« Когда музыка не нуждается в словах»
методическая разработка по музыке (7 класс) по теме
Данный урок разработан на основе программы В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак « Музыка» и является четвёртым уроком по теме раздела « Каким бывает музыкальное содержание».
Разработка включает в себя: план-конспект урока, презентацию урока, список используемой литературы, приложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met._razrabotka_uroka_7_klass.doc | 76 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока: « Когда музыка не нуждается в словах»
Данный урок разработан на основе программы В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак « Музыка» и является четвёртым уроком по теме раздела « Каким бывает музыкальное содержание».
Разработка включает в себя: план-конспект урока, презентацию урока, список используемой литературы, приложения.
Урок в 7 классе по теме:
«Когда музыка не нуждается в словах»
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления того, что понять содержание музыкального произведения можно и без помощи программы (слов).
Задачи урока.
Дидактические ( образовательные):
- формирование системы знаний, нацеленных на осмысление средств музыкальной выразительности;
- формирование умения сравнивать музыкальное произведение с другими видами искусства, находить их соответствие друг с другом;
- формирование слушательской культуры.
Развивающие:
-развитие мыслительных способностей детей;
-развитие интереса к музыке через творческое самовыражение
-развитие музыкального слуха, вокальных способностей.
Воспитательные:
-воспитание в детях целеустремлённости, жизнелюбия, стремления к творчеству, прекрасному;
-воспитание эмоциональной отзывчивости.
Тип урока: комбинированный (урок углубления знаний).
Методы: словесный , наглядно – слуховой, междисциплинарных взаимодействий, развитие стилеразличения, научности, проблемного обучения, творческий.
Оборудование урока:
-портрет композитора, репродукция картины, стихотворение, рассказ, тест, словарик эмоциональных терминов по Ражникову, таблицы ( темповая и « Говорим о музыке», тексты песен, цветные карандаши;
-А. Калныньш «Музыка» (пение);
-П. Чайковский «Ноябрь. На тройке» из фортепианного цикла «Времена года» (слушание);
-А Скрябин Этюд № 12 ре диез минор (слушание);
-М Горький «Песнь о Буревестнике» (чтение);
-А. Рылов «В голубом просторе» (просмотр репродукции картины);
-Ю. Шевчук «Осень» (пение);
-Ю. Визбор «Милая моя» (пение).
План – конспект
Ход урока.
I.Организационный момент.
Музыкальное приветствие: песня А. Калныньша, слова В. Пурвса « Музыка».( Приложение 1.)
II. Ребята, на предыдущих уроках, размышляя о том, каким бывает музыкальное содержание, мы познакомились с понятием «программная музыка». Для большего усвоения этого понятия я предлагаю выполнить тест №1 и №2. Кто выполнит тест №1 - получит оценку «4», а кто тест №2 - получает оценку «5» (учащиеся сами выбирают уровень теста). ( Приложение 2.)
№1
1. Программная музыка - музыка, в основе художественного замысла которой лежит (нужное подчеркнуть): а) литературное произведение;
б) произведение, не имеющее конкретного названия;
в) произведение изобразительного искусства;
г) программа по информатике.
2. Какие композиторы обращались к теме « Времена года» ( нужное подчеркнуть):
а) Н.А. Римский-Корсаков;
б) А. Вивальди;
в) П.И. Чайковский;
г) В. А. Моцарт.
3. Какому месяцу соответствует название пьесы из цикла « Времена года» (соединить стрелками):
Ноябрь «Масленица»
Февраль «На тройке»
Декабрь «Святки»
Март «Песня жаворонка»
4. Какое из перечисленных названий частей не относится к симфонической сюите «Шехеразада» Н.А. Римского-Корсакова (подчеркнуть):
а) Море и корабль Синдбада;
б) Царевич и царевна;
в) Сирены;
г) Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу.
5. Какое из перечисленных ниже произведений вы сейчас услышите?
