Современные технологии в контексте изучения музыкальной литературы на примере темы «Музыкальные инструменты
учебно-методический материал по музыке (7 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Петровская детская школа искусств
Внеклассное мероприятие на тему:
М.П.Мусоргский.
Фортепианная сюита
«Картинки с выставки».
Подготовила преподаватель
МБОУ ДОД «Петровской ДШИ»
Миркина Елена Васильевна
Ведущие :
Учащиеся 6 класса фортепианного отделения
Корнеева Валерия и Шуленина Дарья
Тамбовская область
с.Петровское
2014г.
Цель мероприятия:
- Познакомить с биографией и творчеством русского композитора М.П.Мусоргского.
- Познакомить с фортепианной сюитой М.П.Мусоргского «Картинки с выставки».
- Приобщить детей к лучшим образцам русской музыкальной культуры.
Задачи:
- Художественно-эстетическое и патриотическое воспитание школьников.
- Духовно-нравственное развитие детей и молодежи.
- Культурно-просветительская функция.
- Пробудить у учащихся интерес к личности М.П. Мусоргского и его музыке.
- Воспитание чувства гордости за отечественную музыку.
В мероприятии использовались презентации учащихся:
1. Биография и творчество М.П.Мусоргского.
( подготовила учащаяся 3 класса хореографического отделения
Матвейкина Людмила).
2. М.П.Мусоргский. Фортепианная сюита «Картинки с выставки» .
( подготовила учащаяся 7 класса фортепианного отделения
Кривошеина Алена)
1ведущий: Наш классный час сегодня посвящен 175-летию со дня рождения великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского.
2 ведущий: Модест Петрович Мусоргский родился 9(21) марта 1839г. в селе Карево Псковской губернии . Как когда то писал в своей «Автобиографической записке»,он сын старинной русской семьи. Родословная Мусоргских восходит к 15 веку. Отец , Петр Алексеевич , коллежский секретарь , был состоятельным помещиком. Мать, Юлия Ивановна ,из рода Чириковых , была женщиной одаренной , начитанной ,писала стихи, играла на рояле.
1вед.: По традиции рода Мусоргских Модесту и его старшему брату Филарету предназначалась военная карьера, и в 1849 году отец повез своих сыновей в Петербург. Сначала Модест учился в Петропавловской школе. Затем был принят в Школу гвардейских подпрапорщиков.
2в: Здесь он изучал немецкий язык и латынь , серьезно интересовался литературой. Его учителем музыки был известный петербургский пианист и педагог Антон Герке, у которого Мусоргский приобрел пианистическую технику.
1 в: Хотя пению Модест Петрович и не учился, но обладал довольно красивым баритоном и был неплохим исполнителем вокальной музыки.
2в: « Личность Мусоргского произвела на нас обеих неизгладимое впечатление, - вспоминала впоследствии Надежда Пургольд … Пение его нас восхитило. Небольшой, но приятный баритон, выразительность, тонкое понимание всех оттенков душевных движений и при этом простота, искренность… Впоследствии я убедилась, как разносторонен был его исполнительский талант: у него одинаково выходили как лирические и драматические, так комические и юмористические вещи. Кроме того он был прекрасным пианистом, в его игре был блеск, сила, шик, соединенные с юмором и задором. Такие вещи как «Козел», «Классик» и проч. он пел с неподражаемым юмором.»
1в: Вскоре в жизни Мусоргского произошло важное событие: его пригласили на вечер в дом А.С. ДАРГОМЫЖСКОГО. Там в 1857 году он знакомится со своими будущими музыкальными друзьями и соратниками – Ц. А. КЮИ и М. А. БАЛАКИРЕВЫМ.
2в: В 1856 году Мусоргский окончил Школу гвардейских подпрапорщиков и стал офицером лейб- гвардии Преображенского полка ; перед ним открывалась блестящая военная карьера.
1в: По счастливой случайности, соединившей во время дежурства в военном госпитале двух не знакомых друг другу молодых людей – врача А.П. БОРОДИНА и офицера Мусоргского, мы оказались обладателями словесного портрета Мусоргского написанного Александром Порфирьевичем Бородиным :
2в: «Мусоргский в то время был совсем ещё мальчонкой, очень изящным, точно нарисованным офицериком; мундирчик с иголочки, в обтяжку, ножки вывороченные, волосы приглажены, припомажены, ногти точно выточенные руки выхолены… Манеры изящные, аристократические; разговор такой же, немного сквозь зубы, пересыпанный французскими фразами…Вежливость и благовоспитанность – необычайные» .
1в: В 1858 году уйдя в отставку ,Мусоргский серьезно размышляет об устройстве своей судьбы, занимается самообразованием ,изучает русскую и европейскую литературу ,а также произведения Глинки ,Моцарта, Бетховена и др. композиторов.
