Рабочая программа факультатива по музыке - 01.11.2013
рабочая программа по музыке (7 класс) по теме
Рабочая программа факультатива по музыке, по учебнику "Музыка" 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ.doc | 135 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МОУ УРАЛЬСКАЯ СОШ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО МУЗЫКЕ
«СЛУШАЕМ МУЗЫКУ»
7 КЛАСС
«РАССМОТРЕНО» на заседании МО РУКОВОДИТЕЛЬ МО _____________________ КОСЫРЕВ В.Ф. ПРОТОКОЛ №________ ОТ «____» _______2013 | «СОГЛАСОВАНО» ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО УВР _____________________ СЫРОВА И.В. «____» __________2013 | «УТВЕРЖДАЮ» ДИРЕКТОР МОУ УРАЛЬСКОЙ СОШ ____________________ МОКРУШИНА З.А. ПРИКАЗ № ________ ОТ «___» ________2013 |
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса по музыке составлена на основе Государственного образовательного стандарта общего образования по искусству, Примерной программы общего образования по музыке и содержания программы «Музыка. 5-8 классы» авторов Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа.
Цель программы - развитие опыта эмоционально-целостного отношения к искусству как социально- культурной форме освоения мира, расширение представлений о вечных темах классической музыки и их претворении в произведениях различных жанров, о взаимопроникновении серьезной и легкой музыки. Вопросы о соотношении двух сфер музыки серьезной и легкой, о предназначении музыки в выражении общечеловеческих ценностей – это те важные проблемы, которые решаются учителем и учащимися в процессе уроков. Современность музыки, сила ее воздействия на духовный мир поколений слушателей будет проверяться от урока к уроку, формируя личностную позицию учащихся и влияя на слушательский опыт школьников.
Задачи программы - обобщение музыкально – слухового опыта учащихся в процессе освоения основных видов музыкального искусства – фольклора, музыки религиозной традиции, классического наследия, современной музыки. Понятие «музыкальный стиль». Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру.
по предмету «Искусство» - «Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности»; «Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в музыке»; «Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока».
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д.Б. Кабалевским, Л.В. Горюновой, , Э.Б. Абдуллиным, Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод перспективы и ретроспективы;
метод проектов.
Раздел 1. « Жанровое многообразие музыки» 16 ч.
Жанр как определенный тип произведений, в рамках которого может быть написано множество
сочинений. Взаимодействие песенности, танцевальности, маршевости как основ воплощения разного эмоционально – образного содержания в классической и популярной музыке.
Песня как самый демократичный жанр музыкального искусства. Значение песни в жизни человека. Кристаллизация интонаций песни как связующего звена между музыкой « простой» и « сложной», народной и профессиональной. Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определенной эпохи. Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох.
Танец, его значение в жизни человека. Разнообразие танцев разных времен и народов. Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке.
Интонации и ритмы марша, поступи, движения как символы определенных жизненных ситуаций. Жанры маршевой музыки. Марш как самостоятельная пьеса и как часть произведений крупных жанров (опера, балет, соната, сюита и др.).
Раздел 2. « Музыкальный стиль – камертон эпохи» 18 ч.
Основные стилистические течения и направления в музыкальном искусстве прошлого и настоящего. Стиль как своеобразие, присущее музыке определенного исторического периода, национальные школы, творчеству отдельных композиторов. Стиль как интонируемое миросозерцание. Исполнительский стиль. Обобщение взаимосвязей музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Стиль эпохи как ведущий эстетический принцип взаимодействия формы и содержания. Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей XVIII – XXI вв. (классицизм, барокко, романтизм, реализм, импрессионизм, неоклассицизм, классический авангард), их преемственность с музыкальной культурой более ранних исторических периодов.
Стили и направления современной популярной музыки (джаз, рок-н-ролл, поп- музыка и др.). Известные композиторы и исполнители – интерпретаторы. Стилизация и полистилистика.
