Методика работы со звуком и буквой
консультация по теме
Консультация для воспитателей по методике работы со звуком и буквой на занятиях по обучению грамоте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_raboty_nad_zvukom_i_bukvoy.docx | 46.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Методика работы
над звуком и буквой»
ИЗУЧЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ
- методика знакомства со звуком;
- дифференциация звуков;
- методика знакомства с буквой;
Одно из значений слова «фонетика» - звуковой состав языка. Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи. Иными словами, особенность формирования речи ребенка напрямую зависит от его способности слышать, узнавать и различать речевые звуки.
Занятия по освоению ребенком звукового состава языка включают в себя три стадии: знакомство со звуком, дифференциация звуков, знакомство с буквой.
- ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД ЗВУКОМ
- Знакомство со звуком (выделение его на слух).
- Определение характеристик звука (гласный или согласный), (глухой или звонкий).
- Выделение на слуховом уровне из ряда других звуков, слогов, слов.
- Определение места звука в слове (с опорой на картинки).
- Определение твердости - мягкости (согласных звуков) с опорой на картинки.
- Составление слогов, слов из заданных звуков.
Знакомство со звуком.
Для знакомства со звуком можно использовать загадки, отгадки которых начинаются на заданный звук; стихи с многократно повторяющимся «нужным» звуком. Также можно использовать рассказы, в которых звук связывается с определенным образом. Например, рассказ про водичку (звук [с] - песенка водички) или рассказ про комарика (звук [з] - песенка комарика).
Уточнение артикуляции звука.
То есть ребенку предлагается произнести звук. При этом ребенку задаются вопросы, позволяющие «прочувствовать» артикуляцию звука. Например, «В каком положении губы (язык)?»
Определение характеристик звука.
Например: звук [а] - рот открыт, язык спокойно лежит, воздух не встречает преграды, звук можно петь голосом. Нужно объяснить ребенку, что такой звук называется гласным.
Звук [м] - губы сомкнуты, воздух не может свободно выходить, так как ему мешают губы; звук можно потянуть (то есть звук можно произносить длительно), но его нельзя произнести выше-ниже, то есть нельзя петь. Ребенку объясняется, что такой звук называется согласным. Затем ребенку предлагается положить руку на шею и многократно произнести звук [м], при этом задается вопрос: «Что ты чувствуешь?» (дрожит горло). Когда ребенок убедится, что «горлышко дрожит», нужно объяснить, что это работают голосовые связки и такой звук называется звонким.
После знакомства с характеристиками звука задается серия вопросов, направленных на закрепление полученных знаний:
Звук [м] ([а]) - это какой звук? (гласный/согласный)
- Почему? (гласный, так как можно петь, воздух не встречает преграды; согласный - петь нельзя, воздух встречает преграду)
- Какой согласный? (глухой/звонкий)
- Почему? (глухой - горлышко не дрожит, не работают голосовые связки; звонкий - горлышко дрожит, голосовые связки работают)
Выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов.
Проводится игра «услышишь - хлопни». Обязательное условие: ребенок выполняет это задание с закрытыми глазами.
Определение места звука в слове.
Определение места звука в слове проводится с опорой на картинки. Например, взрослый показывает картинку и проговаривает слово, а ребенок определяет место изучаемого звука (начало, середина, конец слова). Показ проводится в следующем порядке: картинки на звук в начале слова, в конце, в середине и далее чередуются в разной последовательности. При этом, после того как ребенок определил место звука в слове, картинка выкладывается в соответствующий ряд (верхний, средний или нижний). Таким образом, формирование и закрепление понятия о месте звука в слове происходит с опорой не только на слух, но и зрение.
Определение твердости/мягкости согласных.
При изучении согласных звуков вводится следующий этап - формирование понятий «твердый - мягкий». Ребенку предлагается для прослушивания с одновременным показом картинок два слова - одно на твердый (например, «лампа»), другой на мягкий звук (например, «лейка»). Ребенку задается вопрос, одинаково ли звучат первые звуки? После определения на слух разницы взрослый объясняет, что один звук - твердый, другой - мягкий, и картинки выкладываются в два ряда: на твердый звук - слева, на мягкий - справа.
