Тема урока: «Соли»
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Дидактическая цель: формирование знаний обучающихся о составе, классификации, номенклатуре и применении солей.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
соли _8 класс | 87 КБ |
soli_otkr_urok.pptx | 1.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Балзанай Долума Васильевна,
учитель химии
МБОУ СОШ с. Бай-Хаак Тандинского р-на РТ
Технологическая карта
Предмет: химия
Класс: 8 класс
Автор учебника: Г. Е. Рудзитис
Тема урока: «Соли»
Дидактическая цель: формирование знаний обучающихся о составе, классификации, номенклатуре и применении солей.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Задачи урока:
Познавательные: способствовать формированию знаний о составе, классификации, номенклатуре и применении солей;
Исследовать физические свойства предложенных солей;
Регулятивные: развивать способность учащихся работать с учебником, с дополнительными источниками информации;
Выделять главное, делать выводы.
Коммуникативные: умение работать в группах;
Личностные: способствовать формированию учащихся к бережному отношению к своему здоровью; уметь применять полученные знания в повседневной жизни.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, экспериментальный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая.
Оборудование: Таблица Д.И.Менделеева, ПК, проектор, экран, штатив с пробирками, учебник, презентация, карточки с формулами на доске.
Реактивы: образцы солей, пробирки с водой, стеклянная палочка, раздаточный материал.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Ресурсы |
Этап 1. Организационный | |||
Психологический настрой - Добрый день! Я надеюсь, ребята, что наш урок пройдет в дружеской обстановки и вы усвоите материал, который вам будет необходим для дальнейшего изучения химии. Итак, давайте начнем. Для начала вы должны прочитать наш девиз урока «Мы здоровы и полны энергии. У нас все в жизни хорошо. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Читают девиз урока | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. (Личностные УУД: смыслообразование) | Презентация (слайд 2) |
Этап 2. Актуализация субъектного опыта | |||
Создание проблемной ситуации. Перед изучением сегодняшнего урока, мы отгадаем с вами несколько загадок. И к каждому полученному ответу дадим определения «Что за это вещества?» Сегодня мы познакомимся с классом веществ, которые играют очень большую роль в нашем организме. Войны за это вещество происходили в разные эпохи: за нее сражались не только в первобытно-общинном, но и рабовладельческом и в феодальном обществе. В XVI веке она была одной из причин быстрого покорения Мексики испанским завоевателем Кортесом. Она играла главную роль в товарообмене с соседними племенами. Она содержится в Мировом океане. Легионеры Древнего Рима получали часть жалованья этим веществом, а за 5 плиток в Абиссинии можно купить раба. Наши предки встречали гостей в знак нерушимой дружбы хлебом и …! «Хлориды и нитраты, Сульфаты, карбонаты Я без труда и боли Объединю в класс...» (Ответ: Соли) Итак, тема нашего урока сегодня Соли. Что вы знаете о солях. Что хотите узнать о классе веществ соли сегодня? А для чего вам нужна эта информация? | Учащиеся дают ответ. Перечисляют изученные классы веществ. Дают определение оксидам. Дают определение кислотам. Дают определение основаниям. Учащиеся дают ответ, что речь идет о классе веществ – соли. Высказывают свое мнение. Записывают тему урока в тетрадь. Дают ответы | Личностные УУД. Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме) Предлагают варианты целеполаганий. Интересуются, как могут называться такие вещества. Хотят познакомиться с названием и классификацией соединений. Выделяют проблему, предлагают тему урока, планируют свою работу Регулятивные УУД. Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы) | Презентация (слайды 3-10) |
Этап 3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности | |||
С На доске записаны формулы солей (приложение 1). Что общего у этих веществ? Попробуйте дать определение что же такое соли? Как видно из определения, соли по составу похожи на кислоты, только вместо атома водорода они содержат атомы металла. Также соли по составу похожи на основания на первом месте атомы металлов, а на втором месте гидроксогруппа. Какой вывод из этого можно сделать? Давайте попробуем дать название каждому веществу. Что нужно знать для того чтобы дать название солям? Название соли = название кислотного остатка + название металла в родительном падеже (приложение 2). А теперь попробуем дать название каждому солю? Инструктаж по Т.