Рабочая программа по музыке для 1-х классов
рабочая программа по музыке
Рабочая учебная программа по музыке для 1-х классов разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программой по музыке и рабочей программой «Музыка. 1- 4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.
Программа реализуется с помощью УМК по предмету «Музыка» для начальной школы Е.Д. Критской, рекомендованной Министерством образования РФ и входящий в федеральный перечень учебников с использованием технологии модульного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_muzyka_1kl_2020-2021.doc | 159.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия
имени А. И. Яковлева
Рассмотрена на заседании МО (протокол № 1 от 28.08.2020 г.) | Утверждена приказом директора № 314 от 31.08. 2020 г. |
Рабочая программа
по музыке
для учащихся 1 класса
на 2020-2021 учебный год
Учитель: Баскакова О.М.
г. Урай, 2020
Содержание
- Пояснительная записка
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
- Содержание учебного предмета
- Тематическое планирование
- Материально – техническое обеспечение
- Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по музыке для 1-го класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программой по музыке и рабочей программой «Музыка. 1- 4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.
Программа реализуется с помощью УМК по предмету «Музыка» для начальной школы Е.Д. Критской, рекомендованной Министерством образования РФ и входящий в федеральный перечень учебников с использованием технологии модульного обучения.
Цели программы:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи программы:
- развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
- понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
- освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
- изучение особенностей музыкального языка;
- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с учебным МБОУ Гимназия на изучение предмета «Музыка» в 1 классе отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю).
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий, позволяющих достигать личностных, предметных и метапредметных результатов.
Личностные результаты
У ученика будут сформированы:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
- уважительное отношение к культуре других народов:
- эстетические потребности, ценности и чувства
- мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
- этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Ученик получит возможность сформировать:
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
- ориентацию в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- музыкально – эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству,
- понимание его функций в жизни человека и общества.
Предметные результаты
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у учеников будут сформированы:
- основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
- начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Ученик научится:
- воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
- воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
- вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
- понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
- реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Метапредметные результаты
Ученик научится:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий;
- осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Ученик получит возможность научиться:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- позитивной самооценке своих музыкально – творческих возможностей.
3. Содержание учебного предмета
Основное содержание курса представлено 3 содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Эти содержательные линии в рабочей программе конкретизированы в следующих модулях:
Модуль 1. «Музыка вокруг нас»
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Модуль 2. «Музыка и ты»
Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
- Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | |
МОДУЛЬ 1: «Музыка вокруг нас» | ||||
1 | «И Муза вечная со мной!» | 1 | Понимают правила поведения на уроке музыки, правила пения. Смысл понятий «Композитор – исполнитель – слушатель», муза. Определяют настроение музыки, соблюдать певческую установку. Владеют первоначальными певческими навыками, Участвуют в коллективном пении. Эмоционально откликаются на музыкальное произведение и выражая свое впечатление в пении, игре или пластике. | |
2 | Хоровод муз | 1 | Узнают на слух основную часть музыкальных произведений. Передают настроение музыки в пении. Выделяют отдельные признаки предмета и объединяют по общему признаку. Дают определения общего характера музыки. | |
3 | Повсюду музыка слышна | 1 | Определяют характер, настроение, жанровую основу песен-попевок. Принимают участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности. | |
4 | Душа музыки - мелодия | 1 | Выявляют характерные особенности жанров: песни, танца, марша. Откликаются на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками. Определяют и сравнивают характер, настроение в музыкальных произведениях. Определяют на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш). Эмоционально откликаются на музыкальное произведение и выражают свое впечатление. | |
