Урок музыки в 7 классе "Когда музыка не нуждается в словах"
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме
Урок музыки в 7 классе "Когда музыка не нуждается в словах"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_7_klasse.doc | 38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
УРОК МУЗЫКИ ПО ТЕМЕ
«Когда музыка не нуждается в словах »
7 класс
Подготовила и провела: учитель музыки Шайнурова З.Р
Тема. Когда музыка не нуждается в словах.
Цель: формировать у учащихся эмоциональное отношение к музыкальному образу.
Задачи:
- направить учащихся на осмысление музыкального образа в литературе, в частности в сказках;
- развивать образное восприятие, самостоятельность мышления. Умения слышать и выделять -главное. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;
- воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.
Тип урока: урок углубления и расширения темы.
Форма обучения: фронтальная.
Структура урока:
- организационный момент;
- подготовка к изучению нового материала, через повторение и актуализацию опорных знаний;
- сообщение темы и цели урока;
- ознакомление с новым материалом;
- осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;
- подведение итогов урока;
- постановка задания на дом.
Музыкальный материал: «Шехеразада» Н.Римский –Корсаков(фрагмент), Симфония № 9 Л.Бетховен, песня «Наши судьбы» муз. В.Михайлова . сл.Т.Мухаметшиной
Оборудование: мультимедиапроэктор, проигрыватель, грамзаписи, CD – записи.
Ход урока
Организационный момент. Со звонком дети входят в класс под музыку.
На экране проектора приветствие (слайд №1)
(слайд № 2)
-Ребята, нет, наверное, более точного высказывания об очаровании музыки, чем эти стихи Новеллы Матвеевой. Сегодня на уроке мы с вами попробуем ответить на вопрос, Когда музыка не нуждается в словах?
(слайд №3)
- Вы знаете, что любое музыкальное произведение имеет свое содержание. Оно может рассказывать нам о чудесных странах и о вечной поэзии природы, оно погружает нас в далекое историческое прошлое и дарит мечту о будущем, оно заново создает характеры героев – даже тех. Что уже известны нам по произведениям литературы. Такое содержание воплощается в музыкальных произведениях и называется программностью.
Давайте проследим. Как проявляет себя содержание в произведениях программной музыки и послушаем произведение, обладающее более конкретным программным содержанием. Это – симфоническая сюита по мотивам сказок из арабского сказочного сборника «Тысяча и одна ночь». Свое сочинение автор предваряет небольшим программным вступлением.( пересказ вступления) Некоторые наиболее яркие эпизоды чудесных сказок Шехеразады стали основой симфонического сочинения Н.Римского – Корсакова.
Слушание фрагмента
слайд №4
слайд №5
слайд №6
Обсуждение.
-Что вы почувствовали ребята?
-Какая по характеру музыка? (ответы учеников)
Вывод. Мы погрузились в атмосферу звучания восточной музыки, с ее характерными изгибами, с инструментальными тембрами, создающих сказочный, почти фантастический колорит. В этом произведении есть замысел – литературный первоисточник.
Значительно сложнее объяснить музыкальное содержание в произведениях, никакой программы не содержащих. А ведь их в музыке великое множество: почти все симфонии. Концерты, пьесы, сонаты. Несмотря на отсутствие литературной программы. Такие сочинения имеют не менее богатое музыкальное содержание , чем произведения с программной музыкой.
Вслушайтесь в звучание симфонии №9 Л.Бетховена.
Слушание.
(слайд № 7)
Обсуждение. Что вы почувствовали, услышав это произведение? Каков характер музыки? (ответы детей)
Вывод. №9 симфония – итог всей жизни Л.Бетховена Мелодия «радости». Воздействие симфонии таково, что программность здесь пожалуй, была бы излишней.( подвожу детей к выводу) Произведения , подобные 9 симфонии Бетховена обнаруживают одно очень важное свойство музыки: говорить с человеком о нем самом, минуя слова.
(слайд № 8)
Итак, что вы понимаете под выражением «программное произведение»?
Всегда ли нам необходимо знать программное содержание в музыке?
Распевка. Дыхательная гимнастика. Речевая гимнастика.
Работа над совершенствованием вокально - хоровых навыков.
Исполнение песни « Наши судьбы» (во время исполнения на экране воспроизводятся видеоматериалы для релаксации)
Итог урока. Домашнее задание (индивидуальные карточки с заданиями)
Литература:
Л.В.Золина Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. М.: Глобус, 2008
Н.Н.Рябенко. Уроки музыки в 1-7 классах: книга для учителя. М.:Айрис – пресс, 2006
Самигулина В.М. Музыка 7 класс: поурочные планы по учебгнику В.В.Алеева., Т.И.Науменко.- Волгоград: Учитель, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК МУЗЫКИ "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА.ОБРАЗЫ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ"
РАЗРАБОТКА УРОКА 6 КЛАСС...
Сценарий урока музыки: «Музыка и литература» «Музыка и слово» (Народная песня в стихотворении Н.А. Некрасова «На Волге»)
Урок музыки в 5 классе...
« Когда музыка не нуждается в словах»
Данный урок разработан на основе программы В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак « Музыка» и является четвёртым уроком по теме раздела « Каким бывает музыкальное содержание».Разработка включает...
Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»
Урок музыки в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...
Конспект урока 7 класс Когда музыка не нуждается в словах
Тема: Когда музыка не нуждается в словах...
Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Взаимодействие слова и музыки".
Цели урока: воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой; исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов...