Исполнительская деятельность на уроках музыки
план-конспект занятия по музыке (5 класс) по теме
Все основные разделы урока музыки: слушание, пение, музыкальная грамотность, творческая деятельность. Негативную роль в сольном исполнительстве играет состояние страха, застенчивости, стеснительности, которое провоцирует зажатость. Наиболее встречающаяся причина зажима – психологическая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolnitelskpya_deyatelnost_na_urokakh_muzyki_master-klass.docx | 29.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МКУОШИ «Панаевкая школа-интернат СП(О)О»
Мастер-класс
«Исполнительская деятельность на уроках музыки»
Учитель музыки
Емельянова И.П.
С.Панаевск
2013
Слайд№2 Тема
Здравствуйте уважаемые коллеги! Я хочу пригласить вас в увлекательный мир музыки. (Слайд№2) картинка
Как ваше настроение? Я желаю вам, чтобы это хорошее настроение сохранилось у вас на протяжении всего сегодняшнего дня. Ну а я хочу задать вам вопрос: чему учит на уроках учитель музыки? (Слайд№4)
Вы назвали все основные разделы урока музыки (слушание, пение, музыкальная грамотность, творческая деятельность). Но я сегодня хочу остановиться подробнее на исполнительской деятельности, а именно – пении. (Слайд №5)
В школьных занятиях музыкой умение или не умение слышать музыку, музыкальность детей, особенно ярко дает о себе знать в пении. Д. Б. Кабалевский подчеркивал необходимость творческого развития детей, прежде всего на собственном исполнительском опыте. «Каждый класс – хор! – вот идеал, к которому должен стремиться каждый учитель музыки». Путь к хору в классе ведет через кропотливую индивидуальную и групповую работу – сольное и ансамблевое пение. Оно необходимо, особенно на начальном этапе, чтобы выявить, на каком уровне находится каждый ребенок, составить программу его вокального развития, а также спланировать вокально-хоровую работу класса.
Я хочу провести маленький эксперимент. Мне понадобится сейчас помощь одного конкурсанта (пригласить конкурсанта на сцену). Я попрошу вас исполнить любую, знакомую вам песню.
Попрошу рассказать о своих ощущениях. (Волнение, зажатости)
От чего появилась зажатость, волнение у вас? (Неожиданное выступление на публике)
Негативную роль в сольном исполнительстве играет состояние страха, застенчивости, стеснительности которое провоцирует зажатость. Наиболее встречающаяся причина зажима – психологическая. (Слайд 6)
Перед нами был взрослый человек. А каково ребенку? Да, есть активные, смелые, но сколько талантливых, одаренных но робких детей? Школьники при выступлении перед одноклассниками и учителем часто теряются. Для них это сравнимо с концертным исполнением. Поэтесса Л.Фадеева очень точно передала это эмоциональное состояние ребенка в стихотворении «Первое выступление».
Стою на сцене.
Зал затих.
И я молчу,
Не вспомнить стих!
Стою и думаю о том,
Сейчас реветь или потом.
Проанализировав проблемы, которые ведет за собой психологическая зажатость, можно сделать вывод, что если от нее не избавляться, то ребенок вряд ли научится петь. Чрезмерное волнение, зажатость не позволяют также мне правильно диагностировать состояние голоса ребенка, уровень его певческих способностей. Моей задачей является то, чтобы этот процесс адаптации прошел максимально быстро и безболезненно для ребенка. Чувство неуверенности в себе, волнение и страх перед выступлением могут преследовать ребенка достаточно долго и доставлять ему много неприятностей в течение всей жизни. Эта проблема, наверно, знакома многим учителям разных предметов. И каждый ищет свои пути ее решения.
Сегодня на свой мастер-класс я принесла черный ящик. В нем находится то, что позволяет мне максимально быстро снять психологическую зажатость в пении. То, что воссоздает реальные и воображаемые предметы, образы, Помогает ребёнку познавать окружающий мир и служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического его воспитания. Широко используется в учебно-воспитательной работе с детьми, в частности для развития детского, технического и художественного творчества. Предмет, предназначенный для игры. Что это может быть? (игрушка)
Это театральная кукла. Давайте нашей кукле дадим имя. (отдать выбранному участнику пообщаться с куклой) (Слайд №7)
В помощь учителю множество разновидностей театральных кукол, разновидностей кукольного театра – от самого простого настольного до сложного театра марионеток и кукол в полный рост. (Слайд№8 №9)
Опять приглашу конкурсанта на импровизированную сцену. А теперь ту же песню нам исполнит кукла (имя куклы)
Вопрос участнику: Что изменилось по сравнению с первой ситуацией в ваших ощущениях? Почему? (появилась уверенность, так как внимание публики было сконцентрировано на кукле)
Перенос внимания публики на куклу. Ребенку это позволяет «спрятаться» за нее. Наблюдения за детьми показали, что при таком подходе даже самым робким детям легче справиться со сценическим волнением при выходе на сцену.
