" Мир звука, цвета и слова
план-конспект урока по музыке по теме

 связь видов искусств с музыкой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon " Мир звука, цвета и слова"48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                         « Мир звука, цвета и слова»

Цели:

Продолжить накопление сведений о композиторах, художниках и поэтах, углубить знания детей о связи искусств, научить видеть их внутреннюю, жизненную связь, опираясь на глубину и силу воздействия на каждого человека.

Развивать внутренний слух, внутреннее зрение, слушательскую культуру, которые являются основой для развития творческого воображения;

Воспитывать  любовь и уважение к музыкальному, литературному и художественному наследию.

Оборудование:  

мультимедийное  оборудование

Ход урока:

Организационный момент

  1. Приветствие.

Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада вас видеть. Сегодня урок музыки у вас проведу я. Зовут меня ……

Психологический настрой.

- Ребята прослушайте  два музыкальных фрагмента. Поднимите, пожалуйста, руки у кого настроение соответствует первому фрагменту, у кого второму? Я рада, что вы пришли с хорошим настроением  и надеюсь, что наш урок пройдёт интересно, познавательно, увлекательно и вы будете не только слушателями, но и активно работать на уроке.

Изучение нового материала

1. Подготовительная работа

- Начать урок мне  хотелось бы со слов:

Стихия музыки – великая стихия,

Она чем непонятней, тем сильней.

Глаза мои, бездонные, сухие,

Слезами наполняются при ней.

Она и не видна, и невесома

И мы ее в крови своей несем.

Мелодии всемирная истома,

Как соль в воде растворена во всем.

 (Е.Винокуров)

Вы, конечно, знаете, что музыка великое, никогда неувядающее искусство. Музыка занимает в нашей жизни огромное место.

- Как вы думаете, можно прожить без музыки?

- Какие события в вашей жизни связаны с музыкой?

- Вы правы. Без музыки  не обходится ни одно событие. Под тихий напев матери засыпает малыш, под веселую мелодию резвятся дети. Музыка обогащает духовный мир человека, украшает его жизнь, а богатый и поэтичный мир звуков привлекает людей своей выразительностью. Сила воздействия музыки на людей столь велика, что она может объединять массы, сплачивать их единой волей, звать на подвиги.

Но в мире искусств музыка не одинока.

- Ребята, а какие виды искусств можете назвать вы?

(живопись, литературу)

А как вы считаете, связаны ли эти виды искусства с музыкой?

- Да.

- Давайте вместе восстановим связь всех видов искусств на следующем примере:

- О каком виде искусства мы говорим?  

Слайд         книга А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»         (литература)

- О каком виде искусства мы говорим? Назовите автора и название произведения.

          картина «Царевна-Лебедь» Врубеля                (живопись)

- О каком виде искусства мы говорим теперь? Вы знакомились с репродукцией картины известного художника Врубеля «Царевна-Лебедь» на уроках ИЗО.  

                музыкальный  фрагмент оперы                         (музыка)

- О каком виде искусства мы говорим? Вы прослушали отрывок из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Мы говорили с вами об одном и том же произведении, используя различные выразительные средства: звук, цвет и слово.

- Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?

2.  Сообщение темы, целей урока

Сегодня на уроке мы попытаемся соединить эти виды искусства – и музыку, и живопись, и литературу воедино. Тема урока «Мир звука, цвета и слова».

Слайд         Тема урока

  1. Объяснение нового материала

- Ребята, рассмотрите  картину замечательного итальянского художника Рафаэля «Сикстинская Мадонна».

Всмотритесь в неё внимательно и ответьте на следующие вопросы:

- Кто является главным персонажем картины?

(Мадонна)

- Что она делает?

(Держит на руках ребенка)

- Что она при этом чувствует?

(Любовь, нежность, ласку и т.д.)

А какие чувства возникают у вас, глядя на эту картину?

(Чувство ласки, заботы, радости, любви и т.д.)

- Можно ли остаться равнодушным, общаясь с этой картиной?

(Нет)

- Какими средствами художник смог пробудить в нас эти чувства?

(Живопись разговаривает на языке цвета) 

- Молодцы, вы ответили правильно на все вопросы.

Мы попытаемся приблизиться к этому шедевру, и мне бы очень хотелось, чтобы эта картина осталась не только в вашей памяти, но и в вашем сердце.

Рафаэль был удивительным художником, большая часть его полотен посвящена образам святых. Он сам рано лишился матери, смутно помнил ее черты, но в его памяти она осталась очень красивой женщиной и в память о ней он создал образ Мадонны.

Данная картина, имеет очень большие размеры и занимает почти всю стену в Дрезденской галерее в Германии. И у каждого, кто смотрит на нее, возникает ощущение, что Мария отдает Иисуса лично ему, и он в ответе за его жизнь, она рассказывает нам о любви и нежности Девы Марии к своему сыну, о тревоге за него, так как согласно преданию именно Иисус должен был подарить людям бессмертие, отдав взамен свою жизнь. И как это страшно для матери – держать на руках младенца и знать, что в будущем ему суждено погибнуть мучительной смертью, пусть даже ради такой высокой цели, как человеческое бессмертие.

- Что она чувствует, о чем думает?

- Чувствует боль, жалость, сострадание, вместе с тем гордость и величие. Просит Бога дать ему силы и мужество достойно пройти через все испытания.

- Итак, мы раскрыли внутреннее содержание картины, ее настроение при помощи слов.

