Открытый урок по музыке по теме "Джаз"
план-конспект урока по музыке (8 класс) по теме
Разработка урока музыки по теме "Музыка "лёгкая" и "серьёзная"" предназначена для учащихся 8-го класса. Тема данного урока-"Джаз". Урок разработан с применением презентации, включающиуй аудио- и видезаписи, текстовый и фотоматериал. В ходе урока учащиеся раскрывают причины возникновения, истоки джаза; характерные особенности спиричуэлса, блюза, регтайма; выразительные средства их музыкальной речи; состав инструментов для исполнения данного жанра.
Урок может быть использован как на уроках музыки, так и для внеклассной и факультативной работы в образовательных учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по теме "Джаз" | 63.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конкурс «Сборник педагогических идей Всероссийского слета учителей»
Автор: Силина Вера Александровна,
учитель музыки
Номинация: Разработка урока по музыке
с использованием
информационных технологий.
Тема разработки: "Джаз".
Название предмета: урок музыки.
Класс: 8
Аннотация.
Разработка урока музыки по теме «Музыка «легкая» и «серьезная»» предназначена для учащихся 8-го класса. Тема данного урока - «Джаз». Урок разработан с применением презентации, включающей аудио - и видеозаписи, текстовый и фотоматериал. В ходе урока учащиеся раскрывают причины возникновения, истоки джаза; характерные особенности спиричуэлса, блюза, регтайма; выразительные средства их музыкальной речи; состав инструментов для исполнения данного жанра.
Урок может быть использован как на уроках музыки, так и для внеклассной и факультативной работы в образовательных учреждениях.
Содержание
Введение_____________________________________________3
Основная часть________________________________________5
Заключение___________________________________________9
Список использованных источников______________________10
Приложение__________________________________________14
Введение
Все чаще предпочитает человечество получать информацию посредством интернета. В век развития информационных технологий подростков, искушенных разнообразием интернет-ресурсов и представленных в них материалах, мало удивишь просто рассказом и печатными иллюстрациями.
Урок музыки в 8 классе по теме "Джаз" был проведен с использованием презентации по теме урока. Составленная мною презентация, включающая текстовый материал, фотографии, видеофрагменты, аудиозаписи музыкальных произведений предназначена учащимся класса для самостоятельного изучения темы урока. Презентация - это уникальный и самый современный на сегодняшний день способ представления информации. Это программный продукт, который может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность. Использование презентации позволяет насытить урок содержанием и наглядностью одновременно, за короткое время дать учащимся большой объем информации в сжатом виде.
Данный урок поможет вызвать интерес учеников к слушанию джазовой музыки, а также позволит узнать много нового и интересного о джазе.
Цель урока: дать представление об истоках джаза, особенностях джазовой музыки; познакомить с исполнителями джаза.
Задачи:
-обучающие: формирование навыка слушания музыкальных произведений через
активную творческую деятельность учащихся;
-развивающие: развивать умения учащихся анализировать, сопоставлять, делать выводы;
-воспитательные: воспитывать интерес к предмету, самостоятельность при изучении
новых знаний, потребность к самообразованию.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, самостоятельная.
Необходимое техническое оборудование: экран, проектор, компьютеры, аккордеон.
Продолжительность реализации разработки урока - 45 минут.
Способ проверки знаний данной темы: вопросы по теме "Джаз" на этапе закрепления темы урока («Проверь себя»).