Полистилистика в музыке XX –XXI вв. как «многоголосие», диалог композитора с музыкой предшествующих поколений.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Обучение музыкальному искусству в VIII классе должно обеспечить учащимся возможность:
- иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии;
- определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
- давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
- использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Знать / понимать:
- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
- основные жанры народной и профессиональной музыки;
- основные формы музыки;
- характерные особенности творчества русских и зарубежных композиторов;
- музыкальную терминологию и умение применять ее при анализе музыкального произведения;
- имена выдающихся композиторов и музыкантов- исполнителей;
- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении;
- особенности различия вокальной и инструментальной музыки ( ваганты, романс, баллада,
авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония);
- история возникновения духовной музыки и ее развитие в творчестве современных композиторов;
- основные стили музыки (полифония, гомофония);
- известные театры мира и исполнители,
- особенность развития музыкальной драматургии сценической музыки;
- строение сонатно-симфонического цикла;
- особенности развития драматургии камерной и симфонической музыки;
- жанры и стили классической и современной музыки;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения.
Уметь:
-определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, духовная, современная;
-владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;
-анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
-раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
-развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).
-Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
-проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
7 класс. Тематическое планирование факультатива по музыке «Слушаем музыку»
№ n/n | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, измерители | Дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Жанровое многообразие музыки | 1 | Вводный | Жанр как определенный тип произведений, в рамках которого может быть написано множество сочинений. «Три кита» - песня, танец, марш. Жанры инструментальной, вокальной, театральной музыки | Знать понятия: жанр, вокальная, инструментальная, театральная музыка. Уметь: приводить примеры проводить интонационно-образный анализ музыки | Устный опрос. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение | |
2 | Песня - самый демократичный жанр музыкального искусства | 1 | Комбинированный | Песня как самый демократичный жанр музыкального искусства. Значение песни в жизни человека. Виды исполнения песен. Строение песни: вступление, отыгрыш, заключение, куплетная форма | Знать: - понятия: куплетная - виды исполнения песен (с аккомпанементом, а капелла); - исполнительский состав (солист-запевала, хор, типы хоров, ансамбль) ансамбль) | Устный опрос. Рассуждение по теме: «Почему песню называют демократичным жанром?» Хоровое пение | |
3 | Особенности песенной музыки | 1 | Комбинированный | Трансформация интонаций песни как связующего звена между музыкой «простой» и «сложной», народной и профессиональной. Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в контексте культуры разных эпох. | Знать понятия: опера, ария, вокализ, романс, рок-опера (рок-музыка), поп-музыка. Уметь объяснять термины: простая и сложная, народная и профессиональная музыка. | Устный опрос. Интонационно-образный анализ музыкальных фрагментов. Хоровое пение | |
4 | Многообразие жанров народного песенного искусства | 1 | Комбинированный | Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определенной эпохи: кантри, фолк-джаз, джаз-рок, аутентичный фольклор и др. Особенности музыкального языка и инструментария. | Знать: - многообразие песенных жанров разных народов (в рамках изучения программного материала); -особенности музыкального языка, инструментария. | Устный опрос. Хоровое пение. Выявление особенностей музыкального языка, фольклорных произведений разных жанров | |
5 | Духовное и светское песенное искусство | 1 | Комбинированный | Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох | Знать: - особенности духовной и светской песни; понятия: знаменный распев, партесное пение, тропарь, стихира, литургия, всенощная, хорал, месса. | Устный опрос. Выявление особенностей православного и католического церковного пения. Хоровое пение. | |
