Открытый урок по музыке в 1-м классе по программе Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. "Музыкальная азбука".
методическая разработка по музыке по теме
На этом уроке учащиеся 1-го класса смогуть проникнуть в удивительный мир музыкальных звуков и смогут проникнуть в тайны музыкальной грамоты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_muzykalnaya_azbuka.doc | 44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 1-м классе.
Учитель музыки: Щербакова Н.А.
Тема урока «Музыкальная азбука».
Цель:
Дать первичные представления о нотной грамоте.
Задачи:
Воспитательная:
- формирование эмоционального отношения к музыке,
- понимание музыки,
- развитие культуры речи,
- сравнение музыкальных образов и оценивание характеров;
- воспитание дисциплинированности;
Образовательная:
- углубить знания о средствах музыкальной выразительности – динамические оттенки, штрихи, тембр, интонация.
- Умение использовать их при составлении музыкального портрета.
- познакомить учащихся с нотной записью;
- проконтролировать уровень усвоения материала по теме: «Музыкальная грамота».
Развивающая:
- совершенствовать навыки самостоятельной работы;
- развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление.
Оборудование:
- ТАВСО;
- музыкальный инструмент: свирель;
Методы обучения, используемые на уроке:
Музыкальные:
метод эмоциональной драматургии,
метод наблюдения за музыкой,
метод сопереживания,
методы музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному,
размышления о музыке,
метод моделирования художественно-творческого процесса.
Общепедагогические:
по источнику знаний - практический, наглядно-слуховой, словесный.
по характеру познавательной деятельности - объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский, игровой.
по дидактическим целям - методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.
Ход урока:
Орг. момент:
Вход под музыку П.И. Чайковского «Апрель» из альбома «Времена года» / фортепиано/ - разминка – эмоциональный настрой на урок – приветствие.
Учитель: Кто вспомнил музыкальное произведение, под которое мы настраива-лись на работу? Какая была музыка по характеру?
Ученики: «Апрель» из альбома « Времена года» П.И. Чайковского.
Учитель: Не случайно наш урок начался именно с этого произведения. Нам природа подарила еще один весенний месяц – АПРЕЛЬ. И сегодня, в этот апрельский денёк, мы продолжим листать книгу под названием «Музыка».
Ох, сколько страниц мы уже перелистали в этой книге: - познакомились с композитором, музыкантом , слушателем.
Ученики: краткие рассказы о композиторе – музыканте – слушателе.
Учитель: познакомились с музыкальными инструментами. Кто напомнит, с какими?
Ученики: ответы детей.
Учитель: Были в гостях у 3-х подружек. Ребята, что-то я забыла как их зовут, как они выглядят. Помню только их музыкальные темы. Я их сейчас наиграю, а вы мне поможете вспомнить их имена, как они выглядят. /игра на свирели музыкальных тем подружек/
Ученики: дети рисуют образы подружек, говорят, как их зовут, пропевают песенки девочек.
Учитель: Молодцы! А какие музыкальные инструменты помогут нам исполнить эти песенки?
Ученики: Злюка – музыкальный молоточек; Плакса – треугольник; Резвушка – бубен. / Исполнение песенок с музыкальными инструментами/
Учитель: Вы все прекрасно помните, но сейчас я узнаю, какое настроение преобладает у нас на уроке? Я отворачиваюсь, считаю до 7 , а вы мимикой показываете, какая девочка вам понравилась больше всех!
Ученики: выполняют задание.
Учитель: Очень хорошо! В нашем классе царит веселая, радостная, добрая атмосфера. И в воздухе летает солнечное настроение! Ребята, совсем недавно мы перелистнули страницу под названием «Азбука, азбука…» и вы попрощались со своей первой книгой, которая называлась?
Ученики: «Азбука»
Учитель: Приготовились для пения стоя: следим за осанкой, дыханием. Помним, что пение – это не крик, слушаем соседа и смотрим на дирижера.
Ученики: Исполнение песни «Азбука».
Учитель: Поаплодировали себе за эмоциональное исполнение песни и тихо сели. В азбуке вы познакомились с буквами и научились складывать их в слова. Все вы уже хорошо читаете. Вот и наступил момент перевернуть еще одну страницу нашей музыкальной книги. / напомнить о правилах работы с книгой/. Открываем страницу 22. тема урока «Музыкальная азбука».
«Музыкальная азбука» - это начало большого путешествия в страну музыки. Здесь много интересного! Постепенно, знакомясь со всеми жителями этой страны, мы много узнаем и многому научимся. Обратите внимание, как давным - давно записывалась музыка. И только четыреста лет назад в Италии изобрели НОТЫ – это знаки, которыми записывается музыка. Ребята, а сколько их всего?
