Рабочая программа помузыке 5 класс
рабочая программа по музыке (5 класс) по теме

Тульская Валентина Ивановна

Рабочая программа по музыке 5 класс. Пояснительная записка, УМК, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_muzyka_microsoft_word.doc122 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Глинновская средняя общеобразовательная школа»

Новооскольского района Белгородской области

«Согласовано»

Руководитель МО

______Новосёлова Н.Г.

Протокол № ___ от

«____»_________2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР МБОУ  «Глинновская СОШ» _________ Тарасова Н.Г.

«____»__________2013 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ  «Глинновская СОШ» _________ Ерёмина Н.С.

Приказ № _____

от «___» _____  2013 г.

Рабочая программа

ПРЕДМЕТ: МУЗЫКА

УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ ТУЛЬСКАЯ ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА

I КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ

КЛАСС: 5

УРОВЕНЬ: БАЗОВЫЙ

2013 г.

Пояснительная записка

       Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5-го класса  составлена на основе Государственного образовательного стандарта общего образования по искусству, Примерной программы общего образования по музыке и содержания программы  «Музыка» (5 -8 классы) авторов  Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой. М.: Просвещение 2010 г.    в соответствии  со стандартами второго поколения и с основными положениями  художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского.  

Цель программы: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры; формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

Задачи программы:

  • приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной и произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
  • развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;
  • воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;
  • освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире — художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.

УМК:  Сергеева Г.П.     Учебник «Музыка» 5 класс,  для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008.

 Сергеева Г.П.    Творческая тетрадь к учебнику "Музыка": Для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008.

 Хрестоматия музыкального материала к учебнику "Музыка". 5 класс: Пособие для учителя / Сост.: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2008.

Сергеева Г.П.    Уроки музыки: 5-6 классы: пособие для учителя /Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская - М.: Просвещение, 2007.

Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа – 35

 (1 час в неделю)

Формы организации учебного процесса: основными видами учебной деятельности являются: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений.

Требования к уровню подготовки учащихся 5  класса

  • понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино);
  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства;
  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах её воплощения;
  • различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности(пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
  • передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме;
  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров;
  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

«Музыка и литература» (19 ч)

1

Что роднит музыку с литературой

1

2

Вокальная музыка

1

3

Вокальная музыка

4

Фольклор в музыке русских композиторов

1

5

Фольклор в музыке русских композиторов

1

6

Жанры инструментальной и вокальной музыки

1

7

Вторая жизнь песни

1

8

Вторая жизнь песни

9

Всю жизнь мою несу родину в душе…

1

10

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

1

11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

1

12

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

1

13

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

1

14

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

1

15

Опера-былина Н.А. Римского Корсакова «Садко»

1

16

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

1

17

Музыка в театре, в кино, на телевидении

1

18

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

1

19

Мир композитора

Музыка и изобразительное искусство (16 ч)

20

Что роднит музыку с изобразительным искусством

1

21

Небесное и земное в звуках и красках

1

22

Звать через прошлое к настоящему

1

23

Звать через прошлое к настоящему

1

24

Музыкальная живопись и жи-вописная музыка

1

25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1

26

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

1

27

Волшебная палочка дирижёра. Образы борьбы и победы в искусстве

1

28

Застывшая музыка

1

29

Полифония в музыке и живописи

30

Музыка на мольберте

1

31

Импрессионизм в музыке и живописи

1

32

О подвигах, о доблести, о славе…

1

33

В каждой мимолётности я вижу миры…

1

34

Мир композитора. С веком наравне

1

35

Обобщающий урок-концерт

1

Итого 35 ч

Содержание учебного курса

«Музыка и литература» (19 ч)

Что роднит музыку с литературой. Музыка в системе искусств. Что стало бы с музыкой если бы не было литературы. Во все времена музыка училась у поэзии (фразы, предложения, восклицания, вздохи). Связь музыки и литературы. (1 ч)

