конспект занятия "Мы рисуем море"
план-конспект по изобразительному искусству (изо) по теме
На уроке происходит знакомство учащихся с творчеством художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского; с разными видами пейзажа; знакомство с нетрадиционным способом рисования – на мятой бумаге.
Расширяет знания учащихся о пейзаже, как самостоятельном жанре в искусстве; палитру эмоционально-чувственных ассоциаций по отношению к цвету и настроению картины.
Презентация к занятию прилагается ниже.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_my_risuem_more.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учереждение
Дополнительного образования детей
«Детская школа искусств»
Конспект занятия по изобразительному искусству
«Мы рисуем море»
Подготовила:
Носкова Ольга Сергеевна
Преподаватель изобразительного искусства
1 квалификационная категория
2011
Цель: Развитие образного мышления, воображения, способности рассуждать, анализировать художественные произведения.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с творчеством художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского; с разными видами пейзажа; познакомить с нетрадиционным способом рисования – на мятой бумаге.
2.развивать навыки восприятия и понимания произведений искусства, учить отражать свои впечатления на плоскости листа - живописно.
3. Расширять знания учащихся о пейзаже, как самостоятельном жанре в искусстве; расширять палитру эмоционально-чувственных ассоциаций по отношению к цвету и настроению картины.
4. Упражнять, в умении устанавливать светлотные отношения между оттенками цвета.
5. Воспитывать творческую активность, интерес к искусству, аккуратность в работе.
Художественные материалы:
листы белой бумаги (формат А4);
акварель, гуашь;
кисти плоские, круглые (“белка”, “щетина”, № 3, 5);
палитры, салфетки, подставки под кисти, вода;
Клей – карандаш;
Ножницы;
Картон.
Зрительный ряд: презентация «Мы рисуем море»
Музыкальный ряд:
Диски с шумом моря.
Методические приемы:
- показ, объяснение,
- беседа по картине
- игровая ситуация,
- наблюдение за работой детей,
- анализ работ.
Ход урока
- организационный момент.
Здравствуйте ребята! Сегодня вы оказались в мастерской юных художников.
?А вы знаете, кого называют художником?
О: человека, который пишет картины
- художник пишет на своей картине все, что видит вокруг себя: природу, окружающие предметы, человека или просто фантазирует.
- сообщение темы урока
мы с вами сегодня поговорим о картинах, на которых нарисована природа.
?Давайте вспомним, как называется картина, на которой мы видим нарисованную природу?
О: пейзаж.
Пейзаж любят рисовать многие художники, ведь вокруг столько всего интересного и красивого. Мы же с вами попробуем очень необычным способом нарисовать море, и наш урок я хочу назвать – «Мы рисуем море» (СЛАЙД 1)
Давайте совершим виртуальное путешествие к морю вот на таком самолете (СЛАЙД 2), но с остановками в разных уголках природы и полюбуемся ее красотой.
- Наша первая остановка – лес.
Перед нами картина И.И.Шишкина «Зима» (СЛАЙД 3)
? что мы видим на картине?
О: гигантские сосны, ковер снега, поваленные деревья.
- Все сковано морозом и погружено в тень. Только в глубине луч солнца осветил поляну, слегка окрасив ее в розоватый тон. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Лишь темные стволы деревьев да птицы приносят жизнь в картину.
? В лесу очень тихо. Что мы можем услышать?
О: крики птиц, хруст снега под ногами.
- так как на картине нарисован лес, такой пейзаж мы назовем – лесным.
- а сейчас мы оказались в горах.
Николай Константинович Рерих написал картину «Гора пяти сокровищ» (СЛАЙД 4)
На картине мы видим горы.
?каким цветом художник их нарисовал?
О: темно-синие, почти черные вблизи, вдали – зеленовато-голубые с белыми вершинами
? как вы думаете высокие ли это горы?
О: Да, их вершины возвышаются над облаками
? как мы назовем пейзаж, на котором видим горы?
О: горный
- а это наша последняя остановка море. Здесь мы задержимся дольше. (СЛАЙД 5)
- сообщение нового материала
3.1. Нарисовать море очень сложно, ведь оно изменчиво; море может быть бурлящим от наступающих волн или спокойным. Море каждый раз неповторимо, художник может отобразить лишь его частичку, одну из граней
? как мы назовем пейзаж, на котором нарисовано море?
О: морской или «марина»
3.2. Художников которые рисуют морские пейзажи называют маринистами.
Самым известным русским маринистом был Иван Константинович Айвазовский (СЛАЙД 6). Первый свой корабль он нарисовал в детстве на стене дома. Позже Айвазовский много путешествовал по свету. Каждый день в 6 часов утра он надевал широкий халат, становился к мольберту, смотрел на море и рисовал. Художник сделал за свою жизнь 6 тыс. картин и все с натуры, т.е. смотря на море. Его излюбленной темой были штормы и кораблекрушения.
На самой известной картине Айвазовского «Девятый вал» (СЛАЙД 7) изображено утро после бури: море еще бушует, но уже выглянули первые лучи солнца, вода кажется прозрачной, светящейся.
- давайте попытаемся заглянуть в картину
? что мы видим?