По окончании этого этапа детям еще раз задается серия вопросов на закрепление:
- О каком звуке мы сегодня говорили?
- Какой это звук?
- Почему его называют согласным (гласным)?
- Какой это согласный? (глухой - звонкий)
- Почему?
- Каким он может быть? (твердым - мягким).
Необходимо обратить внимание на то, что при изучении первого согласного звука, который может быть твердым и мягким ([м]), целесообразно рассказать о мягком знаке, «говорящем» о том, что буква, написанная перед ним, обозначает мягкий звук. После объяснения карточка с буквой «ь» будет определять место картинок, слогов, слов с мягкими согласными звуками.
Составление слогов, слов из заданных звуков.
Заключительный вид работы над звуком - самостоятельный подбор слов. Ребенок произносит слово с изучаемым звуком, указывает твердый он или мягкий; в начале, середине или конце слова находится.
- ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
- Уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий.
- Выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов (с выполнением конкретных заданий).
- Определение наличия того или иного звука и его места в слове (с опорой на картинки).
- Запись слогов, слов на изучаемые звуки.
- Составление звуковых схем, слогов, слов.
- Уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий.
- Определение характеристик звука.
- Выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов.
- На данном этапе проводится игра «услышишь - хлопни» с дополнительными условиями: услышав один заданный звук, нужно хлопнуть один раз; услышав другой заданный звук - два раза («хлопни» - «топни»)
- Определение места звука в слове
- Составление звуковых схем, слогов, слов
- На данном этапе ребенку предлагается составить слоги и слова из отдельно произнесенных звуков, а также слова из отдельно произнесенных слогов:
[ш] [а] - [ша]
[ж] [у] - [жу]
[с] [у] [п] - [суп]
[к] [о] [з] [а] - [коза]
[жу] [ки] - [жуки]
[ма] [ши] [на] - [машина]
- ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД БУКВОЙ
- Знакомство с буквой: рассматривание, сравнивание с предметами окружающей действительности (на что буква похожа).
- Выделение ее элементов.
- Прослушивание стихотворения о букве.
- Прорисовывание буквы пальцем в воздухе.
- Прорисовывание буквы на листке по образцу.
- Чтение слогов с изучаемой буквой (развитие слогового чтения).
- Переходя к знакомству с буквой, целесообразно вспомнить, что звук мы слышим и произносим; на письме звук обозначается буквой; букву мы видим и пишем.
- ИГРЫ С БУКВАМИ.
- мозаика
Карточки с буквами разрезаются на несколько частей, перемешиваются, и ребенку дается задание сложить знакомые буквы.
- дирижер
Прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву. Затем пусть ребенок попробует сделать это самостоятельно.
- архитектор
Сложите заданную букву из палочек или спичек. Затем пусть ребенок попытается проделать это самостоятельно. Помогите ему при необходимости.
- узнай букву
Узнавание и обводка букв, написанных точками.
- что неправильно
Нахождение знакомых букв в ряду правильно и неправильно написанных.
- прятки
Карточки с буквами частично закрываются, и дети должны узнать буквы по тем частям, которые остались видны.
- путаница
Узнавание букв, написанных с наложением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква А".
Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста, опубликован на официальном сайте Мимио в России.В нем используются различные...
Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква У".
В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...
Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Д".
В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...
Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Р".
Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста.В нем используются различные игры и игровые упражнения, направленные на разви...
Конспект занятия «Путешествие по островам звуков и букв»( Звуки к и к’ ; буквы « К,к»).
Конспект занятия «Путешествие по островам звуков и букв». ( Звуки к и к’ ; буквы « К,к»)....
Диагностическая работа "Гласные звуки и буквы"
Диагностическая работа "Гласные звуки и буквы" для учащихся с ОВЗ ( интеллектуальной недостаточностью) 2-3 классов...