а )Н.Римский-Корсаков симфоническая сюита «Шехеразада» I часть;
б )П.Чайковский «Ноябрь. На тройке»;
в) В.Моцарт Симфония №40 I часть;
г) П.Чайковский «Июнь. Баркарола».
№2
- В каком году Н. Римский-Корсаков написал симфоническую сюиту «Шехеразада»?
а) 1860
б) 1902;
в) 1888;
г) 1900.
2. Музыка, в основе художественного замысла которой лежит какое-либо литературное произведение или произведение изобразительного искусства называется:
а) полифоническая музыка;
б) симфоническая музыка;
в) программная музыка;
г) вокальная музыка.
3. Кто из композиторов написал фортепианный цикл «Времена года»?
а) И. Бах
б) Э. Григ;
в) А. Бородин;
г) П. Чайковский.
4. Как называется III часть симфонической сюиты «Шехеразада»?
а) Море и корабль Синдбада;
б) Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу;
в) Фантастический рассказ Календера-царевича;
г) Царевич и царевна.
5. У какого инструмента звучит мелодия темы Шехеразады?
а) флейта;
б) скрипка;
в) виолончель;
г) труба.
6. Чьи стихи использовал П. Чайковский в эпиграфе к пьесе « На тройке»?
а) А. Пушкин;
б) Н. Некрасов;
в) А.Толстой;
г) М. Лермонтов.
7. Кто является композитором «Лунной сонаты»?
а) Р. Вагнер;
б) К. Дебюсси;
в) Чайковский;
г) Л. Бетховен.
8. Какое из перечисленных ниже произведений вы сейчас услышите?
а) Н. Римский-Корсаков симфоническая сюита « Шехеразада» 1 часть;
б) П. Чайковский «Ноябрь. На тройке»;
в) В. Моцарт Симфония №40 I часть;
г) П. Чайковский «Июнь. Баркарола».
Учитель собирает выполненные работы, а затем с учащимися проговаривает ответы на тест.
Итак, для того, чтобы музыкальное содержание было нам более понятно, композиторы пользуются программностью. Но всегда ли это так?
Тема нашего урока: «Когда музыка не нуждается в словах».
Цель урока: нам предстоит узнать, что содержание музыкального произведения можно понять и без помощи программы.
III. Есть великое множество музыкальных произведений, никакой программы не содержащих (симфонии, концерты, сочинения для камерных ансамблей, инструментальные пьесы, сонаты, прелюдии и т.д.) Но, несмотря на отсутствие литературной программы, такие сочинения имеют не менее богатое музыкальное содержание, чем произведения программной музыки.
Сегодня мы познакомимся с музыкой А. Скрябина (1872 - 1915). ( Приложение 3.) Как истинный сын XIX века Скрябин понимал неустроенность и неправидность русского общества. Понимал он и неизбежность социальных катастроф, ждал бури. Поэтому в своей музыке он выразил тревожный, напряжённый пульс своего времени, когда русское общество прибывало в томительных ожиданиях грядущих перемен. Сразу после революции в 1918 году имя Скрябина было включено Советом Народных Комиссаров за подписью В.И. Ленина в список «великих деятелей», которым должны быть сооружены памятники.
Сегодня мы послушаем известный всему миру « Этюд №12» ре диез минор.
-Можем ли мы по названию произведения определить музыкальное содержание?
-А что же такое «этюд»?
Etud – франц - изучение (работаем в тетрадях). Этюд развивает технику музыканта. Этюды существуют для всех музыкальных инструментов. Этюды, которые можно исполнять на эстраде, как художественные настоящие произведения, называются концертными. Их писали Шопен, Лист, Рахманинов и, конечно же, Скрябин.
Иногда «Этюд №12» называют патетическим, однако это не признак программности: это лишь указывает на присущий произведению приподнятый тон звучания. Его Скрябин исполнял особенно часто и в кругу друзей, и на концертах. Этюд вошёл в репертуар многих пианистов мира. В музыке его, словно набат, звучит призыв к свободе.
