Самостоятельная работа ученика над музыкальным произведением
статья на тему
В статье речь идет о формировании и воспитании навыка самостоятельной работы у ученика в фортепианных классах учреждений дополнительного образования.Представлены составляющие успешного освоения этого вида работы над музыкальным произведением. А также - задачи и методы работы над развитием самостоятельности и инициативы.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа ученика над музыкальным произведением
Воспитание навыков самостоятельности начинается с самых первых занятий на инструменте. Под самостоятельностью следует подразумевать умение обучающегося применять в своей домашней работе полученные на уроке знания и навыки. Постепенно узнавая новое и, осваивая навыки на занятии, ребенок учится без помощи педагога понимать характер и содержание произведения и грамотно применять свои знания на практике.
Работа над освоением навыков самостоятельности на занятии.
На занятии объяснения педагога строятся таким образом, чтобы ученик знал, как он должен работать над произведением дома. Так, если педагог на уроке ставит конкретные задачи, показывает алгоритм решения понятный ученику и добивается выполнения этой задачи, то домашние занятия будут продуктивны. Роль педагога в организации самостоятельной работы обучающегося заключается в том еще, чтобы научить ученика эффективному и результативному использованию времени. Следует разъяснить ученику - как распределять по времени работу над разучиваемыми произведениями, указать очередность той или иной работы.
Помощь родителей в организации домашних занятий.
Современному ученику, загруженному занятиями в общеобразовательной школе, занимающемуся в различных спортивных секциях сложно выделить много времени для занятий на инструменте, поэтому домашние занятия должны быть качественными и построены так, чтобы при наименьших затратах времени достигали поставленных задач и были осознанными и результативными. Для успешного занятия важно иметь настроенный инструмент, а также обеспечить достаточное освещение, правильно подобрать стул или сидение с учетом роста.
На первоначальном этапе обучения очень важна роль родителей, которые могут контролировать домашние занятия. Очень важно воспитать в ученике ответственность к выполнению домашнего задания и помощь родителей, их внимание и заинтересованность будут помогать ребенку формировать свое серьезное отношение к занятиям.
Родители должны проконтролировать, чтобы самостоятельные занятия ребенка на инструменте были регулярными. Лучше заниматься небольшое количество времени, но со свежими силами и чаще (в несколько подходов).
Задачи и методы работы над развитием самостоятельности и инициативы:
1)Развитие музыкальной грамотности.
В процессе работы над музыкальным произведением ученик сталкивается уже с самыми разнообразными задачами, требующими помощи со стороны педагога. Это в свою очередь подразумевает владение элементарной грамотностью, умением вслушиваться в собственное исполнение, развитием технических навыков, работой над звуком и фразировкой, и т. д. Поэтому - одной из первостепенных задач является воспитание элементарной грамотности.
Уже на первом этапе музыкального обучения следует развивать у ученика внимательное и бережное отношение к авторскому тексту. Прежде всего, следует проанализировать нотный текст. Можно указать ученику на порядок прочтения текста. Определить жанр произведения, его характер. Акцентировать внимание не только на правильную звуковысотность и длительность нот, но и на штрихи, динамические и темповые обозначения в тексте, аппликатуру, итальянские термины.
2)Выполнение технических приемов и задач.
Для того, чтобы ученик использовал правильную аппликатуру - следует научить его определенным правилам и закономерностям ее использования. Объясняя эти правила, для лучшего усвоения можно попросить ученика самому проставить карандашом в нотах нужную аппликатуру. Работая над гаммами, арпеджио, аккордами ученик будет запоминать аппликатурные формулы, которые впоследствии будут применяться в произведениях.
3)Приобретение музыкально- слухового опыта.
Для умения вслушиваться в свою игру, представлять «идеальное звучание» произведения - ученик должен иметь слуховой опыт. Этого можно добиться слушая музыку на уроке, на концертах, в записи. На занятии можно попросить ученика послушать свое исполнение как - бы со стороны, так, как- будто играет кто-то другой, а он должен оценить достоинства и недостатки этого исполнения, а потом на основании своего ответа понять - как и каким способом можно исправить ошибки, или достичь желаемого в исполнении произведения.
4) Проверка домашнего задания.
Результаты домашнего задания должны проверяться и оцениваться педагогом. При проверке домашнего задания нельзя переходить к постановке новых задач, не выполнив предыдущих, так как это может приучить ученика к небрежному отношению. Поэтому важно ставить ученику посильную задачу, с которой он может справиться без ошибок (постараться добиться этого на занятии). «Все занятия должны располагаться таким образом, чтобы последующие всегда основывалось на предшествующем, а предшествующее укреплялось последующим» - Я. Каменский.
