" Мир звука, цвета и слова
план-конспект урока по музыке по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
« Мир звука, цвета и слова»
Цели:
Продолжить накопление сведений о композиторах, художниках и поэтах, углубить знания детей о связи искусств, научить видеть их внутреннюю, жизненную связь, опираясь на глубину и силу воздействия на каждого человека.
Развивать внутренний слух, внутреннее зрение, слушательскую культуру, которые являются основой для развития творческого воображения;
Воспитывать любовь и уважение к музыкальному, литературному и художественному наследию.
Оборудование:
мультимедийное оборудование
Ход урока:
Организационный момент
- Приветствие.
Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада вас видеть. Сегодня урок музыки у вас проведу я. Зовут меня ……
Психологический настрой.
- Ребята прослушайте два музыкальных фрагмента. Поднимите, пожалуйста, руки у кого настроение соответствует первому фрагменту, у кого второму? Я рада, что вы пришли с хорошим настроением и надеюсь, что наш урок пройдёт интересно, познавательно, увлекательно и вы будете не только слушателями, но и активно работать на уроке.
Изучение нового материала
1. Подготовительная работа
- Начать урок мне хотелось бы со слов:
Стихия музыки – великая стихия,
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней.
Она и не видна, и невесома
И мы ее в крови своей несем.
Мелодии всемирная истома,
Как соль в воде растворена во всем.
(Е.Винокуров)
Вы, конечно, знаете, что музыка великое, никогда неувядающее искусство. Музыка занимает в нашей жизни огромное место.
- Как вы думаете, можно прожить без музыки?
- Какие события в вашей жизни связаны с музыкой?
- Вы правы. Без музыки не обходится ни одно событие. Под тихий напев матери засыпает малыш, под веселую мелодию резвятся дети. Музыка обогащает духовный мир человека, украшает его жизнь, а богатый и поэтичный мир звуков привлекает людей своей выразительностью. Сила воздействия музыки на людей столь велика, что она может объединять массы, сплачивать их единой волей, звать на подвиги.
Но в мире искусств музыка не одинока.
- Ребята, а какие виды искусств можете назвать вы?
(живопись, литературу)
А как вы считаете, связаны ли эти виды искусства с музыкой?
- Да.
- Давайте вместе восстановим связь всех видов искусств на следующем примере:
- О каком виде искусства мы говорим?
Слайд книга А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» (литература)
- О каком виде искусства мы говорим? Назовите автора и название произведения.
картина «Царевна-Лебедь» Врубеля (живопись)
- О каком виде искусства мы говорим теперь? Вы знакомились с репродукцией картины известного художника Врубеля «Царевна-Лебедь» на уроках ИЗО.
музыкальный фрагмент оперы (музыка)
- О каком виде искусства мы говорим? Вы прослушали отрывок из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Мы говорили с вами об одном и том же произведении, используя различные выразительные средства: звук, цвет и слово.
- Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?
2. Сообщение темы, целей урока
Сегодня на уроке мы попытаемся соединить эти виды искусства – и музыку, и живопись, и литературу воедино. Тема урока «Мир звука, цвета и слова».
Слайд Тема урока
- Объяснение нового материала
- Ребята, рассмотрите картину замечательного итальянского художника Рафаэля «Сикстинская Мадонна».
Всмотритесь в неё внимательно и ответьте на следующие вопросы:
- Кто является главным персонажем картины?
(Мадонна)
- Что она делает?
(Держит на руках ребенка)
- Что она при этом чувствует?
(Любовь, нежность, ласку и т.д.)
А какие чувства возникают у вас, глядя на эту картину?
(Чувство ласки, заботы, радости, любви и т.д.)
- Можно ли остаться равнодушным, общаясь с этой картиной?
(Нет)
- Какими средствами художник смог пробудить в нас эти чувства?
(Живопись разговаривает на языке цвета)
- Молодцы, вы ответили правильно на все вопросы.
Мы попытаемся приблизиться к этому шедевру, и мне бы очень хотелось, чтобы эта картина осталась не только в вашей памяти, но и в вашем сердце.
Рафаэль был удивительным художником, большая часть его полотен посвящена образам святых. Он сам рано лишился матери, смутно помнил ее черты, но в его памяти она осталась очень красивой женщиной и в память о ней он создал образ Мадонны.
Данная картина, имеет очень большие размеры и занимает почти всю стену в Дрезденской галерее в Германии. И у каждого, кто смотрит на нее, возникает ощущение, что Мария отдает Иисуса лично ему, и он в ответе за его жизнь, она рассказывает нам о любви и нежности Девы Марии к своему сыну, о тревоге за него, так как согласно преданию именно Иисус должен был подарить людям бессмертие, отдав взамен свою жизнь. И как это страшно для матери – держать на руках младенца и знать, что в будущем ему суждено погибнуть мучительной смертью, пусть даже ради такой высокой цели, как человеческое бессмертие.
- Что она чувствует, о чем думает?
- Чувствует боль, жалость, сострадание, вместе с тем гордость и величие. Просит Бога дать ему силы и мужество достойно пройти через все испытания.
- Итак, мы раскрыли внутреннее содержание картины, ее настроение при помощи слов.
- Давайте станем на миг композиторами, и попытаемся вслушиваться в эту льющуюся прямо с полотна музыку и попробуем устно сочинить музыку, близкую по своему настроению этой картине.
