Рабочая программа факультатива "В мире музыки" для 1-4 классов
календарно-тематическое планирование по музыке
Рабочая программа факультатива "В мире музыки" для 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fakultativ_po_muzyke_1-4_klassy_na_2020-2021_uch_god_kutya_n_n.doc | 448.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Тогучинского района «Березиковская средняя школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА
«В МИРЕ МУЗЫКИ»
для обучающихся I - IV классов
на 2020-2021 учебный год
Учитель: Кутья Н.Н.
с. Березиково.
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативных занятий «В мире музыки» для начальных классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Основной образовательной программы начального общего образования школы, авторской программы «Музыка» (Сергеева Г.П., Критская Е.Д, Шмагина Т.С.), 2012 и в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
• воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
• воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
• развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
• накопление багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Обоснование отбора содержания и общей последовательности его изучения
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Методы музыкального образования и воспитания:
-метод художественного, познания музыки;
-метод интонационно-стилевого постижения музыки;
-метод эмоциональной драматургии;
-метод концентричности организации музыкального материала;
-метод забегания вперед и возвращения к пройденному;
-метод игры;
-метод художественного контекста (выходы за пределы музыки).
С целью воспитания толерантности, гражданственности, патриотизма, нравственных чувств и этического сознания, уважительного отношения к природе родного края в материал уроков музыки включен материл краеведческого характера.
Формы обучения: коллективная, фронтальная, групповая; парная, индивидуальная.
Широко привлекаются практические действия обучающихся. Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер.
Для достижения планируемых результатов учителем и обучающимися используются материальные и идеальные средства обучения. Материальные средства обучения: учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, расписание занятий, другие материально-технические условия обучения.
Механизм формирования универсальных учебных действий
Эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека.
Материал факультативного курса «В мире музыки» находит свое взаимодействие с материалом уроков литературного чтения, окружающего мира. Программа «В мире музыки» направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. Дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства.
Принципы отбора содержания программы:
– принцип связи музыки с жизнью, согласно которому программа обеспечивает опору процесса обучения на жизненный опыт учащихся, стимулирует привлечение жизненных ассоциаций младших школьников;
– принцип полимодальности, в соответствии с которым содержание факультативных занятий предусматривает изучение учениками музыкального искусства как особого способа постижения мира, предлагает охват разнообразных видов художественной деятельности с учётом индивидуальных возможностей детей;
– принцип диалогичности, учитывающий множественность интерпретаций и оценок музыкального текста, а также предусматривающий постижение учащимися музыки в единстве её создания, исполнения и восприятия;
– принцип художественности, гарантирующий постижение музыки по законам художественной деятельности и в формах самого искусства.
В процессе реализации программы предполагается широкое использование наглядных, практических и словесных методов. При этом следует отдавать предпочтение практическим методам, в том числе методам, способствующим творческому развитию учеников. В этом отношении метод моделирования художественно-творческого процесса выступает гарантом деятельностного освоения музыкального искусства, организует развёртывание музыкально-художественной деятельности как целостного явления в единстве процесса и результата.
Формы и приемы контроля:
-творческие задания;
-анализ музыкальных произведений;
-музыкальная викторина;
-тестирование;
-проектная деятельность.
Механизмы формирования универсальных учебных действий (УУД)
Эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Факультативные занятия, развивая умение учиться, призваны формировать у ребенка современную картину мира. Материал занятий находит свое взаимодействие с материалом уроков литературного чтения, окружающего мира, факультативных занятий с обучающимися вторых классов «Я и музыка». Программа «В мире музыки» направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. Дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства.
Общая характеристика учебного курса
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, из устных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков.
Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности обучающихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.
Материал факультативных занятий находит свое взаимодействие с материалом уроков: литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство. Ученик познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нем – через стихи, маленькие рассказы и музыкальные произведения.
Описание места факультативных занятий «В мире музыки» в учебном плане
В соответствии с учебным планом начального общего образования МКОУ Тогучинского района «Березиковская средняя школа» на 2018-2019 учебный год на изучение факультатива «В мире музыки» в 1-4 классах предусмотрено 67 часов (1 класс -16 часов, 2 класс – 17 часов, 3 класс – 17 часов, 4 класс – 17 часов).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения факультативного курса «В мире музыки» должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»: — чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей.
— умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка— умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
— уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
— развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
— реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
— ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
— формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
— овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания со- держания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
— продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
— овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
— приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
— формирование умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
— умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т.п.).
Предметные результаты | |
Ученик научится: Предметные результаты изучения музыки на первоначальном этапе отражают опыт учеников в музыкально-творческой деятельности: - знать разнообразные танцевальные жанры (народный и классический бальный танец, современный эстрадный); - знать понятия: мелодия, аккомпанемент, вступление; - различать колокольные звоны: благовест, трезвон, набат, метельный звон; - размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения мыслей и чувств человека; - эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему; - иметь представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; - иметь общие представления о музыкальной картине мира; - знать основные закономерности музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений; - познакомиться с материалом музыкальной культуры родного края; - эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей. | Ученик получит возможность научиться: - воспринимать музыку различных жанров; - организовывать самостоятельно музыкально-творческую деятельность - воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях. |
Содержание учебного курса
Основными содержательными линиями программы являются четыре факультатива, объединённые общностью решаемых задач:
– «Мои первые звуки» (I класс) - 16 часов;
– «Мои первые ритмы. Мои первые ноты» (II класс) -17 часов;
– «Мои первые музыкальные интонации» (III класс) -17 часов;
– «Разговариваем языком музыки» (IV класс) -17 часов.
Каждый последующий курс является логическим продолжением предыдущего.
1 класс
Факультативные занятия «Мои первые звуки». Ключевой целью является ознакомление младших школьников со звуковой палитрой окружающего мира. Вся деятельность, проводимая на занятиях, направлена на развитие творческой активности, музыкальных способностей учащихся, интереса и любви к музыке, углубление музыкальных знаний, формирование соответствующих умений и навыков.
