Авторская программа: "Программа развития музыкальных способностей у старших дошкольников в условиях ДОУ"
рабочая программа по музыке по теме
Программа развития музыкальных способностей у старших дошкольников в условиях ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_muzykalnykh_sposobnostey_u_starshikh_doshkolnikov_v_usloviyakh_dou.docx | 19.23 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Программа развития музыкальных способностей у старших дошкольников в условиях ДОУ
Программа модернизации психолого-педагогического образования до 2012 года предусматривает переосмысление содержания воспитания и развития, необходимость изменения позиции ребёнка, ориентацию ребёнка на гуманные, общечеловеческие ценности и адекватный этим ценностям стиль педагогической деятельности. Идея гуманизации процесса обучения и воспитания, поиска оптимальных форм, обеспечивающих развитие творческой личности ребенка, привлекает внимание многих специалистов и находит всё больше сторонников среди работников дошкольного образования.
Выявленные закономерности музыкального развития детей и логика становления 5-ти традиционных для детского сада видов их музыкальной деятельности легли в основу новых программ по музыкальному воспитанию дошкольников. Эти программы, прошедшие широкую апробацию и получившие гриф Министерства образования РФ, успешно используются в самых разных регионах России. К их числу относятся: программа «Гармония» – по всем видам музыкальной деятельности для каждой возрастной группы. Ее компонентом является программа «Синтез» – по слушанию музыки для детей средней, старшей и подготовительной групп [40].
В авторский коллектив, который работает в научно-методическом центре, входят музыканты-профессионалы: педагоги, психологи, музыковеды, искусствовед, литературовед. Руководителем научной школы, выделенной в рамках Центра является К.В.Тарасова, доктор психологических наук, академик Российской академии естественных наук, и Академии творческой педагогики.
Программы, имеющие, как мы уже говорили, общую научную основу и в качестве одной из главных целей – формирование у детей способности к творчеству.
Занятие музыкой должны доставлять детям радость. Это главное условие. Надо так «зажечь» ребёнка своей любовью и интересом к музыке, чтобы сформировать потребность в ней, а далее успешно развивать музыкальные способности. Дети должны чувствовать себя всегда свободно, раскованно, даже эмоционально возвышенно, с первой до последней минуты урока, ведь, по сути, вся музыка является эмоциональной по своему содержанию.
Поэтому, целью нашей программы является развитие творческого мышления, средствами музыки.
Задачи программы:
- Обучающие:
- Привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.
- Закрепить названия музыкальных инструментов.
- Умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки
- Развивать воображение, фантазию, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.
- Развивающие:
- Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, мышление и воображение.
- Развивать музыкальный слух (чистое интонирование звукоряда мажора и минора) творческую свободу, умение согласовывать движения с музыкой, вокально-хоровые навыки;
- Развивать чувство ритма
- Развивать у детей чувство уверенности в себе.
- Развивать коммуникативные функции речи у дошкольников.
- Формировать умения исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ.
- Воспитательные:
- Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.
- Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.
- Создать радостную творческую атмосферу, закреплять имеющиеся у детей навыки умения игры на музыкальных инструментах.
- Развивать художественно-образное мышление ребенка, как основу развития творческой личности.
- Воспитывать умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми.
- Развитие у детей умения самовыражаться.
Основная задача – развивать творческую индивидуальность ребёнка вне зависимости от его способностей.
В основе работы лежит один из гуманистических принципов «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (философ-гуманист М. Монтенко) [6, с. 54].
Методические приемы. Во время занятий чаще всего используется игровой метод как наиболее эффективный способ работы с детьми. Проводятся игры разных видов: музыкально-дидактические, песенные, речевые, игры с именами, сюжетно-ролевые на бытовые и профессиональные сюжеты, сюжеты из жизни детей и героев сказок.
Дошкольники с интересом играют в музыкально-дидактические игры, например с такими заданиями: придумать позу, жест, мимику, характерные для того или иного образа; сочинить для него песню с определенной интонацией и тембром. Первоначально игру ведет музыкальный руководитель, позже – сами дети. С помощью этого метода формируется самостоятельность.
Участники группы: старшие дошкольники.
Форма проведения: групповая.
Количество участников группы: 15-20 человек.
Режим занятий: Программа состоит из цикла занятий, рассчитанных на учебный год (сентябрь-май). Занятия проводятся дважды в неделю. Каждое музыкальное занятие длится 30-45 часа и может включать отдельные упражнения из каждого цикла.
Оборудование и материалы:
- Презентация музыкальных инструментов.
- Презентация русских композиторов.
- Набор шумовых инструментов.
- Аудиокассеты с музыкальными записями.
Отбор музыкального репертуара происходит с учетом его доступности дошкольникам среднего и старшего возраста.
Требования к музыкальному репертуару:
- соответствие музыкальных произведений основным художественно-педагогическим принципам;
- высокий художественный уровень;
- гуманизм;
- яркость;
- образность;
- доступность музыкального языка;
- привлекательность для детей.
Музыкальный материал: представлен в приложениях 2-3.
За основу разработанной программы взяты компоненты программы «Гармония» (научно-методический Центр «Гармония») [40]. Авторским привнесением является:
- составление отдельных модулей, включающих в себя музыкальные, исполнительские, хоровые и ритмические упражнения;
- разбивка занятий по сезонам годового плана;
- дополнение имеющихся в базовой программе музыкальных произведений из репертуара, традиционного использующегося в программе музыкального развития в условиях ДОУ.
Оценка эффективности программы осуществляется с помощью диагностических методик:
- Диагностика музыкальных способностей (по Радыновой О., Гаус Т.)
- Диагностика художественного восприятия музыкальных произведений детьми старшего дошкольного возраста (Гогоберидзе А.Г., В.А.Деркунская).
- Диагностика исполнительской (песенной) деятельности старших дошкольников (Гогоберидзе А.Г., В.А.Деркунская).
- Диагностика исполнительской (танцевально-ритмической) деятельности старших дошкольников (Гогоберидзе А.Г., В.А.Деркунская).
- Диагностика развития музыкально-ритмических умений старших дошкольников (Гогоберидзе А.Г., В.А.Деркунская).
План работы по программе «Гармония» с детьми старшей группы, методические рекомендации по проведению занятий и содержание упражнений, представлены в приложении 3.
Таким образом, целью разработанной программы является развитие творческого мышления, средствами музыки, а так же – развитие творческой индивидуальности ребёнка вне зависимости от его способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Развитие музыкальных способностей учащихся старшего школьного возраста»
Начальный этап обучения игре на фортепиано имеет свои особенности. Прежде всего речь идет о приобщении ребенка к миру музыки, поэтому очень важно заботиться о воспитании ребенка, что справ...
Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-ритмические движения.
Самообразовательная работа....
Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях подготовительного класса ДМШ
Материал будет интересен педагогам, родителям...
Развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников посредством сложных игр
Существует много развивающих методик, обучающих чтению, письму, счету. И все равно находится большое количество детей, для которых чтение – проблема, математика – беда, учение – пытка. В данной статье...
Развитие координационных способностей у старших дошкольников средствами вида спорта «прыжки на батуте»
В статье представлен анализ научно-методической литературы....
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: "РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (НА ЗАНЯТИИ РИТМИКОЙ)"
Аннотация: в статье раскрывается вопрос важности использования музыкально-ритмических занятий в процессе развития музыкального слуха у старших дошкольников в условиях кружковой работы....
Программа дополнительного образования по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Весёлые нотки».
Программа дополнительного образования по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Весёлые нотки»....