Урок музыки. Музыка в басне.
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Музыка в басне
И.А. Крылов. Квартет
альт виолончель скрипка
Александр Порфирьевич Бородин Квартет. Часть 3 «Ноктюрн»
«Волшебный смычок» - норвежская народная песня
Спасибо за сотворчество
Предварительный просмотр:
Урок музыки
Тема: Музыка в басне
Цель: на примере басни Крылова «Квартет» определить роль музыки в литературном жанре «басня».Познакомить с творчеством А.П. Бородина.
Ход урока:
-Друзья, предлагаю начать нашу встречу с песни Е. Птичкина «Сказки гуляют по свету». (Исполнение 1-2 куплета.)
-Какие виды искусства помогли создать эту песню? (М и Л). Что дает союз музыки и литературы – ( рождение новых музыкальных и литературных жанров и тем.)
- Мы с вами коллективно спели песню. А как называется коллектив, исполняющий одно произведение? (хор).
А песню можно петь только хором?.
Нет (1,2,3). 1 – соло; 2.3.4.- ансамбль.
Предлагаю создать ансамбль и прямо здесь.
Буду петь сегодня песню,
Но одной не справиться,
Приглашу Семена, Сашу,
И, конечно же, Наташу.
Замечательный ансамбль!
И песня получается.
- Посмотрите, сколько певцов у нас получилось? (4). А 4 певца, т.е. ансамбль певцов называется … Квартет. От музыкального интервала кварта, что означает – 4.
А могут ли наши певцы превратиться в музыкантов? Что должен уметь музыкант? (играть на муз. инструментах).
Что ж инструменты есть, музыканты тоже. Начинайте по руке дирижера. Играйте.
- Получилась музыка? Почему? (они не умеют играть….)
Наша ситуация, которую мы разыграли, напоминает какое-нибудь литературное произведение?
- Это Басня. Друзья мои, а что такое Басня?(СЛАЙД)
Слайд с темой урока
- Сегодня мы должны попытаться ответить на вопрос –
МУЗЫКА ПОМОГАЕТ РАСКРЫТЬ МОРАЛЬ БАСНИ?
Читаю.(сЛАЙД)
- какие инструменты у героев басни?
- Какая музыка, точнее какие ассоциации вызвал, что вам напоминает их игра?
(лязг, шум, грохот) Эти звуки можно назвать музыкальными? Эти звуки можно назвать музыкой ? Почему у героев басни не получилось стать музыкантами? Ансамблем?
-
-. А я предлагаю вам другое музыкальное произведение. Вслушайтесь.
Что вы услышали в музыке? (набор звуков?) – прекрасная мелодия.
Какой образ создала эта музыка? (образ тишины, покоя), с помощью каких средств выразительности?
Покажите характер этого произведения, посмотрите за движением мелодии.
(интонирование).
Это музыка какой жанр напоминает? Песню, протяжную, спокойную. А когда эта песня звучит утром, днем , ночью? Ночь. Вы правы, эта музыка, спокойна , как ночь…Тихая, неторопливая. И название ее - НОКТЮРН, что в переводе с французского означает – ночная музыка. И сыграл ее ансамбль музыкантов, состоящий их 4 человек. Это… эту удивительную музыку написал русский композитор А.П. Бородин. (СЛАЙД)
А какие инструменты исполнили Ноктюрн? Что же получается. Инструменты такие же , как и в басне, исполнителей тоже 4.Но что произошло? Музыка другая. Качество музыки другое. Почему? (это настоящие музыканты.)
Только настоящие музыканты могли передать чувство композитора Бородина, очень тонкое, нежное, лиричное, светлое – чувство любви композитора к своей жене.
Мы услышали сегодня 2-а квартета. Какие это были квартеты?
(Один – не умеющий играть, другой прекрасно исполняющий музыку).
Музыка какого квартета понравилась? Почему мы отдаем предпочтение музыке Бородина? (т.к. это – настоящая музыка, музыка виртуозов, мастеров своего дела)
Что говорит басня Крылова о тех, кто хочет стать музыкантом? Настоящим музыкантом? Зачитайте.
«чтоб музыкантом стать, так надобно уменье…»
Вернемся к нашему вопросу.
- музыка композитора Бородина помогает раскрыть мораль басни Крылова? Как мы ответим на этот вопрос. Меняю знак? На !
Давайте представим, что мы ансамбль. Какой инструмент у нас в руках? (скрипка).