Слушаем: Этюд №12 А.Скрябина (перед прослушиванием учитель раздаёт вопросы учащимся).
Музыкально-теоретический анализ.( приложение 4.)
- Какой образ возникает в вашем сознании?
- Что вы можете сказать о мелодии произведения? (мелодические взлёты)
- Из каких интонаций складывается мелодия? Попробуйте нарисовать мелодическую линию этюда (пластическое интонирование).
- Что напоминает взволнованный аккомпанемент?
- Какова динамика (тихо, громко, очень громко)?
- Какой лад (мажор или минор)?
- Как развивается образ (плавно или с резкими контрастами, или нарастающе)?
- Каков ритм (пульсирующий, триольный, порывистый)?
- К чему привело развитие?
- Что Скрябин хотел сказать своей музыкой? (воплощение воли, мужественности, порывистости, страстности).
Вывод. Именно средства музыкальной выразительности и передают содержание пьесы, воплощающее волю, мужественность, порывистость, страстность.
- Какие чувства вы испытали, слушая произведение?
- Какие события из вашей жизни напоминает эта музыка?
- Какие воспоминания и надежды она пробуждает?
- Что бы вам хотелось сделать после прослушивания этого этюда?
- А можно ли совершить плохой поступок после прослушанной музыки?
Вывод. Оказывается, музыка не всегда нуждается в словах. Человек способен воспринимать музыку и без дополнительных объяснений.
Современники А.Н. Скрябина называли его этюд «Буревестником».
- Кто такой буревестник?
- Попробуйте сопоставить настроение музыки этюда Скрябина с бунтарским настроением «Песни о Буревестнике» М. Горького.
Читаю « Песнь о Буревестнике». ( Приложение 5.)
- Созвучны ли эти произведения?
Сейчас я попрошу исполнить песню Ю. Шевчука «Осень» (по рядам каждый по куплету), спеть в характере (предварительно: упражнения на дыхание, звуковедение, дикцию) .( Приложение 6.)
- Обратите внимание на репродукцию картины А.А. Рылова «В голубом просторе» ( Приложение 7.)
- Соответствует ли картина настроению музыки Скрябина и песни «Осень» Ю. Шевчука?
- Какие чувства вызывает у вас эта картина?
Повторное слушание «Этюда №12» А. Скрябина (во время слушания рисуем цветовую гамму).
У Скрябина был особый дар видеть тональности в цвете. Посмотрим ваши работы.
IV. Итог урока.
- С каким произведением Скрябина мы познакомились?
- Этот этюд относится к программной или не программной музыке?
- А как вы думаете, этюд Скрябина - это этюд-упражнение или концертный этюд? Почему?
- Что нам помогло разобраться в музыкальном содержании произведения?
- Понравился ли он вам?
Разговор о музыке А. Скрябина мы закончим словами самого композитора из его дневника: «Я так счастлив, что если б я мог одну крупицу моего счастья сообщить целому миру, то жизнь показалась бы людям прекрасной. Я жить хочу! Я хочу нового , неизведанного.
Я хочу творить. Я хочу свободно творить. Я хочу сознательно творить. Жизнь - деятельность, стремление, борьба».
И ещё одно: «Силён и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его».
V. Оценивание учащихся.
Критерии оценки:
- Насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлеченность ею, любовь к ней;
- Умеют ли размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание;
- Умеют ли применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий;
- Каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально передавать в пении, игре на музыкальных инструментах, в музыкально - ритмических движениях содержание и характер исполняемых произведений.
VI. Д/з: подготовиться к музыкальной викторине по прослушанным за четверть произведениям.
VII. Наш урок подходит к завершению, но мы с вами скоро встретимся. Так звучат слова в песне Ю. Визбора «Милая моя».
Завершением урока послужит коллективное исполнение песни « Милая моя» Ю. Визбора. ( Приложение 8.)
Приложения:
- Тест №1 и №2.
