Тема: "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ" ФРИДЕРИК ШОПЕН. СТРАНИЧКИ ИЗ ДНЕВНИКА.
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме
Знакомство с жизнью и творчеством польского композитора Фридерика Шопена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
friderik_shopen._stranichki_iz_dnevnika._.docx | 27.31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальный образ.
Фридерик Шопен. Странички из дневника.
Урок музыки в 7 классе
Цель урока: воспитание восприятия и осознания учащимися музыкального образа как специфического отражения действительности средствами музыки Ф. Шопена.
Задачи урока
- расширить представления о романтизме как музыкальном направлении;
- углубление знаний о жизни и творчестве польского композитора Фридерика Шопена;
- определение образного содержания произведений композитора;
- подвести учащихся к осознанию соответствия интонаций мазурок событиям жизни Шопена;
- выработка самостоятельного творческого мышления учащихся;
- развитие эмоционально-осознанного восприятия, умения определять музыкальный образ произведения;
- развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать.
- развитие представлений о танцевальном жанре;
- воспитание патриотизма, любви к родине;
- способствовать
- воспитанию эстетических чувств;
- развитию интеллектуальных способностей, расширению кругозора;
- самостоятельности мышления, развитию творческого потенциала,
- повышению уровня музыкальной культуры учащихся;
- нравственному воспитанию учащихся;
- обогащению духовного мира детей.
Методы:
- проблемного обучения;
- эмоциональной драматургии;
- сопоставления и анализа музыкальных форм.
Приемы: беседа, слушание музыки, вокально-хоровая работа, использование наглядного материала.
Организация учебно-воспитательного пространства: кабинет музыки.
Оборудование:
- фортепиано;
- компьютер;
- мультимедийное оборудование;
- аудио-диски;
- мультимедийная презентация.
Музыкальный материал для слушания:
- Ф. Шопен Прелюдия № 7
- Ф. Шопен Прелюдия №20
- Ф.Шопен Мазурка № 5
- Ф. Шопен Мазурка № 9
- Ф. Шопен Мазурка № 68.
- Песня «Письмо Шопену» в исполнении польской певицы Анны Герман.
Песенный материал:
- «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» О. Митяев.
- «Кто на новенького», «Мы маленькие дети». Е. Крылатов.
- «Точка, точка, запятая». Г. Гладков.
Ход урока
Урок начинается с исполнения песни Е. Крылатова «Мы маленькие дети».
У.: Весна, солнце − не хочется учиться, но надо. Какой образ выражен в этой песне? (ответы учащихся)
У.: А в этой песне?
Звучит песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» О. Митяева. Определение главного образа: единения, радости встреч, боли разлук, воспоминаний.
У.: Главная мысль песни? Определите, о чем эта песня?
Д.: Единство, радость от встречи, грусть воспоминаний.
Разучивание песни и исполнение
У.: Какой образ выражен в этой песне?
Удивительно, что эту песню знают почти все ребята, она близка по духу людям, радость встреч, делим радость.
У.: А можно ли разделить горе?
− Сегодня мне бы хотелось послушать музыку композитора, который делился и делится с нами и радостью, и горем, тончайшими нитями души.
− Это дивная, чудная музыка, написанная великим композитором, и музыкантом.
− Он воспевал душу своего народа, создавал прекрасные мелодии и танцы.
− Он классик польской музыки. Его имя стоит в ряду с именами гениальных композиторов, как Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский.
− В одном из варшавских костелов есть каменная колонна – в ней навеки поместилось его сердце. Он жил вдалеке от любимой Польши, но сердцем всегда принадлежал ей, своей родине. Его называют «поэтом фортепиано…». В мелодиях его многочисленных вальсов, мазурок, прелюдий слышатся отголоски польских народных танцев и напевов.
− Это Фридерик Шопен.
Звучит фрагмент полонеза ля-минор.
Учитель рассказывает историю танца: танец рыцарей, танец-шествие. Образ рыцарей победителей.
− Каким оружием владели рыцари?
Звучит песня «Шпаги звон» Е. Крылатова из кинофильма «Достояние республики».
– Что такое достояние?
– Можно ли назвать музыку достоянием.
– Музыка Шопена – достояние Польши.
На экране появляется портрет Фридерика Шопена.
Звучат прелюдии Шопена № 7, № 20. Анализ произведении:, контраст, свет, легкая добрая улыбка и трагический образ, горе, разные образы. Образ родины − светлый, близкий, радостный. Образ родины – далекой, скорбной, страдающей.
− Светлый образ передан в ритме мазурки – польского народного танца с характерным ритмом.