Мы с вами ансамбль скрипачей. Ах, какие скрипачи. Какие лица.
Так же светло и ярко споем с вами норвежскую песню Волшебный смычок, (слайд ), но продолжаем играть.
Спасибо! Вы были сегодня молодцы.
В основе самоанализа лежит схема, предложенная Поташником М.М.
Урок был дан в 5 классе. Тема - Музыка в басне.
Я поставила следующие цели:
(Обучающая):
- формирование способности определять взаимосвязь музыки и литературы;
- формирование и закрепление понятий музыкальный терминов квартет, ансамбль.
(Воспитывающая) :
-воспитание личностного совершенствования; слушательской и исполнительской культуры;
Развивающая:
- развитие творческого воображения, способности сопоставлять; анализировать музыкальное произведение, развитие музыкального мышления, эмоциональной отзывчивости.
***
Тип данного урока –изучение и применение нового материала.
жанр урока: размышление.
(По классификации Скаткина и Лернера)
На уроке использованы следующие методы:
- информационно-рецептивный,
- репродуктивный,
- частично-поисковый.
Кроме того были использованы и сцецифичные методы:
-художественно-образного моделирования,
- пластического интонирования,
- музыкальных композиций (во время исполнения вокальной музыки)
Урок был проведен в 5 классе. Дети неизвестны, незнакомы.
Поэтому урок планировала с учетом этого обстоятельства.
Я старалась создать благоприятный микроклимат (похвала, установление контакта с помощью невербальных средств, с помощью муз. приветствия).
В начале урока мы актуализировали субъектный опыт учащихся, опираясь на полученные ранее знания.
Цель была сформулирована на основе проблемного вопроса, определяющего ход всего урока.
Активизации внимания и поддержанию интереса, в течение всего урока, способствовали разнообразные виды деятельности:
- игровой момент,
- творческое слушание,
- пластическое интонирование,
- исполнение.
Эти приемы позволили развивать воображение, ассоциативное мышление, помогали раскрыть творческий потенциал ребенка.
Кроме того, смена видов деятельности; благоприятный эмоциональный климат - способствуют снятию напряжения и позволяют сохранять здоровье учащихся.
Мультимедийное сопровождение урока позволило задействовать разные типы восприятия:
- аудиальный,
- визуальный,
- кинестетический.
Интеграция школьных предметов (литература, музыка, изо) активизировала деятельность учащихся с разными типами восприятия.
На этапе Рефлексии ребята выразили свое эмоциональное состояние, настроение урока.
Сегодня на уроке я не ставила цель оценивать знания учащихся, поэтому дана общая оценка работы классного коллектива.
Я считаю, что цели, поставленные мною на уроке, достигнуты. Главное, что дети прикоснулись к прекрасному, а это никогда не проходит бесследно, побуждая их самих творить;. творить прекрасное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по музыке в 5 классе " Взаимосвязь музыки и литературы" ( Басня А. Крылова "Квартет")
Это необычный урок, составленый в стихах! Тема ракрывается с помощью стихотворных диалогов и музыкальной сценки! Опирается на содержание урока по музыке " Музыка в баснях" на примере басни Крыло...
Внеклассное мероприятие по музыке "Музыка, музыка..."
Внеклассное занятие по музыке для учащихся начальных классов способствует развитию интереса к урокам музыки, воспитанию эстетического вкуса....
Открытый урок по музыке «Музыка эпохи Возрождения» 7 класс
Открытый урок по музыке «Музыка эпохи Возрождения» 7 класс, разработанный в социо-игровой методике....
Методическая разработка урока. "Застывшая музыка. Музыка в архитектуре". 5 класс.
Конспект урока музыки в 5 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.ШмагинойТема урока: «Застывшая музыка. Музыка в архитектуре»Форма урока: дист...
Урок по музыке "Музыка + математика"
Конспект урока по музыке для учащихся 5 - ых классов....
Конспект урока по музыке "Музыка - искусство звуков"
Конспект урока музыки по теме: «Музыка – искусство звуков» в 3 классе для обучающихся с умственной отсталостью вариант I...
Внеклассное мероприятие по музыке "Музыка ,музыка...." для начальных классов
Внеклассное мероприятие по музыкедля учащихся начальных классов"Музыка, музыка…" Цель:Способствовать развитию познавательного интереса к урокам музыки, воспитание эстетического в...