Урок музыки. Музыка в басне.
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Багрова Татьяна Вениаминовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok-konkurs.ppt1.04 МБ
Microsoft Office document icon urok_muzyki.doc39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Басня – краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ. И.А. Крылов

Слайд 2

Музыка в басне

Слайд 3

И.А. Крылов. Квартет

Слайд 4

альт виолончель скрипка

Слайд 5

Александр Порфирьевич Бородин Квартет. Часть 3 «Ноктюрн»

Слайд 6

«Волшебный смычок» - норвежская народная песня

Слайд 7

Спасибо за сотворчество



Предварительный просмотр:

Урок музыки

Тема: Музыка в басне

Цель: на примере басни Крылова «Квартет» определить роль музыки в литературном жанре «басня».Познакомить с творчеством А.П. Бородина.

Ход урока:

-Друзья, предлагаю начать нашу встречу с песни Е. Птичкина «Сказки гуляют по свету». (Исполнение 1-2 куплета.)

-Какие виды искусства помогли создать эту песню? (М и Л). Что дает союз музыки и литературы – ( рождение новых музыкальных и литературных жанров и тем.)

- Мы с вами коллективно спели песню. А как называется коллектив, исполняющий одно произведение? (хор).

А песню можно петь только хором?.

 Нет (1,2,3). 1 – соло; 2.3.4.- ансамбль.

Предлагаю  создать ансамбль и  прямо здесь.

Буду петь сегодня песню,

Но одной не справиться,

Приглашу Семена, Сашу,

И, конечно же, Наташу.

Замечательный ансамбль!

И песня получается.

- Посмотрите, сколько певцов у нас получилось? (4). А 4 певца, т.е. ансамбль певцов называется … Квартет. От музыкального интервала кварта, что означает – 4.

А могут ли наши певцы превратиться  в музыкантов? Что должен уметь музыкант? (играть на муз. инструментах).

 Что ж инструменты есть, музыканты тоже. Начинайте по руке дирижера. Играйте.

- Получилась музыка? Почему?  (они не умеют играть….)

Наша ситуация, которую мы разыграли,  напоминает какое-нибудь литературное произведение?

- Это Басня. Друзья мои, а что такое Басня?(СЛАЙД)

Слайд с темой урока

- Сегодня мы должны попытаться ответить на вопрос –

МУЗЫКА ПОМОГАЕТ РАСКРЫТЬ МОРАЛЬ БАСНИ?
Читаю.(сЛАЙД)

- какие инструменты у героев басни?

- Какая музыка, точнее какие ассоциации вызвал, что вам напоминает их игра?

(лязг, шум, грохот) Эти звуки можно назвать музыкальными?  Эти звуки можно назвать музыкой ? Почему у героев басни не получилось стать музыкантами? Ансамблем?

-

-. А я предлагаю вам другое музыкальное произведение. Вслушайтесь.

Что вы услышали в музыке? (набор звуков?) – прекрасная мелодия.

Какой образ создала эта музыка? (образ тишины, покоя), с помощью каких средств выразительности?

Покажите характер этого произведения, посмотрите за движением мелодии.

(интонирование).

Это музыка какой жанр напоминает? Песню, протяжную, спокойную. А когда эта песня звучит утром, днем , ночью? Ночь. Вы правы, эта музыка, спокойна , как ночь…Тихая, неторопливая. И название ее -  НОКТЮРН, что в переводе с французского означает – ночная музыка. И сыграл ее ансамбль музыкантов, состоящий их 4 человек. Это… эту удивительную музыку написал русский композитор А.П. Бородин. (СЛАЙД)

 А какие инструменты исполнили Ноктюрн?  Что же получается. Инструменты такие же , как и в басне, исполнителей тоже 4.Но что произошло? Музыка другая. Качество музыки другое. Почему? (это настоящие музыканты.)

Только  настоящие музыканты могли передать чувство композитора Бородина, очень тонкое, нежное, лиричное, светлое – чувство любви композитора к своей жене.

Мы услышали сегодня 2-а квартета. Какие это были квартеты?

(Один – не умеющий играть, другой  прекрасно исполняющий музыку).

Музыка какого квартета понравилась? Почему мы  отдаем предпочтение музыке Бородина? (т.к. это – настоящая музыка, музыка виртуозов, мастеров своего дела)

Что говорит басня Крылова о тех, кто хочет стать музыкантом? Настоящим музыкантом?   Зачитайте.

«чтоб музыкантом стать, так надобно уменье…»

Вернемся к нашему вопросу.  

