Конспект бинарного урока "Музыка рисует, а картина звучит"
план-конспект урока (музыка) по теме

Рахманова Людмила Викторовна

Главная задача - показать тесную взаимосвязь музыки и изобразительного искусства; направить внимание детей на то, что слушая музыку, учиться сначала видеть её, мысленно создавая образы, а затем пытаться отразить свои зрительные представления в рисунках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл binarnyy_urok.docx23.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Бинарный урок на тему: «МУЗЫКА РИСУЕТ, А КАРТИНА ЗВУЧИТ».

Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.

Цель урока: Показать тесную взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, обращая внимание детей на то, что музыка может рисовать, а картина - звучать;

                         Развитие музыкальных и творческих способностей детей;

                        Воспитание любви к различным видам искусства.

Задачи урока: Развитие творческого воображения и творческих способностей учащихся;

                            Совершенствование эстетического вкуса;

                           Формирование эмоционально-образного мышления и умение слушать музыку в процессе созерцания художественного и музыкального произведения искусства;

                           Формирование у детей  навыков передачи своих впечатлений об окружающей действительности с помощью различных видов искусства, умения анализировать и высказывать свою  мысль при разборе музыкальных и художественных произведений.

Форма урока: бинарный урок- общение.

Используемое оборудование: компьютер, музыкальный центр, фортепиано. Оборудование для учеников: мольберты, бумага, краски, кисти, баночка для воды.

ХОД УРОКА

Учитель музыки: Добрый день, друзья! Добрый день, дорогие гости! Усаживайтесь поудобнее, посмотрите вокруг себя и обратите внимание: сегодня на нашем занятии (а именно так мы назовём нашу встречу) собрались учащиеся двух отделений школы: отделения изобразительного искусства и отделения музыкального исполнительства. И вести это занятие тоже будут два преподавателя: педагог-художник Швечихина И.В. и педагог-музыкант Рахманова Л.В.  Почему мы так объединились? Сегодня наш необычный урок посвящён музыке и живописи.  Эти два вида искусства тесно связаны между собой.    Как вы думаете, что роднит музыку и живопись? Что между ними общего?                                 (Это виды искусства.  Они влияют на эмоциональное состояние человека, рисуют определённые образы).  

Учитель музыки: Глядя на картины, благодаря внутреннему слуху,  мы можем слушать живопись. А обладая внутренним зрением, каждый человек способен мысленно, внутри себя видеть то, чего в данный момент глазами он не видит. Поэтому, если внимательно вслушаться в звучащую музыку, то с помощью внутреннего зрения в нашем воображении могут возникнуть какие-либо живописные образы, картины природы, эмоциональные впечатления, соответствующие характеру музыки. Музыка рисует разные картины жизни,  у неё есть свои краски: они не красные и синие, а особенные, музыкальные: регистровые, динамические, тембровые, темповые. И всё же они бывают, похожи на краски изобразительные. Мы не только видим, но и слышим густые и светлые, прозрачные; яркие и приглушенные; тревожные и спокойные; жесткие и мягкие, ласковые тоны. Поэтому, внимательно вслушиваясь в музыку, мы можем нарисовать картину.

  Сегодня, слушая музыку, вы будете счала учиться видеть её, мысленно создавая образы, а затем пытаться отразить свои зрительные представления в рисунках.

Учитель изо: если композитор, создавая свои произведения, использует различные выразительные средства музыки: темп, динамику, регистры, то художник для передачи образа применяет краски, особую технику исполнения. 

Учитель музыки: Для создания яркого образа, для передачи настроения композиторы и художники используют особые  средства выразительности. Средствами  музыкальной выразительности  являются: мелодия, лад, тембр, регистр, динамика, динамические оттенки. Средства художественной выразительности: цвет, тон, контур, цветовые сочетания. Как вы заметили, музыкальные и изобразительные краски имеют сходства:

Музыкаьные краски                                                                       Изобразительные краки

лад                                                                                                       колорит

тембр                                                                                                   тон цвета

регистр                                                                                                палитра цвета

динамика                                                                                           цветовой фон

динамические оттенки                                                                   оттенки цвета

Учитель музыки: Сейчас послушайте  грустную историю: в одной деревне жил мальчик Лёка, самым лучшим другом у него была меленькая пушистая собачка. Всё время они проводили вместе: гуляли, веселились, играли в догонялки. И вот однажды на зиму мальчика увезли из деревни и разлучили с любимой собакой. В разлуке с лучшим другом ему было очень грустно и тоскливо, и мальчик предполагал, что и собака тоже грустит, плачет и жалуется.

Маша Ч. исполняет пьесу С. Ляховицкой «Где ты, Лёка?».

Учитель музыки: Какое настроение вызвала у вас эта музыка? ( Грустное, печальное). Какие приёмы использовал композитор, чтобы передать грустный характер пьесы? (Неторопливый темп, минорный лад, интонации вздохов).