Вопрос в зал: Уважаемые коллеги, отличалось ли это исполнение от первого? Каким оно стало? (Более выразительным)
Необходимость исполнять выразительно при использовании театральной куклы становится более естественным и проявляется даже неосознанно. (Слайд №10)
Я применяю кукольный театр и при работе над отдельными песнями, а также вместе с детьми мы ставим небольшие музыкальные кукольные спектакли.
Сегодня я хочу совместно с вами проследить все основные этапы работы над кукольным спектаклем, составить постановочный план. (Слайд №11)
С чего, на ваш взгляд, начинается работа над спектаклем? (Ответы)
- Подготовительный. На данном этапе осуществляется выбор материала, анализ. Обычно, за основу берется программный материал. Сегодня я предлагаю обратиться к детской музыкальной опере «Волк и семеро козлят» М.Коваля. по программе с ней знакомятся дети во 2 классе. За основу сюжета взята одноименная народная сказка. Давайте вспомним основных действующих лиц, и в чем заключается сюжет сказки? Сюжет и музыка доступны и интересны детям. Что дальше, какая работа проделывается после того как выбран материал?
- Репетиционный период – самый содержательный этап, включает в себя множество видов работы – от знакомства с куклой до работы над драматургией всего спектакля.
- Заключительный – показ спектакля. ( Слайд № 12)
Я сегодня хочу остановиться на самом содержательном этапе. Он включает и работу непосредственно с куклой, и работу над драматургией всего спектакля. Остановимся поподробнее на работе с куклой. (Слайд № 13)
На что должна быть направлена работа на этом этапе прежде всего? (создание образов героев, в том числе и музыкального) Скажем так – что должна уметь делать кукла? (двигаться и петь) (Слайд №14)
При работе над движением куклы я сталкиваюсь с двумя проблемами: либо ребенок очень вялый и здесь требуется комплекс упражнений на напряжение мышц, либо он чрезмерно напряжен, и здесь требуется комплекс театральных упражнений на напряжение мышц. Напомню, что данные проблемы (зажатость всего организма) могут отрицательно сказаться и на пении. Все упражнения очень просты, выполним некоторые из них, мы с детьми выполняем их всегда под музыку: (Слайд №15) Музыка.
- Красит забор (кисточка – это ваша кисть руки)
- Пускает волны через плечо (волна должна быть плавной)
- Трогает невидимую стену (ладони должны как будто прикасаться к плоскости, ладонь и пальцы должны распластаться по «стене»)
- Гребет на веслах
- Перетягивает невидимый канат (при этом вся группа разбивается на две части)
После упражнений мы переходим к работе непосредственно с куклой. Скажите, от чего зависит характер движений кукол в музыкальном спектакле? (от музыки, от того какой музыкальной характеристикой наделил композитор каждого героя) Здесь я обращаюсь к методу импровизации. Ребята должны сами привести в движение куклы. Вернемся к героям оперы. Помочь мне привести их в движение я попрошу коллег. Я попрошу вас, послушав музыку, представить характеры героев, а при повторном исполнении, попробовать передать этот характер в движениях.
Работа с группой. Задача привести в движение кукол-героев оперы «Волк и семеро козлят». (Слайд № 16 Колыбельная мамы-козы)( Слайд№17 Тема малыша)( Слайд №18 Хор козлят)
Куклу мы в движение привели. Но она еще должна петь, и озвучивают ее дети. Скажите, чем отличается пение в классе от пения на сцене, или из-за кукольной ширмы?
Пение со сцены, а особенно из-за ширмы, отличается от обычного: необходимо хорошее дыхание и четкая дикция, с этой целью ввожу разнообразные комплексы упражнений, положительно сказывающихся на пении. Я уверена, что многие из вас используют гимнастику на дыхание, дикцию, мне же они, как вы понимаете, просто необходимы.
Формирование четкой дикции и правильного дыхания является общей задачей музыкального развития детей.
Что такое дикция?
Дикция – это следствие хорошей работы органов речи – артикуляции, с этой целью проводится артикуляционная гимнастика.
(проведение элементов вместе с участниками мастер – класса) (Слайд №19)
Упражнение 1.
«Футбол» при закрытом рте языком натягиваем по очереди щечки.
Упражнение 2.
Натягиваем верхнюю губу на верхние зубы, затем нижнюю - на нижние, и по очереди.
Упражнение 3. Вытягиваем губы вперед «в трубочку» и, затем, растягиваем в широкой улыбке.
Какие еще приемы работы над дикцией вам знакомы? (скороговорки, чистоговорки)
Наша чаща
Наша роща чаще пущи.
Наша пуща чащи гуще.
Наша чаща гуще пущи!
Чихалочка
Плюшевые зайчики –
Меховые пальчики,
Дуют в одуванчики:
Пых - пых - пых!
В туче одуванчиков
Так щекотно зайчикам!
И чихают зайчики
Чих-чих-чих
Скороговорки
- У Вари на бульваре варежки пропали.
- Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
- Пыхтел, как пышка, пухлый мишка.
- Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
- Шесть мышат в камышах шуршат.
Чистоговорки
Щелчок
Щёлк - чмок - чпок –
Жучку жучок дал щелчок.