Основная часть
Конспект урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
Организация начала урока. | Организует начало урока. Делит класс на группы временного состава. Проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствует детей. На прошлом уроке мы говорили о музыке «легкой» и «серьёзной» в ансамблевом исполнении. -С какими поп-группами вы познакомились? | Готовятся к уроку. Исполняют музыкальное приветствие учителю, отвечают на вопрос учителя. | 1 мин. | ||
1. | Введение в тему, целеполагание. | Информационный, Приложение 1. Слайд №1 | Сегодня мы продолжаем тему четверти: «Музыка «легкая» и «серьезная». Посмотрите на картинку и послушайте музыкальный фрагмент, о какой музыке мы будем говорить сегодня на уроке? Записываем в тетради тему урока «Джаз». | Слушают музыкальный фрагмент, отвечают на вопрос учителя, записывают тему урока в тетрадь. | 2 мин. |
Приложение № 2. | Вопрос: Что бы вы хотели узнать о джазе? Запишите ваши вопросы в виде какой - либо графической формы? | Записывают вопросы в тетрадь. | 2 мин. | ||
Сегодня я вам предлагаю изучить материал по теме «Джаз» следующим образом – для вас приготовлены текстовые выдержки, презентация, содержащая аудиозаписи, фотографии, познавательные тексты по теме урока. Каждая группа в ходе урока изучает информацию, добавляет собственные знания о джазе и оформляет её в виде кластера. В конце урока каждая группа должна защитить свой кластер. | Слушают учителя. | 1 мин. | |||
2. | Изучение нового материала | Информационный Презентация. (Приложение 1) Текстовые фрагменты. (Приложения 2-8) | Наблюдает за работой групп, консультирует, направляет работу учащихся. | Изучают предложенный материал, создают в группе кластер, обмениваются мнениями, знаниями. | 10 мин |
Выслушивает защиту групп. | Выступают с защитой кластера, слушают выступления других. | 8 мин. | |||
3. | Работа с песней. | Приложение 1. Слайд № 8. | Прослушаем ещё раз песню Я.Дубравина «Джаз» и разберём её особенности. О чем говорится в песне? Разбираем содержание песни, разучиваем мелодию (первый куплет и припев) и разбираем особенности ритма песни с каждой группой. Демонстрация слайда № 8. Приложение № 9. | Слушают песню, читают слова песни, отвечают на вопрос учителя. Произносят слова в ритме песни, исполняют песню с оригиналом группой, индивидуально. | 10 мин. |
4. | Закрепление | Информационный Слайд № 9 | Проверим себя, что узнали на уроке. Ответим на предложенные вопросы. Демонстрация слайда № 9. (Приложение №10) | Отвечают на вопросы слайда. | 4 мин. |
5. | Итог урока (рефлексия). | Информационный слайд № 10. | Что нового узнали на уроке? А теперь сюрприз от Харламова. Демонстрация слайда № 10. | Каждая группа защищает свой кластер. Просмотр слайда. | 6 мин. |
6. | Домашнее задание: | Выучить 1 куплет и припев песни «Джаз» Я.Дубравина, вспомнить о джазе по кластеру в тетради. Считаем жетоны, выставляем отметки. Спасибо всем. | Записывают домашнее задание, считают жетоны, получают отметку. | 1мин. |
Заключение
Урок музыки по теме «Джаз» в восьмом классе дан был для учителей лицея в День Мастерства. Цель и задачи, поставленные в начале урока, были достигнуты. Презентация была необходима для показа видеофрагментов исполнителей джаза. На уроке использовались такие виды деятельности учащихся: просмотр слайдов презентации, иллюстрации-фото представителей джаза, слушание аудиозаписи музыкальных произведений джазовой музыки, вокально-хоровая работа - разучивание песни «Джаз» Я.Дубравина. Класс был разделен на группы временного состава учащихся для самостоятельного изучения материалов презентации и изучения материала по теме урока. Учащиеся выявили особенности джазовой музыки, узнали представителей джаза, смогли с помощью видео- и аудиозаписей прослушать оригинальные исполнения джазовых музыкальных произведений. Использование презентации способствовало развитию интереса учащихся к джазовой музыке, позволило организовать самостоятельное изучение материала, привлечь личные знания учащихся.
Список использованных источников и Интернет-ресурсов.
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/
2. Учебник Т.И.Науменко, В.В.Алиева «Музыка, 8 класс», Москва, Дрофа, 2010.
3. Большая энциклопедия музыки: пер. с итал.\Гвидо Боффи.-М.:АСТ: Астрель, 2007.- 413с.
4. Коллекция презентаций Power Point , http://ppt .
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | Иллюстрация-фото джазовых инструментов. | Информационный | Иллюстрация фото | |
2. | Аудиозапись джазовой музыки | Информационный. | Аудиозапись | http://www.audiopoisk.com/track/louis-armstrong--jack-teagarden/mp3/black-and-blue/ |
3. | Иллюстрация-фото Махалии Джексон. | Информационный. | Иллюстрация фото | http://userserve-ak.last.fm/serve/_/205736/Mahalia+Jackson.jpg |
4. | Видеозапись исполнения спиричуэлс Махалии Джексон | Информационный. | Видеофрагмент | |
5. | Иллюстрация-фото Луи Армстронга. | Информационный. | Иллюстрация фото | http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%EC%F3%E7%FB%EA%E0-%E4%E6%E0%E7&tg=, |
6. | Аудиозапись Луи Армстронга «Блюз Западной окраины» | Информационный. | Аудиозапись | |
7. | Иллюстрация-фото Скотта Джоплина | Информационный. | Иллюстрация фото | |
8. | Аудиозапись регтайма «Кленового листа» Скотта Джоплина | Информационный. | Аудиозапись | http://muzda.ru/mp3/%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%BC |
9. | Иллюстрация-фото Леонида Утесова | Информационный. | Иллюстрация фото | |
10. | Аудиозапись музыки кино-Легко на сердце- из кинофильма «Веселые ребята» | Информационный. | Аудиозапись | |
11. | Иллюстрация-фото Гарика Харламова | Информационный. | Иллюстрация-фото | |
12. | Видеофрагмент исполнения спиричуэлс от Гарика Харламова | Информационный. | Видеофрагмент |
Приложение № 1
Презентация по теме урока «Джаз».
Приложение № 2
Приложение № 3
Джаз
Джаз - от выражения: «джэзинг ит ап» – играть энергично, с воодушевлением.
Джаз – это музыкальный жанр, сформировавшийся в США в начале ХХ века, основу которого составляет афроамериканский фольклор.
Приложение № 4
История джаза
Джаз возник в Новом Орлеане США.
Корни джаза уходят в народную музыку афроамериканских негров, обращенных в рабство в Америке.
Ведущие жанры- танцевальные и песенные.
Приложение № 5
Особенности джазовой музыки.
Заключаются в сплаве элементов двух музыкальных культур: в мелодии и гармонии - влияние «белой» (европейской) культуры, в сложной ритмической структуре (синкопы), неустойчивой высоте звука – влияние афроамериканской культуры.
Джаз отличается импровизацией.
Приложение № 6
Первый источник джаза спиричуэлс – это песни североамериканских негров религиозного содержания, госпелы (уорк-сонги-трудовые песни), то есть духовные песни – молитвы негров Южных Штатов Америки
Люди отправлялись в Америку, чтобы изменить свою жизнь, освоить новые земли. Она сулила им свободу. На кораблях плыли люди разных национальностей, звучала разная речь, слышались и шотландская баллада, и английские гимны, итальянские мадригалы, испанские романсы, французские менуэты. В Америке, как и в Европе, возносили молитвы Господу, пели о любви, звучали колыбельные, погребальные, плясовые песни.
В трюмах были негры – невольники для работы на плантациях белых людей. Первые мореплаватели, открывшие Африку, обратили внимание на необычную манеру пения ее темнокожих жителей слияние барабанных ритмов и пения солистов, свободу импровизации.
Известный негритянский джазовый музыкант Дюк Эллингтон говорил: «Страшась молчания черных рабов, рабовладельцы заставляли их петь, чтобы у них не было возможности разговаривать, то есть сговариваться о планах мести и мятежа.
О своей тяжелой жизни они рассказывали в своих песнях- молитвах спиричуэлсах, обращаясь к Богу. Спиричуэлс обычно исполнялись а капелла. Импровизация подголосков и коллективное пение, говорит об одаренности людей, чья музыка оказала влияние на композиторов не только в Америке.
Самая известная исполнительница спиричуэлс Махалия Джексон.
