Авторская программа: "Программа развития музыкальных способностей у старших дошкольников в условиях ДОУ"
рабочая программа по музыке по теме

Шередеко Наталья Валерьевна

Программа развития музыкальных способностей у старших дошкольников в условиях ДОУ

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Программа развития музыкальных способностей у старших дошкольников в условиях ДОУ

Программа модернизации психолого-педагогического образования до 2012 года предусматривает переосмысление содержания воспитания и развития, необходимость изменения позиции ребёнка, ориентацию ребёнка на гуманные, общечеловеческие ценности и адекватный этим ценностям стиль педагогической деятельности. Идея гуманизации процесса обучения и воспитания, поиска оптимальных форм, обеспечивающих развитие творческой личности ребенка, привлекает внимание многих специалистов и находит всё больше сторонников среди работников дошкольного образования.

Выявленные закономерности музыкального развития детей и логика становления 5-ти традиционных для детского сада видов их музыкальной деятельности легли в основу новых программ по музыкальному воспитанию дошкольников. Эти программы, прошедшие широкую апробацию и получившие гриф Министерства образования РФ, успешно используются в самых разных регионах России. К их числу относятся: программа «Гармония» – по всем видам музыкальной деятельности для каждой возрастной группы. Ее компонентом является программа «Синтез» – по слушанию музыки для детей средней, старшей и подготовительной групп  [40]. 

В авторский коллектив, который работает в научно-методическом центре, входят музыканты-профессионалы: педагоги, психологи, музыковеды, искусствовед, литературовед. Руководителем научной школы, выделенной в рамках Центра является К.В.Тарасова, доктор психологических наук, академик Российской академии естественных наук, и Академии творческой педагогики.

Программы, имеющие, как мы уже говорили, общую научную основу и в качестве одной из главных целей – формирование у детей способности к творчеству.

Занятие музыкой должны доставлять детям радость. Это главное условие. Надо так «зажечь» ребёнка своей любовью и интересом к музыке, чтобы сформировать потребность в ней, а далее успешно развивать музыкальные способности. Дети должны чувствовать себя всегда свободно, раскованно, даже эмоционально возвышенно, с первой до последней минуты урока, ведь, по сути, вся музыка является эмоциональной по своему содержанию.

Поэтому, целью нашей программы является развитие творческого мышления, средствами музыки.

Задачи программы:

  1.  Обучающие:
  1. Привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.
  2. Закрепить названия   музыкальных  инструментов.
  3. Умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки
  4. Развивать воображение, фантазию, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.
  1. Развивающие:
  1. Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха,  мышление и воображение.
  2. Развивать музыкальный слух (чистое интонирование звукоряда мажора  и минора) творческую свободу, умение согласовывать движения с музыкой,  вокально-хоровые навыки;
  3. Развивать чувство ритма  
  4. Развивать у детей чувство уверенности в себе.
  5. Развивать коммуникативные функции речи у дошкольников.
  6. Формировать умения исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ.
  1. Воспитательные:
  1. Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.
  2. Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.
  3. Создать радостную творческую атмосферу, закреплять имеющиеся у детей навыки умения игры на музыкальных инструментах.
  4. Развивать художественно-образное мышление ребенка, как основу развития творческой личности.
  5. Воспитывать умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми.
  6. Развитие у детей умения  самовыражаться.

Основная задача – развивать творческую индивидуальность ребёнка вне зависимости от его способностей.

В основе работы лежит один из гуманистических  принципов «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (философ-гуманист М. Монтенко) [6, с. 54].

Методические приемы. Во время занятий чаще всего используется игровой метод как наиболее эффективный способ работы с детьми. Проводятся игры разных видов: музыкально-дидактические, песенные, речевые, игры с именами, сюжетно-ролевые на бытовые и профессиональные сюжеты, сюжеты из жизни детей и героев сказок.

Дошкольники с интересом играют в музыкально-дидактические игры, например с такими заданиями: придумать позу, жест, мимику, характерные для того или иного образа; сочинить для него песню с определенной интонацией и тембром. Первоначально игру ведет музыкальный руководитель, позже – сами дети. С помощью этого метода формируется самостоятельность.

Участники группы: старшие дошкольники.

Форма проведения: групповая.

Количество участников группы: 15-20 человек.

Режим занятий: Программа состоит из цикла занятий, рассчитанных на учебный год (сентябрь-май). Занятия проводятся дважды в неделю. Каждое музыкальное  занятие длится 30-45 часа и может включать отдельные упражнения из каждого цикла.

Оборудование и материалы:

  • Презентация музыкальных инструментов.
  • Презентация русских композиторов.
  •  Набор шумовых инструментов.
  • Аудиокассеты с музыкальными записями.

Отбор музыкального репертуара происходит с учетом его доступности дошкольникам среднего и старшего возраста.

Требования к музыкальному репертуару:

  • соответствие музыкальных произведений основным художественно-педагогическим принципам;
  • высокий художественный уровень;
  • гуманизм;
  • яркость;
  • образность;
  • доступность музыкального языка;
  • привлекательность для детей.

Музыкальный материал:  представлен в приложениях 2-3.

За основу разработанной программы взяты компоненты программы «Гармония» (научно-методический Центр «Гармония») [40]. Авторским привнесением является:

  • составление отдельных модулей, включающих в себя музыкальные, исполнительские, хоровые и ритмические упражнения;
  • разбивка занятий по сезонам годового плана;
  • дополнение имеющихся в базовой программе музыкальных произведений из репертуара, традиционного использующегося в программе музыкального развития в условиях ДОУ.

Оценка эффективности программы осуществляется с помощью диагностических  методик:

  1. Диагностика музыкальных способностей (по Радыновой О., Гаус Т.)
  2. Диагностика художественного восприятия музыкальных произведений детьми старшего дошкольного возраста (Гогоберидзе А.Г., В.А.Деркунская).
  3. Диагностика исполнительской (песенной) деятельности старших дошкольников (Гогоберидзе А.Г., В.А.Деркунская).
  4. Диагностика исполнительской (танцевально-ритмической) деятельности старших дошкольников (Гогоберидзе А.Г., В.А.Деркунская).
  5. Диагностика развития музыкально-ритмических умений старших дошкольников (Гогоберидзе А.Г., В.А.Деркунская).

План работы по программе «Гармония» с детьми старшей группы, методические рекомендации по проведению занятий и содержание упражнений,  представлены в приложении 3.

Таким образом, целью разработанной программы является развитие творческого мышления, средствами музыки, а так же – развитие творческой индивидуальности ребёнка вне зависимости от его способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие музыкальных способностей учащихся старшего школьного возраста»

Начальный этап обучения игре на фортепиано имеет свои особенности. Прежде всего речь идет о приобщении ребенка к миру музыки, поэтому очень важно заботиться о  воспитании ребенка, что справ...

Развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников посредством сложных игр

Существует много развивающих методик, обучающих чтению, письму, счету. И все равно находится большое количество детей, для которых чтение – проблема, математика – беда, учение – пытка. В данной статье...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: "РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (НА ЗАНЯТИИ РИТМИКОЙ)"

Аннотация: в статье раскрывается вопрос важности использования музыкально-ритмических занятий в процессе развития музыкального слуха у старших дошкольников в условиях кружковой работы....

Программа дополнительного образования по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Весёлые нотки».

Программа дополнительного образования по  развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Весёлые нотки»....