Тема урока: «Соло и тутти»
план-конспект урока (музыка, 6 класс) на тему
Тема урока: «Соло и тутти»
Программа: (автор: Т.И. Науменко, В.В. Алеев, IV четверть, урок 29
(тип - изучение нового материала, форма - комбинированный)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема урока: «Соло и тутти» | 58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Соло и тутти»
Программа: (автор: Т.И. Науменко, В.В. Алеев, IV четверть, урок 29
(тип - изучение нового материала, форма - комбинированный)
Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления с тембрами музыкальных инструментов симфонического оркестра, дать понятие учащимся о соло и тутти, о значении в выражении музыкальных образов.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальные произведения: Н.А. Римский-Корсаков. Три чуда, из оперы «Сказка о царе Салтане», наблюдать в музыкальном произведении примеры содружества нескольких видов искусства; получат возможность развивать умение выбирать тембры музыкальных инструментов для различных образов;
Метапредметные:
- познавательные - внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;
- коммуникативные - осваивают диалоговую форму общения;
- регулятивные - организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
Личностные: оценивают результаты деятельности.
Музыкальный материал: Н.А. Римский-Корсаков. Три чуда, из оперы «Сказка о царе Салтане», в презентации – звуки музыкальных инструментов.
Дополнительный материал: презентация к уроку «Соло и тутти», И. Крылов. Басня «Квартет»,
ХОД УРОКА.
1. ОРГМОМЕНТ.
У: Здравствуйте, ребята.
2 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ.
У: Я очень рад нашей встрече, которая дарит нам сегодня прекрасную возможность взаимного общения и надеюсь, что благодаря музыке наше
общение станет не только интересным, но и полезным.
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
У: Очень часто для того, чтобы интересно и полезно провести время, мы отправляемся в гости или приглашаем гостей к себе. Вот и я сегодня пришел к вам не один.
У: Я пригласил сегодня в гости известных вам героев. Кто они? Откуда?
(Заходят подготовленные, переодетые дети с инструментами: Мартышка, Осел, Козел, Мишка)
У: Они так долго готовились к этой встрече и настолько соскучились по живому общению, что хотят как можно быстрее продемонстрировать вам свои умения. А вы подумайте, чем отличается музыка, которую они сыграют.
(Ребята играют р. н. п. «Во саду ли, в огороде» по одному) .
У: Чем отличаются звучание этих инструментов?
Д: Отличаются тембром.
У: Что такое тембр?
Д: Тембр - специфическая окраска звука, свойственная данному музыкальному инструменту или голосу.
У: Как исполняли герои музыкальное произведение?
Д: По одному, т.е.
(Прикрепляю на доске табличку: СОЛО)
У: А как еще можно исполнить?
Д: Всем вместе.
(Прикрепляю на доске табличку: ТУТТИ)
4.ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.
У: Каждый знает, что в гостях время пролетит интересно и незаметно, если разговор будет вестись вокруг темы, которая интересна всем.
Ребята, а вам интересны эти необычные слова? Так какую же музыкальную тему на правах хозяев предложите вы для взаимной беседы?
Д: соло и тутти.
ТЕМА УРОКА: Соло и тутти.
У: Ребята, а что мы сегодня на уроке с вами узнаем, какие цели перед собой поставим; исходя из темы урока?
ЦЕЛИ:
Д; Должны узнать, что такое СОЛО и ТУТТИ
У: Хорошо! Ребята! Мы с вами в 3 классе слушали симфоническую сказку «Петя и волк» С.С. Прокофьева, где композитор охарактеризовал каждый образ именно присущим ему инструментом: птичку – флейта, утку – гобой, кошку – кларнет, Петю – квартет струнных инструментов и т. д. Так что же нам надо понять?
Д; Почему композиторы некоторые произведения пишут для соло, а некоторые - для тутти.
У: Поэты нам передают содержание и образы путём – слов, художники путём – красок и кистей, композиторы – путём звуков. У каждого инструмента своё звучание. Так над чем мы ещё поговорим?
Д: О тембре звука.
У: А ещё, какую роль играют тембры музыкальных инструментов для понимания образов в исполнении соло и тутти.
Ребята, а вы все знаете как звучат различные инструменты?
Д: Нет.
У: Так что надо сделать?
Д: Узнать, как они звучат.
Планирование деятельности:
У: Я предлагаю составить план нашей работы на уроке .
- Слушать музыку
- Учиться различать соло и тутти.
- Выяснить, какую роль играют тембры музыкальных инструментов для понимания образов в исполнении соло и тутти.
5. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.
1. (Дети сидят за столами по группам)
У: Работать над новой темой мы будем в группах. У вас лежат на столах иллюстрации инструментов и характеристика к ним. Вы должны познакомиться с текстом о представленных музыкальных инструментах и выделить в этих описаниях только характеристику голоса этого инструмента.