В процессе занятий решаются следующие задачи:
- привлечение внимания учащихся к богатству и разнообразию звуков природы и окружающего мира, особенностям их бытования;
- формирование представлений о качественных характеристиках звука;
- знакомство со звучанием разнообразных музыкальных инструментов;
- развитие тембрового слуха;
- формирование уважительного отношения к собственному слуху и слуху других людей;
- развитие фантазии и изобретательности, ассоциативного мышления и воображения.
Условия организации учебного процесса:
- наличие у каждого учащегося рабочей тетради на печатной основе (для I класса);
- наличие на занятиях набора разнообразных музыкальных (шумовых, ударных, звуковысотных) инструментов;
- индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Содержание
I класс
Освоение разнообразия звуковой палитры мира. Выявление значения звуков в жизни природы и человека. Осознание взаимосвязи звуков и тишины. Знакомство с многообразием звуков живой и неживой природы. Различение звуков природных и механических.
Работа со звукоподражанием. Раскрытие изобразительных и выразительных возможностей звукоподражания. Использование звукоподражаний в самостоятельной художественной деятельности.
Знакомство с окраской звуков. Выявление характерных особенностей «деревянных», «стеклянных», «металлических», «шуршащих». Использование тембровой окраски звуков в процессе собственной художественной деятельности.
Знакомство со звуками громкими и тихими, долгими и короткими, быстрыми и медленными, высокими и низкими, близкими и далёкими. Особенности музыкальных звуков, их отличие от звуков шумовых. Разновидности музыкальных инструментов (струнные, духовые, клавишные, ударные). Развитие динамического, темпового и тембрового слуха.
Произнесение слов и текстов с разной интонацией. Самостоятельный поиск звуков и создание звуковых композиций. Исполнение элементарных звуковых композиций с использованием ударно-шумовых инструментов.
Примерное календарно-тематическое планирование (16 ч)
1. Звуки вокруг нас — 1 ч.
2. Загадки природы — 1 ч.
3. Кто как говорит. «Жители леса». — 1 ч.
4. Звуковые несоответствия — 1 ч.
5-6. Звучащие портреты — 1 ч.
7-8. Звуки леса — 1 ч.
9. Звуки громкие и тихие — 1 ч.
10. Звуки высокие и низкие — 1 ч.
11. Звуки музыкальные и шумовые — 1 ч.
12. Музыкальные инструменты: струнные — 1 ч.
13. Музыкальные инструменты: духовые — 1 ч.
14. Музыкальные инструменты: ударные — 1 ч.
15. Музыкальные инструменты: клавишные — 1 ч.
16. Обобщающее занятие — 1 ч.
Итого: 16 часов
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны:
иметь представление:
– о разнообразии мира звуков и способах звукоизвлечения;
– выразительных и изобразительных возможностях звуков;
знать:
- основные качественные характеристики звуков;
- выразительные и изобразительные возможности звукоподражания;
- разновидности музыкальных инструментов;
уметь:
- вслушиваться в звуки окружающего мира и различать их;
- различать природные, механические и музыкальные звуки;
- воспроизводить звуки («рисованием» голосом, звукоподражанием);
- воспроизводить слова и тексты с разной интонацией;
- использовать характерные особенности звуков в процессе озвучивания литературных произведений, а также при создании собственных звуковых композиций.
2 класс.
Факультативные занятия «Мои первые ритмы. Мои первые ноты». Их ключевой целью является знакомство учащихся начальных классов с временной организацией музыкальных звуков и основами нотного письма. Факультативные занятия способствуют развитию творческой активности, музыкальной грамотности, углублению музыкальных знаний и совершенствованию соответствующих умений и навыков, развитию коммуникативных способностей учащихся.
В процессе занятий решаются следующие задачи:
- формирование целостного представления о метре, ритме и системе длительностей;
- развитие чувства ритма;
- формирование звуковысотных представлений;
- развитие чувства лада;
- знакомство с основами нотной грамоты и нотного письма;
- развитие фантазии и изобретательности, ассоциативного мышления и воображения.
Условия организации учебного процесса:
- наличие у каждого учащегося рабочей тетради на печатной основе (для II класса);
- наличие на занятиях набора разнообразных музыкальных (шумовых, ударных, звуковысотных) инструментов;
- индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Содержание
II класс
Ознакомление с явлением пульсации и метрическими долями. Понятие о сильной и слабой долях. Выявление различий между двудольной и трёхдольной пульсациями. Воспроизведение равномерной пульсации. Создание аккомпанемента к знакомой песне на основе равномерной пульсации. Разделение метрической пульсации и ритмического рисунка в процессе исполнения речевых упражнений.
Понятие о долгих и коротких длительностях звуков. Знакомство со слоговым обозначением длительностей звуков («та» и «ти»). Освоение основных ритмических мотивов. Воспроизведение одноголосных ритмических последовательностей с использованием звучащих жестов, ударных или шумовых инструментов. Использование одноголосных ритмических последовательностей в качестве аккомпанемента к песне. Ритмический диктант.
Освоение ритмического канона. Создание многоголосных ритмо-речевых партитур. Самостоятельное ориентирование в ритмической записи. Создание ритмического сопровождения к любой мелодии в размере 2/4 или 4/4 с использованием звучащих жестов, ударных или шумовых инструментов.
Знакомство с паузой. Освоение разнообразных ритмических построений, включающих паузу. Работа над ритмической точностью исполнения. Самостоятельное сочинение ритмических сопровождений к мелодии. Развитие чувства ритма, умения играть в ансамбле.
Работа над развитием звуковысотных представлений и ладового чувства. Освоение интонации III—V ступеней мажорного лада. Работа с мелодиями, построенными на I, II, III, V, VI ступенях мажорной пентатоники.
Понятие о ноте и нотном стане. Освоение расположения нот на нотном стане. Формирование навыка записи нот на нотоносце.
Знакомство с расположением нот на фортепианной клавиатуре. Формирование умения находить ноты на фортепианной клавиатуре.