- Как вы считаете, какая она будет?
(Тихая, нежная, плавная, тревожная, грустная, и вместе с тем светлая, полная величия).
- Вы замечательные композиторы, молодцы.
Физминутка
- Ребята, давайте попробуем изобразить музыку, которую мы с вами сочинили, при помощи движений, мимики, жестов.
(нежная, плавная, лёгкая; тревожная)
А сейчас попробуйте выполнить следующее задание.
Вы услышите три небольших музыкальных фрагмента, выберите тот, который, по вашему мнению, своим характером наиболее близок картине Рафаэля.
Звучат фрагменты следующих произведений
-Григ Утро;
-Шуберт Ave Maria, инструментальное исполнение
-Форе Элегия.
(Дети выбирают музыку Шуберта. Другие фрагменты не подходят, так как Мелодия Грига очень светлая, безмятежная, а Форе – слишком мрачная, печальная)
Произведение, которое мы выбрали, называется «Ave Maria» известного композитора Франца Шуберта. Сейчас мы его прослушаем. Его музыка так же прекрасна, как и эта картина.
(Слушание произведения Шуберта Ave Maria в исполнении Робертино Лоретти)
- Скажите, ребята, а кто из вас слышал эту музыку сегодня не впервые?
- Как изменялась динамика, темп, тембр, характер?
- Молодцы, ребята! Я согласна с вашими ответами. И мне особенно приятно, что вы оказались замечательными композиторами, ведь вы рассказывали именно о такой мелодии – нежной, спокойной, светлой, и в тоже время, взволнованной. И может быть кто-нибудь из вас действительно в будущем станет композитором.
- Скажите, а понятен ли вам текст этого произведения?
(Нет)
Но ведь вы абсолютно правильно определили характер произведения. Какими же средствами Шуберт смог пробудить в нас эти чувства?
(Дети называют средства музыкальной выразительности, музыкальный язык – это язык звуков)
В основе этого произведения лежат стихи английского поэта Вальтера Скотта. Это своего рода гимн добру и любви.
- Ребята, сегодня мы стали свидетелями того, как библейские образы в разных странах и в разное время вдохновили художников на создание картин, композиторов на написание музыки, поэты посвятили им свои стихи, то есть мы говорили о тесной связи музыки, живописи и литературы.
Творческая работа
- Ребята, какое сейчас время года? (Зима)
- Вы любите зиму?
- Я предлагаю вам немного поимпровизировать. Для этого нам надо разделиться на две группы: «Литераторы» и «Художники». У вас на столах лежат небольшие заготовки. Сейчас мы прослушаем музыкальный отрывок «Январь» из альбома «Времена года» композитора П.И. Чайковского. (прослушали)
- Группа «Литераторов» - подберите подходящее к прослушанному отрывку стихотворение.
- Группа «Художников» - соответствующую иллюстрацию.
- Как будете готовы, объясните свой выбор.
- Удалось нам соединить звук, цвет, музыку?
Итог урока
- Что вам больше всего запомнилось и понравилось на уроке?
- Что вы узнали нового?
- Мне хочется отметить работу на уроке …..
- Какое у вас настроение?
- Очень важно в жизни – не остаться равнодушным, уметь сопереживать.
Сегодня мы не только говорили о картине Рафаэля, о музыке Шуберта – мы попытались «услышать» живопись, «увидеть» музыку, почувствовать слово. И убедились, что и музыка, и живопись, и литература, – все эти искусства, каждое своими средствами, рассказывают об очень близких для всех нас чувствах, - о добре, любви, о чувствах, которые волнуют нашу душу.
- У вас на партах лежат символические цветные нотки, напишите на обратной стороне добрые слова, пожелания и прикрепите на нотный стан. Я очень хочу, чтобы ваш класс всегда был дружным, ваша жизнь была наполнена только добром, яркими мгновениями жизни и прекрасными звуками музыки.
Одна судьба, одна задача –
Рисуй, играй или пиши,
Но непременно что-то знача
Для человеческой души.
- Большое спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие «Звуко – буквенный анализ слов. Звук [Л] буква Л».
Конспект группового логопедического занятия...
ПРАВИЛА ОРФОЭПИИ (БЕЗУДАРНЫЙ ЗВУК О, ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ НА КОНЦЕ СЛОВ)
Данная презентация может использоваться на индивидуальных занятиях по формированию произношения, для изучения правил орфоэпии: безударное о, звонкие согласные звуки на конце слов....
Консультация для воспитателей "Обучение грамоте с помощью звука, цвета и движения".
Консультация посвящена возможности практического применения на занятиях по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста комплексного воздействия на создание образа звука и буквы....
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ РАЗЛИЧНОЙ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОВАХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.
Технологическая карта логопедического занятия. 1 год обучения...
Нахождение звука (л) в слове. Накладывание буквы на ее место в слове.
Презентация к уроку "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 3 класса....
Разработка урока по теме "Звукобуквенный анализ слов. Гласные и согласные звуки. Слоговой анализ слов типа СУП, СОВА.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25342430","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":...
Игра для выделения гласного звука в начале слова (кроме звука Ы) и соотнесения звука с графическим символом гласного звука (по Бардышевой)
Цель: научить детей выделять первый гласный звук в слове и соотносить звучащий гласный с символом гласного звука.Инструкция: "Надави" голосом на первый звук (как я: аааангел). Какой звук ты ...