Б. в виде дополнения недостающих слов. Ученики с каждой группы поднимают руку и отвечают. Теперь мы с вами приступаем к небольшой лабораторной работе (приложение 3). Для этого у вас на партах стоят штативы с пробирками, в одной находится соль, а в другой вода. Для начала вы должны определить цвет солей, запах и способность растворяться в воде. Далее вы должны по инструктивной карте написать физические свойства выданной вам соли. Как вы думаете, есть ли классификация у солей? Но кроме классификации солей по растворимости в воде, существует и другая классификация по составу кислотного остатка (основные, кислые, средние). Какой вывод можно сделать исходя из проделанной работы? Физкультминутка | Учащиеся дают ответы: в каждой формуле на первом месте стоит металл, а на втором месте кислотный оксид. Дают определение: Соли - это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков. Делают вывод что соли похожи по строению на кислоты и основания. Дают название веществам по номенклатуре солей. Дают ответы: чтобы дать название соли нужно знать название и валентность кислотного остатка. Дают названия солям Высказывают свои предположения. Выполняют задания по инструктивной карте «Знакомство с образцами солей» Результаты работы заносят в таблицу. Делают вывод о том, что соли могут быть растворимые и нерастворимые в воде, также основные, средние и кислые. Высказывают свои предположения. Повторяют движения используя тренажер для глаз Базарнова В.Ф. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук. Упражнения для снятия напряжения с мышц туловища. | Познавательные постановка и решение проблемы, логические универсальные действия Коммуникативные сотрудничество в поиске и сборе информации Регулятивные формирование умения слушать собеседника, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Личностные смыслообразование, формирование у учащихся бережного отношения к своему здоровью | Инструктивные карточки, раздаточный материал (3), учебник, лабораторное оборудование и реактивы. Презентация (слайды 10-21) Тренажер для глаз Базарнова В.Ф. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук. Упражнения для снятия напряжения с мышц туловища. |
Этап 4. Первичная проверка понимания изученного материала | |||
Что нужно знать для того чтобы составить формулы солей? Номенклатура солей : Название соли = название кислотного остатка + название металла в родительном падеже (приложение 2). У каждого из вас имеются карточки с заданиями (приложение 4). Для выполнения, которой нужно работать с группой сообща. | Дают ответы: чтобы составить формулу соли нужно знать заряд атома металла и валентность кислотного остатка, затем найти нок и расставить коэффициенты в формуле. Работают с карточками, результаты зачитывают. | Познавательные поиск и выделение необходимой информации и структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия Коммуникативные сотрудничество в поиске информации Личностные смыслообразование | Раздаточный материал (приложение 4) Презентация (слайды 22-23)
|
Этап 5. Закрепление изученного материала | |||
А теперь я Вам предлагаю посмотреть области применения солей в различных сферах жизни. Затем учитель предлагает выполнить индивидуальное выполнение работы по заполнению карточки (приложение 5). | Используют предложенный алгоритм (приложение 2) составляют формулы солей и дают им названия. Заполняют таблицу (приложение 5). | Познавательные общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия Регулятивные оценка, саморегуляция Коммуникативные планирование учебного сотрудничества и способов взаимодействия | Раздаточный материал (приложение 2,5) Презентация (слайды 24-28) |
Этап 6. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия | |||
С каким классом неорганических веществ мы сегодня познакомились? Какую цель вы для себя ставили перед изучением темы урока? Достигли ли вы своей цели? Что нового узнали о солях? Вам урок понравился? Все это можно выразить с помощью смайликов, которые даны каждому ученику. Спасибо за активную работу на уроке. (выставление оценок в журнал) | Сравнивают свою личную успешность и активность по сравнению с предыдущим уроком. Высказывают свое мнение. | Регулятивные (оценка, саморегуляция) Познавательные (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия) | Презентация (слайд 29) |
Этап 7. Информация о домашнем задании | |||
Предлагает разноуровневые домашние задания по выбору, 1 уровень (для всех): параграф 33 упр.3. стр. 112 2 уровень: Используя дополнительные источники информации, найдите примеры солей имеющих наибольшее применение в сферах жизни и ответьте на вопросы: | Ученики изучают параграф 33 упр.3 , учат название кислотных остатков по таблице на стр. 112 и выполняют задания из 2 уровня по желанию | Личностные (самоопределение) Регулятивные (оценка, саморегуляция) | Учебник и дополнительные источники информации Презентация (слайд 30) |
Приложение 1.
