Этно- культурное воспитание в школе
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме
Помощь учащимся на уроках музыки знакомиться с музыкой Хакасии и других стран.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etno-kulturnoe_vospitanie_v_shkole.docx | 26.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Этно - культурное воспитание школе.
Необъятна и уникальна традиционная культура каждого народа. Тысячелетиями формировалось мировоззрение, уклад жизни, нормы этики и морали, народное искусство, народная философия, национальная кухня. Традиционные знания передавались из поколения в поколение, «из уст в уста». Такой способ передачи информации естественен. Но сегодня подрастающее поколение оказалось в экстремальных культурно-экологических условиях. Дети, подростки, молодежь большую часть своей жизни проводят вне семьи, вне родного дома. Ослабляются, разрываются связи с родителями, семьей, родом, народной культурой, что наносит непоправимый урон нравственному и патриотическому становлению подрастающего поколения. Семья, которая всегда была главным звеном в передаче традиционной культуры народа, утрачивает свою ведущую роль, поэтому роль посредника между культурой и ребенком выполняет общеобразовательная школа. Как современного ребёнка, оторванного от своих корней, приобщить к этнокультурным традициям?
Стремление обратиться к традиционной культуре – естественная реакция на фронтальный натиск массовой культуры. Этнографические занятия на уроках музыки, и во внеклассной работе с классом помогают приобщить ребенка к ценностям традиционной народной культуры.
Реконструкция традиционных праздников – одно из направлений этнокультурного компонента в нашей школе. В процессе восстановления того или иного праздника проводится работа по сбору дополнительного материала разучиваются необходимые песни, пляски и игры, составляется структурная основа праздника. Как показывает педагогическая практика это направление наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни русского народа.
Современное состояние «экологии культуры» и «экологического сознания» человека характеризуется прежде всего тем, насколько сохранен фонд традиционной культуры.
Чем он богаче, тем богаче и ценнее культурная сокровищница хакасского народа, тем более нравственно здоровым будет наше подрастающее поколение. Календарные обрядовые песни, хороводы, частушки широко
используются в нашей школе на внутри школьных мероприятиях,
таких как «Проводы зимы», «Жаворонки весну кличут», «Зосима»,
«Осенины», «Дни здоровья», «Колядки», «Рождественские посиделки»
В песенном фольклоре особое место занимает цикл календарных песен,
он состоит из малых циклов, строго приуроченных ко времени года и
праздникам народного календаря. На уроках музыки я стараюсь дать
как можно больше материала о народных инструментах, начиная с
древнейших ударных шумовых, заканчивая инструментами, которые
можно найти в каждой семье: ложки, погремушки балалайки и др.
Очень важным аспектом в этнокультурном воспитании является
поиск информации. Возможность самостоятельно найти нужную
информацию активизирует познавательную активность школьников.
Для этого широко используются информационные ресурсы сети
Интернет. Кроме того, привнесение элемента новизны способствует
усилению внешней и внутренней мотивации обучения школьников,
повышает интерес к этнографии.
Таким образом, активные методы обучения с использованием
информационных технологий позволяют изменить роль учащихся,
превратив их из пассивных слушателей в активных участников учебно-
воспитательного процесса.
Стремление обратиться к традиционной культуре – естественная
реакция на фронтальный натиск массовой культуры. Этнографические
занятия не только на уроках музыки, но и во внеклассной работе
с классом с использованием ИКТ помогают приобщить ребенка к
ценностям традиционной народной культуры.
Украшением любого праздника являются презентации созданные
самими учащимися. В нашей школе уже имеется своеобразный архив
таких презентаций.
Заключение
Народная музыка не записывается (и поэтому не сочиняется), ей обучаются по памяти, слушая игру или пение других музыкантов, и носителями ее являются не музыканты-профессионалы, а самоучки. Переходя от исполнителя к исполнителю в процессе коллективного сотворчества, народная песня подвергается изменениям, возникают ее варианты. Приведенная дефиниция отделяет народную музыку от других видов музыки, подчеркивая не городской, сельский ее характер и непрофессиональные методы исполнения.
Народную музыку можно также определять через связь с определенной этнической общностью, в которой она бытует. Данные характеристики народной музыки верны особенно по отношению к сельской культуре Западной Европы до 20 в. Однако в конце 20 в. подобные определения перестали отражать статус народной музыки и народных музыкантов во всем мире. Технический прогресс и СМИ совершенно изменили способ, которым народная музыка создается, познается, распространяется и используется как музыкантами, так и публикой. Сегодня народную музыку можно встретить и в городских, и в сельских регионах, в печатных сборниках и в памяти народных музыкантов, она исполняется как образованными музыкантами-профессионалами, так и крестьянами и любителями, звучит на компакт-дисках и в Интернете, а также в живом исполнении.
Поэтому современное определение должно учитывать эту новую ситуацию. Народная музыка в начале 21 в. – это музыка, которая часто (но не всегда) передается путем устной традиции и отличается от западной классической и популярной музыки скорее по функции, чем по средствам выражения. Народные музыканты могут быть такими же высокими профессионалами, как и академические музыканты или звезды поп-музыки, но чаще всего они исполняют музыку для собственного удовольствия, а не в качестве основного своего занятия.
Поэтому занимаясь этнографией в школе мы пытаемся восстановить ту неразрывную часть нашей культуры, которая передавалась и будет передаваться через устное народное творчество называемое- фольклором!
Используемая литература:
«Первая энциклопедия музыки» Э.Дейнс
«Дудочка и барабан» И.Чукаш
«Про свирель, гудок и бубен» детская энциклопедия русских музыкальных инструментов
Т.Петрова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация ( использование краеведческого этно-культурного компонента в обучении английскому языку).
Данная работа в помощь учителям английского языка, помогающая мотивировать учащихся на углубление знаний по предмету, на воспитание интереса к культуре и истории родного края....
Урок социально-бытовой ориентировки в 6 классе. (Этно-культурная составляющая). Разработала и провела учитель СБО Лепёшкина Ольга Евгеньевна.
Тема: «Заваривание чая по хакасским народным традициям».Цель: учить заваривать чайный напиток по правилам, соблюдая народные традиции.Задачи.Обучающие: систематизировать и обобщить теоретические...
Этно-культурный фестиваль
В рамках этно-культурного фестиваля учителями английского языка была подготовлена программа ускоренного курса по подготовке гидов-переводчиков,ориентированная на учащихся 8 - 11 классов по теме "Диало...
Этно-культурный компонент в рабочую программу по русскому языку. 6 класс.
Приложение. Этно-культурный компонент в рабочую программу по русскому языку.6 класс. Республика Бурятия....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по культурному воспитанию учащихся школы «Мир культуры!» Возраст учащихся: 7 – 10 лет
Дополнительная образовательная программа предметно-практической деятельности учащихся "Мир...
Взаимосвязь этно-культурных традиций и духовно-нравственного развития через исследовательскуюдеятельность
Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам, традициям и культуре своего народа....