Знакомство с названием длительностей (целая, половинная, четвертная, восьмая). Запись длительностей. Запись простых мелодий на нотоносце и их воспроизведение.
Примерное календарно-тематическое планирование (17 ч)
Раздел I. Мои первые ритмы (8 ч)
1. Пульсация. Сильные и слабые доли — 1 ч.
2. Метр и ритм — 1 ч.
3. Ритмический мотив «та-та» — 1 ч.
4. Ритмический мотив «ти-ти-ти-ти» — 1 ч.
5. Пауза «па» — 1 ч.
6. Читаем ритмы — 1 ч.
7-8. Ритмические загадки — 2 ч.
Раздел II. Мои первые ноты (9 ч)
9. Длительности звуков — 1 ч.
10. Такт. Тактовая черта. Размер — 1 ч.
11. Название звука. Клавиши и клавиатура — 1 ч.
12. Нота. Нотный стан. Скрипичный ключ — 1 ч.
13. Ноты на нотном стане: нота СОЛЬ, МИ, ДО — 1 ч.
14. Ноты на нотном стане: нота ЛЯ, РЕ, ФА, СИ — 1 ч.
15. Нотные загадки — 1 ч.
16. Пишем, поём, сочиняем — 1 ч.
17. Обобщающее занятие — 1 ч.
Итого: 17 часов.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны:
иметь целостное представление:
– о метре, ритме и системе длительностей;
знать:
- название нот и их расположение на нотном стане и фортепианной клавиатуре;
- название длительностей;
- простейшие ритмические мотивы;
уметь:
- ориентироваться в ритмической записи;
– записывать простейшие ритмические последовательности;
- воспроизводить одноголосные и многоголосные ритмические последовательности с использованием звучащих жестов, ударных, шумовых инструментов;
- использовать ритмические последовательности в качестве аккомпанемента к песне;
- самостоятельно создавать ритмические последовательности;
- играть в ансамбле;
- петь простейшие мелодии, построенные на интонациях I, II, III, V, VI ступеней мажорного лада;
- сочинять простейшие мелодические последовательности, записывать их и воспроизводить голосом.
3 класс
Факультативные занятия «Мои первые музыкальные интонации». Их ключевой целью является организация постижения учащимися музыки как «искусства интонируемого смысла». Факультативные занятия направлены на расширение представлений учащихся о богатстве музыкального языка, его интонационной природе, способствуют накоплению собственного музыкально-творческого опыта. Содержание факультативных занятий имеет тесную взаимосвязь с уроками музыки, которые проводятся в общеобразовательных учреждениях, что позволяет расширить сферу художественной деятельности младших школьников и углубить их знания по предмету.
В процессе занятий решаются следующие задачи:
– укрепление интереса учащихся к музыке и музыкальным занятиям;
– расширение представлений об интонационной природе музыкальной речи; — освоение содержания музыки с помощью интонирования на параллельных художественных языках;
– повышение музыкальной грамотности;
– развитие аналитических и художественно-оценочных способностей;
— совершенствование исполнительской и слушательской культуры;
– развитие творческих способностей.
Условия организации учебного процесса:
- наличие у каждого учащегося рабочей тетради на печатной основе (для III класса);
- наличие на занятиях обширного наглядно-иллюстративного художественного материала;
- индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Содержание
III класс
Освоение музыкальной речи. Различение песенного, танцевального и маршевого характеров музыки. Восприятие песенности в вокальной и инструментальной музыке. Осознанное определение песенного, танцевального и маршевого характеров музыкальной речи.
Знакомство с понятием «интонация». Выявление особенностей интонации в музыке. Знакомство с видами интонаций. Определение выразительных и изобразительных музыкальных интонаций. Формирование представлений о «зерне»-интонации. Распознавание характера произведения по «зерну»-интонации. Создание собственных музыкальных интонаций.
Наблюдение за развитием в музыке. Актуализация представлений о средствах музыкальной выразительности. Изучение видов музыкального развития. Темповое развитие. Экспериментирование с изменениями темпа знакомых произведений. Выявление связи темповых изменений с содержанием музыки. Динамическое развитие. Экспериментирование с изменениями динамики знакомых произведений. Выявление связи динамических изменений с содержанием музыки. Тембровое развитие. Экспериментирование с тембровым переозвучиванием знакомых произведений. Создание тембровых вариаций. Ладовое развитие. Экспериментирование с изменением лада в знакомых произведениях. Выявление обусловленности ладовых изменений содержанием музыки. Анализ произведений с учётом определения особенностей музыкального развития. Использование различных видов музыкального развития в самостоятельной творческой деятельности.
Знакомство с формами построения музыкальных произведений. Выявление зависимости формы музыкального произведения от его содержания. Актуализация представлений о повторе и контрасте в музыке и жизни. Освоение различных видов музыкальной формы. Моделирование одно-, двух- и трёхчастной формы построения музыки. Моделирование формы рондо. Самостоятельное построение песни в форме рондо. Построение музыки в форме вариаций. Варьирование знакомых мелодий. Использование знания форм построения музыкальных произведений в творческой деятельности.
Примерное календарно-тематическое планирование (17 ч)
Раздел I. Что такое музыкальная речь (4 ч)
1. От песни — к песенности — 1 ч.
2. Песенность в вокальной музыке — 1 ч.
3. Песенность в инструментальной музыке — 1 ч.
4. Как определить характер музыкальной речи? — 1 ч.
Раздел II. Музыкальная интонация (4 ч)
5. Что такое интонация? — 1 ч.
6. От чего зависит характер интонации? — 1 ч.
7. Как определить выразительную музыкальную интонацию? — 1 ч.
8. Как определить изобразительную музыкальную интонацию? — 1 ч.
Раздел III. Почему музыка всё время изменяется? (5 ч)
9. С помощью чего можно изменять музыку? — 1 ч.
10. Для чего изменяются динамические оттенки музыки? — 1 ч.
11. Почему изменяется тембр в музыке? — 1 ч.
12-13. Почему изменяется музыкальный лад произведения? — 2 ч.
