Организация самостоятельной работы ученика музыкальной школы
статья по музыке по теме
Способность, активное стремление к приобретению навыков, умений, знаний развивается, прежде всего, в самостоятельной работе учащегося. Что же представляет собой этот процесс? Именно эту проблему я попыталась проанализировать в своей статье.
Статья была опубликована в сборнике материалов межвузовского научно-практического семинара "Актуальные проблемы организации самостоятельной работы студентов", который проходил в апреле 2012 г. в Санкт-Петербурге.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Скоблова Татьяна Петровна,
преподаватель МБОУ ДОД «Пикалевская детская школа искусств»
Организация самостоятельной работы ученика музыкальной школы
На сегодняшний день наблюдения показывают, что в педагогической среде все еще живут так называемые «натаскивания», при которых учащиеся слепо подражают своему педагогу, механически следуя его указаниям. В самостоятельной работе этих учеников обнаруживается полнейшая беспомощность. Такое положение никак нельзя признать нормальным. Способность, активное стремление к приобретению навыков, умений, знаний развивается, прежде всего, в самостоятельной работе учащегося. Что же представляет собой этот процесс?
Самостоятельная работа учащегося – это часть учебного процесса, состоящая из двух разделов:
Первый его раздел – это самостоятельная работа учащегося музыкальной школы непосредственно на самом уроке;
Второй раздел – домашняя работа над выполнением заданий, полученных на уроке. К этому следует добавить, что оба раздела этой работы тесно взаимосвязаны. Чем интенсивней самостоятельная работа учащегося на уроке, тем эффективней она в домашних условиях и наоборот. Решающим условием продуктивной и качественной самостоятельной работы учащегося является ясная постановка задач, стоящих перед ним. От того, насколько четко педагог сформулирует их, определит последовательность выполнения и конкретизирует, зависит успех домашних занятий ученика. Важно помнить, что во-первых, учить навыкам самостоятельной работы следует на уроках, во-вторых, любое новое задание, предлагаемое для самостоятельной проработки, должно опираться на усвоенное ранее, под руководством педагога.
Я, преподаватель детской музыкальной школы по классу домры, балалайки и гитары. В родной школе я работаю уже 25 лет. Я понимаю, что формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической науки и практики на современном этапе. Но что уж скрывать, сейчас заинтересовать ребенка, увлечь идеей творчества, организовать его самостоятельную работу дома особенно трудно. Перед преподавателями музыкальных школ давно стоит эта проблема. В соответствии со вновь принятыми нормативными документами, регулирующими образовательный процесс, объем учебной нагрузки не превышает допустимые границы. Но есть еще факультативы, кружки, секции, занятия с репетиторами, на которые родители беспощадно записывают своих детей. Только школьная программа ребенку по силам, а вот родительские требования часто усложняют ситуацию. И все преподаватели требуют, настаивают и считают свой предмет главным. Куда деваться бедному ребенку? Ко мне на урок часто приходят дети с глазами взрослых, уставших людей. Часто мы беседуем по душам, ребята делятся своими радостями и проблемами.
Я знаю одно – в конце урока нам станет легче, а уникальное лекарство – Музыка! И забудутся усталость, школьные неудачи, да и у меня на душе станет легче, ведь проблем у преподавателей музыкальных школ с каждым годом становится все больше и больше.
Научить ребенка заниматься самостоятельно и не навредить ему при этом – первоочередная задача преподавателя.
Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество, как создание человеком объективно и субъективно нового. Разучивая новое музыкальное произведение, ребенок создает для себя субъективно новое. Работая над новой пьесой, ученик приобретает знания, уточняются и углубляются его представления о музыке. Он не только овладевает новыми для него музыкальными навыками и умениями, расширяющими творческие возможности, но и учится осознанно использовать их самостоятельно.
Часто моим домашним заданием для учеников является расстановка динамических оттенков в данном произведении. Такую творческую работу мы сравниваем с работой художника-графика, пишущего свои картины в карандаше и художника работающего с акварелью. Так музыка с правильно расставленной динамикой будет ярче, выразительнее, как и картины в цвете. Такая работа помогает ребенку включить свои чувства, понимание того, как эта пьеса должна звучать.