- Слова песен: А.Калныньш « Музыка» , Ю. Шевчук « Осень» , Ю. Визбор «Милая моя».
- Текст М. Горький « Песнь о Буревестнике».
- Портрет композитора - А. Скрябина.
- Репродукция картины А. Рылова « В голубом просторе».
- Словарик терминов по Ражникову.
- Таблицы: « Музыкальные темпы» и « Говорим о музыке».
- Презентация урока.
Список используемой литературы:
1.Осовицкая З.,Казаринова А. « В мире музыки».М., Музыка,1999…………………
2.Третьякова Л.С. «Страницы русской музыки».- М., «Знание», 1979.
3. Науменко Т. И., Алеев В.В. Музыка, 7 кл.; М.: Дрофа, 2004.
4. Науменко Т. И., Алеев В. В. Музыка. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. - М.: Дрофа, 2003
5. Ильин С. « Поют барды», Л., « Музыка», 1990.
6. Науменко Т. И. Музыка. 7 кл.: Дневник музыкальных размышлений:
Пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2003.-32 с.:ил.
7. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие.- М.: Academ A, 1998.
8 .Подуровский В. М., Суслова Н. В. Психологическая коррекция музыкально- педагогической деятельности- М., 2001.
- Цыпина Г.М. Психология музыкальной деятельности. - М.,2003.
- Арановский М. Г. Проблемы музыкального мышления.- М.,1974.
- Огороднов М. Музыкально – певческое образование в общеобразовательной школе, М.: « Просвещение», 1989.
- Емельянов « Развитие голоса. Координация и тренинг», С.-Пб.: « Лань», 2000.
- Лебедева Г.К. Проблема утомляемости и пути сохранения устойчивой работоспособности учащихся на уроках музыки.: Автореф. Канд.дисс. – М.,1981.
- Уколова Л.И., Осеннева М.С Музыка в школе. Выпуск 2:Песни и хоры для учащихся средних классов. - М.,Музыка,2005.
- Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – М.: Метафора, 2004.
Приложения
Приложение 1.
Музыка А. Калныньша, слова В. Пурвса « Музыка».
В сердце нашем будешь навеки,
В сердце нашем будешь всегда.
Ты ведёшь нас по жизни, музыка, музыка, музыка.
Ты навечно с нами, музыка.
Ты ведёшь по жизни, музыка, музыка, музыка.
Приложение 2.
№1
1. Программная музыка - музыка, в основе художественного замысла которой лежит (нужное подчеркнуть): а) литературное произведение;
б) произведение, не имеющее конкретного названия;
в) произведение изобразительного искусства;
г) программа по информатике.
2. Какие композиторы обращались к теме « Времена года» ( нужное подчеркнуть):
а) Н.А. Римский-Корсаков;
б) А. Вивальди;
в) П.И. Чайковский;
г) В. А. Моцарт.
3. Какому месяцу соответствует название пьесы из цикла « Времена года» (соединить стрелками):
Ноябрь «Масленица»
Февраль «На тройке»
Декабрь «Святки»
Март «Песня жаворонка»
4. Какое из перечисленных названий частей не относится к симфонической сюите «Шехеразада» Н.А. Римского-Корсакова (подчеркнуть):
а) Море и корабль Синдбада;
б) Царевич и царевна;
в) Сирены;
г) Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу.
5. Какое из перечисленных ниже произведений вы сейчас услышите?
а )Н.Римский-Корсаков симфоническая сюита «Шехеразада» I часть;
б )П.Чайковский «Ноябрь. На тройке»;
в) В.Моцарт Симфония №40 I часть;
г) П.Чайковский «Июнь. Баркарола».
№2.
- В каком году Н. Римский-Корсаков написал симфоническую сюиту «Шехеразада»?
а) 1860
б) 1902;
в) 1888;
г) 1900.
2. Музыка, в основе художественного замысла которой лежит какое-либо литературное произведение или произведение изобразительного искусства называется:
а) полифоническая музыка;
б) симфоническая музыка;
в) программная музыка;
г) вокальная музыка.
