видеозаписи исполнителей, наглядность в обучении певческому дыханию).

3. Словесный метод- с помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более образным, осмысленным. Особенностью словесного метода в воспитании детей является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен.

4. Социо - игровой метод - у младших школьников игра-ведущий вид деятельности. Следовательно, занятия должны быть так составлены, чтобы они напоминали игру, но отвечали задачам, которые необходимо решить на данном этапе.

Условия и необходимые для работы средства:

  • Помещение для занятий ;
  • ТСО (музыкальный центр с функцией караоке);
  • фортепиано;
  • фонотека (необходимые для занятий музыкальные произведения и фонограммы в записи);
  • видеомагнитофон с видеофильмами;
  • ПК ;
  • Проектор.

Желаемый результат:

Дети должны иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально исполнить её. Расширять певческий диапазон детей, учить правильно передавать мелодию, петь индивидуально, подгруппами, коллективно. Дети должны использовать песню в самостоятельной деятельности, изъявлять желание участвовать в концертах, на утренниках, в театрализациях.

Построение работы определяется в несколько этапов:

1. Развитие выразительности речи и координации между восприятием и выражением игрового образа, мысли, звука.

2. Развитие общей моторики, артикуляции, дикции, пластики

3. Развитие музыкальных способностей, фантазии, кругозора.

4. Приобщение детей к концертной деятельности.

5. Формирование основ певческой и музыкальной культуры, эстетических эмоций, интересов, вокально-хоровых умений и навыков.

6. Использование элементов ритмики, как одного из способов

7. Развитие творческих способностей обучающихся.

Учебно-тематический план (33 часа).

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

«Как зародилась музыка?»

1

2

«Голосовые игры»

1

3

«Сказка о музыкальных капельках»

1

4

Легенда о «Трёх китах»

1

5

«Голосовые игры»

1

6

«Здравствуй, Осень»

1

7

Пластическое интонирование. «Где был, Иванушка»

1

8

Пластическое интонирование. « К нам гости пришли»

1

9

«Осенние забавы»

1

10

«Весёлые нотки»

1

11

«Голосовые игры»

1

12

«Музыкальные инструменты»

1

13

«Зачем у флейты дырочка?»

1

14

Разыграй песню. «Раз морозною зимой»

1

15

Пластическое интонирование. С.Рахманинов «Полечка»

1

16

«Зимние забавы»

1

17

П.И Чайковский «Детский альбом»

1

18

Пластическое интонирование. «Марш деревянных солдатиков»

1

19

«Голосовые игры»

1

20

«Болезнь куклы»

1

21

«Новая кукла»

1

22

Музыкальные портреты. «Три подружки»

1

23

Разыграй песню «Антошка»

1

24

Пластическое интонирование. «Чунга - Чанга»

1

25

«Голосовые игры»

1

26

«Весенние забавы»

1

27

П.И Чайковский «Песня жаворонка»

1

28

«Голосовые игры»

1

29

Пластическое интонирование «В траве сидел кузнечик»

1

30

«Путешествие по музыкальной лесенке»

1

31

Разыграй песню «Львёнок и черепаха»

1

32

«Голосовые игры»

1

33

«Здравствуй, лето!»

1

итого

33ч

Слушание музыки

11ч

Вокально-хоровая работа

11ч

Пластическое интонирование

11ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Статья написана в помощь учителям "Технологии" для огранизации и проведения внеклассной работы с учащимися 5-7 классов....

Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.

Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....

Проектная работа «Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.»

 В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывают недостаточны для общего развития. Отсюда возникает необходимость в неп...

Проектно–исследовательская деятельность на уроках технологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

В статье описана педагогическая технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях реализации ФГОС. Представлены основные идеи организации проектно-исследовательской деятельности...