Важный стимул для самостоятельного творчества ребенка – положительное отношение педагога к нему.
Для развития самостоятельного творчества ребенка необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которым ребенок обучается непосредственно на уроке, а после, приобретенные навыки, использует для самостоятельных занятий дома.
Сегодня дети сталкиваются с качественно новыми условиями бытия, необходимостью постоянно решать жизненные задачи. Предпосылки, заложенные в период обучения в музыкальной школе, задают растущей личности социально ценный вектор развития.
Тенденция самостоятельного образования – это переход от ценностей обучения к ценностям развития. Его развивающий вектор сориентирован на то, чтобы создавать каждому ребенку условия, в которых личность могла максимально реализовать себя. А ведь именно в музыкальном творчестве складываются наиболее благоприятные предпосылки для самовыражения ребенка. Здесь он пробует свои первые силы и совершенствует свои способности. Педагог должен быть готов к тому, чтобы помочь ребенку открыть в себе музыкальность, развить способности, которые помогут ему стать Личностью, научить мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.
Самостоятельная музыкальная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сыграть и спеть песенку на день рождения мамы, выступить на концерте перед одноклассниками и много других желаний ребенка. Задача педагога – не нарушая замысла ученика, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Преподаватель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.
Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, даже придумывают декорации, изготавливают соответствующие атрибуты. Дети становятся не только наблюдателями творческого процесса, но и его соучастниками.
Признаками самостоятельной деятельности является внимание ребенка к средствам выразительности в музыке, умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность, применять для решения новых задач.
Важным условием для развития у детей музыкальных способностей является организация интересной содержательной жизни ребенка в музыкальной школе и семье, обогащение его яркими музыкальными впечатлениями, обеспечение эмоционально – интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения в процессе самостоятельной работы дома. Очень важно чтобы ребенка окружала красота, чтобы он видел красивые отношения между людьми, слышал красивую речь и т. п., то он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму.
Чтобы ребенок с удовольствием занимался самостоятельно ему важно иметь дома хороший музыкальный инструмент. Родителям придется об этом побеспокоиться.
Несмотря на то, что деятельность вне занятий самостоятельная, ею надо руководить, но тонко, не навязчиво. Например дать задание на дом : разобрать текст новой пьесы самостоятельно, а потом исполнить ее на очередном классном часу.
За свой труд он будет награжден аплодисментами зрителей и отличной оценкой преподавателя.
В результате самостоятельной работы у детей развиваются способности к музыкальной деятельности. У них развивается эстетическое восприятие музыки, понимание формы, композиции и содержания. Дети становятся самостоятельными, способными проявить творчество, создать интересный, выразительный, яркий музыкальный образ. Все это свидетельствует о том, что в процессе обучения музыкальной деятельности осуществлялось их эстетическое воспитание.
Музыкальный инструмент становится спутником ребенка, его помощником в освоении окружающего мира. И нужно создать все условия благоприятствующие этому. Самое ценное здесь – реализация детских переживаний и замыслов, нахождение образов для их выражения закрепление творческих и ли технических достижений. Этот вид детской самостоятельной деятельности способствует развитию инициативы, воображения, памяти, чувств и воли.
Для развития художественно-музыкальных способностей необходимо создать условия и средства:
- окружающая среда;
- обучение, как организованный взрослыми процесс передачи и активного усвоения ребенком музыкальной грамоты в целом;
- организация интересной содержательной жизни ребенка в музыкальной школе и в семье;
- коллективное и системное использование методов и приемов;
- учет индивидуальных особенностей ребенка.
К средствам относятся – слайды, иллюстрации, DVD-диски с классической музыкой, нотная литература и наличие хороших музыкальных инструментов.
