Тема: "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ" ФРИДЕРИК ШОПЕН. СТРАНИЧКИ ИЗ ДНЕВНИКА.
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме

 

Знакомство с жизнью  и творчеством польского  композитора Фридерика Шопена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл friderik_shopen._stranichki_iz_dnevnika._.docx27.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальный образ.
Фридерик  Шопен. Странички из дневника.

Урок музыки в 7 классе

Цель урока: воспитание восприятия и осознания учащимися музыкального образа как специфического отражения действительности средствами музыки Ф. Шопена.

Задачи урока

  • расширить представления о романтизме как музыкальном направлении;
  • углубление знаний о жизни и творчестве польского композитора Фридерика Шопена;
  • определение образного содержания произведений композитора;
  • подвести учащихся к осознанию соответствия интонаций мазурок событиям жизни Шопена;
  • выработка самостоятельного творческого мышления учащихся;
  • развитие эмоционально-осознанного восприятия, умения определять музыкальный образ произведения;
  • развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать.
  • развитие представлений о танцевальном жанре;
  • воспитание  патриотизма, любви к родине;
  • способствовать
  • воспитанию эстетических  чувств;
  • развитию интеллектуальных способностей, расширению кругозора;
  • самостоятельности мышления, развитию творческого потенциала,
  • повышению уровня музыкальной культуры учащихся;
  • нравственному воспитанию учащихся;
  • обогащению духовного мира детей.

Методы:

  • проблемного обучения;
  • эмоциональной драматургии;
  • сопоставления и анализа музыкальных форм.

Приемы: беседа, слушание музыки, вокально-хоровая работа, использование наглядного материала.

Организация учебно-воспитательного пространства: кабинет музыки.

Оборудование:

  • фортепиано;
  • компьютер;
  • мультимедийное оборудование;
  • аудио-диски;
  • мультимедийная презентация.

Музыкальный материал для слушания:

  • Ф. Шопен Прелюдия № 7
  • Ф. Шопен  Прелюдия №20
  • Ф.Шопен  Мазурка  № 5
  • Ф. Шопен  Мазурка № 9
  • Ф. Шопен Мазурка № 68.
  • Песня «Письмо Шопену» в исполнении польской певицы Анны Герман.

Песенный материал:

  • «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»  О. Митяев.
  • «Кто на новенького»,  «Мы маленькие дети».  Е.  Крылатов.
  • «Точка, точка, запятая». Г. Гладков.

Ход урока

Урок начинается с исполнения песни Е. Крылатова «Мы маленькие дети».

У.: Весна, солнце − не хочется учиться, но надо. Какой образ выражен в этой песне? (ответы учащихся)

У.: А в этой песне?

Звучит песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»  О. Митяева. Определение главного образа: единения, радости встреч, боли разлук, воспоминаний.

У.: Главная мысль песни? Определите, о чем эта песня?

Д.: Единство, радость от встречи, грусть воспоминаний.

Разучивание песни и исполнение

У.: Какой образ выражен в этой песне?

Удивительно, что эту песню знают почти все ребята, она близка по духу людям, радость встреч, делим радость.

У.: А  можно ли разделить горе?

− Сегодня мне бы хотелось послушать музыку композитора, который делился и делится с нами и радостью, и горем, тончайшими нитями души.

− Это дивная, чудная музыка, написанная великим композитором, и музыкантом.

− Он воспевал душу своего народа, создавал прекрасные мелодии и танцы.

− Он классик польской музыки. Его имя стоит в ряду с именами гениальных композиторов, как Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский.

 

− В одном из варшавских костелов есть каменная колонна – в ней навеки поместилось его сердце. Он жил вдалеке от любимой Польши, но сердцем всегда принадлежал ей, своей родине. Его называют «поэтом фортепиано…». В мелодиях его многочисленных вальсов, мазурок, прелюдий слышатся отголоски польских народных танцев и напевов.

− Это Фридерик Шопен.  

Звучит фрагмент полонеза ля-минор.

Учитель рассказывает историю танца: танец рыцарей, танец-шествие. Образ рыцарей победителей.

− Каким оружием владели рыцари?

Звучит песня «Шпаги звон» Е. Крылатова  из кинофильма «Достояние республики».

– Что такое достояние?

– Можно ли назвать музыку достоянием.

– Музыка Шопена – достояние Польши.

На экране появляется портрет Фридерика Шопена.

Звучат прелюдии Шопена № 7, № 20. Анализ произведении:, контраст, свет, легкая добрая улыбка и трагический образ, горе, разные образы. Образ родины − светлый, близкий, радостный. Образ родины – далекой, скорбной, страдающей.

− Светлый образ передан в ритме мазурки – польского народного танца с характерным ритмом.