6 | Песня вчера, сегодня, завтра | 1 | Комбинированный. Закрепление полученных знаний | Особенности современной песенной культуры и вокального исполнительства | Знать жанры современной песенной культуры | Самостоятельная поисковая работа. исполнение современных песен | |
7 8 | Танец сквозь века Танцевальная музыка прошло- го и настоящего | 1 1 | Комбинированный | Значение танца в жизни человека. Разнообразие танцев разных времен и народов (ритуальные, обрядовые, придворные, бальные, салонные). Особенности музыкального языка танцевальной музыки прошлого и настоящего. и древних игр. Пляски под песенное сопровождение | Знать жанровое многообразие танцевальной музыки, особенности музыкального языка танцевальной музыки. Уметь определять особенности музыкального языка разных танцев: темп, размер, ритм, мелодию. | Устный опрос. Выявление средств музыкальной выразительности разных танцев. Слушание музыки | |
9 | Развитие танцевальной музыки | 1 | Комбинированный | Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке | Уметь приводить при- меры различных танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке (сюиты, симфонии, оперы, балеты и др.) | Устный опрос. Интонационно-образный анализ музыки. Слушание музыки. Самостоятельная поисковая работа | |
10 | Танец, его значение в жизни человека | 1 | Комбинированный. Закрепление полученных знаний | Значение танцевальной музыки в драматургии современных зрелищных представлений и праздников | Знать значение танцевальной музыки в современном искусстве | Устный опрос. Разработка плана концерта с включением танцевальной музыки | |
11 | Особенности маршевой музыки. Многообразие жанров | 1 | Комбинированный ■ | Интонации и ритмы марша, поступи, движения как символы определенных жизненных ситуаций. Жанры маршевой музыки | Знать: - особенности марше- вой музыки; - жанры маршей. Уметь приводить примеры различных жанров маршей | Устный опрос. Выявление особенностей маршевой музыки. Слушание музыки. Хоровое пение | |
12 – 14 | Развитие жанра марша в истории музыкальной культуры | 3 | Комбинированный | Марш как самостоятельная пьеса и часть произведений крупных жанров (оперы, балета, сонаты, сюиты и др.). Эволюция жанров маршевой музыки в истории музыкальной культуры | Уметь: - приводить примеры маршей как самостоятельной пьесы и как части произведений крупных жанров; проводить интонационно-образный анализ музыки | Устный опрос. Интонационно- образный анализ музыки. Слушание музыки | |
15 | Марш, его значение в жизни человека | 1 | Комбинированный. Закрепление полученных знаний | Роль маршевой музыки и организации и проведении современных массовых представлений | Знать значение маршевой музыки в современном искусстве | Устный опрос. Разработка плана военного парада, спортивного праздника, концерта с включением маршевой музыки | |
16 | Жанровое многообразие музыки | 1 | Повторение и обобщение полученных знаний | «Три музыкальных кита» и их эволюция развития в истории музыкальной культуры | Знать особенности песенной, танцевальной и маршевой музыки, их жанровое многообразие. Уметь приводить примеры песен, танцев, маршей как самостоятельных пьес и как части произведений крупных жанров. | Устный опрос. Хоровое пение. Слушание музыки. Музыкальная викторина. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. | |
17 | Музыкальный стиль . | 1 | Вводный | Понятие музыкальный стиль. «Стиль - это человек». Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру. Стиль как своеобразие, присущее музыке определенного исторического периода, национальной школе, творчеству отдельных композиторов и исполнителей | Знать понятия: музыкальный стиль, разновидности стилей. Уметь приводить примеры | Устный опрос. Интонационно- образный анализ прослушанной музыки. Хоровое пение | |
18 | Взаимосвязи музыки с другими видами искусства | 1 | Комбинированный | Обобщение взаимосвязей музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино) | Знать общие черты музыки и литературы, изобразительного искусства, театра, кино. Уметь приводить примеры | Устный опрос. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение | |
19 | Барокко | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Характерные признаки музыкального барокко, его связь с архитектурой. Контрапункт, полифония. Великие представители стиля барокко – И.С.Бах, Г.ф.Гендель. | Знать характерные признаки музыкального стиля барокко; понятия: полифония, прелюдия, фуга, токката, оратория. Уметь называть композиторов – представителей этого стиля. | Устный опрос. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. | |
