"Сила и красота музыки Концерта № II русского композитора С.В. Рахманинова".
методическая разработка (музыка) по теме

Урок музыки

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МКОУ Демидовская СОШ

Учитель музыки Андриянова Елена Борисовна

Тема полугодия: "В чем сила искусства? В правде и красоте"

Тема урока: "Сила и красота музыки Концерта № II русского композитора С.В. Рахманинова".

Художественно-педагогическая идея: " О, весна без конца и без краю -

Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую знаком щита"

Л.Блок

Цели урока:

  • Совершенствование эмоциональной сферы учащихся, воспитание музыкального вкуса
  • Расширение знаний учащихся о творчестве русского композитора С.В.Рахманинова.

Задачи:

  •  на примере музыки Концерта №2 для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова показать неразделимую связь музыки с жизнью: жизнь рождает музыку, и музыка воздействует на жизнь;
  • развивать умение анализировать произведение;
  • развивать вокально-хоровые навыки;
  • воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине показать, как великий русский композитор в своей музыке сумел воплотить свою любовь к Родине, свою неразрывную связь с темой России.

Конспект урока:         Звучит "Вокализ" С.В.Рахманинова.

Великий русский певец Ф.И.Шаляпин давал концерт. Ему аккомпанировал молодой музыкант. Певец имел большой успех. После концерта толпа поклонников окружила Шаляпина; знакомые и незнакомые желали поздравить его, пожать руку. Никто не обращал внимания на скромно сидевшего в стороне молодого аккомпаниатора. На этом концерте присутствовал А.П.Чехов. Войдя в артистическую, он подошел не к Шаляпину, а к этому молодому аккомпаниатору и сказал: «Я все время смотрел на Вас, молодой человек. У Вас замечательное лицо; Вы будите большим человеком".

Этим молодым человеком был русский композитор С.В.Рахманинов. "Умирать буду - вспомню об этом" - с гордой радостью скажет потом Рахманинов. Слова Чехова сбылись. Рахманинов стал большим человеком, и, действительно, занял подобающее ему место в ряду замечательных композиторов, составляющих гордость русского искусства. Но путь к славе не был усыпан розами и об этом он рассказал в своей музыке, о которой сегодня мы и будем говорить.

 Послушайте, как бы звуковой эпиграф.

 Слушание Концерта I части с конца экспозиции (фрагмент).

-    Что это за жанр? Опера, балет, симфония?

-    Почему так решили? (ясно слышится голос фортепиано и оркестра)

-    Кто помнит точно перевод с итальянского слово "Концерт"?

-    Давайте    сегодня    попробуем    порассуждать    об   этой    музыке   так:    будем рассматривать эту музыку с точки зрения диалога.

-    Что такое диалог? Где встречались? В жизни? Да. В литературе? В театре? ...

-    Но это диалог будет несколько необычным - диалог фортепиано и оркестра.

-    Чтобы понять мир этой музыки - условимся, что фортепиано - это голос человека, а оркестр - это мир вокруг, общество, которое окружает нашего героя.

Открыли тетради, запишем:

Сергей Васильевич Рахманинов (1873 - 1943)

Концерт №2 для фортепиано с оркестром

Человек                                                                                      Мир, общество

Его внутренний мир, мир его грёз и мечтаний. Робкая душа, открытость миру. Мужание, обретение уверенности и силы характера

Человекробкая душа.открытось миру его внутренний мир - мир грез, мечты, потом мужающий, [обретающий уверенность, о

Мир суровой реальности, где есть добро и зло, ненависть, свет и тьма.

во, где е неть


 

        Работаем в таблицах в тетради и позже отвечаем на вопросы:  

 1) Каков этот мир?

2) Чего в нём больше - света, тьмы, добра, зла, ненависти, нежности…

3) Кто тот герой, каков он, как чувствует себя в этом обществе?

 Слушание 1 части Концерта.

 После слушания - вопросы:

1) Контрастны ли эти миры?

2) Каков первый? Второй?

3) А в конце человек и остается таким же слабым? Нет.

 Он мужает, его закаляет этот мир; человек находит себя в этой суровой жизни,

 свое предназначение  — служение людям.

4) Сразу он приходит к этому? Нет, через боль, страдания...

А если в пластике рассмотреть эту музыку, как думаете, какое движение будет?

•   Хочется сидеть, сложа руки?

•   Резко встать?

Нет, медленно раскрывая руки, как птица, стремящаяся к свободе, как дерево к солнцу, как человек, расправляющий плечи, способный вдохнуть полной грудью, ощущение безграничности, свобода...

Великий русский художник Илья Ефимович Репин (1844 1930) сказал об этой музыке так: "Музыка Концерта — это озеро в весеннем разливе, русское половодье, но при этом воображение добавляло образ могучей, плавно и глубоко ритмично, медленно реющей над водной спокойной стихией властной птицы".

А другой русский художник выразил это в своем полотне.

Аркадий Александрович Рылов (1870 -1930) "В  голубом просторе"

Дети рассматривают картину.

* Созвучно ли это ощущение Репина, как художника и слушателя с музыкой Рахманинова?

* А с картиной Рылова?  В чем ощущаете это созвучие?

* О, весна без конца и без краю –

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую знаком щита!  --- Вот так передал ощущение этой музыки русский поэт Александр Блок.

-Что роднит эти искусства в данной теме?

      Единый мотив воспевания красоты и радости жизни.

      Какою бы она ни была – всё- таки эта жизнь.