Шопен писал мазурки всю жизнь. Их 56. В них – жизнь композитора, жизнь как дневник. Свою первую мазурку он сочинил, когда ему едва исполнилось 14 лет, последнюю – за две недели до смерти. Так человек  порой в течение всей жизни ведет дневник, занося в него отдельные мысли, открывая чувства, владеющие его воображением, размышляя о событиях, которые его волнуют, поверяя неизгладимо живущие в нем воспоминания. В мазурках действительно слышится выразительность человеческой речи со всей причудливостью ее ритма, со всеми оттенками ее разговорных интонаций – вопрошающих, взволнованных, шутливых, гневных…

 В общении с шопеновскими  мазурками никогда не возникает чувства монотонности, ограниченности жанра. Играя, слушая их, мы погружаемся в атмосферу ЛИЧНОСТИ КОМПОЗИТОРА: его чувств, его мыслей о Польше, его живого природного юмора, его лирических признаний.

Звучат мазурки № 5 № 9, № 20, № 56.

Выявление образа, драматургии, сравнение, сопоставление.

В мазурках мы словно вслушиваемся в жизнь Шопена от первых шагов до последних дней. И они навсегда останутся для нас его сокровенным лирическим дневником, который читаешь, не пресыщаясь, не уставая открывать каждый раз заново.

Мазурки – не только дневник Ф. Шопена, но и наш. Читая его, мы познаем себя. Удивительно − великие люди пишут о нас. Они  открывают нам нас независимо от того, где и когда они жили.

− «Снимите шляпы, господа, перед вами гений!» эти слова принадлежат современнику Шопена немецкому композитору Роберту Шуману.

Слайд − памятник Ф. Шопену.

Когда Шопен отчизну покидал,

Друзья ему любовно поднесли

В старинном кубке горсть родной земли,

Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли.

Средь разных стран холодных, чуждых зал

Он свято кубок свой оберегал,

В нем видя край, оставленный вдали.

Гармонии задумчивый поэт,

Он пел печали благородный свет,

Высокую любовь в людских сердцах.

Когда он умер на земле чужой,

Той милой горсткою земли родной

Под хмурым небом был увенчан прах.

А. Грашин

Творчество Ф. Шопена – это огромный мир необыкновенной красоты. Но не только этим он дорог полякам и любителям музыки всего мира. В его музыке  − глубина, тонкое проникновение в потаенные уголки человеческой души, красота и сила человеческого духа, достоинство и благородство и бесконечная любовь к своей родине.

Когда фашисты заняли Польшу в 1939 году, первым приказом коменданта Варшавы, был приказ о разрушении памятника Шопену. Как думаете, почему?

Шопен с 20-ти лет жил вдалеке от родины и умер во Франции. Независимо от того, где человек жил и живет, его определяют поступки. До конца дней страстно любил свою родину, воспевал ее в своих произведениях, был патриотом. И его музыка пробуждала в людях патриотические чувства. Уничтожая памятник любимому композитору, национальному достоянию и гордости Польши, Фашисты наносили удар человеческому достоинству, самому дорогому, что было у людей, надеясь сломить их волю, поработить.  

Памятник действительно был разрушен, его отправили на переплавку, но каким-то чудом, вагон с обломками памятника оказался в тупике, не сработал механизм четко отлаженной фашистской системы.

А вот вторую святыню − сердце Шопена, которое находится в одной из колонн собора святого Креста, польские партизаны смогли сберечь.

Памятник после войны занял свое место в Лазенковском парке столицы Польши Варшавы. Летом на площадке возле памятника звучит музыка.

А какими еще, кроме скульптурных произведений, могут быть памятники достойным людям? (Ответы учащихся).

Памятники – это то, что хранит для потомков память о человеке, его делах. Это могут быть и произведения изобразительного искусства, и литературные сочинения, и музыка. Один из музыкальных памятников сегодня прозвучит на уроке.

Звучит песня «Письмо Шопену» в исполнении Анны Герман. В это время показ слайдов.

Гармонии задумчивый поэт,

Он пел печали благородный свет,

                                 Высокую любовь в людских сердцах.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 6 классе по теме "Музыкальная драматургия. Жизнь музыкальных образов в одном произведении".

Урок должен помочь учащимся осознать суть музыкальной драматургии, показав на примере фрагмена из оратории "По следам Руставели" композитора Отара Тактакишвили....

мне так больно и страшно (странички из дневника)

Материал  предназначен  для  классных  часов  в  старших  классох...

Кадетское образование.Эссе «ЧТО ТАКОЕ ИСТИНА…» (странички из дневника человека, жаждущего истины).

Работа представлена на конкурс литературного творчества обучающихся довузовских образовательных организаций Минобороны России "Проба пера",посвящённого 205 -летию со дня рождения М.Ю.Л...