Вокальная музыка. Песня – самый распространённый жанр музыкально-литературного творчества. Песня – душа народа. Вокальная музыка. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню? Романс – лирическое стихотворение, положенное на музыку. Жизнь и творчество М.И. Глинки. Россия, Россия, нет слова красивей. Песня русская в берёзах, песня русская в хлебах… Звучащие картины. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно… (2 ч)

Фольклор в музыке русских композиторов.  Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе литературных источников. Стучит, гремит кикимора… Что за прелесть эти сказки… (2 ч)

Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вокальная и инструментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообразие: вокализ, песни без слов, вокальная и инструментальная бараколла. Либретто.  (1 ч)

Вторая жизнь песни. Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством. Мелодией одной звучат печаль и радость… Песнь моя летит с мольбою. (2 ч)

Всю жизнь мою несу родину в душе… колокольный звон в музыке.   «Перезвоны». Звучащие картины. Скажи, откуда ты приходишь, красота? Живительный источник творчества. Обобщение материала I четверти. (1 ч)

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г.В. Свиридова) и западноевропейских (A Шопен, В. Моцарт) композиторов. Слово о мастере. Гармонии задумчивый поэт. Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь… Был он весь окутан тайной – чёрный гость… (1 ч)

Первое путешествие в музыкальный театр.  Опера

Место и возможности музыки в синтетических видах искусства: в театре. История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств (музыкального, драматического и изобразительного) в опере. В основе оперы – литературное произведение. (1 ч)

Опера-былина Н.А. Римского-Корсакова «Садко». Опера. Оперная музыка. Опера-былина «Садко». Звучащие картины. Поклон вам, гости именитые, гости заморские! (1 ч)

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. В основе балета – литературное произведение. Балетная мозаика. Балет-сказка «Щелкунчик». (1 ч)

Музыка в театре, в кино, на телевидении. Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. (1 ч) 

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Расширение представлений о жанре мюзикла. История возникновения жанра. Основные его отличия от оперы (театр «лёгкого» стиля). Наиболее известные мюзиклы. (1 ч)

Мир композитора. Обобщение материала 2-й четверти. (1 ч)

Музыка и изобразительное искусство (16 ч)

Что роднит музыку с изобразительным искусством.  Жизнь – единый источник всех художественных произведений. Связь музыки и изобразительного искусства. Музыкальная живопись и живописная музыка. Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства. (1 ч)

Небесное и земное в звуках и красках. Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства.  Три вечные струны: молитва, песнь, любовь. Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье… (1 ч)

Звать через прошлое к настоящему. Более глубокое изучение кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»: сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства. За отчий дом, за русский край… Ледовое побоище. После  побоища (2 ч)

Музыкальная живопись и живописная музыка. Общность музыки и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку? Ты раскрой мне, природа, объятья… Мои помыслы – краски, мои мысли – напевы… И это всё весенних дней приметы! Фореллвен-квинтет. Дыхание русской песенности. (1 ч)

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Выразительные возможности скрипки, её создатели и исполнители. Музыка и живопись. Портрет Н. Паганини в музыке и изобразительном искусстве. Звуки скрипки так дивно звучали. Неукротимым звуком своим он побеждал зло(1 ч)

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. В основе профессиональной музыки лежат народные истоки (на примерах произведений С. Рахманинова и В.Г. Кикты). Весть святого торжества. Древний храм святой вершиной блещет ярко… (1 ч)

Волшебная палочка дирижёра. Образы борьбы и победы в искусстве. Симфонический оркестр. Значение дирижёра в исполнении симфонической музыки оркестром. Группы инструментов оркестра, их выразительная роль. Известные дирижёры мира. О, душа моя, ныне Бетховен с тобой (1 ч)

Застывшая музыка  Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Архитектура - застывшая музыка.  (1 ч)

