Рабочая программа помузыке 5 класс
рабочая программа по музыке (5 класс) по теме
Рабочая программа по музыке 5 класс. Пояснительная записка, УМК, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_muzyka_microsoft_word.doc | 122 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Глинновская средняя общеобразовательная школа»
Новооскольского района Белгородской области
«Согласовано» Руководитель МО ______Новосёлова Н.Г. Протокол № ___ от «____»_________2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УР МБОУ «Глинновская СОШ» _________ Тарасова Н.Г. «____»__________2013 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Глинновская СОШ» _________ Ерёмина Н.С. Приказ № _____ от «___» _____ 2013 г. |
Рабочая программа
ПРЕДМЕТ: МУЗЫКА
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ ТУЛЬСКАЯ ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
I КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
КЛАСС: 5
УРОВЕНЬ: БАЗОВЫЙ
2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5-го класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта общего образования по искусству, Примерной программы общего образования по музыке и содержания программы «Музыка» (5 -8 классы) авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой. М.: Просвещение 2010 г. в соответствии со стандартами второго поколения и с основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского.
Цель программы: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры; формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
Задачи программы:
- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной и произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
- развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;
- воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;
- освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире — художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.
УМК: Сергеева Г.П. Учебник «Музыка» 5 класс, для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008.
Сергеева Г.П. Творческая тетрадь к учебнику "Музыка": Для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику "Музыка". 5 класс: Пособие для учителя / Сост.: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2008.
Сергеева Г.П. Уроки музыки: 5-6 классы: пособие для учителя /Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская - М.: Просвещение, 2007.
Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа – 35
(1 час в неделю)
Формы организации учебного процесса: основными видами учебной деятельности являются: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино);
- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах её воплощения;
- различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности(пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
- передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме;
- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров;
- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание |
«Музыка и литература» (19 ч) | ||||
1 | Что роднит музыку с литературой | 1 | ||
2 | Вокальная музыка | 1 | ||
3 | Вокальная музыка | |||
4 | Фольклор в музыке русских композиторов | 1 | ||
5 | Фольклор в музыке русских композиторов | 1 | ||
6 | Жанры инструментальной и вокальной музыки | 1 | ||
7 | Вторая жизнь песни | 1 | ||
8 | Вторая жизнь песни | |||
9 | Всю жизнь мою несу родину в душе… | 1 | ||
10 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | 1 | ||
11 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | 1 | ||
12 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | 1 | ||
13 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | 1 | ||
14 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера | 1 | ||
15 | Опера-былина Н.А. Римского Корсакова «Садко» | 1 | ||
16 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет | 1 | ||
17 | Музыка в театре, в кино, на телевидении | 1 | ||
18 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл | 1 | ||
19 | Мир композитора | |||
Музыка и изобразительное искусство (16 ч) | ||||
20 | Что роднит музыку с изобразительным искусством | 1 | ||
21 | Небесное и земное в звуках и красках | 1 | ||
22 | Звать через прошлое к настоящему | 1 | ||
23 | Звать через прошлое к настоящему | 1 | ||
24 | Музыкальная живопись и жи-вописная музыка | 1 | ||
25 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве | 1 | ||
26 | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве | 1 | ||
27 | Волшебная палочка дирижёра. Образы борьбы и победы в искусстве | 1 | ||
28 | Застывшая музыка | 1 | ||
29 | Полифония в музыке и живописи | |||
30 | Музыка на мольберте | 1 | ||
31 | Импрессионизм в музыке и живописи | 1 | ||
32 | О подвигах, о доблести, о славе… | 1 | ||
33 | В каждой мимолётности я вижу миры… | 1 | ||
34 | Мир композитора. С веком наравне | 1 | ||
35 | Обобщающий урок-концерт | 1 | ||
Итого 35 ч |
Содержание учебного курса
«Музыка и литература» (19 ч)
Что роднит музыку с литературой. Музыка в системе искусств. Что стало бы с музыкой если бы не было литературы. Во все времена музыка училась у поэзии (фразы, предложения, восклицания, вздохи). Связь музыки и литературы. (1 ч)
Вокальная музыка. Песня – самый распространённый жанр музыкально-литературного творчества. Песня – душа народа. Вокальная музыка. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню? Романс – лирическое стихотворение, положенное на музыку. Жизнь и творчество М.И. Глинки. Россия, Россия, нет слова красивей. Песня русская в берёзах, песня русская в хлебах… Звучащие картины. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно… (2 ч)
Фольклор в музыке русских композиторов. Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе литературных источников. Стучит, гремит кикимора… Что за прелесть эти сказки… (2 ч)
Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вокальная и инструментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообразие: вокализ, песни без слов, вокальная и инструментальная бараколла. Либретто. (1 ч)
Вторая жизнь песни. Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством. Мелодией одной звучат печаль и радость… Песнь моя летит с мольбою. (2 ч)
Всю жизнь мою несу родину в душе… колокольный звон в музыке. «Перезвоны». Звучащие картины. Скажи, откуда ты приходишь, красота? Живительный источник творчества. Обобщение материала I четверти. (1 ч)
Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г.В. Свиридова) и западноевропейских (A Шопен, В. Моцарт) композиторов. Слово о мастере. Гармонии задумчивый поэт. Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь… Был он весь окутан тайной – чёрный гость… (1 ч)
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера
Место и возможности музыки в синтетических видах искусства: в театре. История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств (музыкального, драматического и изобразительного) в опере. В основе оперы – литературное произведение. (1 ч)
Опера-былина Н.А. Римского-Корсакова «Садко». Опера. Оперная музыка. Опера-былина «Садко». Звучащие картины. Поклон вам, гости именитые, гости заморские! (1 ч)
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. В основе балета – литературное произведение. Балетная мозаика. Балет-сказка «Щелкунчик». (1 ч)
Музыка в театре, в кино, на телевидении. Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. (1 ч)
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Расширение представлений о жанре мюзикла. История возникновения жанра. Основные его отличия от оперы (театр «лёгкого» стиля). Наиболее известные мюзиклы. (1 ч)
Мир композитора. Обобщение материала 2-й четверти. (1 ч)
Музыка и изобразительное искусство (16 ч)
Что роднит музыку с изобразительным искусством. Жизнь – единый источник всех художественных произведений. Связь музыки и изобразительного искусства. Музыкальная живопись и живописная музыка. Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства. (1 ч)
Небесное и земное в звуках и красках. Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства. Три вечные струны: молитва, песнь, любовь. Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье… (1 ч)
Звать через прошлое к настоящему. Более глубокое изучение кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»: сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства. За отчий дом, за русский край… Ледовое побоище. После побоища (2 ч)
Музыкальная живопись и живописная музыка. Общность музыки и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку? Ты раскрой мне, природа, объятья… Мои помыслы – краски, мои мысли – напевы… И это всё весенних дней приметы! Фореллвен-квинтет. Дыхание русской песенности. (1 ч)
Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Выразительные возможности скрипки, её создатели и исполнители. Музыка и живопись. Портрет Н. Паганини в музыке и изобразительном искусстве. Звуки скрипки так дивно звучали. Неукротимым звуком своим он побеждал зло(1 ч)
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. В основе профессиональной музыки лежат народные истоки (на примерах произведений С. Рахманинова и В.Г. Кикты). Весть святого торжества. Древний храм святой вершиной блещет ярко… (1 ч)
Волшебная палочка дирижёра. Образы борьбы и победы в искусстве. Симфонический оркестр. Значение дирижёра в исполнении симфонической музыки оркестром. Группы инструментов оркестра, их выразительная роль. Известные дирижёры мира. О, душа моя, ныне Бетховен с тобой (1 ч)
Застывшая музыка Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Архитектура - застывшая музыка. (1 ч)
Полифония в музыке и живописи Продолжение знакомства с творчеством И.С. Баха. Освоение понятий полифония, фуга. Любимый инструмент Баха – орган. (1 ч)
Музыка на мольберте. Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М.К. Чюрлениса. Расширение представлений о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы. (1 ч)
Импрессионизм в музыке и живописи. Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи. (1 ч)
О подвигах, о доблести, о славе… Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства. Продолжение знакомства с жанром реквием. (1 ч)
В каждой мимолётности я вижу миры … Образный мир произведений С.С. Прокофьева и М.П. Мусоргского. Своеобразие их творчества. (1 ч)
Мир композитора. С веком наравне Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов.
(1 ч)
Обобщающий урок-концерт. Повторение и обобщение полученных знаний. (1 ч)
Формы и средства контроля. Основными формами контроля знаний умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрос.
Тестовый контроль
Материал к уроку №9
1.Согласны ли вы с утверждением: вокальная музыка- это взаимопроникновение музыки и литературы.
А) да; Б) нет.
2.Что не является жанром вокальной музыки:
А) песня; Б) оратория; В) кантата; Г) романс; Д) опера; Е) балет.
3.Согласны ли вы с утверждением: либретто- это пьеса, предназначенная для постановки на сцене.
А) да; Б) нет.
4.Песня без слов называется:
А) опера; Б) вокализ.