Приложение № 7
Второй источник джаза - блюз. Это светские лирические песни американских негров, живших вдоль реки Миссисипи. Слово «блу» - голубой и «блек» - черный. Второе значение слова «девл» – меланхолия, хандра. В песнях блюза негров слились и горечь рухнувших надежд, и тоска по утраченной родине, и ненависть к рабскому труду.
«Я бездомным стал - было б лучше умереть - 2 раза
Нету больше места в мире, где мне сердце отогреть»
(Перевод А.Буравского)
Другие блюзы были наполнены весельем- смех сквозь слезы.
Блюз - это сольные песни в сопровождении банджо или гитары, инструментальная музыка. Это медно-духовые – труба, фортепиано, саксофон и ударные.
Известен всему миру Луис Дэниел Армстронг (1900/1901-1971), афроамериканский джазовый музыкант, трубач, певец.
«Блюз наполняет меня с головы до ног, я печален сегодня, я полон мрачных предчувствий, когда я еду на западную окраину, где меня ждет так много страданий»- Луи Армстронг.
В дальнейшем блюзовая манера пения перешла в ритм-энд- блюз, в музыку «соул», «фанк», свинг, рок-н-ролл и т.д.
Приложение № 8
Еще один источник джаза – регтайм. Появлению регтайма предшествовала популярность танцев «кейк – уок» и «ту – степ». «Кейк- уок» - танец пирожных. В нем негры пародировали своих господ, подражая их манерам, походке. В конце актеры получали в награду маленький кусочек пирожного из рук «хозяина». Походка танцоров была подпрыгивающей, были и внезапные остановки, нужна была соответствующая музыка. Так появился регтайм. Стиль регтайма оказался созвучен индустриальной Левая рука пианиста поддерживает устойчивый ритм прохлопывая по фортепиано, как по ударному инструменту, а правая наигрывает мелодию.
Первый король регтайма Скотт Джоплин.
Приложение № 9
Джаз в России
Первый русский джазовый исполнитель – Леонид Утесов.
В 1922 г. в Москве создан первый оркестр джаз-бенд Валентином Парнахом, затем джаз-оркестр Цфасманом.
Приложение № 10
Джаз Я. Дубравин
Переплыв Атлантику из-за океана
В день какой неведомо в неизвестный час
Вышел из морского синего тумана
Трубами сверкающий негритянский джаз.
П/в Ах этот джаз, звенящий джаз!
Он так старается для нас,
Он так старается для нас,
Гремит он каждою трубой,
Гремит он каждою трубой,
Танцуй и пой, танцуй и пой!
Приложение № 11
Проверь себя:
- Где возникл джаз?
- Что является основой джаза?
- Назови источники джаза и исполнителей.
- Какие музыкальные инструменты участвуют в исполнении джаза?
- Назови первого русского исполнителя джаза.
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Лицей № 1 им. Н.К.Крупской
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Богатырская тема в музыке.Открытый урок по музыке 5 класс.
Предмет: музыка. Цель урока: Выявить какое эмоциональное воздействие оказывают на личность учащихся произведения музыки, изобразительного искусства, литературы. Тип урока: урок комплексного применения...
Сценарий открытого урока (предмет "Музыка") в 6-м классе "Протестное содержание музыкальных образов русской ROCK-музыки
Вниманию пользователей предлагается сценарий урока, созданного на основе педагогической технологии Л.П.Масловой....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МУЗЫКЕ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «В чём сила музыки В.А.Моцарта?»
Урок №7 по теме 3 четверти «В чём сила музыки?»...
Открытый урок по музыке 6 класс.Гармония. Что такое гармония в музыке.
Урок поможет учащимся осознать и осмыслить, что значит музыкальная гармония. Урок способствует развитию эстетических чувств у школьников, приобщает к музыкальным ценностям на примере...
Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"
Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"...
Открытый урок по музыке «Музыка эпохи Возрождения» 7 класс
Открытый урок по музыке «Музыка эпохи Возрождения» 7 класс, разработанный в социо-игровой методике....
Открытый урок по музыке в 5 классе на тему:" Восток в русской музыке."
Восточная тема у русских композиторов 19 века....