Презентация "Счастье в сирени живёт...", о композиторе С.В. Рахманинове и его романсе "Сирень"
презентация к уроку по музыке по теме

Пивоварова Светлана Владимировна
Уровень образования: 
 начальное образование
Целевая аудитория: 
 Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
 4 класс
Предмет(ы): 
 Музыка
Цель урока: 

 

 Знакомство с творчеством С.В. Рахманинова

Тип урока: 
 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Учебник «Музыка» для 4 класса Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – М., Просвещение, 2011.

Рабочаятетрадь "Музыка" для 4 класса Е.Д.Критская, Г.П. Сергееква, Т.С. Шмагина - м., Просвещение, 2012.

Используемая методическая литература: 

Е.Д.Критская, Г.П. Сергееваа, Т.С. Шмагина. Методика работы с учебниками "Музыка" 1-4 классы - М., Просвещение, 2010.

Фонохрестоматия к учебнику "Музыка" 4 класс. (CD)

Хрестоматия музыкального материала 4 класс. Пособие для учителя. Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина - М., Просвещение , 2010

Д.Б. Кабалевский. Как рассказать детям о музыке.

Используемое оборудование: 

 

Фортепиано

Компьютер

Мультимедийный проектор.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon schaste_v_sireni_zhivyot.ppt2.98 МБ
Microsoft Office document icon prezentatsiya_schaste_v_sireni_zhivyot.doc44.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Презентация к уроку в 4 классе.

Раздел «В концертном зале»

Тема: «Счастье в сирени живет…»

Слайд 1.

Тема нашего урока «Счастье в сирени живет…». Она посвящена творчеству замечательного русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова.

Слайд 2.

Большое место в творчестве С.В.Рахманинова занимают образы русской природы. Доктор искусствоведения Г.Коган говорил о его музыке, что в ней “часто ничего не происходит”, а лишь “простирается степь, пробегает ветерок, трепещет рощица, шуршит трава, шелестит листва, тихо ропщут ручьи, дышат цветы… Это то благоуханное “ничего” и подслушал Рахманинов у русской природы…,  на всю жизнь хватило ему этого источника…”

Слайд 3. 

А “источником вдохновения” для Рахманинова была, прежде всего,  Ивановка. Имение “Ивановка” Тамбовской губернии, принадлежавшее его жене – Наталье Сатиной.  Ивановка, куда на протяжении почти тридцати лет приезжал Рахманинов. Она сыграла важную роль в возникновении его русских музыкальных картин.

     Живописные пейзажи, которые композитор создал в своих произведениях, замечательны тем, что они передают не только картины природы, но и эмоциональное состояние композитора. Ведь через образы природы Рахманинов выражал и свои сокровенные мысли.

Слайд 4.

В  1902 г., в тот период, когда Рахманинов  и Наталья Сатина решили обвенчаться, композитор едет в Ивановку, чтобы “хорошо поработать”. Всего за 20 дней он пишет 11 замечательных романсов, среди которых романс “Сирень” на стихи Ек.Бекетовой. Сейчас мы прослушаем этот романс.

Слайд 5.

Прослушивание романса «Сирень»

Учитель:   Ребята, о чём рассказал вам романс С.В.Рахманинова.

Дети:        О цветущей сирени,  о раннем утре, о том, что чувствует

                     композитор.

Учитель:  Давайте споём с вами первую и третью строки мелодии  

                      романса.

Пропевание мелодии.

                 Скажите, что является тем “зерном”, той интонацией, из      

                 которой  вырастает мелодия?

Дети:         Это мелодический оборот, состоящий из трёх звуков.

Повторное пропевание.

Учитель:  Как звучит мелодия романса?

Дети:         Мелодия звучит плавно, нежно…

Учитель:  Скажите, в романсе меняется характер музыки, или на    

                      протяжении  всего романса она звучит безмятежно?

Дети:         Характер изменяется. Во второй части появляется тревога, волнение.

Учитель:  А с чем это связано?

Дети:        Здесь поётся о чувствах человека.

Учитель: Мы не раз говорили о таком понятии, как “кульминация”. Что такое  кульминация?

Дети:        Кульминация – это самое главное, самое яркое место в музыке.

Учитель:  Хорошо. Где она находится в романсе?

Дети:        В конце романса.

Учитель:  А на какие слова она приходится?

Дети:       “Моё бедное счастье живёт”.

Учитель:  Очень хорошо. Мне бы хотелось обратить ваше внимание на  сопровождение этого романса. Вообще, сопровождение в романсах  Рахманинова играет очень важную роль.  Послушайте, пожалуйста, и  скажите, что вы услышали в музыке сопровождения.