5 | Музыка осени | 1 | Различают тембр музыкального инструмента – скрипки; выделяют отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку, Осмысленно владеют способами певческой деятельности: пропевают мелодии, проникаются чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней. Участвуют в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | |
6 | Сочини мелодию | 1 | Владеют элементами алгоритма сочинения мелодии. Самостоятельно выполняют упражнения. Проявляют личностное отношение при восприятии музыкальных произведений. | |
7 | «Азбука, азбука каждому нужна…» | 1 | Узнают изученные произведения. Участвуют в коллективном исполнении ритма, изображают звуковысотности мелодии движением рук. Правильно передают мелодию песни. | |
8 | Музыкальная азбука. | 1 | Узнают изученные произведения. Участвуют в коллективном исполнении ритма, изображении звуковысотности мелодии движением рук. | |
9 | Музыкальные инструменты | 1 | Сопоставляют звучание народных и профессиональных инструментов. Выделяют отдельные признаки предмета и объединяют по общему признаку. Передают настроение музыки в пластическом движении, пении. Дают определения общего характера музыки. | |
10 | «Садко». Из русского былинного сказа | 1 | Внимательно слушают музыкальные фрагменты и находят характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах. Определяют на слух звучание народных инструментов. | |
11 | Музыкальные инструменты | 1 | Распознают духовые и струнные инструменты. Вычленяют и показывают (имитация игры) во время звучания народных инструментов. Исполняют вокальные произведения без музыкального сопровождения. Находят сходства и различия в инструментах разных народов. | |
12 | Звучащие картины | 1 | Узнают музыкальные инструменты по изображениям. Участвуют в коллективном пении, вовремя начинают и заканчивают пение, слушают паузы, понимают дирижерские жесты. | |
13 | Разыграй песню | 1 | Планируют свою деятельность, выразительно исполняют песню и составляют исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста. Находят нужный характер звучания. Импровизируют «музыкальные разговоры» различного характера. | |
14 | Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины | 1 | Соблюдают при пении певческую установку, поют выразительно, слышат себя и товарищей. Вовремя начинают и заканчивают пение. Понимают дирижерские жесты. | |
15 | Добрый праздник среди зимы. | 1 1 | Узнают освоенные музыкальные произведения. Дают определения общего характера музыки. Принимают участие в играх, танцах, песнях. Высказывают свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям. Создают собственные интерпретации. Исполняют знакомые песни. | |
МОДУЛЬ 2: «Музыка и ты» | ||||
16 | Край, в котором ты живешь. | 1 | Высказывают, какие чувства возникают, когда исполняются песни о Родине. Различают выразительные возможности – скрипки. | |
17 | Художник, поэт, композитор | Воспринимают художественные образы классической музыки. Передают настроение музыки в пластическом движении, пении. Дают определения общего характера музыки. | ||
18 | Музыка утра | 1 | По звучавшему фрагменту определяют музыкальное произведение, проникнувшись чувством сопереживания природе. Находят нужные слова для передачи настроения. | |
19 | Музыка вечера | 1 | По звучавшему фрагменту определяют музыкальное произведение, проникнувшись чувством сопереживания природе. Умело сопоставляют сравнивают, различные жанры музыки. | |
20 | Музыкальные портреты | 1 | Определяют характер музыки и передают ее настроение. Описывают образ русских воинов. Сопереживают музыкальному образу, внимательно слушают. | |
21 | Музы не молчали | 1 | Вслушиваются в музыкальную ткань произведения. На слух определяют характер и настроение музыки. Соединяют слуховые впечатления со зрительными. | |
22 | Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. | 1 | Передают эмоционально во время хорового исполнения разные по характеру песни, импровизируют. Выделяют характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями. | |
23 | Мамин праздник. | 1 | Выделяют характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и выразительные. | |
24 | Обобщающий урок | 1 | Сравнивают звучание музыкальных инструментов. Узнают музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию. Имитационными движениями изображают игру на музыкальных инструментах. Выделяют характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Имитационными движениями изображают игру на музыкальных инструментах. | |
25 | Музыкальные инструменты. «У каждого свой музыкальный инструмент» | 1 | Учатся особенностям звучания различных видов оркестров: симфонического и народного. Сравнивают звучание музыкальных инструментов. Узнают музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию. | |
26 | Музыкальные инструменты. | 1 | Учатся особенностям звучания различных видов оркестров: симфонического и народного. Размышляют о возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщают характеристику музыкальных произведений. Воспринимают художественные образы классической музыки. Расширяют словарный запас. Передают настроение музыки в пластическом движении, пении. | |
27 | Звучащие картины. | 1 | Узнают музыкальные инструменты по изображениям. Участвуют в коллективном пении, вовремя начинают и заканчивают пение, слушают паузы, понимают дирижерские жесты. | |