Щелчок щёлкнул,
Жучок ойкнул, дал сдачи
Сидят жучки и плачут.
Хомячок
У хомячка не щёчки,
У хомячка - мешочки,
В мешочках хомячка
Семьсот два семечка!
Важная неотъемлемая часть вокальной работы и работы над постановкой кукольного спектакля – это работа над дыханием. Я использую дыхательную гимнастику на основе методики А.Н. Стрельниковой. Я открыла ряд преимуществ данной методики. Гимнастика А.Н. Стрельниковой - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и имеет необыкновенно широкий спектр воздействия, помогает при массе различных заболеваний органов и систем. Гимнастика адресована профессиональным актерам и певцам. Гимнастика также показана всем детям и подросткам и как метод лечения, и как метод профилактики проблем с дыханием и голосообразования. Дыхательная гимнастика снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, память, что особенно важно для школьников. Также гимнастика очень хорошо позволяет снять напряжение мышц, участвующих в пении. Я думаю, будет не плохо, если некоторые упражнения сделаем и мы.
Упражнение1.
Экстрасенс» (встаньте прямо руки согните в локтях, ладони покажите зрителю. Вдох носом и одновременно сжимайте ладони в кулак хватательными движениями) 24 раза по 4.
Упражнение2.
«Погонщики» (кисти рук сжаты в кулак, прижаты к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз, затем возвращайте в исходное положение) и т.д.
Упражнение 3. «Ушки»
Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идет к правому плечу — шумный, короткий вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идет к левому плечу — тоже вдох. Чуть-чуть покачайте головой, как будто кому-то мысленно говорите: «Ай-ай-ай! Как не стыдно!» Смотреть нужно прямо перед собой. (Это упражнение напоминает «китайского болванчика»).
Вдохи делаются одновременно с движениями. Выдох должен происходить после каждого вдоха (не открывайте широко рот!).
Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.
Упражнение 4. «Маятник головой»
Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч.
Опустите голову вниз (посмотрите на пол) — резкий, короткий вдох. Поднимите голову вверх (посмотрите на потолок) — тоже вдох. Вниз—вверх, вдох «с пола» — вдох «с потолка». Выдох должен успевать «уходить» после каждого вдоха. Не задерживайте и не выталкивайте выдохи (они должны уходить либо через рот, но не видно и не слышно, либо в крайнем случае — тоже через нос). Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.
Ограничения: при травмах головы, вегетососудистой дистонии, эпилепсии; при повышенном артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении; остеохондрозе шейно-грудного отдела позвоночника не делайте резких движений головой в упражнениях «Повороты головы», «Ушки» и «Маятник головой». Поворачивайте голову чуть-чуть, но обязательно шумно «шмыгайте» носом. Делайте эти упражнения сидя, а «Повороты головы» и «Ушки» можно даже деать лежа.
(проведение элементов вместе с участниками мастер-класса )
После работы над дыханием, дикцией, обычно идет работа над выразительным исполнением. Вспомним начало мастер-класса (естественное выразительное исполнение при использовании театральной куклы). Поэтому данный этап проходит быстрее, удачнее. Это еще один плюс использования кукольного театра в исполнительской деятельности на уроке музыки.
Скажите, представляется ли вам возможным использование кукольного театра или основ театральной педагогики на своих уроках? (Ответы участников мастер-класса)
Я сегодня рассказала о положительном влиянии кукольного театра на пение. И в заключении хочется сказать, что песня это отражение наших мыслей под аккомпанемент души. А хоровое пение это не только искусство, но и возможность получения большого положительного заряда. И конечно же, я не могу закончить свой мастер-класс, не пригласив вас поучаствовать в увлекательном действе – хоровом пении.
Исполнение песни «Песня остаётся с человеком» всеми участниками мастер-класса.
Уважаемые коллеги, я желаю вам идти по жизни с песней. Большое спасибо за внимание и помощь. (Слайд № 13)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение по теме "Коррекция психических функций через творческую деятельность на уроках музыки"
Обощение опыта работы по теме "Коррекция психических функций через творческую деятельность на уроках музыки"...
Исследовательская деятельность на уроках музыки - как развитие одарённости ребёнка.
Давно уже известно, что урок музыки это урок творчество, познавания, сотрудничества и поиска. В современной педагогической концепции большое внимание уделяется раскрытию внутреннего ...
Мастер - класс по музыке на тему: " Музыкально- творческая деятельность на уроках музыки".
Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. Поэтому развитие творческих способностей ребенка было и остае...
Мастер-класс на тему "Организация проектной деятельности на уроках музыки и внеурочной деятельности"
Мастер-класс на тему "Организация проектной деятельности на уроках музыки и внеурочной деятельности"...
Методические рекомендации "Слушание музыки как вид деятельности на уроках музыки"
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ...
Интерактивная деятельность на уроке музыки выступление на ШМО учителей музыки, русского языка, литературы и изобразительного искусства
Использование интерактивных технологий на уроке музыки...
Статья.Слушание музыки - один из основных видов деятельности на уроках музыки.
Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, в...