"Вдохновение - сила музыки" - 18.09.2013
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме

Натфуллина Зейнеп Алтушевна

Конспект урока музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_7_kl_vdokhnovenie-sila_iskusstva.doc47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка открытого урока

по музыке в 7 классе

«Вдохновение – сила искусства»

 

Музыка – народная потребность.

Л.В.Бетховен.

Автор: учитель музыки и МХК

МОУ Уральской СОШ

Натфуллина З.А.

Цель урока:

 - Выявить единство выразительных средств в музыке, литературе, изобразительном искусстве.

- Увлекать, покорять и наслаждаться красотой искусства.

Челябинская область, Кизильский район, п.Урал.

2009 год

Организующий момент

- Сегодня у нас удивительно красивый урок. Мы будем чувствовать, слушать, представлять, изображать красоту человеческого ума и сердца.

  (Стихотворение Ю.Визбора «Наполним музыкой сердца»):

Наполним музыкой сердца!

Устроим праздники из бубен.

Найдем любимейшую дверь,

За ней ряд кресел золоченных.

Куда с восторгом увлеченных,

Внесем мы тихий груз потерь.

Какая музыка была!

Какая музыка звучала!

Она совсем не поучала,

А лишь тихонечко звала.

Звала добро считать добром,

И хлеб считать благодеянным

- Все что нас окружает – есть музыка, которую можно не только сыграть, спеть, а также прочитать, изобразить.

- Жизнь – есть источник вдохновения. Каждый из вас есть неповторимый музыкальный образ, который можно воспеть в стихах, изобразить на картине, написать музыкальную зарисовку.

Сегодня мы будем прикасаться к человеческому сердцу, вобравшему в себя доброту и красоту. Поэты делятся с нами самым сокровенным. Мы сегодня почувствуем, как музыка растворяется в поэзии и как поэзия наполняется музыкой. Послушаем музыку своей души.

1

- Давайте прочитаем строки из стихотворения Александра Фета:

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

- Нравятся ли вам эти строчки?

Ученики:

(да, звучат стихи красиво)

Учитель:

Чувствуется ли в голосе мелодия?

Ученики:

(Да, стихи звучат плавно, певуче)

Учитель:

- А как вы думаете, если этому стихотворению дать музыкальное оформление – изменится ли оно?

Не будем гадать, давайте послушаем.

Слушание романса

Учитель:

- Какие выразительные средства помогли глубже и тоньше проникнуть в творческий язык красоты?

Ученики:

(красивая мелодия, интонация, движение звуков, ритм, исполнение)

Учитель:

- Что в человеке важнее ум или сердце?

Ученики:

( и ум и сердце одинаково)

Учитель:

- Невозможно отделить друг от друга ум и сердце. Музыка и литература являются единым целым.

Можно ли изобразить все то, что воспевают музыка и литература?

Ученики:

(Да, представляя сюжеты)

Учитель:

- Под воздействием, каких музыкальных и речевых средств выразительности?

Ученики:

(Под воздействием эмоционального всплеска, под воздействием интонации и в музыке, и в литературе, удивительной мелодии звука и языка)

2

Ученики читают стихотворения:

Василий Шибанов

1.  Звонче жаворонка пенье,

Ярче вешние цветы,

Сердце полно вдохновенья,

Небо полно красоты.

 

Разорвав тоски оковы,

Цепи пошлые разбив,

Набегает жизни новой

Торжествующий прилив;

И звучит свежо и юно

Новых сил могучий строй,

Как натянутые струны

Между небом и землей.

Сонет к концерту «Весна»

Весна грядет! И радостною песней

Полна природа. Солнце и тепло,

Журчат ручьи. И праздничные вести

Зефир разносит, Точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,

Как благовест звучит небесный гром.

Но быстро иссякает вихрь могучий,

И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,

Полна природа грез.

Спит пастушок, за день устав,

И тявкает чуть слышно пес.

Пастушеской волынки звук

Разносится гудящий над лугами,

И нимф танцующих волшебный круг

Весны расцвечен дивными лучами.

 

Учитель:

- Мне кажется, поэзия неплохо чувствует себя и без музыки. Для чего поэзии нужна музыка?

Ученики:

(Музыка необходима, чтобы полнее раскрыть содержательный образ природы или героев)

Учитель:

- Попробуем стихи озвучить:

Слушание 1ч концерта «Весна»

- Вам знакома эта музыка, слышали ли вы ее раньше?

- Мы прослушали отрывок из концерта А. Вивальди «Весна».