Раздел IV. Строим музыку сами (4 ч)
14. Как построены музыкальные произведения? — 1 ч.
15. Сколько частей в произведении: одна или две? — 1 ч.
16-17. Какая разная эта музыка! — 2 ч.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны:
иметь представление:
– о выразительных и изобразительных возможностях интонации;
– интонационной основе различных видов искусства;
– многообразии форм построения музыкальных произведений;
знать:
характерные особенности песенной, танцевальной и маршевой речи;
виды музыкальных интонаций;
виды музыкального развития;
основные формы построения музыкальных произведений;
уметь:
– различать на слух песенный, танцевальный и маршевый характеры музыкальной речи;
– слышать «зерно»-интонацию в разных произведениях;
– производить музыкальный анализ произведения;
– строить исполнительский план песни;
– фиксировать свои впечатления от произведения;
– слышать в музыкальном произведении и дифференцировать изменения, способствующие развитию в музыке;
– определять форму построения музыкального произведения;
– использовать знания об интонации, способах её развития, строении музыкальных произведений в собственной художественно-практической деятельности.
4 класс.
Факультативные занятия «Разговариваем языком музыки». Их ключевой целью является расширение представлений учащихся о богатстве национального музыкального языка, богатстве и разнообразии музыкальных языков народов разных континентов. Содержание факультативных занятий тесно взаимосвязано с тематизмом уроков музыки, что способствует расширению сферы музыкальной деятельности младших школьников, обогащает и обобщает их знания по предмету.
В процессе занятий решаются следующие задачи:
– формирование ценностного отношения к национальной музыкальной культуре;
– формирование представлений о музыкальной культуре разных народов мира;
– повышение музыкальной грамотности;
– повышение уровня исполнительской и слушательской культуры;
– развитие художественно-оценочных и коммуникативных способностей;
– развитие творческих способностей.
Условия организации учебного процесса:
- наличие у каждого учащегося рабочей тетради на печатной основе (для IV класса);
- наличие на занятиях обширного наглядно-иллюстративного художественного материала;
- индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Содержание
IV класс
Углубление знаний о музыкальной культуре Русского народа. Изучение особенностей русской народной песни. Актуализация имеющегося музыкального опыта учащихся. Совершенствование исполнительской (певческой) культуры. Ознакомление с особенностями национального колорита русских танцев; музыкальными инструментами России, характером их звучания, приёмами игры. Самостоятельное изготовление свистульки с последующим использованием инструмента в творческой деятельности. Изучение характерных особенностей звучания инструментов в оркестре народных инструментов. Расширение представлений о музыке русских народных праздников.
Ознакомление с формами сохранения музыкального наследия России, музыкой храмов, музыкой духовных праздников. Имитирование элементов колокольного звона. Определение национальных особенностей языка русской музыки прошлого и современности. Ознакомление со стилистическим разнообразием современной русской музыки. Выявление характерных особенностей песенной культуры России. Систематизация песенного репертуара по жанрам, темам и направлениям. Изучение основных видов русских народных танцев и их характерных особенностей. Исполнение отдельных движений, характерных для русских танцев.
Изучение музыкальной культуры славянских народов. Разучивание песенного репертуара. Определение жанровых национальных особенностей музыки украинского, русского и белорусского народов. Совершенствование исполнительской культуры. Ознакомление с характерными признаками музыкального наследия Польши, Германии, Австрии. Расширение представлений о музыкальной культуре стран Африки и Азии. Определение жанровых, ритмических, мелодических, ладовых и тембровых особенностей музыкального языка разных народов мира.
Актуализация представлений учащихся о слушательской культуре и музыкальной грамотности человека. Освоение правил слушателя — знатока музыки. Обогащение представлений о композиторском мастерстве. Реализация процесса сочинительства от его замысла, написания, исполнения до принятия критиками и слушателями. Накопление опыта осознанного восприятия музыкальных произведений с позиций композитора, исполнителя, слушателя.
Примерное календарно-тематическое планирование (17 ч)
Раздел I. Что я знаю о музыкальной культуре своей страны? (4 ч)
1. Что я знаю о музыкальной культуре своей страны? — 1 ч.
2. Русская народна песня и танцы — 1 ч.
3. Музыкальные инструменты русского народа — 1 ч.
4. Оркестр народных инструментов — 1 ч.
Раздел II. Разговариваем языком музыки (4 ч)
5. От колокольного звона до канта — 1 ч.
6. Русский фольклор в современной музыке — 1 ч.
7. Песенная культура России — от истоков до современности — 1 ч.
8. Как русские разговаривают языком танца — 1 ч.
Раздел III. Путешествуем с помощью музыки (5 ч)
9-10. Музыкальная культура славянских народов — 2 ч.
11-12. Музыка Польши, Германии, Австрии — 2 ч.
13. Музыка — язык, понятный без перевода — 1 ч.
Раздел IV. Композитор — исполнитель — слушатель (4 ч)
14. Как стать настоящим слушателем? — 1 ч.
15. Легко ли быть исполнителем? — 1 ч.
16-17. Я сочиняю музыку — 2 ч.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны:
иметь представление:
– о коммуникативной природе музыки;
– сплочённости усилий композитора, исполнителя и слушателя для существования музыки;
– особенностях музыкальной культуры Беларуси;
– звучании белорусских музыкальных инструментов;
– музыкальных традициях народов мира;
знать:
- характерные особенности белорусской музыкальной речи;
- характерные особенности музыкального языка народов на разных континентах;
уметь:
– производить анализ музыкального произведения с учётом приобретённых знаний;
– сравнивать музыкальный язык белорусов с музыкальным языком других народов;
– исполнять вокальное произведение сольно и коллективно;
– участвовать в инструментальном музицировании;
– сочинять мелодии (мелодические последовательности), записывать и исполнять их.