Полифония в музыке и живописи  Продолжение знакомства с творчеством И.С. Баха. Освоение понятий полифония, фуга. Любимый инструмент Баха – орган. (1 ч)

Музыка на мольберте. Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М.К. Чюрлениса. Расширение представлений о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы.  (1 ч)

Импрессионизм в музыке и живописи. Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи.  (1 ч)

О подвигах, о доблести, о славе… Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства. Продолжение знакомства с жанром реквием.  (1 ч)

В каждой мимолётности я вижу миры … Образный мир произведений С.С. Прокофьева и М.П. Мусоргского. Своеобразие их творчества.  (1 ч)

Мир композитора. С веком наравне  Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов.

 (1 ч)

Обобщающий урок-концерт. Повторение и обобщение полученных знаний.  (1 ч)

 

Формы и средства контроля. Основными формами контроля знаний умений и  навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрос.  

Тестовый контроль

Материал к уроку №9

1.Согласны ли вы с утверждением: вокальная музыка- это взаимопроникновение музыки и литературы.

А) да;  Б) нет.

2.Что не является жанром вокальной музыки:

    А) песня;  Б) оратория; В) кантата; Г) романс; Д) опера; Е) балет.

3.Согласны ли вы с утверждением: либретто- это пьеса, предназначенная для постановки на сцене.

     А) да; Б) нет.

4.Песня без слов называется:

     А) опера; Б) вокализ.

5.Продолжите: романс- это вокальный жанр, в котором поётся о ______________________________________________________________

6.Кто из композиторов продлил жизнь романсу «Жаворонок» М.Глинки?

   А) А.Бородин; Б) М.Балакирев; В) П.Чайковский.

7.Как называется музыка и кто её автор (звучит «Поет зима, аукает» Г. Свиридова).

     А) Г.Свиридов «Поет зима, аукает»; Б) Н.А. Римский – Корсаков  «Колыбельная

           Волховы».

8.Кантата в переводе с итальянского  означает:

     А) сочинять; Б) танцевать; В) петь.

9.В каком веке родилась опера?

    А) 16век; Б) 17 век; В) 18 век.

10.Балет в переводе с итальянского означает:

      А) танец; Б) сцена.

    Тестовый контроль

Материал к уроку №16

  1. Согласны ли вы, что вокализ- это музыкальное произведение, исполняемое голосом без слов:
  1. Да;       2) Нет.

2.Музыкальный жанр, основанный на единстве слова, музыки и сценического движения, это:

1) опера; 2) балет; 3) концерт.

3.Согласны ли вы, что автором этого произведения является В.Моцарт

   (звучит фрагмент из 2ч. Симфонии «Юпитер»)

         1)Согласен;        2) Не согласен.

4.Кому из русских композиторов принадлежат данные произведения:

1.Бородин                                 а)  Симфония «Юпитер»

2.Моцарт                                    б)  Жаворонок

3.М.Глинка                                 в)  Квартет№2

Ответы:1-а; 2-в

5.Кто исполняет эти произведения: (слушают)

М. Глинка  - «Жаворонок»                      хор

В.Моцарт - Симфония «Юпитер»          симфонический оркестр

А.Бородин  -   Квартет №2                       квартет

6.Согласны ли вы, что квартетом называется музыкальное произведение в исполнении, которого участвуют 4 исполнителя?

1) да;      2) нет.

7. Согласны ли вы, что камерная музыка, предназначенная для небольшого количества слушателей и исполнителей:

1) да;      2) нет.

8.Что означают динамические оттенки: р - пиано ; f-форте?

Материал к уроку №26

1.Как называется сообщество музыкантов, членами которого были Н.А.Р.-К.,М.Балакирев, А.Бородин:

 а) «Единая Россия»; б) «Могучая кучка»; в) «Мир искусства».

2.Какие три чуда показаны в симфонической картине Н.А.Р.-К. : 1)_________________________________________________

2)__________________________________________________

3)____________________________________________________

3.Какое музыкальное произведение образно связано с картиной В.Васнецова «Три богатыря»?