Для закрепления навыков, полученных при работе над произведением можно дать ученику подробное задание.
Для активизации внимания ученика можно поручить ему самому сформулировать и продиктовать домашнее задание, а также на что обратить внимание при работе дома.
5)Работа над выразительным исполнением и умением слушать себя.
Чтобы помочь ученику определить свои ошибки, можно не впрямую на них указать, а сыграть педагогу с данными недочетами в утрированном виде. Таким образом, можно научить вслушиваться в исполнение. Работа над звуком и музыкальной фразой начинается с первых дней обучения. Педагог не только должен пояснить, как добиваться определенного качества звука, но и показывать на инструменте требуемое звучание.
С первых занятий ученик учится слушать звук и его затухание сначала один, затем сочетание 2-х звуков,3-х звуков, плавность переходов от одного к другому звуку. И наконец, исполнение простых мелодий требует от ученика слушания и слышания мелодической линии.
Развить навык у ученика внимательно вслушиваться в свое исполнение, педагог может исполнить эпизод пьесы с разными вариантами звучания фразы - «правильным», «неправильным». А задача ученика - определить какой из предложенных вариантов более приемлем.
Еще один способ приучить ученика слушать себя - игра одного музыкального эпизода, или отрывка несколько раз и заметить в какой раз был лучше передан музыкальный образ.
Важно объяснить ученику зависимость выразительного исполнения от обозначений в тексте, так как часто ученик относится к записи в нотах формально, не понимая, что от выполнения штрихов и указаний зависит характер исполнения. Весь процесс первоначального обучения следует вести так, чтобы ученик понимал нераздельность содержания музыки и технических приемов, помогающих воплотить характер музыки.
Очень важно избежать так называемого «натаскивания», так как получается, что педагог работает за ученика, избавляет его от трудностей, ученик отвыкает думать, прилагать усилия. М.Фейгин пишет: «Ни один педагогический прием не гарантирует того, что ученик дома сможет работать разумно и продуктивно, но постепенно этому можно научить каждого ученика. И, наоборот, если всего добиваться только на уроке, то ученик навсегда останется беспомощным. Педагог должен руководствоваться принципом: не работать с учеником над тем, что он может и обязан сделать сам, помогать ему лишь там, где это необходимо».
На определенном этапе обучения произойдет момент накопления навыков и приобретение опыта и ученик сможет проявить самостоятельность и творческий подход. Важно, чтобы ученик осознал неразрывность технических приемов и музыкальной выразительности.
Итак: накопление исполнительских навыков ведет к пониманию музыкального смысла и к развитию самостоятельности ученика в изучении и работе над музыкальным произведением.
Литература.
- М.Фейгин. «Индивидуальность ученика и искусство педагога». М.: Музыка, 1968
- Коган Г.Работа пианиста. М.: Музыка,1979
- Кременштейн Б.Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. М.:1966
- Ляховицкая С.С. «Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре. Л.: Музыка, изд.3,1975
- Любомудрова Н.А.Методика обучения игре на фортепиано. М.:Музыка,1982
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация самостоятельной работы ученика музыкальной школы
Способность, активное стремление к приобретению навыков, умений, знаний развивается, прежде всего, в самостоятельной работе учащегося. Что же представляет собой этот процесс? Именно эту проблему я поп...
Вопросы и задания для самостоятельной работы с текстами художественных произведений
Вопросы и задания для самостоятельной работы с текстами художественных произведений предназначены для студентов профессионального колледжа. Необходимо учесть специфику уроков в образ...
Самостоятельная работа по литературе (по произведениям Н.А.Некрасова, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого)
Самостоятельная работа содержит разноуровневые задания по литературе....
9 класс геометрия Самостоятельная работа по теме "Скалярное произведение векторов"
9 класс геометрия Самостоятельная работа по теме "Скалярное произведение векторов"...
Самостоятельная работа по теме "Скалярное произведение векторов" 9 класс геометрия
Самостоятельная работа по теме "Скалярное произведение векторов" 9 класс геометрия...
Самостоятельная работа на тему Делимость произведения, суммы и разности (учебник Петерсон, 5 класс)
Самостоятельная работа на тему Делимость произведения, суммы и разности (учебник Петерсон, 5 класс)...
Самостоятельная работа "Квадратный корень из произведения и дроби"
Самостоятельная работа "Квадратный корень из произведения и дроби"...