Но, Рахманинов пришёл к этому пониманию, пройдя не по гладкой дороге, усыпанной розами, как я сказала в начале урока, а пришёл к пониманию этого через боль, слёзы, унижения…

Будучи ещё совсем молодым человеком, в возрасте 22-х лет, Рахманинов написал свою первую симфонию – первое своё значительное произв6едение. Работал над ней с большим интересом и увлечением,  «…до 10-ти часов в день», - как писал он сам. С волнением ждал первого исполнения. Оно состоялось два года спустя в Петербурге. Композитора постигло горькое разочарование.  Был полный провал. Причина  - в неудачном исполнении, и в больших недостатках самой симфонии. Во время исполнения Рахманинов, взобравшись за кулисами на пожарную лестницу, часто затыкал себе уши, чтобы не слышать собственного произведения. Критики написали о ней, что «если бы в аду была консерватория, она привела бы в восторг обитателей ада…».

Для композитора это было страшным ударом.  В Москву он вернулся расстроенным, подавленным. Целыми днями, молча, лежал, никак не реагируя на уговоры и убеждения родных и близких. Рахманинов потерял веру в себя,  в свой талант, он был уничтожен, жить не хотелось.

И здесь в его судьбе появляется человек, который буквально вырвал его из лап смерти, вылечил его израненную душу, вернул к нормальному психическому состоянию. Заставил вновь поверить  в себя.  Этим человеком был врач, лечивший Рахманинова, сам прекрасно владевший игрой на фортепиано. Звали его – Николай Владимирович Даль – сын известного этнографа. Результатом общения было новое большое сочинение композитора в 1901 году -  « II Концерт для фортепиано с оркестром». Вдохновлённая поэма человеческих чувств,  «гениальная поэма о Родине»

« Музыка, написанная в эту пору, стола воплощением победы силы воли и духа артиста» - писали  современники.

 На титульном листе было написано, что это произведение автор посвящает Н.В.Далю.

Это благодарность за помощь в самые трудные минуты жизни.

Рахманинов становится всё более известным музыкантом. Он много выступает и в России и за рубежом.  Наступил 1917 год. Чувство тревоги и настороженности за Россию не покидает композитора. Как ни пытался он разобраться в сущности Великой Октябрьской революции – так и не смог. Он считал, что его деятельность станет теперь никому не нужной.

25 марта 1917 года  в Большом театре было последнее его выступление. В тот памятный вечер  он сыграл свой « II  концерт для фортепиано с оркестром».

В этот же день он покидает Родину. На душе у него было одиноко и жутко; точно он почувствовал, что больше никогда не увидит свою Родину, что расстаётся с ней навсегда.

 Мысль о том, что он покинул Родину в решающий момент её истории, преследовала и мучила его всю дальнейшую жизнь.

 Вдали от Родины  Рахманинов не находил стимула для творчества. В1934 году в беседе с американским журналистом он сказал: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял самого себя.

В Швейцарии, возле  дома был разбит прекрасный сад, посажено множество цветов, декоративных деревьев и … три берёзы. Но как, ни ухаживал за ними композитор, они так и не стали такими, же стройными и высокими, как в России.

Логическим продолжением нашего урока будет песня. Какая из нашего репертуара будет созвучна нашему разговору?  (Исполнение песни «Родимая земля» Г. Мовсесяна)

 

Многие исследователи творчества Рахманинова, музыканты, исполнявшие его произведения, утверждают, что центральная тема творчества Рахманинова – тема Родины.

В 1941 году Рахманинов, получивший весть о нападении германии на Советский Союз был поражён. Композитор очень тревожился за судьбу своей Родины. Продолжая выступать, он вносил денежные взносы в Советское консульство.

                                   «Это единственный путь, каким я могу выразить моё сочувствие

                                   страданиям народа моей родной земли»

                                   « От одного из русских помощь русскому народу в его борьбе

                                      с врагом. Хочу верить, верю в полную победу!

                                                                                             Сергей Рахманинов. 1942 г.»

А 1943 год стал последним годом жизни композитора.  Смертельно больной композитор,

 лёжа в кровати, слушал московское радио. И в последние свои дни душа его ликовала: битва на Волге явилась победой его Родины. С этим чувством 28 марта 1943 года, не дожив несколько дней до своего 70-летия, Рахманинов умер.

 А война не закончилась победой на Волге. Впереди ещё были многие победы, так же, как и смерть, кровь, потери…

Звучит вступление песни «На безымянной высоте» из кинофильма «Тишина». Исполнение.

- А для чего всё-таки умирали люди, защищая свою Родину, её будущее?

Будущее – это мы с вами, и мы должны гордиться тем, что мы живём на своей родной земле, которая зовётся гордым именем – Россия!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Счастье в сирени живёт...", о композиторе С.В. Рахманинове и его романсе "Сирень"

Уровень образования:  начальное образованиеЦелевая аудитория:  Учитель (преподаватель)Класс(ы):  4 классПредмет(ы):  МузыкаЦель урока:   Знакомст...

Конспект и анализ урока музыки «Фольклор в музыке русских композиторов»

Данный урок разработан по новым стандартам с учетом требования ФГОС в 5 классе по программе Е.Критской....

Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме "Фольклор в музыке русских композиторов"

Технологическая карта урока музыки.Предмет: музыкаУчитель: Кириленко Татьяна ВладимировнаКласс: 5Авторы программы: Г.П.Сергеева, Е.Д.КритскаяУрок №5 согласно календарно-тематическому планированиюТема ...

Методическая разработка урока ФГОС по Музыке в 5 классе «Фольклор в музыке русских композиторов»

Осознание учащимся взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки и литературы)....

Разработка урока музыки в 5 классе "Фольклор в музыке русских композиторов"

Знакомство с жанром симфонической миниатюры, со сказочной картиной А.К.Лядова "Кикимора"....