2в: Его интересуют философские и религиозные проблемы, а также вопросы психологии , естествознания и геологии.
1в: В начале 1860 –х годов Мусоргский часто и долго живет в деревне в имении своего отца. Именно в эти годы он, пристально всматривается в жизнь крестьян.
2в: Простой крестьянский люд вызывал у Мусоргского не только искреннее сочувствие, но и глубокое уважение . В общении с крестьянами он не ограничивался музыкальными наблюдениями, его интересовали разносторонние проявления народной жизни, народные типы и характеры.
1в: «Подмечаю баб характерных и мужиков типичных – могут пригодиться и те и другие», - писал он Л. Шестаковой. Или в письме к Ц. Кюи: «Наблюдал за бабами и мужиками – извлек аппетитные экземпляры … У меня всегда так: я вот запримечу кой-каких народов, а потом, при случае, и тисну.»
2в: Эти наблюдения характеров, интонации народной речи и песен затем воплотились в лучших произведениях композитора.
1в: В этот период Мусоргский работает над музыкой к трагедии Софокла «Царь Эдип». В 1861 году написал характерное "Intermezzo Symphonique in modo classico", в 1863 году - романс "Сауль". Наиболее крупным его опытом в этот период была опера "Саламбо" (1864 - 65), на собственное либретто по роману Флобера. Для нее написаны им три картины, музыка которых в переработанном виде вошла почти вся в оперу "Борис Годунов».
2в:Также композитор продолжает сочинять камерные вокальные произведения. Это «народные картинки», пронизанные состраданием к обездоленным людям, песни « Калистрат », «Колыбельная Еремушке»( сл.Н.Некрасова), «Светик Савишна» . «Сиротка», «Озорник» (на сл. Мусоргского); сатирические песни «Семинарист» . «Козел», «Классик».
Одним из ярких произведений этого периода стала оркестровая картина «Ночь на Лысой горе».
1в: В начале 1860-х годов сформировался состав Балакиревского кружка, определились перспективы его разносторонней – творческой, музыкально -общественной, просветительской деятельности. И в течении 6 – 7 лет эта деятельность приобрела большой размах. Маленький кружок вырос в «Могучую кучку». Помимо М.А.Балакирева, возглавлявшего кружок, в него вошли Ц.Кюи, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков и А.П.Бородин.
2в: Музыканты считали себя продолжателями дела Глинки и Даргомыжского и свою цель видели в обновлении и развитии русской национальной музыки. Главным для них было воплощение в музыке жизни народа. Композиторы собирали русские и украинские народные песни, а также увлекались музыкой восточных народов Кавказа и Средней Азии. Члены кружка оказали огромное влияние на творчество Мусоргского.
1в: Осенью 1868 г.Мусоргский приступил к работе над оперой «Борис Годунов»-вершина его творчества 60-х годов. В 1872г.переработал ее. Вторая редакция оперы содержала 9 картин; появились две польские сцены и сцена под Кромами.
2в: За время работы над «Борисом Годуновым» композитор сблизился с В.В.Стасовым, часто бывал в его петербургской квартире и летом на даче. Искреннюю любовь он испытывал к детям брата Стасова.
1в: Теплое и нежное отношение к ним ,к миру детских чувств Мусоргский выразил в вокальном цикле «Детская».
2в: В.В. Стасов стал вдохновителем и ближайшим помощником Мусоргского в создании следующей оперы – «Хованщина», над которой он работал с 1872-го года почти до конца жизни. Композитора вновь привлекали судьбы русского народа в переломный период российской истории.
1в: Добродушный юмор, умение подметить и подать смешное выявились в работе над комической оперой «Сорочинская ярмарка» (по Гоголю).
2в: В 1870-х гг были созданы баллада «Забытый» по картине В. Верещагина, циклы «Без солнца» и «Песни и пляски смерти» на слова А.Голенищева-Кутузова и фортепианный цикл «Картинки с выставки» (1874).
1в: Выдающееся произведение Мусоргского — цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», написанный в 1874 году (всего за три недели) как музыкальные иллюстрации-эпизоды к акварелям В. А. Гартмана.
2в: Владимир Александрович Гартман –талантливый художник и архитектор, с которым Мусоргский был связан узами сердечной дружбы.
1в: С февраля по март 1874 г. в Императорской академии художеств была проведена посмертная выставка 400 его работ ,созданных за 15 лет рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий.
2в: В целом замысел сложился летом (со 2 по 22 июня) . «Гартман кипит, как кипел «Борис» -писал он в те дни Стасову.