5.Продолжите: романс- это вокальный жанр, в котором поётся о ______________________________________________________________
6.Кто из композиторов продлил жизнь романсу «Жаворонок» М.Глинки?
А) А.Бородин; Б) М.Балакирев; В) П.Чайковский.
7.Как называется музыка и кто её автор (звучит «Поет зима, аукает» Г. Свиридова).
А) Г.Свиридов «Поет зима, аукает»; Б) Н.А. Римский – Корсаков «Колыбельная
Волховы».
8.Кантата в переводе с итальянского означает:
А) сочинять; Б) танцевать; В) петь.
9.В каком веке родилась опера?
А) 16век; Б) 17 век; В) 18 век.
10.Балет в переводе с итальянского означает:
А) танец; Б) сцена.
Тестовый контроль
Материал к уроку №16
- Согласны ли вы, что вокализ- это музыкальное произведение, исполняемое голосом без слов:
- Да; 2) Нет.
2.Музыкальный жанр, основанный на единстве слова, музыки и сценического движения, это:
1) опера; 2) балет; 3) концерт.
3.Согласны ли вы, что автором этого произведения является В.Моцарт
(звучит фрагмент из 2ч. Симфонии «Юпитер»)
1)Согласен; 2) Не согласен.
4.Кому из русских композиторов принадлежат данные произведения:
1.Бородин а) Симфония «Юпитер»
2.Моцарт б) Жаворонок
3.М.Глинка в) Квартет№2
Ответы:1-а; 2-в
5.Кто исполняет эти произведения: (слушают)
М. Глинка - «Жаворонок» хор
В.Моцарт - Симфония «Юпитер» симфонический оркестр
А.Бородин - Квартет №2 квартет
6.Согласны ли вы, что квартетом называется музыкальное произведение в исполнении, которого участвуют 4 исполнителя?
1) да; 2) нет.
7. Согласны ли вы, что камерная музыка, предназначенная для небольшого количества слушателей и исполнителей:
1) да; 2) нет.
8.Что означают динамические оттенки: р - пиано ; f-форте?
Материал к уроку №26
1.Как называется сообщество музыкантов, членами которого были Н.А.Р.-К.,М.Балакирев, А.Бородин:
а) «Единая Россия»; б) «Могучая кучка»; в) «Мир искусства».
2.Какие три чуда показаны в симфонической картине Н.А.Р.-К. : 1)_________________________________________________
2)__________________________________________________
3)____________________________________________________
3.Какое музыкальное произведение образно связано с картиной В.Васнецова «Три богатыря»?
1) А.Бородина; 2) Л.Бетховена.
4. В чем схожесть музыкальных портретов Сусанина и Кутузова?
5.Кто является автором музыкального произведения?
1.М.Мусоргский а) опера «Жизнь за царя»
2. М.Глинка б) Песня Варлаама
3.С.Прокофьев в) опера «Война и мир»
6.Продолжите мысль:
Смотреть можно_______________
Слушать можно__________________
а) оперу; б) балет.
7.Как называется произведение, которое звучит и кто его автор?
а) Н.А.Р.-К. – «Три чуда»; б) М.Мусоргский- «Баба- Яга».
8. Кто исполняет произведение? (звучит «Вальс» П.Чайковского)
а) хор; б) симфонический оркестр; в) солист.
Материал к уроку №34
1. Согласны ли вы с утверждением, что хабанера- это испанский народный танец- песня:
а) да; б) нет.
2. Какой инструмент здесь лишний? (подчеркнуть)
- труба, валторна, тромбон, балалайка.
- скрипка, альт, ложки, виолончель.
3.Продолжите мысль: импрессионизм- это___________________
4. Назовите художников- импрессионистов.
5. Согласны ли вы, что французский композитор Клод Дебюсси композитор- импрессионист?
а) да; б) нет.
6. Какие виды церковного звона вам известны?
7. Кто исполняет произведение?
а) симфонический оркестр; б) фортепиано; в) хор.
8. Как называется произведение, которое звучит и кто его автор?
а) К. Дебюсси- «Празднества»;
б) М.Равель- «Хабанера».
Список методической литературы
- Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: Конспекты уроков. Репертуар. Методика. - М.: ЫВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 432 с.: ноты. - (Библиотека учителя музыки). - ISBN 5-305-00123-4.
- Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 128 с. - (Учебное пособие для вузов). - ISBN 5-691-01113-8.
- Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке. - СПб.: КАРО, 2004. - 368 с. - Библиогр.: с. 322-324. - ISBN 5-89815-289-х.
- Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран: Учебник для детских музыкальных школ. Втрой год обучения. - М.: Музыка, 2007. - 184 с.: ил., нот. - ISBN 978-5-7140-0964-8.
- Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке?: Книга для учителя. - 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2005. - 224 с.: ил. - ISBN 5-09-012484-1.
- Ладвинская А.А. 70 знаменитых композиторов: Судьба и творчество. - Донецк: ООО ПКФ "БАО", 2006. - 416 с. - ISBN 966-338-329-1.
- Музыка для преподавателей , классных руководителей 1-7 кл. / Сост. В.В.Фадин. - Волгоград: Учитель, 2005. - 99 с. - ISBN 5-7057-0002-4.
- Методологическая культура педагога-музыканта: Учебное пособие для студентов вузов / Э.Б. Абдуллин, О.В. Ванилихина, Н.В. Морозова и др.; под ред. Э.Б. Абдуллина. - М.: Изд. центр "Академия", 2002. - 272 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 264-266. - ISBN 5-7695-0971-6.
- Музыкально-эстетическое воспитание школьников / Авт.-сост. О.П. Власенко. - Волгоград: Учитель, 2007. - 112 с. - Библиогр.: с. 110. - ISBN 978-5-7057-1103-4.
- Музыка. 1-7 классы: Тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека / Авт.-сост. Е.Н. Арсенина. - Волгоград: Учитель, 2009. - 206 с.: ил. - Библиогр.: с. 203. - ISBN 978-5-7057-1860-3.
- Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей: Методическое пособие / Е.А. Ермолинская, Е.И. Коротеева, Е.С. Медкова и др.; под ред. Е.П. Кабковой. - М.: Просвещение, 2009. - 174 с. - ISBN 978-5-09-017149-6.
- Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – (стандарты второго поколения)
- Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы: Учебное пособие / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина и др. - М.: Просвещение, 2007. - 128 с. - ISBN 978-5-09-016138-1.
- Сергеева Г.П. Музыка: Учебник для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008. - 160с.: илл. - ISBN 5-09-011597-4.
- Сергеева Г.П. Творческая тетрадь к учебнику "Музыка": Для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007. - 88с.: ил. - ISBN 5-09-011540-0.
- Струве Г. Я хочу увидеть музыку. 5-11 классы: Сборник песен. - М.: Дрофа, 2005. - 80 с.: нот. - ISBN 5-7107-8948-8.
- Сергеева Г.П. Музыка. 5-6 классы: Методические пособия. - М.: Просвещение, 2007. - 206 с. - ISBN 5-09-013553-3.
- Соколов А.С. Мир музыки в зеркале времен. - М.: Просвещение, 2008. - 276 с. - ISBN 978-5-09-016148-0.
- Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост. Л.В. Золина. - М.: Глобус, 2008. - 176 с. - (Современная школа). - Библиогр.: с. 174.- ISBN 978-5-9928-0041-8.
- Усачева В.О. Музыкальное искусство: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 160 с.: ил. - ISBN 5-88717-712-8.
- Хрестоматия музыкального материала к учебнику "Музыка". 5 класс: Пособие для учителя / Сост.: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2008. - 144 с. - ISBN 5-09-011547-8.
- Художественно-эстетическое образование в Белгородской области: состояние, проблемы, поиски. Вып. 1 / Под Ред. И.А. Ильяевой; Управление образования администрации Белгордской обрасти; БелРИПКППС; Центр художественно-эстетического образования. - Белгород: ИПЦ "Политерра", 2003. - 204 с. - ISBN 5-98242-001-8.
- Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка, ее формы и жанры: Первый год обучения. Учебное пособие. - 7-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 186 с.: ил. - (Учебные пособия для ДМШ). - ISBN 978-5-222-12276-1.
Литература по ФГОС второго поколения
- Григорьев, Д.В. Художественное творчество. Социальное творчество: программы внеурочной деятельности / Д.В. Григорьев., Б.В. Куприянов..- М.: Просвещение, 2011.- 79 с.
- Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010 – 223 с. – (Стандарты второго поколения)
- Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2011. -23 с.
- Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. – М.: Просвещение, 2011.- 96 с. – (Работаем по новым стандартам)
- Модели образовательной программы образовательного учреждения: опыт регионов. - М.: Просвещение, 2011. -109 с.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения)
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /под. ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2011. - 111с.
- Программы внеурочной деятельности. Познавательная активность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам)
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.:Просвещение, 2011.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-159 с. - (Стандарты второго поколения)
- Фундаментальное ядро содержания общего образования /Рос.акад.наук, Рос.акад.образования; под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд.., доработ. – М: Просвещение, 2011-69 с. - (Стандарты второго поколения)
- Чернобай, Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной среде: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Е.В.Чернобай.- М.: Просвещение, 2012. – 56 с. - (Работаем по новым стандартам)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...