"Работа над звуком"
статья по музыке на тему
Фортепианный звук очень богат. Он имеет огромные достоинства - широкий динамический диапазон, регистровые краски. Фортепиано может подражать другим инструментам. Овладение звуком есть самая главная задача пианиста. Работа над звуком начинается с самых первых шагов. Очень важно научить ученика дослушивать затухающий звук. Работа над звуком тесно связана с работой над фразировкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_zvukom.docx | 15.32 КБ |
rabota_nad_zvukom.docx | 15.32 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Фортепианный звук очень богат. Несмотря на свои недостатки - - это непродолжительность и некоторую по словам Нейгауза, отвлечённость по сравнению с другими инструментами (голосом, струнными, духовыми), он имеет огромное достоинство – широкий динамический диапазон, регистровые краски. Фортепиано может подражать другим инструментам. На фортепиано можно исполнять оркестровые пьесы, оперные увертюры, симфонии т. д.
Кроме того у фортепиано есть ещё одно средство выразительности – это педаль.
Овладение звуком есть самая главная задача пианиста. Звук – это сама материя музыки. Работая над звуком, мы совершенствуем саму музыку. Работа над звуком начинается с самых первых шагов. Даже когда ученик играет начальные постановочные упражнения, следует научить его дослушивать затухающий звук, быть внимательным не только в момент взятия звука, но и тогда, когда звук уже взят и звучит струна. Это очень важно для воспитания ощущения горизонтального движения, умения вести фразу.
« Дослушивать звуки до конца – это значит слышать предыдущие, а ощущать движение музыки – это думать и слушать «вперёд». На самом деле эти тенденции должны дополнять друг друга, быть в единстве. Дослушивание предыдущего и движение вперёд совпадают в одном процессе» - пишет известный педагог Е. М Тимакин. Таким образом, говоря о дослушивании, он имеет в виду не покой, а движение звука, его тяготение к следующему звуку.
Отсутствие этого навыка дослушивания, особенно заметно, когда в мелодии длинные звуки. Звук на фортепиано затухает и очень важно не допустить в этот момент остановки в мелодии, сделать так, чтобы один звук связывался с другим.
Иногда ученику можно предложить представить этот звук на крещендо. И конечно длинные звуки берутся более плотно.
Профессор А. Гольденвейзер говорит об этом же «Если нажав клавишу, я забуду о данном звуке, то потом не буду в состоянии согласовать с ним следующий звук, и получится именно та пунктирность, которая убивает живое дыхание музыкальной линии.»
Работа над звуком тесно связана с работой над фразировкой.
Если ученик слышит музыкальную линию, слышит движение к главному кульминационному звуку, это помогает понять смысл каждого звука, услышать тяготение одного звука к другому и услышать интонационное напряжение музыкальной фразы.
Таким образом, для хорошего звучания важна и работа отдельно над каждым звуком в музыкальные фразы.
Если говорить о способах игры на фортепиано, то их два: легато и стокатто. Но внутри этих способов существует огромное множество градаций: это певучее легато и более отчётливое, и легатиссимо это и нон легато, это и глиссандо и партаменто.
Понятно насколько разнообразны на фортепиано приёмы звукоизвлечения. Так, играя кантилену, пианист как бы переступает, мягко погружаясь до дна клавиши.
С. Рохманинов говорит, что его пальцы как бы сквозь клавиши. Суть этих выссказываний одна: как можно больше смягчить удар (ведь фортепиано ударный инструмент), добиться плавности, певучести. «Необходимо связать без толчка один звук с другим, как бы переступая с пальца на палец» - это пишет Игумнов. При этом пальцы должны активно доводить каждый звук мелодии до конца, не ослабевая силу давления, а передавая её следующей клавише. Необходимо также небольшое объединяющее движение руки. Много «вихлять» рукой нельзя, но вести рукой нужно. И учить этому необходимо с самых первых пьес.
Часто ученики, особенно маленькие, слышат каждый звук отдельно. Кроме того, в стокатто в быстром темпе труднее добиться свободы, рука напрягается. Сделать кончики пальцев цепкими, а руку свободной – это совсем не просто, особенно для маленького ученика.