Ученики: 7 нот.
Учитель: Да, их всего семь, но сколько музыкальных произведений сочинено композиторами, сколько песен написано!!!! В каждой нотке заложена огромная сила. Эта сила может нас развеселить, а может заставить плакать. А кто знает название всех семи нот.
Ученики: До, ре, ми, фа, соль, ля, си!
Учитель: Молодцы! А теперь мы не много отдохнем, а помогут нам в этом наши 7 нот.
Физ. минутка: ДО – попрыгаем на месте 1-2-3!
РЕ – похлопаем в ладоши 1-2-3!
МИ – побегаем на месте 1-2-3!
ФА – наклоны, дружно, вместе 1-2-3!
СОЛЬ – потянемся повыше 1-2-3!
ЛЯ – присядем, да пониже 1-2-3!
СИ – надуемся как шар 1-2-3!
И все дружно спустим пар 1-2-3!!!
Учитель: Очень хорошо ! Ребята, а вы знаете, что все 7 нот ни когда не расстаются! Они всегда вместе, потому что точно знают, что если какая-то нотка не прозвучит, то музыка может потерять свою музыкальную краску. Но мелодии мы слышим всегда, а ноты видим редко, потому что они живут в своём городе, с которым мы познакомимся на следующем уроке. А сегодня, наши 7 нот решили поиграть с вами в прятки, и тот, кто их найдёт, тот и будет носить имя этой нотки.
Давайте и мы их поищем!
Ученики: у каждого ученика своя нотка.
Учитель: Здорово! У всех теперь новые имена-нотки! /Перекличка/. Ноты решили проверить, как вы запомнили их названия и спрятались в словах. Наша задача: отыскать их и поднять карточки с теми нотами, которые спрятались в словах. Готовы? Главное – внимание, дисциплина!!!!! И тогда все получится!
Игра «Моя нотка» - ДОждик, поДОрожник; Ребёнок, Редиска; Мимоза, Миска; Фартук, Фара; СОЛЬ, СОЛЬфеджио; кЛЯкса, коЛЯска; Силач, соСИска.
Учитель: Молодцы! Замечательно! Все ноты найдены. Ребята, вчера ко мне пришло письмо от начинающего музыканта: «Наталья Александровна, помогите, пожалуйста, найти все ноты, которые спрятались в стихах. Пусть ваши ученики Вам в этом помогут! С благодарностью! Начинающий музыкант».
/В зависимости от времени можно прочитать мини- рассказы, в которых есть слова с нотами/
Учитель: Спасибо, ребята, я обязательно сегодня отправлю ответ начинающему музыканту. А ещё в конверте лежал диск с новой песней. Мы её сейчас прослушаем и разучим. Сели для восприятия музыки, помним о правилах слушания.
Звучит песня «Чтоб выучится пению…» Аркадий Островский
1. Чтоб выучиться пению,
Имеем мы терпение.
И, чтоб урок не зря у нас прошел,
Должны мы быть старательны,
Послушны и внимательны,
И выучить все ноты хорошо!
Припев:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.
2. Возьмем свои тетрадки мы,
И ноты по порядку мы
Запишем, чтобы каждый помнить мог.
Должны мы быть старательны,
Послушны и внимательны,
И дома каждый день учить урок!
Припев:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.
Беседа о характере песни, о форме. Что общего с темой урока. Пение куплета с показом нот по руке.
Учитель: Очень хорошо ! Ребята, вы все сегодня замечательно поработали, на уроке была хорошая дисциплина, вы были внимательны, поэтому мы многое успели, много нового узнали. Вспомнили о 3-х подружках, о первой вашей книге «Азбуке», познакомились с нотами. /опрос: что такое ноты, звукоряд/. Давайте поаплодируем себе за хороший урок, который вы показали. Повернулись к своим соседям и сказали «Спасибо!». А теперь, под музыку, тихо выходим из класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по музыке 2 класс (Е.Д.Критская, Г. П.Сергеева, Т. С. Шмагина)
Управление образования Администрации города КироваМуниципальное образовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 52 города Кирова «Рассмо...
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Пояснительная записка к рабочей программе по музыке для 3-го класса - Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина
Рабочая программа рассчитана на 34 ч. в год: 1 час в неделю.В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов...
Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по музыке 6 класс на основе авторской программы «Музыка» 5-7 классов, Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина
Содержание адаптированной рабочей программы I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка - психолого-педагогическая характеристика класса...
Рабочие программы по музыке 5,6, 8 класс «Школа России», Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Рабочие программы учебного предмета «Музыка» разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству (далее &nd...