Заплясали царь Ритм и царевич Пульс
план-конспект урока по музыке по теме

Пугавьева Анна Ивановна

 

 Познакомить учащихся с понятиями «пульс», «ритм». При разработке данного урока в качестве дополнительного материала был использован учебник Афанасьевой А.Б. , Шекалова В.А. , Камыниной О.Е. Музыка. 1 кл. (стр.16-19): учебник / А.Б. Афанасьева, В.А. Шекалов, О.Е. Камынина . - М.: Дрофа, 2013. и методические рекомендации авторов названного учебника.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки в 1 классе

Тема: «Заплясали царь Ритм и царевич Пульс»

     Цель:

     Познакомить учащихся с понятиями «пульс», «ритм».

     Задачи:

1)познакомить с элементами ритмического рисунка (короткие, длинные звуки);

2)формирование метроритмических навыков учащихся и закрепление

их при помощи упражнений;

3)учить детей эмоциональному и осознанному восприятию музыки;

4)формировать у учащихся познавательный интерес к предмету.

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим путешествие по нашему музыкальному королевству. И познакомимся с царем Ритмом и царевичем Пульсом.

Мы уже знаем, что звуки различаются по высоте (высокие, низкие) – это мелодия. Но еще звуки бывают короткие и долгие - это ритм.

Учитель: - А как можно представить себе музыку? На что она больше похожа: на лежащий камень или на бегущий ручеёк?

Ответы: - На бегущий ручеёк.

 Учитель: - Получается, что музыка не лежит как камень на месте, а находится в постоянном движении, как бегущий ручеёк. Музыка – это искусство, которое раскрывается перед нами в движении, шаг за шагом. Это зайчик по лесу скачет (учитель играет мелодию, изображающую зайчика), а это медведь пробирается сквозь кустарник (музыка, изображающая медведя). А раз она находится в движении, то получается, что музыка живая?

Ответы: - Да.

Учитель: - Ребята, а что нужно, чтобы музыка двигалась, чтобы она жила?

Ответы: - ???

Учитель: - Затрудняетесь ответить? Давайте вспомним, что нужно человеку, чтобы он жил, двигался? Вот возьмите левую руку и положите на запястье два пальца правой руки. Что вы слышите?

Ответы: - Тук – тук –тук.

Учитель: - Вы слышите пульс, то есть биение сердца, РИТМ нашей жизни. А с чем можно сравнить биение сердца?

Ответы: - С часами.

Учитель: - Правильно, прежде всего, с часами, которые отбивают РИТМ времени. А маленькие часики у нас ходят: «Ти-ти-ти». Давайте попробуем вместе.

 (Все прохлопывают.)

Учитель: - А большие часы у нас ходят «Та-та-та». Сейчас мы превратимся в большие часы, как они стучат?

Ответы: Та-та-та

Учитель: - Прохлопаем и этот пульс.

(Все прохлопывают.)  

 Учитель: - А сейчас давайте покажем, как будут одновременно ходить большие и маленькие часы. Одна половина класса у нас будет маленькими часиками, а другая – большими часами.

(Прохлопывание сначала отдельно по группам, а потом все вместе.)

Учитель: - Ой, ребята, а что-то у нас часы неверно идут, одни спешат, другие отстают. А ну-ка, починим ход наших часов, а для этого надо очень внимательно слушать друг друга.

(Прохлопывание.)

Учитель: - Молодцы! А теперь давайте поменяемся часами.

(Прохлопывание.)

Для тренировки чувства ритма и во время разучивания мелодий, чтобы все время не считать и не отвлекаться от нот, музыканты и певцы часто пользуются метрономом - это такой приборчик, с помощью которого можно задать ритм, и он будет его отстукивать, как "громкие часы". Он помогает музыканту держать определенный ритм длительное время. Четкий ритм придает музыке дополнительную красоту, а если музыкант не попадает в ритм, то у слушателя возникает чувство дискомфорта. Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия.  Особенно точно попадать в ритм, должны музыканты, которые играют вместе одновременно - например, в ансамбле.

Учитель: - Замечательно! А сейчас немного отдохнём и поиграем в игру «Эхо», заодно и потренируем свой слух, чтобы наши часики никогда не сбивались. Я вам буду прохлопывать ритм, а вы, внимательно прослушав, должны будете в точности его за мной повторить.

(Игра «Эхо».)  

Учитель: - Ребята, так вот, у музыки, также как и у человека, также как и у часов, есть свой ритм. Давайте ещё раз в этом убедимся.

Ритм – это сочетание коротких и долгих звуков. А организовать ритм помогает пульс.

Вот послушайте. Звучит попевка»Барыня». Учитель отстукивает пульс.