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ урока | Дата проведения | Тема занятия | Планируемые результаты обучения | ||
План | Факти- чески | Предметные | Метапредметные универсальные учебные действия | ||
Мои первые звуки -16 часов | |||||
1 | 14.09 | Факультатив. Звуки вокруг нас. | Соблюдать основные правила урока – как можно общаться с музыкой, не перебивая ее звучания. Знать понятия: Звук, звуки музыкальные и не музыкальные. | Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу; -воспринимать мнение о прослушанном произведении. Коммуникативные: - участвовать в коллективном творчестве; -воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Познавательные: -осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной и письменной форме. | |
2 | 28.09 | Факультатив.Загадки природы. | Звуки не музыкальные, шумовые. | Регулятивные: -осуществлять первоначальный контроль своего участия в музыкальной деятельности. Коммуникативные: - уметь формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: -осуществлять поиск нужной информации, используя словарь и сведения, полученные от взрослых. | |
3 | 12.10 | Факультатив.Кто как говорит. «Жители леса» | Звуки леса, слушать звуки природы, леса. Музыка леса. | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - уметь оценивать правильность выполнения действия. Коммуникативные: -принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности. Познавательные: -расширять свои представления о музыке. | |
4 | 09.11 | Факультатив.Звуковые несоответствия. | Различать и эмоционально откликаться на звуки разного характера. | Регулятивные: - Принимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя; - различать способ и результат действия. Коммуникативные: - уметь формулировать собственное мнение и позицию; Познавательные: - расширять свои представления о музыкальной грамоте.. | |
5-6 | 23.11- 07.12 | Факультатив.Звучащие портрет. | Уметь слышать в портретах музыку, различать характер соответствующий нарисованному. | Регулятивные: -принимать позицию исполнителя музыкальных произведений. Коммуникативные: - участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных ритмических образов. -контролировать свои действия в коллективной работе. Познавательные: -ориентироваться в способах решения исполнительской задачи. | |
7-8 | 21.12- 11.01 | Факультатив.Звуки леса. | Эмоционально воспринимать музыку леса. | Регулятивные: - уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Коммуникативные: -использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки. Познавательные: -ориентироваться в способах решения исполнительской задачи. | |
9 | 25.01 | Звуки громкие и тихие | Музыкальные термины р –Пиано; f – Форте. Умение слышать динамику звука. | Регулятивные: -осуществлять первоначальный контроль своего участия в музыкальной деятельности. Коммуникативные: -понимать важность исполнения по группам; - уметь задавать вопросы. Познавательные: - участвовать в исполнительской деятельности представлять ее результаты. | |
10 | 01.03 | Звуки высокие и низкие | Регистры. Знакомство с высоким и низким звуком. Умение откликаться на звуковысотное изменение.
| Регулятивные: - принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя. Коммуникативные: - воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Познавательные: - узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям, создавать собственные интерпретации. | |
11 | 15.03 | Звуки музыкальные и шумовые. | Размышлять и рассуждать о звуковоспроизведении. Уметь слышать и различать музыкальные звуки от шумовых. | ||
12 | 15.04 | Музыкальные инструменты: струнные | Знакомство со струнными инструментами. Смычковые и щипковые группы. Умение различать. | Регулятивные: - принимать позицию слушателя музыкальных произведений. Коммуникативные: - воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Познавательные: - расширять свои представления о музыке; - использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи (карточки ритма). | |
13 | 19.04 | Музыкальные инструменты: духовые. | Знакомство с духовыми инструментами. Деревянно-духовые и медно-духовые группы. Умение различать. | Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: -учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. Познавательные: - принимать участие в исполнительской деятельности и представлять ее результаты. | |
14 | 03.05 | Музыкальные инструменты: ударные. | Знакомство ударными инструментами. Умение различать (барабан, бубен, кастаньеты…). | Регулятивные: - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Коммуникативные: -учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. Познавательные: - принимать участие в исполнительской деятельности и представлять ее результаты. | |
15 | 17.05 | Музыкальные инструменты: клавишные. Обобщающее занятие. | Разновидности клавишных инструментов. | Регулятивные: - уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Коммуникативные: - контролировать свои действия в коллективной работе. Познавательные: - составлять исполнительский план ритмического сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста. | |
Итого 15 часов |
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ урока | Дата проведения | Тема занятия | Планируемые результаты обучения | ||
План | Факти- чески | Предметные | Метапредметные универсальные учебные действия | ||
Мои первые ритмы -8 часов | |||||
1 | 10.09 | Факультатив.Пульсация. Сильные и слабые доли. | Соблюдать основные правила урока – как можно общаться с музыкой, не перебивая ее звучания. Знать понятия: Пульсация, метрические доли. | Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу; -воспринимать мнение о прослушанном произведении. Коммуникативные: - участвовать в коллективном творчестве; -воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Познавательные: -осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной и письменной форме. | |
2 | 24.09 | Факультатив.Метр и ритм. | Разделять метрическую пульсацию и ритмический рисунок в процессе исполнения речевых упражнений. | Регулятивные: -осуществлять первоначальный контроль своего участия в музыкальной деятельности. Коммуникативные: - уметь формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: -осуществлять поиск нужной информации, используя словарь и сведения, полученные от взрослых. | |
3 | 08.10 | Факультатив.Ритмический мотив «та-та». | Слушать музыкальные произведения, выделять в нем его особенности. Создавать ритмический аккомпанемент к знакомым песням. | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - уметь оценивать правильность выполнения действия. Коммуникативные: -принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности. Познавательные: -расширять свои представления о музыке. | |
4 | 22.10 | Факультатив.Ритмический мотив «ти-ти-ти-ти». | Различать и эмоционально откликаться на музыку разного характера. Создавать ритмический аккомпанемент к знакомым песням. | Регулятивные: - Принимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя; - различать способ и результат действия. Коммуникативные: - уметь формулировать собственное мнение и позицию; Познавательные: - расширять свои представления о музыкальной грамоте.. | |