20 | Классицизм | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Характерные признаки музыкального классицизма (1750-1830). Сонатная форма. «Венская классическая школа». Великие представители классицизма: И.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.Бетховен, К.Глюк, М.Глинка. Состав симфонического оркестра. Взаимосвязи музыки с литературой, театром, архитектурой, ИЗО. | Уметь называть композиторов – представителей этого стиля. | Устный опрос. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. | |
21 | Романтизм | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Характерные признаки музыкального романтизма (19в). Творчество Л. Бетховена – Р.Шуман связь двух музыкальных эпох (классической и романтической). Композиторы романтики – Г.Берлиоз, Ф.Лист, Ф.Шопен, Ф.Шуберт, Р.Шуман, Э.Григ, И.Штраус, П.Чайковский. Композиторы «Могучей кучки» | Знать характерные признаки музыкального стиля романтизм, понятие музыкальная драматургия. Уметь называть представителей романтизма – композиторов, музыкантов, художников, поэтов и их произведения. Характеризовать художественные особенности, выразительные средства музыкальных произведений романтиков. | Устный опрос, слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. | |
22 | Реализм | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Характерные признаки музыкального реализма. Сочетание оригинального музыкального материала с простотой и доступностью. «Правда жизни». Великие «реалисты» - Д.Верди, Р.Вагнер, М.Мусоргский. Взаимосвязь музыки с литературой и живописью. | Знать характерные признаки музыкального стиля реализм. Уметь называть представителей реализма – композиторов, музыкантов, художников, поэтов и их произведения. Анализировать музыкальные произведения реалистов. | Устный опрос, слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. | |
23 | Импрессионизм | 1 | Расширение и углубление знаний. | Характерные признаки музыкального импрессионизма. Влияние живописи на музыку. Новый музыкальный язык (гармонии, аккорды, регтайм) Программная музыка. Представители импрессионизма – К.Дебюсси, М.Равель. | Знать характерные признаки музыкального стиля импрессионизм. Понятия регтайм, программная музыка. Уметь называть композиторов – представителей этого стиля. | Устный опрос, слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. | |
24 | Неоклассицизм и классический авангард | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Характерные признаки неоклассицизма и авангардизма. Додекафония. Алеаторика. Сонорика. Новая венская школа: А.Шенберг, А.Берг, А.Веберн, Д.Кейдж, А.Шнитке, Э.Денисов. Неоклассика в творчестве Ф.Бузони, И.Стравинского. | Знать характерные признаки музыкальных стилей неоклассицизм и авангардизм, понятия додекафония, алеаторика, сонорика. Уметь называть полные имена композиторов этих стилей. | Устный опрос, слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. | |
25 | Джаз | 1 | Расширение и углубление знаний. | Характерные признаки джаза. Сплав традиций европейской и афроамериканской музыки. Основные жанры: блюз, спиричуэл. Композиторы – Л.Амстронг, Д.Эллингтон, Л.Утесов, А.Козлов, Г.Ландсберг, Н.Минх. | Знать характерные признаки и историю развития джазовой музыки, понятия: блюз, спиричуэл, акцент, драйв, свинг, состав джазового оркестра. Уметь называть композиторов и исполнителей джазовой музыки. | Устный опрос, слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Выявление особенностей джазовой музыки. | |
26 | Рок-н-ролл | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Рок-н-ролл – первое большое направление в рок-музыке. Характерные признаки, манера исполнения, состав инструментария. Э.Пресли. Развитие рок-н ролла – появление биг-бита. Группа «Битлз» | Знать характерные признаки кантри, фолкрока, этнической музыки. Уметь называть музыкантов – представителей этих направлений. | Устный опрос, слушание музыки. Выявление особенностей рок-н-ролла. Хоровое пение. | |