Пульс – это сердце музыки, он стучит ровно. Давайте вместе попробуем простучать пульс «Барыни».

(Поют и прохлопывают пульс)

А теперь попробуем спеть и прохлопать каждый слог припевки «Барыня». Это ритм. Ритм – это сочетание коротких и долгих звуков. А организовать ритм помогает пульс.

(Поют и прохлопывают ритм)

Учитель: - А у нас есть музыкальные инструменты – бубен и ложки. Давайте на них попробуем сыграть припевку «Барыня». Бубен – это пульс, а ложки – ритм.

(Играют на инструментах).

На экране картина Голикова И.И. «Деревенская пляска за околицей»

Учитель: - Представьте, что картина зазвучала. Каков зарактер пляски на иллюстрации – веселый, грустный, задорный, нежный, задумчивый? Попробуйте простучать ритм музыки, которую представили.

(Прохлопывают ритм)

Учитель: - Молодцы! А сейчас мы послушаем плясовую «Барыня».

(Прослушывание)

Учитель: - Какой темп в плясовой?

Дети: - Быстрый

Учитель: - А какой характер?

Дети: - Веселый, задорный, зажигательный.

Учитель: - Звуки бывают долгими и короткими. В сочетании долгих и коротких звуков и родился царь Ритм. А царевич Пульс помогает организовать звуки. Он ими командует.

Учитель: - Так что же такое ритм?

Дети: - Это сочетание коротких и долгих звуков.

На экране иллюстрация Лезгинки. Звучит традиционная Лезгинка.

Учитель: - Вы послушали кавказский танец Лезгинка. Какой у него характер? Веселый, грустный, задумчивый, задорный, стремительный?

Дети: - Веселый, стремительный.

Учитель: - Правильно. А какой темп? Медленный или быстрый?

Дети: - Быстрый.

Учитель: -  Давайте попробуем простучать пульс лезгинки.

(Прохлопывание пульса)

Учитель: - А кто может простучать ритм лезгинки?

(Прохлопывание ритма)

Учитель: - А кто может придумать продолжение? Свой ритм?

(Ответы детей. Прохлопывают ритм)

Учитель: Молодцы! А сейчас мы с вами разучим русскую народную песню «Ах вы, сени, мои сени»

(Разучивание песни)

Учитель: А кто может простучать пульс этой песни?

(Прохлопывают пульс)

Учитель: А теперь попробуем спеть и одновременно простучать ритм.

(Прохлопывание ритма)

Учитель раздает бубны и ложки.

Учитель: - А теперь попробуем сыграть на инстументах пульс и ритм и одновременно спеть песню.

(Прохлопывают пульс, ритм и поют)

Учитель: - Молодцы! Здорово! А как вы думаете, для чего нужны в музыке пульс и ритм?

Дети: Без пульса и ритма не было бы музыки.

Учитель: - Наш урок подходит к концу. Ребята, вы сегодня замечательно работали и очень меня порадовали. Поэтому у меня прекрасное настроение. Учитель на доске крепит «нотный стан». Я хотела бы, чтобы вы, уходя из класса, поделились со мной своим настроением. Кому урок понравился, прикрепите нотку к нотному стану.

(Дети выходят из класса, прикрепляя к нотному стану нотку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эллины против "царя царей".

Разработка урока с презентацией по истории Древнего мира на тему: "Эллины против "царя царей"". Война греческих полисов против персидкой державы....

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей"

Урок по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей" разработан в соответствии с требованиями стандартов второго поколения....

«Философские вопросы в романе В. П. Астафьева «Царь-рыба» (глава «Царь-рыба») и рассказе Э. Хэмингуэя «Старик и море».

Конспект урока литературы в 11 классе, на котором производится сопоставительная характеристика произведений русской и зарубежной классики...

Тесты: "Древняя Спарта", Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей", "Персидская держава "царя царей", "Греко - персидские войны", годовая контрольная работа по истории 5 класс

Тесты: "Древняя Спарта", Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей", "Греко - персидские войны", годовая контрольная работа по истории 5 класс ...

Конспект урока "Персидская держава царя царей"

Конспект урока по истории в 5 классе по теме: "Персидская держава царя царей"...

Ритм. О чём рассказывает музыкальный ритм. 6 класс

Разработка урока музыки в шестом классе с презентацией по программе В.В. Алеева, Т.И.Науменко. В уроке были использованы различные виды деятельности, каждый из которых  логически мотивирован и це...

Статья "Ритм жизни - в деятельности "РИТМА" (дополнительное образование)

Помимо школьного пространства существует «пространство жизни, в котором дети не будущее, а реально действующее, имеющие немало настоящих проблем, решающие нередко совсем не детские задачи, вступающие ...