- Na2SO4
- BaCl2
- K2S
- Cu(NO3)2
- K3PO4
Приложение 2.
Название соли = название кислотного остатка + название металла в родительном падеже
Приложение 3.
Лабораторная работа
«Знакомство с образцами солей»
Название вещества | Агрегатное состояние | Цвет | Запах | Формула | Растворимость в воде |
Приложение 4.
Задания:
1. Назвать соли:
KCl, BaSO4, LiNO3.
2. Составьте формулы солей по названию:
Йодид натрия, сульфид цинка.
Приложение 5.
Составить формулы солей и дать им названия:
Вариант | Металл | КИСЛОТА | ||||||
H2SO4 | HNO3 | H3PO4 | HCl | H2SO3 | HBr | H2S | ||
I | Na | |||||||
II | Ca |
Список литературы.
- Г. Е. Рудзитис. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2008
- Е. П. Ким. Химия. 8-11 классы. Внеклассные мероприятия. Волгоград: Учитель, 2009.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы здоровы и полны энергии. У нас все в жизни хорошо. Мы молоды, мы счастливы, мы талантливы.
«Их получают путем горения Или сложных веществ разложения. В них два элемента, один – кислород. Я отнесу к ним и известь, и лед». Какие это вещества? Оксиды K2O, ZnO
«Они имеют кислый вкус. В них изменяет цвет лакмус. А если активный металл попадет, Получим мы соль и еще водород». Кислоты HCl , H 2 SO 4
«В каких веществах у фенолфталеина Бывает не жизнь, а сплошная малина?» Щелочи NaOH , Ca(OH) 2
NO HNO NaOH HNO 2 3 К какому классу соединений относятся вещества (дать им названия)
CO 2 2 H CO Mg(OH) 2 3 H SO 2 3 H SO 2 4 К какому классу соединений относятся вещества (дать им названия)
О каком веществе идёт речь? Войны за это вещество происходили в разные эпохи: за нее сражались не только в первобытно-общинном , но и рабовладельческом и в феодальном обществе. В XVI веке она была одной из причин быстрого покорения Мексики испанским завоевателем Кортесом. Она играла главную роль в товарообмене с соседними племенами. Она содержится в Мировом океане. Легионеры Древнего Рима получали часть жалованья этим веществом, а за 5 плиток в Абиссинии можно купить раба. Наши предки встречали гостей в знак нерушимой дружбы хлебом и …!
«Хлориды и нитраты, Сульфаты, карбонаты Я без труда и боли Объединю в класс...» Соли
Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка. PO 4 K 3 Na Cl Атом металла Кислотный остаток Кислотный остаток Атом металла
Номенклатура солей Название Соли Название кислотного остатка Название металла в родительном падеже Валентность кислотного остатка римскими цифрами Кислотные остатки NO 2 ¯ - нитрит SiO 3 - силикат NO 3 ¯ - нитрат S - сульфид SO 3 2- - сульфит С I - хлорид SO 4 2- - сульфат F - фторид С O 3 2- - карбонат Br - бромид Р O 4 3- - фосфат I - иодид + + =
Помни каждый ученик, Знай любая кроха: Безопасность- хорошо, А халатность – плохо. Техника безопасности в кабинете химии
Техника безопасности в кабинете химии Категорически запрещается входить в кабинет химии без ...учителя В кабинете химии запрещается принимать … и … Не пробуйте вещества на … При выяснении запаха не подносите сосуд близко к …. Для выяснения запаха нужно … сделать движение от отверстия сосуда к …
Лабораторная работа «Знакомство с образцами солей» Название вещества Агрегатное состояние Цвет Запах Формула Растворимость в воде
Физические свойства Соли – это твердые вещества разного цвета с различной растворимостью в воде
Классификация 1. По растворимости в воде СОЛИ растворимые нерастворимые Нитраты Хлориды Почти все сульфаты Сульфиды Некоторые карбонаты Многие силикаты Фосфаты, кроме солей калия, натрия
Классификация 2. По составу кислотного остатка средние Na 2 SO 4 K 3 PO 4 кислые NaHSO 4 K 2 HPO 4 СОЛИ основные NaOHSO 4
Тренажер для глаз Базарнова В. Ф.