Говоря о фортепианном звуке, нельзя не сказать также о его удивительном богатстве. Обычные обозначения звука – пианиссимо до фортиссимо. На фортепиано возможно очень много динамических градаций. Для того, чтобы овладеть насколько возможно всем динамическим разнообразием фортепианного зфука, Нейгауз предлагает добиться разного звучания на одном звуке, когда палец слишком медленно погружается, и звук «ещё не возникает и последнего звука, за которым уже не звук, а стук».
Вообще, работа над динамическими оттенками в школе занимает много времени.
В заключении этих рассуждений об артикуляции и динамике можно сказать, как важна работа в этом направлении. Ведь и работа над артикуляцией и поиски динамически оправданного звука ведут к воспитанию очень важной вещи – техники осязания, без которой невозможно овладеть всем разнообразием звука. Очень важны и вес руки и свобода, но и очень важно так же и то, как касается клавиши кончик пальца.
Ещё один важный вопрос возникает в связи с работой над звуком – это вопрос стиля. Правда, это больше касается взрослой музыки, хотя и в музыкальной школе с этим приходится сталкиваться. Ведь педагог добивается одного звучания, например, в пьесе Чайковского и совсем другого в какой-нибудь старинной пьесе, где он объясняет ученику, что такое клавесин, что такое «жемчужная» игра и т. д.
Говоря о звучании фортепиано, нужно сказать, что все люди по-разному слышат и воспринимают музыку. Вот почему так интересно слушать больших исполнителей, они все очень разные. Но кроме различного подхода к интерпритации фортепианных произведений, у музыкантов существуют и предпочтения в манере игры. Есть музыканты, которые певучей игре предпочитают игру более отчётливую.
Следить за выполнением пианистом художественного замысла, за тем, какие он находит при этом краски, какую манеру игры он предпочитает – всё это очень интересно и этому умению слушать и понимать музыку мы должны, хотя бы в малой степени научить учеников в детской музыкальной школе. И, конечно научить их владеть разным звуком в пределах тех несложных пьес, которые они могут исполнять, закончив музыкальную школу.
Предварительный просмотр:
Фортепианный звук очень богат. Несмотря на свои недостатки - - это непродолжительность и некоторую по словам Нейгауза, отвлечённость по сравнению с другими инструментами (голосом, струнными, духовыми), он имеет огромное достоинство – широкий динамический диапазон, регистровые краски. Фортепиано может подражать другим инструментам. На фортепиано можно исполнять оркестровые пьесы, оперные увертюры, симфонии т. д.
Кроме того у фортепиано есть ещё одно средство выразительности – это педаль.
Овладение звуком есть самая главная задача пианиста. Звук – это сама материя музыки. Работая над звуком, мы совершенствуем саму музыку. Работа над звуком начинается с самых первых шагов. Даже когда ученик играет начальные постановочные упражнения, следует научить его дослушивать затухающий звук, быть внимательным не только в момент взятия звука, но и тогда, когда звук уже взят и звучит струна. Это очень важно для воспитания ощущения горизонтального движения, умения вести фразу.
« Дослушивать звуки до конца – это значит слышать предыдущие, а ощущать движение музыки – это думать и слушать «вперёд». На самом деле эти тенденции должны дополнять друг друга, быть в единстве. Дослушивание предыдущего и движение вперёд совпадают в одном процессе» - пишет известный педагог Е. М Тимакин. Таким образом, говоря о дослушивании, он имеет в виду не покой, а движение звука, его тяготение к следующему звуку.
Отсутствие этого навыка дослушивания, особенно заметно, когда в мелодии длинные звуки. Звук на фортепиано затухает и очень важно не допустить в этот момент остановки в мелодии, сделать так, чтобы один звук связывался с другим.
Иногда ученику можно предложить представить этот звук на крещендо. И конечно длинные звуки берутся более плотно.
Профессор А. Гольденвейзер говорит об этом же «Если нажав клавишу, я забуду о данном звуке, то потом не буду в состоянии согласовать с ним следующий звук, и получится именно та пунктирность, которая убивает живое дыхание музыкальной линии.»
Работа над звуком тесно связана с работой над фразировкой.
Если ученик слышит музыкальную линию, слышит движение к главному кульминационному звуку, это помогает понять смысл каждого звука, услышать тяготение одного звука к другому и услышать интонационное напряжение музыкальной фразы.
Таким образом, для хорошего звучания важна и работа отдельно над каждым звуком в музыкальные фразы.
Если говорить о способах игры на фортепиано, то их два: легато и стокатто. Но внутри этих способов существует огромное множество градаций: это певучее легато и более отчётливое, и легатиссимо это и нон легато, это и глиссандо и партаменто.
