Рабочая программа "Вокальное исполнительство"
рабочая программа (музыка) по теме
Программа разработана для ведения вокального кружка в общеобразовательное школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№28»
Рабочая программа
«Вокальное исполнительство»
Разработала И.В. Унгурова
Пояснительная записка
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в кружке пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать его музыкальную культуру и художественную самодеятельность школы. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в кружковой работе.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят в вокальному искусству.
Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 10 до 17 лет, 8 ч. в неделю
(4ч. вокально-эстрадная группа «Бэби-класс», 4ч. вокально-эстрадная группа «Класс»).
Цель:
Развитие творческих способностей в процессе вокального исполнения
Задачи:
- на основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре;
- прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций;
- способствовать восприятию музыки, вокальных произведений как важную часть жизни каждого человека;
- формировать навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить двухголосному исполнению песен;
- обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе;
- способствовать развитию индивидуальных творческих способностей детей на основе исполняемых произведений, используя различные приемы вокального исполнения;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
- формировать потребности в общении с музыкой, создавая атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:
- главными из которых является сольной и ансамблевое пение,
- слушание различных интерпретаций исполнения,
- пластическое интонирование,
- добавление элементов импровизации,
- движения под музыку,
- элементы театрализации.
Учебные задачи формируются на основе принципа постепенности и последовательности, единства художественного и технического развития певцов, с учетом индивидуального подхода.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой.
Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля каждого композитора.
Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.
Музыкальную основу программы составляют произведения для детей и юношества и песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.
В результате этого процесса у учащихся воспитывается осознанное, творческое отношение к музыке и вокальному искусству, обеспечивается приобретение устойчивых вокальных навыков в сочетании с элементами исполнительского мастерства, происходит освоение разнообразного жанрового репертуара. В процессе обучения у учащихся вырабатывается умение выбирать и использовать средства музыкальной выразительности, понимать и доносить до слушателей содержание исполняемых произведений, прививается навык публичных выступлений.
Учебно-тематический план (4ч в неделю) всего 140 ч
«Бэби-класс» (10-12 лет):
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение, знакомство с голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. | 20 ч |
2 | Знакомство с различной манерой пения. Вокальные навыки. | 20 ч |
3 | Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. | 20 ч |
4 | Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа. | 20 ч |
5 | Сценическая хореография. | 10 ч |
6 | Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. | 30 ч |
7 | Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. | 20 ч |
Всего: | 140 часов |
Содержание тем учебного курса
- Введение, знакомство с голосовым аппаратом. Использование певческих навыков (20 ч.) Устройство и особенности голосового аппарата, его гигиена,
- Знакомство с различной манерой пения (20 ч.) Расширить общемузыкальный кругозор учащихся: в процессе обучения познакомить учащихся с великими произведениями советских и зарубежных композиторов, современных композиторов. Знакомство с народной, классической и эстрадной манерой исполнения. Манера исполнения вокальных произведений разных народов.
- Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку (20 ч.) Упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера. Учимся выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами; иметь навыки актёрской выразительности; распознать характер музыки; иметь понятие о детальных оттенках музыки, о звуковысотности;
развитие организованности и самостоятельности.
- Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа (20ч.) : развить певческий голос: освоить технику диафрагмального дыхания; добиться чистоты интонирования и опёртого звучания голоса; расширить и выровнять диапазон певческого голоса; овладеть специфическими эстрадными приёмами в пении, артикуляцией ее спецификой в разных диапазонах. Дыхание при певческом звукообразовании.
- Сценическая хореография (10ч.) Овладеть навыками эстрадного сценического искусства и актёрского мастерства: научиться красиво и артистично держаться и двигаться на сцене, обучиться актёрским навыкам, усовершенствовать дикцию.
- Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве (30 ч.)
Звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, дикция, эмоциональная выразительность исполнения, сценическое движение, целостный музыкальный образ. В основе каждого навыка лежит совокупность певческих действий, которые должны выполняться точно всеми учениками.
- Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность (20 ч.)
Учебно-тематический план вокально-эстрадной группы «Класс» ( 15-17 лет)(4 час в неделю)
всего 140 ч.
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение, знакомство с голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. | 10 ч |
2 | Знакомство с различной манерой пения. | 10 ч |
3 | Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. | 30 ч |
4 | Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа. | 20 ч |
5 | Сценическая хореография. | 20 ч |
6 | Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. | 30 ч |
7 | Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. | 20 ч |
Всего: | 140 часов |
Содержание тем учебного курса
- Введение, знакомство с голосовым аппаратом. Использование певческих навыков (10 ч.) Устройство и особенности голосового аппарата, его гигиена,
- Знакомство с различной манерой пения (10 ч.) Расширить общемузыкальный кругозор учащихся: в процессе обучения познакомить учащихся с великими произведениями советских и зарубежных композиторов, современных композиторов. Знакомство с народной, классической и эстрадной манерой исполнения. Манера исполнения вокальных произведений разных народов.
- Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку (30 ч.) Упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера. Учимся выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами; иметь навыки актёрской выразительности; распознать характер музыки; иметь понятие о детальных оттенках музыки, о звуковысотности;
развитие организованности и самостоятельности.
- Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа (20ч.) : развить певческий голос: освоить технику диафрагмального дыхания; добиться чистоты интонирования и опёртого звучания голоса; расширить и выровнять диапазон певческого голоса; овладеть специфическими эстрадными приёмами в пении, артикуляцией ее спецификой в разных диапазонах. Дыхание при певческом звукообразовании.
- Сценическая хореография (20ч.) Овладеть навыками эстрадного сценического искусства и актёрского мастерства: научиться красиво и артистично держаться и двигаться на сцене, обучиться актёрским навыкам, усовершенствовать дикцию.
- Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве (30 ч.)
Звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, дикция, эмоциональная выразительность исполнения, сценическое движение, целостный музыкальный образ. В основе каждого навыка лежит совокупность певческих действий, которые должны выполняться точно всеми учениками.
- Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность (20 ч.)
Методы и формы
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности , в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации. В связи с этим, в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Данная программа помогает четко организовать работу вокального кружка. Но четкая разграниченность не должна отражаться на творческих способностях ребенка и педагога, на вокальных занятиях. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога , это значит, что музыкальные произведения могут быть взаимосвязаны и заменять друг- друга. Особое место уделяется концертной деятельности. Необходимо произведения “подгонять” под те или иные праздники и даты. Все это придаёт определённый тематический смысл занятиям вокального кружка. Теоретическими навыками дети занимаются в процессе обучения в вокальной группе, параллельно с изучением нового песенного материала. Теоретический курс по каждой возрастной группе приводится ниже. А песенный репертуар подбирается в течении года.
Планируемый результат.
Первый год обучения:
Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в концертах);
владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
Уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.
Второй год обучения:
Наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в концертной деятельности ).
Увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности.
Проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное отдаление и сближение голосов, усложненные вокальные произведения).
Умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания.
Усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков,
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения на большой сцене, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Третий год обучения:
Проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки .
Умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу.
Участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности, исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса.
Услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;
умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров, умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
Результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной деятельности в рамках школьных, городских, областных мероприятиях. Качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты дипломантов и лауреатов.
Ресурсное обеспечение программы:
- Рабочая программа «Вокальное исполнение»
- Методические рекомендации для учителя (см. список литературы для учителя).
- Дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации.
- Аудиосредства: магнитофон, микрофон, проигрыватель, электронные аудиозаписи и медиа – продукты.
- Компьютер.
- Усиливающая аппаратура.
- Возможности студийной записи голоса и прослушивания исполнения.
- Актовый зал.
- Мультимедийный проектор.
Рекомендуемая литература.
- Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. М.: Владос, 2000.
- Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999
- Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.
- Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
- Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
- Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
- Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.
СПИСОК 1 ГРУППЫ
№ п/п | Фамилия, имя учащихся | класс |
Список 2 группы
№ п/п | Фамилия, имя учащихся | класс |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/07/picture-310892-1381172115.jpg)
Рабочая программа дисциплины «Ансамбль народных инструментов (Аккордеон)» для специальности Музыкальное исполнительство
Рабочая программа дисциплины «Ансамбль» (Аккордеон) составлена с учётом требований современности к дополнительному образованию детей. Программа рассчитана на 5-летний...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/07/picture-310892-1381172115.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Ансамбль народных инструментов (домра)» для специальности Музыкальное исполнительство (Народные инструменты)
Рабочая программа дисциплины «Ансамбль» (Домра) составлена с учётом требований современности к дополнительному образованию детей. Программа рассчитана на 4-летний срок обучения.Игра в составе ансамбля...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/19/picture-349238-1384876488.jpg)
Рабочая программа "Музыкальное исполнительство" скрипка
Рабочая программ по скрипке на 8 лет обучения. Написана по ФГТ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/14/picture-593013-1423916563.jpg)
ПО.01.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО УП. 03. «КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС», ПО.01.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО УП. 03. «ФОРТЕПИАНО».
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/13/picture-296768-1423820847.jpg)
Рабочая программа творческого объединения воспитанников по обучению вокальному исполнительству "Этюд"
В материале представлена рабочая программа творческого объединения воспитанников по обучению вокальному исполнительству "Этюд"....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/04/picture-1205679-1583333582.jpg)
Рабочая программа по учебному предмету "Основы музыкального исполнительства" (скрипка).
Общеразвивающая образовательная программа учебного предмета "Основы музыкального исполнительства" по виду инструмента "скрипка" разработана на основе "Рекомендаций по организа...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/29/picture-1255773-1593441899.jpg)
Рабочая программа учебного предмета «ОСНОВЫ ВОКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА».
Программа учебного предмета «Основы вокального исполнительства» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общ...