3. Кто из композиторов написал фортепианный цикл «Времена года»?
а) И. Бах
б) Э. Григ;
в) А. Бородин;
г) П. Чайковский.
4. Как называется III часть симфонической сюиты «Шехеразада»?
а) Море и корабль Синдбада;
б) Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу;
в) Фантастический рассказ Календера-царевича;
г) Царевич и царевна.
5. У какого инструмента звучит мелодия темы Шехеразады?
а) флейта;
б) скрипка;
в) виолончель;
г) труба.
6. Чьи стихи использовал П. Чайковский в эпиграфе к пьесе « На тройке»?
а) А. Пушкин;
б) Н. Некрасов;
в) А.Толстой;
г) М. Лермонтов.
7. Кто является композитором «Лунной сонаты»?
а) Р. Вагнер;
б) К. Дебюсси;
в) Чайковский;
г) Л. Бетховен.
8. Какое из перечисленных ниже произведений вы сейчас услышите?
а) Н. Римский-Корсаков симфоническая сюита « Шехеразада» 1 часть;
б) П. Чайковский «Ноябрь. На тройке»;
в) В. Моцарт Симфония №40 I часть;
г) П. Чайковский «Июнь. Баркарола».
А. Скрябин
Приложение 5.
М.Горький « Песнь о Буревестнике».
« Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, чёрной молнии подобный. То крылом воды касаясь, то стрелой вздымая к тучам, он кричит, и тучи слышат радость в смелом крике птицы.
В этом крике - жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике…»
Приложение 6.
Музыка Ю. Шевчука « Что такое осень?»
- Что такое осень – это небо, плачущее небо под ногами.
В лужах разлетаются птицы с облаками.
Осень, я давно с тобою не был.
Припев: Осень, в небе жгут корабли.
Осень, мне бы прочь от земли.
Там, где в море тонет печаль,
Осень- тёмная даль.
- Что такое осень- это камни, верность над чернеющей Невою.
Осень вновь напомнила душе о самом главном.
Осень, я опять лишён покоя.
Припев:
- Что такое осень- это ветер, вновь играет ровными цепями.
Осень, доползём ли, долетим ли до ответа.
Что же будет с Родиной и с нами?
Припев: Тает стаей город во мгле.
Осень, что я знал о тебе?
Сколько будет рваться листва,
Осень вечно права.
Приложение 7.
Репродукция картины А.Рылова « В голубом просторе»
Приложение 8.
Музыка Ю Визбора « Милая моя»
- Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены.
Тих и печален ручей у янтарной сосны.
Пеплом несмелым подёрнулись угли костра.
Вот и окончилось всё. Расставаться пора.
Припев: Милая моя! Солнышко лесное!
Где, в каких краях встретишься со мною?
- Крылья сложили палатки - их кончен полёт.
Крылья расправил искатель разлук - самолёт.
И потихонечку пятится трап от крыла.
Вот уж действительно пропасть меж нами легла!
Припев:
- Не утешайте меня, мне слова не нужны.
Мне б отыскать тот ручей у янтарной сосны.
Вдруг сквозь туман там краснеет кусочек огня.
Вдруг у огня ожидают, представьте, меня!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 7 классе "Когда музыка не нуждается в словах"
Урок музыки в 7 классе "Когда музыка не нуждается в словах"...
Авторская песня "Ребенок у иконы" музыка Корнеевой С.В. слова Баевой И.В. исполняет автор
Песня о ребенке у иконы, просящем о матери....
ТКУ музыки в 5 классе "Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей"
ТКУ музыки в 5 классе "Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей"...
Конспект урока 7 класс Когда музыка не нуждается в словах
Тема: Когда музыка не нуждается в словах...
Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём. Эдвард Григ
Тема урока: Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём. Эдвард ГригЦели урока:Воспитывать эстетические чувства.Развивать интеллектуальные способности, самостоятельность мышления,...