- Давайте станем на миг композиторами, и попытаемся вслушиваться в эту льющуюся прямо с полотна музыку и попробуем устно сочинить музыку, близкую по своему настроению этой картине.

- Как вы считаете, какая она будет?

(Тихая, нежная, плавная, тревожная, грустная, и вместе с тем светлая, полная величия).

- Вы замечательные композиторы, молодцы.

Физминутка

- Ребята, давайте  попробуем изобразить музыку, которую мы с вами сочинили, при  помощи движений, мимики, жестов.

(нежная, плавная, лёгкая; тревожная)

А сейчас попробуйте выполнить следующее задание.

Вы услышите три небольших музыкальных фрагмента, выберите тот, который, по вашему мнению, своим характером наиболее близок картине Рафаэля.

Звучат фрагменты следующих произведений

-Григ Утро;

-Шуберт Ave Maria, инструментальное исполнение

-Форе Элегия.

(Дети выбирают музыку Шуберта. Другие фрагменты не подходят, так как Мелодия Грига очень светлая, безмятежная, а Форе – слишком мрачная, печальная)

Произведение, которое мы выбрали, называется  «Ave Maria» известного композитора Франца Шуберта.  Сейчас мы его прослушаем. Его музыка так же прекрасна, как и эта картина.

(Слушание произведения Шуберта Ave Maria в исполнении Робертино Лоретти)

- Скажите, ребята, а кто из вас слышал эту музыку сегодня не впервые?

- Как изменялась динамика, темп, тембр, характер?

- Молодцы, ребята! Я согласна с вашими ответами. И мне особенно приятно, что вы оказались замечательными композиторами, ведь вы рассказывали именно о такой мелодии – нежной, спокойной, светлой, и в тоже время, взволнованной. И может быть кто-нибудь из вас действительно в будущем станет композитором.

- Скажите, а понятен ли вам текст этого произведения?

(Нет)

Но ведь вы абсолютно правильно определили характер произведения. Какими же средствами Шуберт смог пробудить в нас эти чувства?

(Дети называют средства музыкальной выразительности, музыкальный язык – это язык звуков)

В основе этого произведения лежат стихи английского поэта Вальтера Скотта. Это своего рода гимн добру и любви.

- Ребята, сегодня мы стали свидетелями того, как библейские образы в разных странах и в разное время вдохновили художников на создание картин, композиторов на написание музыки, поэты посвятили им свои стихи, то есть мы говорили о тесной связи музыки, живописи и литературы.

Творческая работа

- Ребята, какое сейчас время года? (Зима) 

- Вы любите зиму?

- Я предлагаю вам немного поимпровизировать. Для этого нам надо разделиться на две группы: «Литераторы» и «Художники». У вас на столах лежат небольшие заготовки. Сейчас мы прослушаем музыкальный отрывок «Январь» из альбома «Времена года» композитора П.И. Чайковского. (прослушали)

- Группа «Литераторов»  - подберите  подходящее к прослушанному отрывку стихотворение.

- Группа «Художников» - соответствующую иллюстрацию.

- Как будете готовы, объясните свой выбор.

- Удалось нам соединить звук, цвет, музыку?

Итог урока

- Что вам больше всего запомнилось и понравилось на уроке?

- Что вы узнали нового?

- Мне хочется отметить работу на уроке …..

- Какое у вас настроение?

- Очень  важно в жизни – не остаться равнодушным, уметь сопереживать.

Сегодня мы не только говорили о картине Рафаэля, о музыке Шуберта – мы попытались «услышать» живопись, «увидеть» музыку, почувствовать слово. И убедились, что и музыка, и живопись, и литература, – все эти искусства, каждое своими средствами, рассказывают об очень близких для всех нас чувствах, - о добре, любви, о чувствах, которые волнуют нашу душу.

- У вас на партах лежат символические цветные нотки, напишите на обратной стороне добрые слова, пожелания и прикрепите на нотный стан. Я очень хочу, чтобы ваш класс всегда был дружным, ваша жизнь была наполнена только добром, яркими мгновениями жизни и прекрасными звуками музыки.

Одна судьба, одна задача –

Рисуй, играй или пиши,

Но непременно что-то знача

Для человеческой души.

- Большое спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАВИЛА ОРФОЭПИИ (БЕЗУДАРНЫЙ ЗВУК О, ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ НА КОНЦЕ СЛОВ)

Данная презентация может использоваться на индивидуальных занятиях по формированию произношения, для изучения правил орфоэпии: безударное о, звонкие согласные звуки на конце слов....

Консультация для воспитателей "Обучение грамоте с помощью звука, цвета и движения".

Консультация посвящена возможности практического применения на занятиях по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста комплексного воздействия на создание образа звука и буквы....

Нахождение звука (л) в слове. Накладывание буквы на ее место в слове.

Презентация к уроку "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 3 класса....

Разработка урока по теме "Звукобуквенный анализ слов. Гласные и согласные звуки. Слоговой анализ слов типа СУП, СОВА.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25342430","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]           [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":...

Игра для выделения гласного звука в начале слова (кроме звука Ы) и соотнесения звука с графическим символом гласного звука (по Бардышевой)

Цель: научить детей выделять первый гласный звук в слове и соотносить звучащий гласный с символом гласного звука.Инструкция: "Надави" голосом на первый звук (как я: аааангел). Какой звук ты ...