5. | 19.11 | Факультатив.Пауза «па». | Воспринимать музыку разного эмоционально-образного содержания. | Регулятивные: - принимать позицию слушателя музыкальных произведений. Коммуникативные: - воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Познавательные: - расширять свои представления о музыке; - использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи (карточки ритма). | |
6 | 03.12 | Читаем ритмы. | Эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности. | Регулятивные: - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Коммуникативные: -учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. Познавательные: - принимать участие в исполнительской деятельности и представлять ее результаты. | |
7-8 | 17.12- 14.01 | Ритмические загадки. | Уметь воспроизводить одноголосные ритмические последовательности с использованием звучащих жестов, ударных или шумовых инструментов. | Регулятивные: - уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Коммуникативные: - контролировать свои действия в коллективной работе; Познавательные: - находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера. | |
Мои первые ноты -9 часов | |||||
9 | 28.01 | Длительность с точкой. | Знать расположение длительностей на нотном стане. Расширять музыкальный кругозор. | Регулятивные: - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: - уметь формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | |
10 | 11.02 | Такт. Тактовая черта. Размер. | Эмоционально воспринимать музыку разного образного содержания. | Регулятивные: - принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; - уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Коммуникативные: - понимать важность работы в групах. Познавательные: - расширять свои представления о музыкальной грамоте. | |
11 | 25.02 | Название звука. Клавиши и клавиатура. | Знать названия нот и их расположение на клавиатуре. Расширять музыкальный кругозор. | Регулятивные: - понимать позицию слушателя при восприятии образов героев. Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Познавательные: - определять характер музыки; - передавать настроение музыкальных произведений. | |
12 | 11.03 | Нота. Нотный стан. Скрипичный ключ. | Эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности. | Регулятивные: - принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; Коммуникативные: - воспринимать музыкальное произведение, и мнение других людей о музыке. Познавательные: - понимать содержание рисунков и соотносить их с музыкальными впечатлениями. | |
13 | 01.04 | Ноты на нотном стане: нота Соль, Ми, До. | Познакомиться с расположением нот Соль, Ми, До на нотном стане. | Регулятивные: - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: - учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыкальных произведений. Познавательные: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. | |
14 | 15.04 | Ноты на нотном стане: нота Ля, Ре, Фа, Си. | Познакомиться с расположением нот Ля, Ре, Фа, Си на нотном стане. | ||
15 | 29.04 | Нотные загадки. Нотные задачки. | Знать названия нот и их расположение на клавиатуре. Расширять музыкальный кругозор. | Регулятивные: - принимать и сохранять музыкально-исполнительскую задачу; - понимать смысл инструкций. Коммуникативные: - воспринимать мнение других людей о музыке. Познавательные: - владеть словарем музыкальных терминов.
| |
Итого 16 часов |
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ урока | Дата проведения | Тема занятия | Планируемые результаты обучения | ||
План | Факти- чески | Предметные | Метапредметные универсальные учебные действия | ||
Мои первые музыкальные интонации -17 часов | |||||
Раздел I Что такое музыкальная речь – 4 часа | |||||
1 | 14.09 | Факультатив. От песни к песенности | Соблюдать основные правила урока – как можно общаться с музыкой, не перебивая ее звучания. | Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу; -воспринимать мнение о прослушанном произведении. Коммуникативные: - участвовать в коллективном творчестве; -воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Познавательные: -осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной и письменной форме. | |
2 | 28.09 | Факультатив.Песенность в вокальной музыке | Слушать музыкальные произведения, выделять в нем его особенности. | Регулятивные: -осуществлять первоначальный контроль своего участия в музыкальной деятельности. Коммуникативные: - уметь формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: -осуществлять поиск нужной информации, используя словарь и сведения, полученные от взрослых. | |
3 | 12.10 | Факультатив.Песенность в инструментальной музыке. | Слушать музыкальные произведения, выделять в нем его особенности. | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - уметь оценивать правильность выполнения действия. Коммуникативные: -принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности. Познавательные: -расширять свои представления о музыке. | |
4 | 09.11 | Факультатив.Как определить характер музыкальной речи. | Различать и эмоционально откликаться на музыку разного характера. | Регулятивные: - Принимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя; - различать способ и результат действия. Коммуникативные: - уметь формулировать собственное мнение и позицию; Познавательные: - расширять свои представления о музыкальной грамоте.. | |
Раздел II Музыкальная интонация 4 часа | |||||
5 | 23.11 | Что такое интонация? | Эмоционально воспринимать музыку различных жанров. | Регулятивные:- уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Коммуникативные: -использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки. Познавательные: -ориентироваться в способах решения исполнительской задачи. | |
6. | 07.12 | От чего зависит характер интонации. | Воспринимать музыку разного эмоционально-образного содержания. | Регулятивные: - принимать позицию слушателя музыкальных произведений. Коммуникативные: - воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Познавательные: - расширять свои представления о музыке; - использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи (карточки ритма). | |
7 | 21.12 | Как определить выразительную музыкальную интонацию. | Эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности. | Регулятивные: - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Коммуникативные: -учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. Познавательные: - принимать участие в исполнительской деятельности и представлять ее результаты. | |
8 | 11.01 | Как определить изобразительную музыкальную интонацию. | Воспринимать музыку разного эмоционально-образного содержания. | Регулятивные: - уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Коммуникативные: - контролировать свои действия в коллективной работе; Познавательные: - находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера. | |
Раздел III Почему музыка всё время изменяется? 5 часов | |||||
9 | 25.01 | С помощью чего можно изменять музыку? | Воспринимать музыку разного эмоционально-образного содержания.