Прослушивание фрагмента аккомпанемента романса.

Дети:      Как будто, легкий ветерок  колышет ветки сирени… (варианты ответов  могут быть разными).

Учитель: Да, но это только в начале романса. А во второй части, когда меняется настроение, сопровождение тоже становится очень встревоженным,  тем самым, помогая более точно передать состояние человека.

Прослушивание сопровождения второй части.

Учитель: А как завершается романс? Какие уже известные интонации   повторяет композитор в конце и зачем?

Дети:        В конце романса снова звучит начальная интонация. Она как бы возвращает нас  к образам природы, к картине раннего весеннего утра.

Учитель: Какие средства музыкальной выразительности использовал  композитор для создания картины весеннего утра.

Дети:        Мелодия нежная, плавная; лад – мажор; ритм ровный; спокойный  темп; тихая динамика ; мелодия звучит в исполнении женского  голоса – сопрано.

 Учитель: Давайте ещё раз послушаем  романс.

Повторное прослушивание романса “Сирень”

Учитель: Романс рассказывает о любви, нежности, в музыке чувствуется прозрачность, хрустальность воздуха, легкое дыхание душистых ветвей. Музыка романса, наполненная трепетом и восторгом, льется спокойно и непринужденно, одна фраза перетекает в другую, озвучивая поэтический текст.

Слайд 6.

Сирень, весна  стали символами творчества С.В.Рахманинова.                                   Обратите внимание на работы тамбовских художников. На многих  

картинах Сергей Васильевич изображён на фоне сирени.

В главе «Белая сирень» книги Николая Даниловича Бажанова «Рахманинов» упоминается о первом букете белой сирени, полученном Сергеем Васильевичем после концерта памяти В. Ф. Комиссаржевской в Москве 4 апреля 1910 г. В дальнейшем белую сирень ему дарили инкогнито на всех выступлениях в концертных залах России — в столицах и провинции.

          Известен такой факт. Победитель  Первого международного  конкурса пианистов им. П.И.Чайковского американский пианист Ван Клиберн вместе с дирижёром К.Кондрашиным, после победы  пианиста  на  конкурсе,  специально приехали  на могилу  С.В. Рахманинова, в дань памяти и уважения,  посадили там куст белой сирени.

Слайд 7.

Романс С. В. Рахманинова «Сирень» вдохновил нескольких тамбовских поэтов, чьи стихи о сирени опубликованы в сборнике «Венок Рахманинову» (Тамбов, 1996). Среди них: «Концерт Рахманинова» А. М. Белкина, «У памятника Рахманинову» А. Е. Мильрата, «Рахманиновский триптих» Е. Я. Начаса. Евстахий Начас заканчивает свои стихи четверостишием о тоске композитора по родине:

Губами взять ветку сирени...

Но снова дыханье сожмёт:

«Россия без нас проживёт,

А мы без России... тени...»

Слайд 8.

Память о великом композиторе, дирижере и пианисте живет в сердцах людей всего мира.

Могила Рахманинова находится в Америке, в Нью-Йорке, а в дорогой для него Ивановке  дом-музей.

Здесь в Ивановне, на родине композитора выступают с концертами лучшие музыканты России. Проходят фестивали, конкурсы молодых пианистов, пленэры художников. В парке, где любил гулять Сергей Васильевич поставлен памятник композитору работы заслуженного художника РСФСР К.Малофеева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь и творчество Рахманинова

Презентация рассказывает о жизн и творчестве замечательного русского композитора С.В.Рахманинова...

Мир музыки С.В.Рахманинова

Ресурс содержит конспект урока музыки для 6 класса. Урок создан в рамках программы Д.Кабалевского по учебнику Т.И.Науменко, В.В.Алеева. На уроке учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством великого рус...

изучение творчества С. Рахманинова в классе инструменталиста-духовика дмш

Шульц Н.А. «Изучение музыки С.В. Рахманинова в классе инструменталиста -духовика детской музыкальной школы».В статье на основании анализа репертуарных сборников, образовательных программ и метод...

Счастье в сирени живёт.

Данный урок нацелен на знакомство с жанром романса на примере творчества С.В. Рахманинова...

«Беседы о музыке». М.И. Глинка, «Из жизни С. В. Рахманинова»,«Колокола России», Викторина «Танцы», Викторина «Музыкальные инструменты», Викторина «Опера»,Музыка П.И. Чайковского,Музыка на балу

Большая подборка материала под единой темой "Беседы о музыке". В основном все это - музыкальные спектакли, музыкальные сценки, которые знакомят ребят с творчеством великих русских композиторов. В этой...