(Учащиеся работают в группах.)
1 группа:
2 группа:
3 группа:
4 группа:
У: Представьте, пожалуйста, результат вашей работы. (шесть карточек в каждой группе и шесть ответов)
У: Хорошо, молодцы! Вы услышали словесную характеристику звучания, а теперь я думаю, пришёл черёд услышать ещё раз как они звучат и проверить себя.
(Игра «Звуки музыкальных инструментов»).
У: Оцените свою работу:
Что вам нужно было сделать?
Удалось ли правильно назвать инструменты?
Вы выполнили это задание самостоятельно или вам потребовалась помощь?
2.
У: А теперь давайте прослушаем, с помощью какого инструмента создается образ белки?
(Прослушивание музыки «Три чуда»)
Д: Флейты.
У: Так что же такое соло?
Д; Это когда один музыкант играет на инструменте или поёт.
У: А ещё какое чудо было?
Д; Богатыри выходили из моря.
У: С помощью каких инструментов создаётся образ богатырей? А их много было? Как они шагали? Весь оркестр играл? Значит, как можно назвать этот способ исполнения?
Д: Тутти
У: А что такое тутти?
Д:
У: Какую роль играют соло и тутти в музыкальном произведении?
Д: Чтобы показать образ одного персонажа композитор выбирает солирующий инструмент, а сразу много образов – тутти.
(Инсценирование басни.)
У: Что-то мы забыли про наших музыкантов. Давайте их попросим сыграть что-нибудь. Как пытались играть музыканты?
Д: Вместе.
У: т.е. тутти. А почему не получилось?
Д: Не было дирижера.
У: Кто такой дирижер?
Д: Руководитель оркестра.
У: Что такое оркестр?
Д:
Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава.
У: Наши артисты пытались пересаживаться, но у них совместная игра не шла на лад. В чём-то артисты были правы. Ведь у каждого из инструментов свой тембр звука и своя громкость звучания, и они должны быть правильно рассажены в оркестре. Я предлагаю вам внимательно ознакомиться с тем, как инструменты расположены в оркестре и поиграть в игру.
(Игра «Рассади оркестр»)
- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
У: Давайте подведём итог работы на уроке.
Что узнали нового, с чем познакомились?
Что у вас получилось лучше всего?
В чём испытывали затруднения?
Над чем надо ещё поработать?
Что запомнилось, понравилось на уроке?
(На столе у ребят карточки)
Если и вам понравилась наша беседа, то прилепите эти нотки с улыбкой к мажору, а кому не понравилось наше общение – нотки с грустью – к минору.
Д:
У: Я очень рад и мне приятно было поговорить с вами! Спасибо за приём!
На этом наша беседа подошла к концу. До новых встреч.
Методические материалы к уроку.
- Искусство. Музыка. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2012г.
- Музыка. 6 класс. Фонохрестоматия, Т.И. Науменко, В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2010.
- Портрет и биография Н. А. Римского-Корсакова http://biopeoples.ru/genius/1416-nikolay-rimskiy-korsakov.html
- Портрет А.С. Пушкина http://tnu.podelise.ru/pars_docs/refs/234/233602/233602_html_44307521.jpg
- Три чуда из оперы Н.А. Римского-Корсакова http://www.youtube.com/watch?v=eAWgF3wkf5s
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Гидролиз солей"
Тема урока: «Гидролиз солей»Предмет химияКласс 8Сергиенко Валентина Леонидовна преподаватель химииМБОУ СОШ №7 РОССИЯЛенинградская областьГород ВыборгУрок комбинированный, урок изучени...
Тема урока: «Соли»
Тема урока: «Соли» Тип урока: изучение нового материала.Цели и задачи урока:1. Обучающие:Сформировать понятие о классе солей.Дать представление о строении солей, их классификации.Рассмотрет...
Конспект фрагмента урока по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями"
Материал содержит подробный план-конспект фрагмента урока химии в 8 классе по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями". Изучение состава кислот и солей проводится в форме ...
Конспект урока по химии в 8 классе. Тема урока : «Приготовление растворов солей заданной концентрации»
Конспект урока по химии в 8 классе.Тема урока : «Приготовление растворов солей заданной концентрации»...
Тема урока: «Соли»
Дидактическая цель: формирование знаний обучающихся о составе, классификации, номенклатуре и применении солей.Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала....
Проект урока по музыке 6 класс. "Соло и тутти".
Проект урока по музыке 6 класс. "Соло и тутти" адресован учителям музыки....
Технологическая карта урока Тема урока: «Соли как производные кислот и оснований»
Дидактическая цель: формирование знаний обучающихся о составе, классификации, номенклатуре и применении солей.Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.Задачи урока:Позн...