Упражнения для улучшения мозгового кровообращения «Наклоны головы» Вперед – назад Вправо - влево
Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук «Рывки руками» «Сжимание кисти в кулак»
Упражнение для снятия напряжения с мышц туловища «Наклоны в сторону»
Задания: Назвать соли: KCl , LiNO3, BaSO4 ; Составьте формулы солей по названию: йодид натрия, сульфид цинка.
Критерии оценивая Оценка «5» - одна ошибка Оценка «4» - две ошибки Оценка «3» - три ошибки Оценка «2» - четыре ошибки и больше.
Соляная зависимость самая древняя и самая сильная.Но люди не всегда испытывали такую зависимость от соли. Соли
Соли Гипс – кристаллогидрат сульфата кальция Са SO 4 * 2H 2 O
Из мрамора (СаСО3) сделан дворец в Индии Тадж - Махал
Косметические соли
Лечение и профилактика заболеваний: ЛОР заболеваний опорно-двигательного аппарата бронхолегочных и простудных заболеваний в галлокамере
Рефлексия Я доволен своей работой на уроке На уроке я работал неплохо. На уроке мне было трудно.
Домашнее задание: Параграф 33 упр.3 стр. 112 Используя дополнительные источники информации, найдите примеры солей имеющих наибольшее применение в сферах жизни и ответьте на вопросы: Почему соли разные на вкус? Какие соли имеют цвет? Какие соли есть в нашем организме?
Спасибо за внимание!!!
Список литературы: Г. Е. Рудзитис. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2008 Е. П. Ким. Химия. 8-11 классы. Внеклассные мероприятия. Волгоград: Учитель, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Гидролиз солей"
Тема урока: «Гидролиз солей»Предмет химияКласс 8Сергиенко Валентина Леонидовна преподаватель химииМБОУ СОШ №7 РОССИЯЛенинградская областьГород ВыборгУрок комбинированный, урок изучени...
Тема урока: «Соли»
Тема урока: «Соли» Тип урока: изучение нового материала.Цели и задачи урока:1. Обучающие:Сформировать понятие о классе солей.Дать представление о строении солей, их классификации.Рассмотрет...
Урок химии в 11 классе по теме "Гидролиз солей" ( с применением ИКТ)
Цель урока: сформировать знания учащихся о гидролизе солейЗадачи:обучающие:сформировать у учащихся знания о возможности и характере протекания гидролиза различных типов солей, научить пред...
Конспект фрагмента урока по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями"
Материал содержит подробный план-конспект фрагмента урока химии в 8 классе по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями". Изучение состава кислот и солей проводится в форме ...
Тема урока: «Соло и тутти»
Тема урока: «Соло и тутти» Программа: (автор: Т.И. Науменко, В.В. Алеев, IV четверть, урок 29 (тип - изучение нового материала, форма - комбинированный)...
Конспект урока по химии в 8 классе. Тема урока : «Приготовление растворов солей заданной концентрации»
Конспект урока по химии в 8 классе.Тема урока : «Приготовление растворов солей заданной концентрации»...
Технологическая карта урока Тема урока: «Соли как производные кислот и оснований»
Дидактическая цель: формирование знаний обучающихся о составе, классификации, номенклатуре и применении солей.Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.Задачи урока:Позн...