Понятно насколько разнообразны на фортепиано приёмы звукоизвлечения. Так, играя кантилену, пианист как бы переступает, мягко погружаясь до дна клавиши.
С. Рохманинов говорит, что его пальцы как бы сквозь клавиши. Суть этих выссказываний одна: как можно больше смягчить удар (ведь фортепиано ударный инструмент), добиться плавности, певучести. «Необходимо связать без толчка один звук с другим, как бы переступая с пальца на палец» - это пишет Игумнов. При этом пальцы должны активно доводить каждый звук мелодии до конца, не ослабевая силу давления, а передавая её следующей клавише. Необходимо также небольшое объединяющее движение руки. Много «вихлять» рукой нельзя, но вести рукой нужно. И учить этому необходимо с самых первых пьес.
Часто ученики, особенно маленькие, слышат каждый звук отдельно. Кроме того, в стокатто в быстром темпе труднее добиться свободы, рука напрягается. Сделать кончики пальцев цепкими, а руку свободной – это совсем не просто, особенно для маленького ученика.
Говоря о фортепианном звуке, нельзя не сказать также о его удивительном богатстве. Обычные обозначения звука – пианиссимо до фортиссимо. На фортепиано возможно очень много динамических градаций. Для того, чтобы овладеть насколько возможно всем динамическим разнообразием фортепианного зфука, Нейгауз предлагает добиться разного звучания на одном звуке, когда палец слишком медленно погружается, и звук «ещё не возникает и последнего звука, за которым уже не звук, а стук».
Вообще, работа над динамическими оттенками в школе занимает много времени.
В заключении этих рассуждений об артикуляции и динамике можно сказать, как важна работа в этом направлении. Ведь и работа над артикуляцией и поиски динамически оправданного звука ведут к воспитанию очень важной вещи – техники осязания, без которой невозможно овладеть всем разнообразием звука. Очень важны и вес руки и свобода, но и очень важно так же и то, как касается клавиши кончик пальца.
Ещё один важный вопрос возникает в связи с работой над звуком – это вопрос стиля. Правда, это больше касается взрослой музыки, хотя и в музыкальной школе с этим приходится сталкиваться. Ведь педагог добивается одного звучания, например, в пьесе Чайковского и совсем другого в какой-нибудь старинной пьесе, где он объясняет ученику, что такое клавесин, что такое «жемчужная» игра и т. д.
Говоря о звучании фортепиано, нужно сказать, что все люди по-разному слышат и воспринимают музыку. Вот почему так интересно слушать больших исполнителей, они все очень разные. Но кроме различного подхода к интерпритации фортепианных произведений, у музыкантов существуют и предпочтения в манере игры. Есть музыканты, которые певучей игре предпочитают игру более отчётливую.
Следить за выполнением пианистом художественного замысла, за тем, какие он находит при этом краски, какую манеру игры он предпочитает – всё это очень интересно и этому умению слушать и понимать музыку мы должны, хотя бы в малой степени научить учеников в детской музыкальной школе. И, конечно научить их владеть разным звуком в пределах тех несложных пьес, которые они могут исполнять, закончив музыкальную школу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа со звуком
Методические разработки по теме "Работа со звуком"....
Методика работы со звуком и буквой
Консультация для воспитателей по методике работы со звуком и буквой на занятиях по обучению грамоте...
Работа над звуком в кантиленных пьесах
Из опыта педагогической работы. Работа посвящена формированию пианистических навыков,воспитанию культуры звука, умению слушать, развитию творческих способностей....
Методическая работа на тему:"Работа над звуком в фортепианном классе"
В данной работе приводятся основные приемы работы над фортепианном звуком....
Практическая работа "Работа со звуком" (часть1, 2)
В практической "Работа со звуком" расписаны последовательные действия работы в звуковом редакторе Audacity. После выполнения работы учащийся сможет обрезать звуковой файл, соз...
Этапы работы над звуками на примере звука "Л"
Презентация расскажет вам в какой последовательности нужно работать над формированием "сложных" звуков у детей....
Домашняя работа темам "Звуки [b]-[p], время суток, слова на гласные звуки"
Домашняя работа на закрепление следующих тем:-звуки [b]-[p]-время суток-повторение слов и их транскрипций с гласными звукамиЗадания могут различаться, зависит от уровня ученика...