Шопен писал мазурки всю жизнь. Их 56. В них – жизнь композитора, жизнь как дневник. Свою первую мазурку он сочинил, когда ему едва исполнилось 14 лет, последнюю – за две недели до смерти. Так человек порой в течение всей жизни ведет дневник, занося в него отдельные мысли, открывая чувства, владеющие его воображением, размышляя о событиях, которые его волнуют, поверяя неизгладимо живущие в нем воспоминания. В мазурках действительно слышится выразительность человеческой речи со всей причудливостью ее ритма, со всеми оттенками ее разговорных интонаций – вопрошающих, взволнованных, шутливых, гневных…
В общении с шопеновскими мазурками никогда не возникает чувства монотонности, ограниченности жанра. Играя, слушая их, мы погружаемся в атмосферу ЛИЧНОСТИ КОМПОЗИТОРА: его чувств, его мыслей о Польше, его живого природного юмора, его лирических признаний.
Звучат мазурки № 5 № 9, № 20, № 56.
Выявление образа, драматургии, сравнение, сопоставление.
В мазурках мы словно вслушиваемся в жизнь Шопена от первых шагов до последних дней. И они навсегда останутся для нас его сокровенным лирическим дневником, который читаешь, не пресыщаясь, не уставая открывать каждый раз заново.
Мазурки – не только дневник Ф. Шопена, но и наш. Читая его, мы познаем себя. Удивительно − великие люди пишут о нас. Они открывают нам нас независимо от того, где и когда они жили.
− «Снимите шляпы, господа, перед вами гений!» эти слова принадлежат современнику Шопена немецкому композитору Роберту Шуману.
Слайд − памятник Ф. Шопену.
Когда Шопен отчизну покидал,
Друзья ему любовно поднесли
В старинном кубке горсть родной земли,
Чтоб милый дар его сопровождал.
В неизъяснимой грусти дни текли.
Средь разных стран холодных, чуждых зал
Он свято кубок свой оберегал,
В нем видя край, оставленный вдали.
Гармонии задумчивый поэт,
Он пел печали благородный свет,
Высокую любовь в людских сердцах.
Когда он умер на земле чужой,
Той милой горсткою земли родной
Под хмурым небом был увенчан прах.
А. Грашин
Творчество Ф. Шопена – это огромный мир необыкновенной красоты. Но не только этим он дорог полякам и любителям музыки всего мира. В его музыке − глубина, тонкое проникновение в потаенные уголки человеческой души, красота и сила человеческого духа, достоинство и благородство и бесконечная любовь к своей родине.
Когда фашисты заняли Польшу в 1939 году, первым приказом коменданта Варшавы, был приказ о разрушении памятника Шопену. Как думаете, почему?
Шопен с 20-ти лет жил вдалеке от родины и умер во Франции. Независимо от того, где человек жил и живет, его определяют поступки. До конца дней страстно любил свою родину, воспевал ее в своих произведениях, был патриотом. И его музыка пробуждала в людях патриотические чувства. Уничтожая памятник любимому композитору, национальному достоянию и гордости Польши, Фашисты наносили удар человеческому достоинству, самому дорогому, что было у людей, надеясь сломить их волю, поработить.
Памятник действительно был разрушен, его отправили на переплавку, но каким-то чудом, вагон с обломками памятника оказался в тупике, не сработал механизм четко отлаженной фашистской системы.
А вот вторую святыню − сердце Шопена, которое находится в одной из колонн собора святого Креста, польские партизаны смогли сберечь.
Памятник после войны занял свое место в Лазенковском парке столицы Польши Варшавы. Летом на площадке возле памятника звучит музыка.
А какими еще, кроме скульптурных произведений, могут быть памятники достойным людям? (Ответы учащихся).
Памятники – это то, что хранит для потомков память о человеке, его делах. Это могут быть и произведения изобразительного искусства, и литературные сочинения, и музыка. Один из музыкальных памятников сегодня прозвучит на уроке.
Звучит песня «Письмо Шопену» в исполнении Анны Герман. В это время показ слайдов.
Гармонии задумчивый поэт,
Он пел печали благородный свет,
Высокую любовь в людских сердцах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 6 классе по теме "Музыкальная драматургия. Жизнь музыкальных образов в одном произведении".
Урок должен помочь учащимся осознать суть музыкальной драматургии, показав на примере фрагмена из оратории "По следам Руставели" композитора Отара Тактакишвили....
мне так больно и страшно (странички из дневника)
Материал предназначен для классных часов в старших классох...
Музыкально-ритмическое занятие в 1 классе глухих на тему "Музыкально-пластические образы сказки "Колобок"
Конспект-урока...
Конспект открытого занятия по теме: "Музыкальный интервал как способ развития интонационно-слуховых способностей обучающихся музыкально-хорового центра "Лель" "
Открытое занятие с обучающимися 3 года обучения 2013-2014 уч.года...
Кадетское образование.Эссе «ЧТО ТАКОЕ ИСТИНА…» (странички из дневника человека, жаждущего истины).
Работа представлена на конкурс литературного творчества обучающихся довузовских образовательных организаций Минобороны России "Проба пера",посвящённого 205 -летию со дня рождения М.Ю.Л...