1в: Сюита состоит из 10 пьес с интермедиями, прообразом которых стали различные произведения Гартмана: его акварели («Катакомбы»), рисунки («Избушка на курьих ножках»), архитектурные проекты («Богатырские ворота»), эскизы игрушек («Гном»), и костюмов к балетному спектаклю («Балет невылупившихся птенцов»), и наконец живописные портреты («Два еврея – богатый и бедный») и жанровые зарисовки («Тюильрийский сад»).
2в: Все пьесы цикла связаны темой «Прогулки»(«Promenade»).,которая стала своеобразным автопортретом самого автора , переходящего от одного экспоната выставки к другому .«Моя физиономия в интермедиях видна»-говорил он.
Тема прелюдии – широкая, в русском народном духе.
Звучит Прелюдия.
1в: Первая картинка «Гном»- это фантастический этюд. Фигурка неуклюжего, кривоного гнома , изображенная Гартманом (на рисунке это эскиз забавной игрушки для щелканья орехов) , оживает в музыке . Сказочный образ обитателя горных недр.
Звучит пьеса «Гном».
2в: « Прогулка» ведет нас к следующей картинке «Старый замок» . Это музыкальное воплощение акварели Гартмана , овеянное романтикой рыцарских времен .Перед старинным замком в вечерней тишине трубадур поет меланхоличную серенаду. Музыка «Старого замка» проникнута нежным лирическим настроением.
Звучит «Старый замок»(фрагмент).
1в: Третья картинка называется «Тюильрийский сад» .На картине Гартмана живописная зарисовка аллеи Тюильрийского сада с пестрой толпой детей и нянек . У Мусоргского – это юмористическое скерцо , в котором слышен гомон озорной ребячьей возни («ссора детей после игры» ) и добродушный разговор нянюшек (в среднем эпизоде).
Звучит «Тюильрийский сад».
2в: Четвертая картинка «Быдло» «дана прямо в лоб», как выразился Мусоргский, т.е. резким контрастом .
Рисунок Гартмана изображающий нескладную польскую крестьянскую телегу на огромных колесах , запряженную волами, послужил поводом для создания суровой печальной картинки из народной жизни.
1в: Медленно тащится по дороге убогая колымага бедняка .На фоне однообразного движения грузно переступающих аккордов звучит протяжная крестьянская песня исполненная глухой тоски и угрюмой силы.
Звучит пьеса «Быдло».
2в: И вот снова неожиданность – волшебное скерцино ( шутка) «Балет невылупившихся птенцов» - пятая звуковая картинка ,возникшая под впечатлением одной из акварелей Гартмана к постановке балета «Трильби».
1в: Блеск остроумия , мастерство изобразительности соединились в обаятельной музыке миниатюрного «балета».
Звучит « Балет невылупившихся птенцов».
2в: За грациозным скерцино птенцов следует – опять резким контрастом – бытовая сценка в музыкальной прозе : «Два еврея – богатый и бедный»- картинка шестая.
1в: Эти персонажи – богатый Самуэль Гольденберг и бедный Шмуйле – зарисованы были Гартманом с натуры в 1868г. Талантливые зарисовки так понравились Мусоргскому , что Гартман тогда же подарил их ему.
2в: Мусоргский гениально развил мысль художника : создав поразительно меткие музыкальные характеристики важного , толстого Самуэля и щупленького, робкого , заискивающего Шмуйле. Композитор сопоставил их в живом , выразительном диалоге . Точно схваченный национальный колорит сценки усугубляет социальный контраст обрисовки ее персонажей.
Звучит пьеса « Два еврея – богатый и бедный».
1в: Перед нами седьмая картинка «Лиможский рынок» - блестящее каприччио ,показывающее шумную суету рыночной площади. У Мусоргского перед пьесой была небольшая «пояснительная» программка: «Большая новость: Господин Пьюсанжу только что нашел свою корову «Беглянку» . Но кумушки не вполне согласны по поводу этого случая, потому что госпожа Рамбурсак приобрела себе прекрасные фарфоровые зубы ,между тем как у господина Панта-Панталеона мешающий ему нос отается все время красным как пион».
2в: Эта программка соответствует гротескной музыкальной картинке , представляющей толпу лиможских кумушек , азартно обсуждающих «большую новость».
Звучит пьеса «Лиможский рынок».
1в: «Катакомбы» . Гартман в подземелье осматривает при свете фонаря остатки древней римской гробницы. Образы этой картинки отозвались у Мусоргского размышлением о смерти и острым воспоминанием о погибшем друге-художнике.
2в: Катакомбы показаны в музыке как мрачное обиталище теней прошлого. Композитор в рукописи написал примечание: «С мертвыми на мертвом языке».
Звучит пьеса «Катакомбы»( фрагмент).
1в: Следующая девятая картинка уносит воображение композитора в волшебный мир русской сказки. «Избушка на курьих ножках»- в акварели Гартмана – изящное обрамление бронзовых часов . В восприятии Мусоргского –фантастический образ Бабы-Яги. Она и является героиней музыкальной пьесы.