Учитель изо: Какие тоны красок вы будите использовать, чтобы передать настроение пьесы?

Учитель музыки: Сечас в исполнении Алины К. прозвучит пьеса А.Классена «Две лягушки». Пожалуста, послушайте её внимательно и определите: отличается ли эта пьеса по настроению и музыкальным краскам от предыдущей, совпадает ли образ Алининых лягушек  с вашими представлениями.

Учитель изо: Музыка передаёт образы двух лягушек. Подумайте: эти лягушки одинаковые или разные, какими вы их можете изобразить?

Аня С. играет « Лес» Щуровского.

Учитель изо: Вопрос к Ане: Что ты сама представляешь, когда играешь эту пьесу? Какую картину рисует твоё внутреннее воображение?

Аня: В начале пьесы я представляю дремучий лес, мрачную картину. Но где-то между кронами деревьев проглядывают светлые солнечные лучи….

Учитель музыки: Хорошо… Друзья, а может быть кто-то представил себе другой образ?

Дети рассказывают о своих представлениях.

Учитель музыки: Совершенно верно. Содержание музыкального произведения точно объяснить словами невозможно. Музыка передаёт настроение, вызывает чувства и переживания, то или иное эмоциональное состояние. А мы, слушая музыкальное произведение, каждый, в силу своего воображения, своей фантазии, рисуем определённые образы, картины.

Учитель изо: Сделайте для себя наброски такого леса, который представился вам после прослушивания пьесы Щуровского.

Учитель музыки: У русского композитора, музыковеда и пианиста С.М.Слонимского в Альбоме детских пьес для фортепиано среди ярких, образных миниатюр, таких как: «Мультфильмы с приключениями», «Ябедник», «Дюймовочка», «Колокола», есть очень выразительная пьеса «Марш Бармалея». Она написана композитором на основе созданной ранее музыки к кинофильму о марсианах, где должен был звучать «свирепый» марсианский марш. Главную тему играли две трубы. Используя яркие колористические возможности фортепиано, а также ритмические, гармонические и динамические краски, Слонимский своей музыкой передал и трубный сигнал, и агрессивную тему, слушая которую невольно представляешь себе этого ужасно страшного разбойника, шествующего под свист и барабанный бой.

Иван С.  исполняет пьесу С.Слонимского «Марш бармалея».

Учитель изо: Подумайте, какие краски вы будите использовать, изображая страшного бармалея, с помощью каких средств художественной выразительности можно передать звуки барабанного боя и свиста.

Учитель музыки: И в заключении нашего занятия мы хотим предложить вашему вниманию презентацию  «Иван Фёдорович Шультце – мастер лирического пейзажа русской эмиграции». В качестве  музыкального сопровождения прозвучит пьеса А. Классена «Музыкальный эскиз» в исполнении Рахмановой Л.В. Обратите внимание,как музыкальное сопровождение помогает более глубоко понять и прочувствовать художественные образы.

Учитель музыки: Сегодня на нашем  занятии мы слушали короткие пьесы-миниатюры в исполнении учеников фортепианного отделения. Благодаря фантазии и внутреннему воображению, представили образы персонажей, отображённых  в этих музыкальных зарисовках. Обсудили, какие средства выразительности необходимы композиторам и художникам, чтобы передать настроение и образы. Наши  юные художники сделали для себя наброски наиболее понравившихся музыкальных картинок. Домашним заданием для вас будет  написать полноценные картины- впечатления.  Все сегодня поработали активно и творчески. Молодцы !!!

                                                                                                    

                                                                                                         

                                                                                                           

                                                                                                           

                                                                                                                   

                                                                                                                 

                                                                                                                   

                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок. Сочинение по картине А.К. Саврасова "Грачи прилетели" Русский язык и изобразительное искусство.

Бинарный урок проводится совместно с учителем русского языка и литературы. В ходе урока ведется беседа по картине А. Соврасова "Грачи прилетели". Беседа по картине дает возможность учащимся повторить ...

конспект занятия "Мы рисуем море"

На уроке происходит знакомство учащихся с творчеством художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского; с разными видами пейзажа; знакомство с нетрадиционным способом рисования – на мятой бумаге...

конспект интегрированного занятия "Рисуем музыку" - "Образ Бабы-Яги в произведении П.И.Чайковского

Задачи деятельности:               1.     Познакомить детей с произведением П.И. Чайковского «Баба - Яга».2.    Обратить внимание детей...

Конспект урока ИЗО "Рисуем сказочные домики"

Конспект урока изобразительного искусства в 1 классе. Предметная линия учебников под редакцией  Б. М. Неменского....

Конспект занятия "Давайте рисовать"

Конспект запнятия по рисованию для воспитанников ГПД (3 класс)...

Пластинография. Рисуем витраж-картину. Пошагово.

Пошагово создаем картину витраж, в технике пластинография. Материал может использоваться для проведения мастер класса, как видео материал для проведения занятия....