Самостоятельная музыкальная деятельность складывается под влиянием музыкальных занятий. Интересы ребенка обусловлены теми впечатлениями, тем опытом, который накапливается у ребенка в процессе обучения на занятиях, участие его в ансамблях и оркестрах , праздниках и развлечениях, в процессе общения с окружающим миром.
Подводя итог вышесказанному, я хочу ещё раз подчеркнуть необходимость с детства приучать ученика к тому, что искусство требует постоянного и упорного труда, что совершенство в исполнении рождается лишь в процессе большой и длительной работы. Конечно, не всегда труд, а тем более самостоятельная работа заинтересовывает ребёнка, но стремиться к этому очень важно. Одна из первых задач педагога-музыканта – воспитать в ученике любовь к работе за инструментом и интерес к самому процессу исполнения. Со стороны учителя следует добиваться умения убедительно показать, к каким музыкальным результатам приводит хорошо проделанная домашняя работа и обязательно поощрять за ее успешное выполнение. Очень важно живым примером на уроке показать ученику, что значит по-настоящему работать над выполнением какой-либо трудности, тем самым вовлекать его в процесс самостоятельной работы.
Все эти общие пожелания в работе с разными учащимися реализуются по-своему с каждым индивидуально. Тем не менее, они носят принципиальный характер и служат своего рода основной установкой, которая поможет найти верный подход к этой важной проблеме.
Воспитание творческой самостоятельности учащихся всегда было в центре внимания музыкальной педагогики. Разумеется, со временем в деятельности музыкантов-педагогов исполнительских классов произошли большие изменения, и многое значительно улучшилось; однако организация самостоятельных занятий ученика дома и сегодня остаются «ахиллесовой пятой» процесса обучения в ДМШ и ДШИ.
Мы уже говорили о том, что отсутствие упорядоченных навыков самостоятельной работы характерно для очень многих учащихся музыкальных школ. Поэтому необходимо установить, в чём, собственно, должно состоять это упорядочение, какие привычки, умения, подходы должны быть усвоены учеником для того, чтобы домашняя работа была достаточно продуктивна, постараться вскрыть те трудности, которые лежат на пути выработки правильных направлений работы.
Проблемы развития навыков самостоятельной работы у ученика всегда будут современными и актуальными, будут волновать педагогов разных поколений, заставляя их искать всё более действенные и продуктивные методы воздействия на учеников с целью воспитания в них осознанного и оптимально рассчитанного по времени подхода к организации работы дома.
Список литературы:
Л. А. Григорович. Педагогика и психология.
Т. М. Ковалева. Инновационная школа. Аксиомы и гипотезы.
В. Б. Ежеленко. Новая педагогика массовой школы.
В. Натансон. Юный пианист.
С. Майкапар. Музыкальное исполнительство и педагогика.
С. Грохотов. От урока до концерта.
Л. Бочкарев. Психология музыкальной деятельности.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)
Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...
Самостоятельная работа ученика над музыкальным произведением
В статье речь идет о формировании и воспитании навыка самостоятельной работы у ученика в фортепианных классах учреждений дополнительного образования.Представлены составляющие успешного освоения ...
Методические материалы для организации самостоятельной работы обучающихся по междисциплинарному курсу "Музыкально-инструментальный класс" ПМ.03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность
Методический материал разработан для организации самостоятельной деятельности во втором семестре по темам № 1.3 «Культура инструментального исполнительства в профессиональной деятельности»...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся старшей школы по английскому языку
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся старшей школы по английскому языку...
Интернет-ресурсы как средство организации самостоятельной работы в средней школе по иностранному языку
Интернет-технологии - совокупность форм, методов, способов, приемов обучения иностранному языку с использованием сети Интернет. Иными словами, Интернет-технологии – использование сети Инте...
Организация самостоятельной работы ученика
Материал для родительского собрания....
Презентация по теме "Организации самостоятельной работы учащихся в школе и дома"
Самостоятельная работа рассматривается как важнейший элемент обучения и воспитания школьников. Эффективность самостоятельной работы определяется её грамотной организацией. Необходимо целенаправленное ...