1) А.Бородина; 2) Л.Бетховена.

4. В чем схожесть музыкальных портретов Сусанина и Кутузова?

5.Кто является автором музыкального произведения?

1.М.Мусоргский                                        а) опера «Жизнь за царя»

2. М.Глинка                                                б) Песня Варлаама

3.С.Прокофьев                                           в) опера «Война и мир»

6.Продолжите мысль:

Смотреть можно_______________                          

Слушать можно__________________

а) оперу;  б) балет.

7.Как называется произведение, которое звучит и кто его автор?

  а) Н.А.Р.-К. – «Три чуда»;     б)  М.Мусоргский- «Баба- Яга».

8. Кто исполняет произведение?  (звучит «Вальс» П.Чайковского)

     а) хор; б) симфонический оркестр; в) солист.

Материал к уроку №34

1. Согласны ли вы с утверждением, что хабанера- это испанский народный танец- песня:

    а) да;  б) нет.

2. Какой инструмент здесь лишний?  (подчеркнуть)

  • труба, валторна, тромбон, балалайка.
  • скрипка, альт, ложки, виолончель.

3.Продолжите мысль: импрессионизм- это___________________

4. Назовите художников- импрессионистов.

5. Согласны ли вы, что французский композитор Клод Дебюсси композитор- импрессионист?  

    а) да;  б) нет.

6. Какие виды церковного звона вам известны?

7. Кто исполняет произведение?

    а) симфонический оркестр; б) фортепиано;  в) хор.

8. Как называется произведение, которое звучит и кто его автор?

а) К. Дебюсси- «Празднества»;

б) М.Равель- «Хабанера».