| Регулятивные: - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: - уметь формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | |
10 | 08.02 | Для чего изменяются динамические оттенки музыки? | Эмоционально воспринимать музыку разного образного содержания. | Регулятивные: - принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; - уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Коммуникативные: - понимать важность работы в групах. Познавательные: - расширять свои представления о музыкальной грамоте. | |
11 | 22.02 | Почему изменяется тембр в музыке? | Воспринимать музыку разного эмоционально-образного содержания. | Регулятивные: - понимать позицию слушателя при восприятии образов героев. Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Познавательные: - определять характер музыки; - передавать настроение музыкальных произведений. | |
12-13 | 08.03- 29.03 | Почему изменяется музыкальный лад произведения? | Воспринимать музыку разного эмоционально-образного содержания. | Регулятивные: - принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; Коммуникативные: - воспринимать музыкальное произведение, и мнение других людей о музыке. Познавательные: - понимать содержание рисунков и соотносить их с музыкальными впечатлениями. | |
Раздел IV Строим музыку сами. 4 часа. | |||||
14 | 12.04 | Как построены музыкальные произведения? | Воспринимать музыку разного эмоционально-образного содержания. | Регулятивные: - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: - учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыкальных произведений. Познавательные: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. | |
15 | 26.04 | Сколько частей в произведении: одна или две? | Строение музыкальных произведений. Двухчастная и трёхчастная форма. | ||
16 | 10.05 | Какая разная эта музыка! | Воспринимать музыку разного эмоционально-образного содержания. | Регулятивные: - принимать и сохранять музыкально-исполнительскую задачу; - понимать смысл инструкций. Коммуникативные: - воспринимать мнение других людей о музыке. Познавательные: - владеть словарем музыкальных терминов.
| |
Итого 16 |
Календарно-тематическое планирование 4 «А» класс
№ урока | Дата проведения | Тема занятия | Планируемые результаты обучения | ||
План | Факти- чески | Предметные | Метапредметные универсальные учебные действия | ||
Разговариваем языком музыки -17 часов | |||||
Раздел I Что я знаю о музыкальной культуре своей страны? 4 часа | |||||
1 | 14.09 | Факультатив.Что я знаю о музыкальной культуре своей страны? В мире музыкальных сказок. | Слушать музыкальные произведения русских композиторов. | Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу; -воспринимать мнение о прослушанном произведении. Коммуникативные: - участвовать в коллективном творчестве; -воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Познавательные: -осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной и письменной форме. | |
2 | 28.09 | Факультатив.Русская народная песня и танцы. Звук и окраска инструментов. | Слушать музыкальные произведения, выделять в них особенности русской мелодики. Знакомство с русскими народными танцами. Их разновидности, отличительные черты. | Регулятивные: -осуществлять первоначальный контроль своего участия в музыкальной деятельности. Коммуникативные: - уметь формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: -осуществлять поиск нужной информации, используя словарь и сведения, полученные от взрослых. | |
3 | 12.10 | Факультатив.Музыкальные инструменты русского народа. | История создания русских народных инструментов. Их применение в быту. | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - уметь оценивать правильность выполнения действия. Коммуникативные: -принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности. Познавательные: -расширять свои представления о музыке. | |
4 | 09.11 | Факультатив.Оркестр народных инструментов. | Различать и эмоционально откликаться на музыку разного характера. | Регулятивные: - Принимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя; - различать способ и результат действия. Коммуникативные: - уметь формулировать собственное мнение и позицию; Познавательные: - расширять свои представления о музыкальной грамоте.. | |
Раздел II Разговариваем языком музыки. 4 часа | |||||
5 | 23.11 | От колокольного звона до канта. | Эмоционально воспринимать музыку различных жанров. Музыкальный термин: кантата. | Регулятивные:- уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Коммуникативные: -использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки. Познавательные: -ориентироваться в способах решения исполнительской задачи. | |
6. | 07.12 | Русский фольклор в современной музыке. | Воспринимать музыку разного эмоционально-образного содержания. | Регулятивные: - принимать позицию слушателя музыкальных произведений. Коммуникативные: - воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Познавательные: - расширять свои представления о музыке; - использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи (карточки ритма). | |
7 | 21.12 | Песенная культура России – от истоков до современности. | Эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности. | Регулятивные: - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Коммуникативные: -учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. Познавательные: - принимать участие в исполнительской деятельности и представлять ее результаты. | |
8 | 11.01 | Как русские разговаривают языком танца. | Воспринимать музыку разного эмоционально-образного содержания. | Регулятивные: - уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Коммуникативные: - контролировать свои действия в коллективной работе; Познавательные: - находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера. | |
Раздел III Путешествуем с помощью музыки. 5 часов | |||||
9-10 | 25.01-08.02 | Музыкальная культура славянских народов. | Воспринимать музыку разного эмоционально-образного содержания.
| Регулятивные: - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: - уметь формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | |
11-12 | 22.02-08.03 | Музыка Польши, Германии, Австрии. | Эмоционально воспринимать музыку разного образного содержания. | Регулятивные: - принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; - уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Коммуникативные: - понимать важность работы в групах. Познавательные: - расширять свои представления о музыкальной грамоте. | |
13 | 29.03 | Музыка – язык, понятный без слова. | Воспринимать музыку разного эмоционально-образного содержания. | Регулятивные: - понимать позицию слушателя при восприятии образов героев. Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Познавательные: - определять характер музыки; - передавать настроение музыкальных произведений. | |
Раздел IV Композитор – исполнитель - слушатель. 4 часа. | |||||
14 | 12.04 | Как стать настоящим слушателем? | Воспринимать музыку разного эмоционально-образного содержания. | Регулятивные: - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: - учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыкальных произведений. Познавательные: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. | |
15 | 26.04 | Легко ли быть исполнителем? | Воспринимать музыку разного эмоционально-образного содержания. | ||
16- | 10.05 | Я сочиняю музыку. | Воспринимать музыку разного эмоционально-образного содержания. | Регулятивные: - принимать и сохранять музыкально-исполнительскую задачу; - понимать смысл инструкций. Коммуникативные: - воспринимать мнение других людей о музыке. Познавательные: - владеть словарем музыкальных терминов.