 

А. Вивальди «Времена года»

Ученик:

Антонио Вивальди (годы жизни 1678-1741) – итальянский композитор, скрипач, дирижер, педагог. Детство Вивальди связано с Венецией, где в соборе Сан-Марко работал скрипачом его отец. В семье было 6 детей, из которых Антонио был старшим. Он обучался игре на скрипке и клавесине. В сентябре 1703 года Вивальди начал работать в качестве преподавателя в Венецианском приюте для сироток. В его обязанности входило обучение игре на скрипке и наблюдение за сохранностью струнных инструментов. С мая 1716 года – он концертмейстер оркестра. Еще до нового назначения Вивальди зарекомендовал себя не только как педагог, но и как композитор.

Параллельно работе Вивальди ищет возможности публикаций своих светских сочинений. В свет вышли сборники скрипичных концертов «Гармоничное вдохновение», «Экстравагантность». Они очень скоро приобрели широкую известность в Западной Европе и особенно в Германии. В эти же годы Вивальди пишет свои первые оперы. Однако оперные спектакли Вивальди особого успеха не имели.

Конец 20х – 30х гг часто называют «годами путешествий». В 1735 году он вернулся к должности капельмейстера оркестра. В 1740 году незадолго до смерти Вивальди отправился в свое последнее путешествие в Вену. Причины его внезапного отъезда неясны. Умер в Вене и был нищенски похоронен. Вскоре после  смерти имя выдающегося мастера было забыто. И только через 200 лет начинается подлинное возрождение былой славы Вивальди.

Учитель:

- Многие инструментальные сочинения Антонио Вивальди имеют программные подзаголовки. В 1720 году Вивальди написал цикл из четырех концертов для скрипки с оркестром «Времена года». Каждый концерт состоит из трех частей, и каждый концерт изображает одно время года. Партитура «Времен года» снабжена развернутой программой, то есть музыка точно следует за образами стихов.   Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди. Стихотворения так хорошо соответствуют музыкальной форме концертов, что возникает подозрение, что сонеты сочинены уже к написанной музыке.

 

 

 

 3

Учитель:

-  Сейчас вы прослушаете незнакомое вам произведение. Послушайте внимательно и постарайтесь образно представить картину

-

 

Учитель:

4

Учитель:

- Давайте на какое-то время представим, что можно воображать, чувствовать не только красоту, но и горе, слезы, трагедию.

- А зачем на войне нужны были песни, стихи, артисты?

Ученики:

(Для поддержки силы духа, для уверенности в победе).

Учитель:

- На войне нужно было слушать только грустную музыку?

Ученики:

 (Наоборот, музыку, возвращающую людей мысленно в мирное время).

Учитель:

- О чем или о ком пели солдаты на войне?

Ученики:

(О Родине, маме, близких, друзьях).

Учитель:

- Очень хорошо сказал об этом поэт Михаил Матусовский в стихотворении «Баллада о солдате»:

Полем, вдоль берега крутого, мимо хат

В серой шинели рядового шел солдат.

Шел солдат, преград не зная,

Шел солдат, друзей теряя,

Часто, бывало, шел без привала,

Шел вперед солдат.

Шел он ночами грозовыми в дождь и град.

Песню с друзьями фронтовыми пел солдат.

Пел солдат, глотая слезы,

Пел про русские березы,

Про кари очи, про дом свой отчий

Пел в пути солдат.

- Во время отдыха, в перерывах между сражениями солдаты пели песни и вспоминали своих друзей, близких, свою малую Родину; место, где они родились,

ходили в школу, где прошло их детство.

И мы с вами исполним песню «Родные места», когда будете исполнять песню, постарайтесь представить себе ваши любимые, родные места. Увидеть и почувствовать душой то, о чем будете петь.

Исполнение песни «Родные места»

Вывод: Жизненная необходимость в искусстве. Мир и война не могут обойтись без поэзии, музыки, изображения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 6 классе по теме "Жизненная сила музыки И. С. Баха".

Урок музыки в 6 классеЦели и задачи урока:1.      Закрепить понятие «полифония» на примерах вокального, инструментального и произведения изобразительного искусства;2....

Урок музыки в 6-м классе "Волшебная сила музыки"

Тема урока:  «Волшебная сила музыки»   Тип урока: мультимедийный, экспериментальный, проектный.   Методы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, проектные.   Цель...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ «ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА МУЗЫКИ»

Согласно А. Кирхеру, психотерапевтические возможнос­ти музыки заключались в ее посредничестве между музыкой сфер и той, которая заключена в движении физиологических процессов в теле.О лечебных с...

Конспект и презентация к уроку музыки «Преобразующая сила музыки».

Тема урока: Преобразующая сила музыки.Тип урока: комбинированный.Цель урока: Формировать знания детей о преобразующей силе музыки.На уроке решались образовательные, воспитательные и развивающие задачи...

Презентация к уроку музыки по теме "Преобразующая сила музыки" 6 класс

Презентация к уроку музыки по теме "Преобразующая сила музыки" 6 класс...

Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс

Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...