Список методической литературы

  1. Алиев Ю.Б.    Пение на уроках музыки: Конспекты уроков. Репертуар. Методика. - М.: ЫВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 432 с.: ноты. - (Библиотека учителя музыки). - ISBN 5-305-00123-4.
  2. Анисимов В.П.    Диагностика музыкальных способностей детей: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 128 с. - (Учебное пособие для вузов). - ISBN 5-691-01113-8.
  3. Бергер Н.А.    Современная концепция и методика обучения музыке. - СПб.: КАРО, 2004. - 368 с. - Библиогр.: с. 322-324. - ISBN 5-89815-289-х.
  4. Брянцева В.Н.    Музыкальная литература зарубежных стран: Учебник для детских музыкальных школ. Втрой год обучения. - М.: Музыка, 2007. - 184 с.: ил., нот. - ISBN 978-5-7140-0964-8.
  5. Кабалевский Д.Б.    Как рассказывать детям о музыке?: Книга для учителя. - 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2005. - 224 с.: ил. - ISBN 5-09-012484-1.
  6. Ладвинская А.А.    70 знаменитых композиторов: Судьба и творчество. - Донецк: ООО ПКФ "БАО", 2006. - 416 с. - ISBN 966-338-329-1.
  7. Музыка для преподавателей , классных руководителей 1-7 кл. / Сост. В.В.Фадин. - Волгоград: Учитель, 2005. - 99 с. - ISBN 5-7057-0002-4.
  8. Методологическая культура педагога-музыканта: Учебное пособие для студентов вузов / Э.Б. Абдуллин, О.В. Ванилихина, Н.В. Морозова и др.; под ред. Э.Б. Абдуллина. - М.: Изд. центр "Академия", 2002. - 272 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 264-266. - ISBN 5-7695-0971-6.
  9. Музыкально-эстетическое воспитание школьников / Авт.-сост. О.П. Власенко. - Волгоград: Учитель, 2007. - 112 с. - Библиогр.: с. 110. - ISBN 978-5-7057-1103-4.
  10. Музыка. 1-7 классы: Тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека / Авт.-сост. Е.Н. Арсенина. - Волгоград: Учитель, 2009. - 206 с.: ил. - Библиогр.: с. 203. - ISBN 978-5-7057-1860-3.
  11. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей: Методическое пособие / Е.А. Ермолинская, Е.И. Коротеева, Е.С. Медкова и др.; под ред. Е.П. Кабковой. - М.: Просвещение, 2009. - 174 с. - ISBN 978-5-09-017149-6.
  12. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – (стандарты второго поколения)
  13. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы: Учебное пособие / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина и др. - М.: Просвещение, 2007. - 128 с. - ISBN 978-5-09-016138-1.
  14. Сергеева Г.П.    Музыка: Учебник для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008. - 160с.: илл. - ISBN 5-09-011597-4.
  15. Сергеева Г.П.    Творческая тетрадь к учебнику "Музыка": Для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007. - 88с.: ил. - ISBN 5-09-011540-0.
  16. Струве Г.    Я хочу увидеть музыку. 5-11 классы: Сборник песен. - М.: Дрофа, 2005. - 80 с.: нот. - ISBN 5-7107-8948-8.
  17. Сергеева Г.П.    Музыка. 5-6 классы: Методические пособия. - М.: Просвещение, 2007. - 206 с. - ISBN 5-09-013553-3.
  18. Соколов А.С.    Мир музыки в зеркале времен. - М.: Просвещение, 2008. - 276 с. - ISBN 978-5-09-016148-0.
  19. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост. Л.В. Золина. - М.: Глобус, 2008. - 176 с. - (Современная школа). - Библиогр.: с. 174.- ISBN 978-5-9928-0041-8.
  20. Усачева В.О.    Музыкальное искусство: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 160 с.: ил. - ISBN 5-88717-712-8.
  21. Хрестоматия музыкального материала к учебнику "Музыка". 5 класс: Пособие для учителя / Сост.: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2008. - 144 с. - ISBN 5-09-011547-8.
  22. Художественно-эстетическое образование в Белгородской области: состояние, проблемы, поиски. Вып. 1 / Под Ред. И.А. Ильяевой; Управление образования администрации Белгордской обрасти; БелРИПКППС; Центр художественно-эстетического образования. - Белгород: ИПЦ "Политерра", 2003. - 204 с. - ISBN 5-98242-001-8.
  23. Шорникова М.    Музыкальная литература. Музыка, ее формы и жанры: Первый год обучения. Учебное пособие. - 7-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 186 с.: ил. - (Учебные пособия для ДМШ). - ISBN 978-5-222-12276-1.

Литература по ФГОС второго поколения

  1. Григорьев, Д.В. Художественное творчество. Социальное творчество: программы внеурочной деятельности / Д.В. Григорьев., Б.В. Куприянов..- М.: Просвещение, 2011.- 79 с.
  2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010 – 223 с. – (Стандарты второго поколения)
  3. Данилюк, А.Я.  Концепция  духовно-нравственного  развития и  воспитания  личности гражданина   России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. -  М.: Просвещение, 2011. -23 с.
  4. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. – М.: Просвещение, 2011.- 96 с. – (Работаем по новым стандартам)
  5. Модели образовательной программы образовательного учреждения: опыт регионов. - М.: Просвещение, 2011. -109 с.
  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения)
  7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /под. ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2011. - 111с.
  8. Программы внеурочной деятельности. Познавательная активность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам)
  9. Федеральный государственный  образовательный стандарт основного  общего образования. - М.:Просвещение, 2011.
  10. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-159 с. - (Стандарты второго поколения)
  11. Фундаментальное ядро содержания общего образования /Рос.акад.наук, Рос.акад.образования; под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд.., доработ. – М: Просвещение, 2011-69 с. - (Стандарты второго поколения)
  12. Чернобай, Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной среде: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Е.В.Чернобай.- М.: Просвещение, 2012. – 56 с. - (Работаем по новым стандартам)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...