- музыка композитора Бородина помогает раскрыть мораль басни Крылова? Как мы ответим на этот вопрос. Меняю знак? На !

Давайте представим, что мы ансамбль. Какой инструмент у нас в руках? (скрипка).

Мы с вами ансамбль скрипачей.  Ах, какие скрипачи. Какие лица.

Так же светло и ярко споем с вами норвежскую песню Волшебный смычок, (слайд ), но продолжаем играть.

Спасибо! Вы были сегодня молодцы.

В основе самоанализа лежит схема, предложенная Поташником М.М.

Урок был дан  в 5 классе. Тема   - Музыка в басне.

Я поставила следующие цели:

(Обучающая):

- формирование  способности  определять взаимосвязь музыки и литературы;

- формирование и закрепление  понятий  музыкальный терминов  квартет, ансамбль.

(Воспитывающая) :

-воспитание личностного совершенствования; слушательской и исполнительской культуры;

Развивающая:

- развитие творческого воображения, способности сопоставлять; анализировать музыкальное произведение, развитие музыкального мышления, эмоциональной отзывчивости.

***

 Тип данного урока –изучение и применение  нового материала.

жанр урока:  размышление.

(По классификации Скаткина и Лернера) 

На уроке использованы следующие методы:

- информационно-рецептивный,

- репродуктивный,

- частично-поисковый.

Кроме того были использованы и сцецифичные методы:

-художественно-образного моделирования,

- пластического интонирования,

- музыкальных композиций (во время исполнения вокальной музыки)

Урок был проведен в 5 классе. Дети неизвестны, незнакомы.

Поэтому урок планировала с учетом этого обстоятельства.

Я старалась создать благоприятный микроклимат (похвала, установление контакта с помощью невербальных средств, с помощью муз. приветствия).

 В начале урока мы актуализировали субъектный опыт учащихся, опираясь на полученные ранее знания.

Цель была сформулирована на  основе проблемного вопроса, определяющего ход всего урока.

Активизации внимания  и поддержанию интереса, в течение всего урока, способствовали разнообразные виды деятельности:

- игровой момент,

- творческое слушание,

- пластическое интонирование,

- исполнение.

Эти приемы позволили развивать  воображение, ассоциативное мышление, помогали раскрыть творческий потенциал ребенка.

Кроме того, смена видов деятельности; благоприятный эмоциональный климат -  способствуют снятию напряжения и позволяют сохранять здоровье учащихся.

Мультимедийное сопровождение урока позволило задействовать разные типы восприятия:

- аудиальный,

- визуальный,

- кинестетический.

Интеграция школьных предметов (литература, музыка, изо) активизировала деятельность учащихся  с разными типами восприятия.

На этапе Рефлексии ребята выразили свое эмоциональное состояние, настроение  урока.

Сегодня на уроке  я не ставила цель оценивать знания учащихся, поэтому дана общая оценка работы классного коллектива.

Я считаю, что цели, поставленные мною на уроке, достигнуты.  Главное, что дети  прикоснулись к прекрасному, а это никогда не проходит бесследно, побуждая их самих творить;. творить прекрасное.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по музыке в 5 классе " Взаимосвязь музыки и литературы" ( Басня А. Крылова "Квартет")

Это необычный урок, составленый в стихах! Тема ракрывается с помощью стихотворных диалогов и музыкальной сценки! Опирается на содержание урока по музыке " Музыка в баснях"  на примере басни Крыло...

Внеклассное мероприятие по музыке "Музыка, музыка..."

Внеклассное занятие по музыке для учащихся начальных классов способствует развитию интереса к урокам музыки, воспитанию эстетического вкуса....

Открытый урок по музыке «Музыка эпохи Возрождения» 7 класс

Открытый урок по музыке «Музыка эпохи Возрождения» 7 класс, разработанный в социо-игровой методике....

Методическая разработка урока. "Застывшая музыка. Музыка в архитектуре". 5 класс.

Конспект  урока музыки в 5 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.ШмагинойТема урока: «Застывшая музыка. Музыка в архитектуре»Форма урока: дист...

Урок по музыке "Музыка + математика"

Конспект урока по музыке для учащихся 5 - ых  классов....

Конспект урока по музыке "Музыка - искусство звуков"

Конспект урока музыки по теме: «Музыка – искусство звуков» в 3  классе для обучающихся с умственной отсталостью вариант I...

Внеклассное мероприятие по музыке "Музыка ,музыка...." для начальных классов

Внеклассное мероприятие по музыкедля учащихся начальных классов"Музыка, музыка…" Цель:Способствовать развитию познавательного интереса к урокам музыки, воспитание эстетического в...