2в: Это чудесное русское скерцо в народном духе ,картинно воспроизводит сердитое постукивание «костяной ноги» и лихой полет злой волшебницы в ступе с помелом ,и загадочность темного дремучего леса.
Звучит пьеса «Избушка на курьих ножках».
1в: Заканчивается фортепианный цикл эпическим финалом «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве».Прообразом этой музыкальной картинки послужил рисунок , представляюший архитектурный проект Киевских городских ворот в древнерусском стиле- с массивной аркой , украшенной славянским шлемом, и сторожевой башней с уходящим ввысь куполом-колокольней.
2в: Идея русского богатырства воплотилась в торжественной музыке былинного склада. Завершая сюиту вновь звучит тема прелюдии. Она расширяется в мощном звучании соединяясь со знаменным распевом («Елицы во Христа креститеся») и возносится ввысь , сливаясь с праздничным колокольным перезвоном (т-ть Es-dur –«тональность городов и крепостей).
Звучит пьеса «Богатырские ворота».
1в: «Картинки с выставки» были подготовлены к печати летом 1874г., но увидели свет лишь через пять лет после смерти композитора.
2в: В 1922г. франц. композ. Морис Равель сделал симфоническую транскрипцию «Картинок», что способствовало их мировой популярности.
Звучит фрагмент симфонических «Картинок» М.Равеля.
1в: В 1874г. Из под пера Мусоргского вышла еще одна «картинка с выставки» . Весной в Петербурге открылась выставка работ художника В.Верещагина , на которой была представлена знаменитая «туркестанская серия» полотен : «Забытый», «Окружили - преследуют», «Вошли», воплотившие суровую правду войны .
2в: Одна из картин – «Забытый» -особенно поразила Мусоргского: павший в бою русский солдат лежит, распростертый , на пустынном поле битвы, забытый всеми… а над ним зловеще кружит черная стая стервятников. Под впечатлением этой картины у Мусоргского родился замысел вокальной пьесы на стихи Голенищева- Кутузова.
1в: Эти картины вызвали резкое неудовольствие военного начальства и художник В.Верещагин уничтожил их. Для истории сохранились только фотокопии картин. Но одна из них живет в музыкальном воплощении Мусоргского.
Звучит драматическая баллада «Забытый».
В заключении хочется процитировать слова известного франц. композитора Клода Дебюсси , которые он проницательно сказал о Мусоргском: « Никто еще не обращался к лучшему в нас , к более нежным и глубоким чувствам… Никогда еще более утонченная чувствительность не была передаваема столь простыми средствами».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абызова Е.Н. «Картинки с выставки».
Мусоргского - М.: Музыка, 1987г. 47с.
2. Абызова Е.Н. «Модест Петрович Мусоргский» - 2-ое издание М.: Музыка, 1986г. 157 с.
3. Вершинина Г.Б. «...Вольна о музыке глаголить» -
М.:»Новая школа» 1996 г. с.192
4. Фрид Э.Л. «Модест Петрович Мусоргский»: Популярная монография - 4-е изд.-Л.:Музыка, 1987г. с.110
5. Фейнберг С.Е. «Пианизм, как искусство» - М.:Музыка,
1965 г. с.185
6. Шлифштейн С.И. «Мусоргский. Художник. Время. Судьба».
М.:Музыка. 1975 г., с. 335
В мероприятии использованы записи CD дисков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение интерактивных компьютерных технологий в педагогике музейной деятельности на примере работы школьного музея Арктики им. Г.Я.Седова. (Урок географии в контексте педагогики музейной деятельности).
Статья о проведении уроков географии в рамках педагогики музейной деятельности в образовательном пространстве школьного музея Арктики им. Седова ГБОУ СОШ № 516 Невского района Санкт-Петербурга у...
План выступления по теме «Музыкальные народные инструменты европейской культуры и их озвучивание с помощью выразительных возможностей синтезатора»
Данное выступление было на конкурсе проектно-исследовательской деятельности....
Технология смыслового чтения в контексте ФГОС ООО на примере разных учебных предметов
Материалы семинара...
Современные технологии укрепления здоровья подрастающего поколения на примере организации физического воспитания в казачьих классах МОУ «СОШ № 43» г. Саратова, 27.03..2018
Статья содержит описание опыта по укрепления здоровья подрастающего поколения на примере организации физического воспитания в традициях казачьей педагогики...
Конспект урока на тему: "Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент".
laquo;Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент»....
Педагогический проект «Использование современного метаязыка на уроках литературы (на примере технологии мемов)»
В процессе интернет-коммуникации слова, выражения, особые грамматические конструкции, креолизованные тексты и т.п., появляющиеся в Сети, становятся настолько популярными, что из виртуальной среды пере...