27 | Кантри и фолк-рок, этническая музыка. | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Кантри – песенная и инструментальная музыка фольклора многих европейских народов США. Фолк-рок – жанр рок-музыки, выросший из кантри и блюза. Характерные признаки кантри и фолк-рока, этнической музыки. Состав инструментария. Представители – Б.Дилан, Ж.Бичевская, группа «Иван Купала», «Песняры». | Знать характерные признаки кантри, фолк-рока, этнической музыки. Уметь называть представителей этих направлений. | Устный опрос, слушание музыки. Хоровое пение. Выявление особенностей музыкального языка этих стилей. | |
28 | Арт-рок | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Арт-рок – «художественный рок», «симфорок». Характерные признаки арт-рока. Рок-опера. Состав инструментария. Представители музыканты – «Битлз», А.Журбин, А.Рыбников, Э.Уэббер. | Знать характерные признаки арт-рока. Уметь называть музыкантов этого стиля, приводить примеры. | Устный опрос, слушание музыки. Хоровое пение. Выявление особенностей музыкального языка арт-рока. | |
29 | Хард-рок и хэви-металл | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Ард-рок – тяжелый рок. Характерные признаки хард-рока и хэви-металл. Состав инструментария Манера исполнения. Зрелищные концерты. Самые замкнутые стили рока. Представители – группы «Лед Зеппелен», «Дип Пепл», «Черный кофе», «Ария», «Круиз». | Знать характерные признаки хард-рока и хэви-металл. Уметь называть представителе этого стиля. | Устный опрос. Слушание музыки. | |
30 | Рэп. Эстрада | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Рэп – ритмизированный речитатив, или проговаривание текстов песен – массовая развлекательная музыка. Характерные признаки поп-музыки. Представители поп-музыки – группа «АББА» | Знать характерные признаки рэпа и поп-музыки. Уметь называть представителей этих направлений. | Устный опрос, слушание музыки. Хоровое пение. Выявление особенностей музыкального языка этих стилей. | |
31 | Авторская песня. | 1 | Расширение и углубление знаний. | История возникновения и развития авторской песни. Ваганты и барды. Авторская песня в России. Характерные признаки авторской песни. Известные барды – Б.Окуджава, А.Галич, В.Высоцкий, Ю.Визбор, С.Никитин, Ю.Ким, А.Розенбаум. Грушинский фестиваль. | Знать историю возникновения и развития авторской песни, ее характерные признаки. Уметь называть имена авторов-исполнителей. | Устный опрос. Хоровое пение. Выявление характерных признаков авторской песни. | |
32 | Стилизация и полистилистика | 1 | Расширение и углубление знаний. | Стилизация и полистилистика в музыке 20-21 века, как «многоголосие», диалог композитора с музыкой предшествующих поколений. Стилизация и полистилистика в творчестве в Р.Щедрина, С. Прокофьева, А.Шнитке и др. | Знать понятия: стилизация, полистилистика. Уметь называть композиторов, работающих в этих направлениях. | Устный опрос. Слушание музыки. Выявление характерных черт музыкального языка. Хоровое пение. | |
33 | Музыкальный ринг | 1 | Повторение и обобщение полученных знаний. Музыкальный ринг. | Музыкальный стиль. Жанровые, интонационно-образные особенности особенности стилей, их языка, манеры исполнения. Стилизация и полистилистика. | Знать особенности и характерные признаки различных музыкальных стилей. Уметь называть представителей этих направлений. | Музыкальный ринг. | |
34 | Традиции и новаторство в музыке | 1 | Обобщение, повторение и систематизация знаний и умений. | Жанровое многообразие музыки. Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее. | Знать понятия, полученные за курс обучения по музыке. Уметь приводить музыкальные примеры, выявлять особенности музыкального языка, применять навыки пластического и вокального интонирования. | Устный опрос. Слушание музыки. Свободная беседа. Хоровое пение. |
© составление 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс
Полная рабочая программа факультатива с тематическим планированием....
Рабочая программа факультатива «Избранные вопросы информатики» 11 класс
Рассматриваются вопросы ЕГЭ 11 класс....
рабочая программа по математике 6 класс на 2013 - 2013 учебный год
расчитанный на 6 часов в неделю, 204 в год, п оучебнику И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, Математика 6 класс, Учебник для образовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2007 г....
Рабочая программа факультатива «Литература Вологодской области» для 5 класса на 2013-2014 учебный год
Программа курса «Литература Вологодского края» разработана в соответствии с установками регионального базисного учебного плана и регионального стандарта по литературе.Она ориентирована на формирование...
Рабочая программа факультатива "В мире музыки" для 1-4 классов
Рабочая программа факультатива "В мире музыки" для 1-4 классов...