| |
Итого 16 |
Календарно-тематическое планирование 4 «Б» класс
№ урока | Дата проведения | Тема занятия | Планируемые результаты обучения | ||
План | Факти- чески | Предметные | Метапредметные универсальные учебные действия | ||
Разговариваем языком музыки -17 часов | |||||
Раздел I Что я знаю о музыкальной культуре своей страны? 4 часа | |||||
1 | 10.09 | Что я знаю о музыкальной культуре своей страны? В мире музыкальных сказок. | Слушать музыкальные произведения русских композиторов. | Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу; -воспринимать мнение о прослушанном произведении. Коммуникативные: - участвовать в коллективном творчестве; -воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Познавательные: -осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной и письменной форме. | |
2 | 24.09 | Русская народная песня и танцы. Звук и окраска инструментов. | Слушать музыкальные произведения, выделять в них особенности русской мелодики. Знакомство с русскими народными танцами. Их разновидности, отличительные черты. | Регулятивные: -осуществлять первоначальный контроль своего участия в музыкальной деятельности. Коммуникативные: - уметь формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: -осуществлять поиск нужной информации, используя словарь и сведения, полученные от взрослых. | |
3 | 08.10 | Музыкальные инструменты русского народа. | История создания русских народных инструментов. Их применение в быту. | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - уметь оценивать правильность выполнения действия. Коммуникативные: -принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности. Познавательные: -расширять свои представления о музыке. | |
4 | 22.11 | Оркестр народных инструментов. | Различать и эмоционально откликаться на музыку разного характера. | Регулятивные: - Принимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя; - различать способ и результат действия. Коммуникативные: - уметь формулировать собственное мнение и позицию; Познавательные: - расширять свои представления о музыкальной грамоте.. | |
Раздел II Разговариваем языком музыки. 4 часа | |||||
5 | 19.11 | От колокольного звона до канта. | Эмоционально воспринимать музыку различных жанров. Музыкальный термин: кантата. | Регулятивные:- уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Коммуникативные: -использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки. Познавательные: -ориентироваться в способах решения исполнительской задачи. | |
6. | 03.12 | Русский фольклор в современной музыке. | Воспринимать музыку разного эмоционально-образного содержания. | Регулятивные: - принимать позицию слушателя музыкальных произведений. Коммуникативные: - воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Познавательные: - расширять свои представления о музыке; - использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи (карточки ритма). | |
7 | 17.12 | Песенная культура России – от истоков до современности. | Эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности. | Регулятивные: - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Коммуникативные: -учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. Познавательные: - принимать участие в исполнительской деятельности и представлять ее результаты. | |
8 | 14.01 | Как русские разговаривают языком танца. | Воспринимать музыку разного эмоционально-образного содержания. | Регулятивные: - уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Коммуникативные: - контролировать свои действия в коллективной работе; Познавательные: - находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера. | |
Раздел III Путешествуем с помощью музыки. 5 часов | |||||
9-10 | 28.01-11.02 | Музыкальная культура славянских народов. | Воспринимать музыку разного эмоционально-образного содержания.
| Регулятивные: - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: - уметь формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | |
11-12 | 25.02-11.03 | Музыка Польши, Германии, Австрии. | Эмоционально воспринимать музыку разного образного содержания. | Регулятивные: - принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; - уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Коммуникативные: - понимать важность работы в групах. Познавательные: - расширять свои представления о музыкальной грамоте. | |
13 | 01.04 | Музыка – язык, понятный без слова. | Воспринимать музыку разного эмоционально-образного содержания. | Регулятивные: - понимать позицию слушателя при восприятии образов героев. Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Познавательные: - определять характер музыки; - передавать настроение музыкальных произведений. | |
Раздел IV Композитор – исполнитель - слушатель. 4 часа. | |||||
14 | 15.04 | Как стать настоящим слушателем? | Воспринимать музыку разного эмоционально-образного содержания. | Регулятивные: - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: - учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыкальных произведений. Познавательные: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. | |
15 | 29.04 | Легко ли быть исполнителем? | Воспринимать музыку разного эмоционально-образного содержания. | ||
16- | 13.05 | Я сочиняю музыку. | Воспринимать музыку разного эмоционально-образного содержания. | Регулятивные: - принимать и сохранять музыкально-исполнительскую задачу; - понимать смысл инструкций. Коммуникативные: - воспринимать мнение других людей о музыке. Познавательные: - владеть словарем музыкальных терминов.
| |
Итого 16 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса.
Пособие для учителя:
Авторская программа «Музыка» (Сергеева Г.П., Критская Е.Д, Шмагина Т.С.), 2012
«Уроки музыки. 1-4 классы».
Список дополнительной литературы для учителя:
Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе.- М., 2003 г.
Кабалевский Д.Б. Сила искусства. -М.,1984 г.
Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке. – М., 2005 г.
Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в общеобразовательной школе
(младшие классы).- М., 2004 г.
Музыкальное образование в школе / под редакцией Школяр Л.В. –М., 2001 г.
Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций. – М., 2009 г.
«Искусство»- учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и изобразительного искусства (Приложение к газете «Первое сентября»).
«Педагогика искусства» - электронное научное издание.(http://www.art-education.ru)
Цифровые образовательные ресурсы:
Оборудование и приборы:
Музыкальные инструменты, ПК, медиапроектор.
Дидактический наглядный материал
Таблицы, портреты композиторов, атласы музыкальных инструментов, карточки с признаками характера звучания, карточки с обозначением средств выразительности, портреты исполнителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс
Полная рабочая программа факультатива с тематическим планированием....
Рабочая программа факультатива «Избранные вопросы информатики» 11 класс
Рассматриваются вопросы ЕГЭ 11 класс....
Рабочая программа факультатива по физике в 10 классе " Методы решения физических задач"
Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...
Рабочая программа факультатива "Занимательная математика" для 5 класса.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, список литературы....
Рабочая программа факультатива "Занимательный английский" для 2го класса
Рабочая программа, календарно-тематическое планирование факультативных занятий по английскому языку для первого года обучения. программа рассчитана на 1 час в неделю....
Рабочая программа факультатива по математике для 11 класса
Программа предназначена для факультативных занятий поматематике для 11 класса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 5 КЛАССОВ
Факультативный курс «Решение нестандартных задач» предназначен для учащихся 5 классов. Программа курса посвящена рассмотрению ряда вопросов и решению логических задач, с которыми школьники почти...