Рассказ педагога: “Над бушующим океаном встаёт солнце. Высоко поднимаются гребни яростных волн. Одна из них самая высокая. Её зовут девятым валом. Со страшной силой и гневом она стремится раздавить, потопить горсточку моряков, судорожно вцепившихся в обломки мачты. Кто эти несчастные люди, как они попали сюда?
Ещё вчера утром они вышли из гавани, был ясный день. Но к вечеру поднялся шквалистый ветер, громовые раскаты сотрясали воздух. Под этот шум неслышно было треска ломающегося корабля и криков погибающих в волнах людей. Только стук собственного сердца слышал каждый человек.
Среди пучины они ободряли друг друга, поклялись напрячь все силы и выдержать до спасительного утра, дождаться солнца. Оно укротит эти бешеные валы!
Морской пейзаж поражает чувства и воображение, заставляет нас содрогаться и сопереживать происходящему”.
? С помощью чего Художнику удалось вызвать у нас такие чувства?
О: Художник достигает впечатления с помощью набора эффектов:
изображение горстки людей, судорожно держащихся за обломки мачты.
Кончилась страшная ночь. Солнечные лучи раскрасили всеми цветами радуги тяжёлые волны.
? Как вы думаете, есть шанс на спасение этих моряков?
? А как нам об этом говорит Художник?
Море в картине сине-зелёное, почти изумрудное - это цвет надежды, покоя и спасения. Небо золотисто-розового цвета говорит нам о прояснении, просветлении, оптимизме. Символом неугасающей надежды, мужества человека перед лицом грозной и величественной стихии предстаёт картина “Девятый вал” кисти самого известного русского мариниста И.К.Айвазовского.
? что бы вы дорисовали на этой картине?
3.3. Посмотрим еще одну картину художника - «Среди волн», которая стала вершиной его творчества. (СЛАЙД 8)
Художник изобразил бушующую стихию - грозовое небо и бурное море, покрытое волнами, как бы кипящими в столкновении одна с другой.
? Здесь мы видим другие краски? Какими цветами написано море?
О: белый, голубой, синее небо
- обратите внимание какое прозрачное море получилось.
3.4. А вот еще некоторые картины И.К.Айвазовского. (СЛАЙД 9) море здесь и спокойное, и волнующееся, освещенное солнцем, и затянутое туманной дымкой…
? а какое бы вы нарисовали море?
- я предлагаю вам подобно художникам – маринистам нарисовать море.
- актуализация знаний
Рисовать мы будем очень необычным способом – на мятой бумаге.
Объяснение и показ
- возьмем лист белой бумаги и сомнем его, расправим.
- наклеим на лист картона. Складки расправлять не будем.
- посмотрите что у нас получилось? С помощью простого карандаша наметим линию горизонта, которая будет отделять небо от земли, можно нарисовать лодку или парусник, а может вы нарисуете остров или что-то другое.
- теперь возьмем наши волшебные кисточки и раскрасим рисунок.
? с чего начнем раскрашивать?
? где море будет светлее?
- видите, что рисунок лист бумаги закрашивается не полностью, в глубине остаются белые пятна. Давайте так и оставим. Это будут волны, а на небе – облака. Только не берите много воды. Между небом и водой можно нарисовать полоску берега.
- как вы видели у И.К.Айвазовского море на каждой картине неповторимо. Давайте и мы постараемся сделать его неповторимым в своих рисунках. Можно приступать к работе.
- практическая работа.
- подведение итогов
выставка работ.
Посмотрите какое у вас получилось море! У всех разное.
? давайте вспомним, что такое пейзаж?
? как называется пейзаж, который нарисовали мы?
? как звали самого известного мариниста?
Хочу закончить наш урок стихами:
Я хочу нарисовать
для тебя немного моря
Волны мчащиеся вдаль
От прибоя до прибоя.
Я хочу нарисовать
Так чтоб каждый мне поверил
Что искрящуюся даль я до края сам измерил.
Что сжимал тугой штурвал
И искал по звездам пристань.
Так бы я нарисовал
Будь к примеру маринистом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку "Мы рисуем море"
презентация знакомит ребят с разными видами пейзажа, более подробно с морским пейзажем, а так же с творчеством И.К.Айвазовского. Поэтапно дается техника рисования на мятой бумаге....
КОНСПЕКТ УРОКА "РИСУЕМ ДАРЫ ОСЕНИ - ЯБЛОКО"
Данный конспект будет интересен преподавателям изобразительного искусства. В конспекте представлены дополнительные материалы....
План - конспект занятия «Рисуем слона»
Цель: – Научить детей рисовать пропорции и строения слона, уметь передавать характерные особенности изображаемого предмета....
План - конспект занятия «Рисуем слона»
Цель: – Научить детей рисовать пропорции и строения слона, уметь передавать характерные особенности изображаемого предмета....
План - конспект занятия «Рисуем новогоднюю елочку »
Цель: Научить детей рисовать ель, уметь передавать внешние изменения в предмете в связи с его положением....
План - конспект занятия «Рисуем новогоднюю елочку »
Цель: Научить детей рисовать ель, уметь передавать внешние изменения в предмете в связи с его положением....
Занятие по рисованию "Я рисую море"
Занятие направлено на развитие воображения, интереса к изобразительной деятельности через экспериментирование в рисовании различными инструментами....