Рабочая программа "Вокальное исполнительство"
рабочая программа (музыка) по теме
Программа разработана для ведения вокального кружка в общеобразовательное школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по вокалу | 37.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№28»
Рабочая программа
«Вокальное исполнительство»
Разработала И.В. Унгурова
Пояснительная записка
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в кружке пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать его музыкальную культуру и художественную самодеятельность школы. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в кружковой работе.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят в вокальному искусству.
Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 10 до 17 лет, 8 ч. в неделю
(4ч. вокально-эстрадная группа «Бэби-класс», 4ч. вокально-эстрадная группа «Класс»).
Цель:
Развитие творческих способностей в процессе вокального исполнения
Задачи:
- на основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре;
- прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций;
- способствовать восприятию музыки, вокальных произведений как важную часть жизни каждого человека;
- формировать навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить двухголосному исполнению песен;
- обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе;
- способствовать развитию индивидуальных творческих способностей детей на основе исполняемых произведений, используя различные приемы вокального исполнения;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
- формировать потребности в общении с музыкой, создавая атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:
- главными из которых является сольной и ансамблевое пение,
- слушание различных интерпретаций исполнения,
- пластическое интонирование,
- добавление элементов импровизации,
- движения под музыку,
- элементы театрализации.
Учебные задачи формируются на основе принципа постепенности и последовательности, единства художественного и технического развития певцов, с учетом индивидуального подхода.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой.
Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля каждого композитора.
Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.
Музыкальную основу программы составляют произведения для детей и юношества и песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.
В результате этого процесса у учащихся воспитывается осознанное, творческое отношение к музыке и вокальному искусству, обеспечивается приобретение устойчивых вокальных навыков в сочетании с элементами исполнительского мастерства, происходит освоение разнообразного жанрового репертуара. В процессе обучения у учащихся вырабатывается умение выбирать и использовать средства музыкальной выразительности, понимать и доносить до слушателей содержание исполняемых произведений, прививается навык публичных выступлений.
Учебно-тематический план (4ч в неделю) всего 140 ч
«Бэби-класс» (10-12 лет):
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение, знакомство с голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. | 20 ч |
2 | Знакомство с различной манерой пения. Вокальные навыки. | 20 ч |
3 | Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. | 20 ч |
4 | Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа. | 20 ч |
5 | Сценическая хореография. | 10 ч |
6 | Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. | 30 ч |
7 | Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. | 20 ч |
Всего: | 140 часов |
Содержание тем учебного курса
- Введение, знакомство с голосовым аппаратом. Использование певческих навыков (20 ч.) Устройство и особенности голосового аппарата, его гигиена,
- Знакомство с различной манерой пения (20 ч.) Расширить общемузыкальный кругозор учащихся: в процессе обучения познакомить учащихся с великими произведениями советских и зарубежных композиторов, современных композиторов. Знакомство с народной, классической и эстрадной манерой исполнения. Манера исполнения вокальных произведений разных народов.
- Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку (20 ч.) Упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера. Учимся выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами; иметь навыки актёрской выразительности; распознать характер музыки; иметь понятие о детальных оттенках музыки, о звуковысотности;
развитие организованности и самостоятельности.
- Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа (20ч.) : развить певческий голос: освоить технику диафрагмального дыхания; добиться чистоты интонирования и опёртого звучания голоса; расширить и выровнять диапазон певческого голоса; овладеть специфическими эстрадными приёмами в пении, артикуляцией ее спецификой в разных диапазонах. Дыхание при певческом звукообразовании.
- Сценическая хореография (10ч.) Овладеть навыками эстрадного сценического искусства и актёрского мастерства: научиться красиво и артистично держаться и двигаться на сцене, обучиться актёрским навыкам, усовершенствовать дикцию.
- Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве (30 ч.)
Звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, дикция, эмоциональная выразительность исполнения, сценическое движение, целостный музыкальный образ. В основе каждого навыка лежит совокупность певческих действий, которые должны выполняться точно всеми учениками.
- Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность (20 ч.)
Учебно-тематический план вокально-эстрадной группы «Класс» ( 15-17 лет)(4 час в неделю)
всего 140 ч.
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение, знакомство с голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. | 10 ч |
2 | Знакомство с различной манерой пения. | 10 ч |
3 | Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. | 30 ч |
4 | Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа. | 20 ч |
5 | Сценическая хореография. | 20 ч |
6 | Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. | 30 ч |
7 | Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. | 20 ч |
Всего: | 140 часов |
Содержание тем учебного курса
- Введение, знакомство с голосовым аппаратом. Использование певческих навыков (10 ч.) Устройство и особенности голосового аппарата, его гигиена,
- Знакомство с различной манерой пения (10 ч.) Расширить общемузыкальный кругозор учащихся: в процессе обучения познакомить учащихся с великими произведениями советских и зарубежных композиторов, современных композиторов. Знакомство с народной, классической и эстрадной манерой исполнения. Манера исполнения вокальных произведений разных народов.
- Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку (30 ч.) Упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера. Учимся выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами; иметь навыки актёрской выразительности; распознать характер музыки; иметь понятие о детальных оттенках музыки, о звуковысотности;
развитие организованности и самостоятельности.
- Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа (20ч.) : развить певческий голос: освоить технику диафрагмального дыхания; добиться чистоты интонирования и опёртого звучания голоса; расширить и выровнять диапазон певческого голоса; овладеть специфическими эстрадными приёмами в пении, артикуляцией ее спецификой в разных диапазонах. Дыхание при певческом звукообразовании.
- Сценическая хореография (20ч.) Овладеть навыками эстрадного сценического искусства и актёрского мастерства: научиться красиво и артистично держаться и двигаться на сцене, обучиться актёрским навыкам, усовершенствовать дикцию.
- Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве (30 ч.)
Звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, дикция, эмоциональная выразительность исполнения, сценическое движение, целостный музыкальный образ. В основе каждого навыка лежит совокупность певческих действий, которые должны выполняться точно всеми учениками.
- Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность (20 ч.)
Методы и формы
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности , в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации. В связи с этим, в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Данная программа помогает четко организовать работу вокального кружка. Но четкая разграниченность не должна отражаться на творческих способностях ребенка и педагога, на вокальных занятиях. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога , это значит, что музыкальные произведения могут быть взаимосвязаны и заменять друг- друга. Особое место уделяется концертной деятельности. Необходимо произведения “подгонять” под те или иные праздники и даты. Все это придаёт определённый тематический смысл занятиям вокального кружка. Теоретическими навыками дети занимаются в процессе обучения в вокальной группе, параллельно с изучением нового песенного материала. Теоретический курс по каждой возрастной группе приводится ниже. А песенный репертуар подбирается в течении года.
Планируемый результат.
Первый год обучения:
Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в концертах);
владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
Уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.
Второй год обучения:
Наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в концертной деятельности ).
Увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности.
Проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное отдаление и сближение голосов, усложненные вокальные произведения).
Умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания.
Усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков,
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения на большой сцене, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Третий год обучения:
Проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки .
Умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу.
Участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности, исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса.
Услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;
умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров, умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
Результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной деятельности в рамках школьных, городских, областных мероприятиях. Качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты дипломантов и лауреатов.
Ресурсное обеспечение программы:
- Рабочая программа «Вокальное исполнение»
- Методические рекомендации для учителя (см. список литературы для учителя).
- Дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации.
- Аудиосредства: магнитофон, микрофон, проигрыватель, электронные аудиозаписи и медиа – продукты.
- Компьютер.
- Усиливающая аппаратура.
- Возможности студийной записи голоса и прослушивания исполнения.
- Актовый зал.
- Мультимедийный проектор.
Рекомендуемая литература.
- Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. М.: Владос, 2000.
- Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999
- Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.
- Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
- Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
- Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
- Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.
СПИСОК 1 ГРУППЫ
№ п/п | Фамилия, имя учащихся | класс |
Список 2 группы
№ п/п | Фамилия, имя учащихся | класс |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дисциплины «Ансамбль народных инструментов (Аккордеон)» для специальности Музыкальное исполнительство
Рабочая программа дисциплины «Ансамбль» (Аккордеон) составлена с учётом требований современности к дополнительному образованию детей. Программа рассчитана на 5-летний...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Ансамбль народных инструментов (домра)» для специальности Музыкальное исполнительство (Народные инструменты)
Рабочая программа дисциплины «Ансамбль» (Домра) составлена с учётом требований современности к дополнительному образованию детей. Программа рассчитана на 4-летний срок обучения.Игра в составе ансамбля...
Рабочая программа "Музыкальное исполнительство" скрипка
Рабочая программ по скрипке на 8 лет обучения. Написана по ФГТ...
ПО.01.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО УП. 03. «КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС», ПО.01.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО УП. 03. «ФОРТЕПИАНО».
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств ...
Рабочая программа творческого объединения воспитанников по обучению вокальному исполнительству "Этюд"
В материале представлена рабочая программа творческого объединения воспитанников по обучению вокальному исполнительству "Этюд"....
Рабочая программа по учебному предмету "Основы музыкального исполнительства" (скрипка).
Общеразвивающая образовательная программа учебного предмета "Основы музыкального исполнительства" по виду инструмента "скрипка" разработана на основе "Рекомендаций по организа...
Рабочая программа учебного предмета «ОСНОВЫ ВОКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА».
Программа учебного предмета «Основы вокального исполнительства» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общ...