28 | Музыка в цирке. | 1 | Учатся своеобразию музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Определяют жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец – марш. Узнают изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; Передают настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении. | |
29 | Дом, который звучит. | 1 | Вслушиваются в звучащую музыку и определять характер произведения. Выделяют характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Эмоционально откликаются на музыкальное произведение и выражают свое впечатление в пении, игре или пластике. | |
30 | Опера-сказка. | 1 | Называют понравившееся произведение, давая его характеристику. Умело сопоставляют, сравнивают, различные жанры музыки. Анализируют музыкальные произведения, определяют настроение, выделяют характер построения: инструментальное или вокальное, тембровое звучание тем. | |
31 | «Ничего на свете лучше нету». | 1 | Через различные формы деятельности систематизируют собственный словарный запас. Эмоционально откликаются на музыкальное произведение и выражают свое впечатление в пении, игре или пластике. | |
32 | Афиша. Программа. Твой музыкальный словарик. | 1 | Учатся обобщать свои музыкальные впечатления. Умеют размышлять о музыке: высказывают собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям. Создают собственные исполнительские интерпретации. | |
33 | Музыка и ты. Обобщающий урок | 1 | ||
Итого: | 33 |
- Материально – техническое обеспечение
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического оснащения | Количество | Назначение, описание |
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1.1 | Стандарт основного общего образования по предмету | 1 | |
1.2 | Учебник: Авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 1 класс учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2016. | 27 | Учебник написан в соответствии с ФГОС НОО, примерной программой по музыке и рабочей программой «Музыка.1-4 классы». Программа включает содержательную часть, планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные), вариант тематического планирования и рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного процесса. |
1.3. | Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1 класс. М.: Просвещение, 2005. | 1 | Хрестоматия входит в УМК по музыке для 1 класса начальной школы. В ней в соответствии с учебником-тетрадью представлен нотный материал: песни для разучивания с детьми, инструментальные пьесы для слушания и детского музицирования, а также облегченные переложения фрагментов произведений для симфонического оркестра. |
1.4 | Рабочая программа по учебному предмету | 1 | Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы, разработана и составлена в соответствии с ФГОС |
1.5 | Золина Л.В. «Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы». Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с. | 1 | Данное пособие рассчитано на преподавателей школ, гимназий, лицеев и колледжей, студентов педагогических вузов. В нем предложены различные формы проведения уроков музыки в школе, направленные на расширение кругозора у детей, формирование музыкального вкуса. Уроки в нетрадиционной форме позволяют учащимся приобщиться к миру искусства, погружают в атмосферу творчества. Пособие дополнено мультимедийным приложением, в котором собран иллюстративный материал к урокам, видеофрагменты и большое количество музыкальных произведений. |
1.6 | Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 классы. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.: Просвещение. - 177 с. | 1 | Методическое пособие адресовано учителям музыки, работающим по учебно-методическим комплектам «Музыка» для 1-4 классов начальной школы. В методике работы с учащимися 1 класса предлагается последовательное изучение материала, соответствующим требованиям ФГОС НОО. |
1.7 | Поурочные разработки по предмету «Музыка» Автор: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Издательство: М.: Просвещение | 1 | Поурочно-тематическое планирование предназначено для учителей музыки, работающим по учебно-методическим комплектам «Музыка» для 1-4 классов начальной школы, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации для общеобразовательных учреждений разного типа. Учебно-методические комплекты (УМК) по музыке для каждого класса включают в себя учебник и рабочую тетрадь для учащихся, хрестоматию музыкального материала и фонохрестоматию на компакт-дисках для учителя, соответствующим требованиям ФГОС НОО. |
2. | Демонстрационные учебные пособия | ||
2.1 | Таблицы по стандартам | - | - |
2.2 | Плакаты методические | - | - |
2.3 | Портреты выдающихся деятелей | - | Портреты русских и зарубежных композиторов |
3 | Экранно-звуковые пособия | ||
3.1 | Аудиозаписи, видеозаписи | 1 |
|
4 | Технические средства обучения | ||
4.1 4.2 4.3 | Интерактивная доска Компьютер Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий». Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо». Мультимедийная программа «Музыка. Ключи». Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.». Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов». Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/. | 1 1 | В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа помузыке 5 класс
Рабочая программа по музыке 5 класс. Пояснительная записка, УМК, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...