"Можем ли мы увидеть музыку"
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Новикова Любовь Михайловна

Урок в 5 классе по программе Д.Б. Кабалевского в разделе "Можем ли мы увидеть музыку" по технологии проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geroi_v_muzyke.docx24.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Можем ли мы увидеть музыку?

«Образы героев в музыке и живописи»

урок музыки в 5 классе.

(технология проблемного диалога)

Учитель музыки высшей категории

Новикова Любовь Михайловна

МБОУ СОШ №56

2013г.

Цель: формирования у учащихся умения чётко сформулировать проблему, самостоятельно  и   логично выстраивать систему действий, проводить диагностику результатов. Формирование целостной картины восприятия мира, неделимость музыки и окружающего мира.

           Применение эвристического (частично поискового) метода.

Ожидаемые результаты: 

         -  воспитание культуры слушателя, исполнителя;

- формирование внутренней мотивации к учению посредством организации самостоятельной познавательной деятельности учащегося;

- развитие творческого и интеллектуального потенциала ученика,

- повышение эффективности усвоения УУД посредством создания проблемной ситуации и нахождения пути решения данной проблемы с помощью логического мышления.

- развитие навыка применения  знаний и личного опыта на практике в нестандартной  для ребят форме. 

- формирование  умения осваивать новый опыт, ориентир их деятельности – порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.

УУД:

 Коммуникативные:

  1. воспитывать культуру слушателя  через прослушивание подготовленного материала
  2. формировать культуру анализа произведений;
  3. развивать культуру диалоговой и монологовой  речи в процессе изучения учебного материала.

Личностные:

  1. найти  возможность для творческой самореализации на уроке и во внеурочное время;
  2. направить себя на построение самостоятельного маршрута общения с искусством (самостоятельное прослушивание музыки в домашних условиях, приобретение записей классической музыки для домашней фонотеки, посещение концертов, обучение игре на музыкальных инструментах, чтение литературы).

Этапы урока:

1. Постановка задания, содержащего проблемную ситуацию.
2. Анализ проблемной ситуации, формулирование проблемы.
3.Поиск решения проблемы (проверка гипотез, методов решения проблемы).
4.Решение проблемы (выбор метода решения, фиксирование алгоритма (схематично)).
5.Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.

Эпиграф. 

Нету счастья выше, нету чести выше,

Чем любимой Родине служить!

А.С. Ерикеев

  1. Организационный момент.

Приветствие.

II. Актуализация знаний 

- Звучит фрагмент «Богатырской» симфонии  АП. Бородина.

У.  Как называется это произведение и кто его автор?

Д.  Это «Богатырская» симфония №2 Александра Бородина. (слайд3)

У. Что такое симфония?

Д. Симфония – это многочастное произведение для симфонического оркестра.

У. Какой у нее характер и почему она называется «богатырской»

Д. Она звучит мужественно, грозно, победно, торжественно и  посвящена богатырям.

У. Давайте вспомним с вами кто такие богатыри?

Д. Богатыри – это защитники Родины, они сильные, мужественные, храбрые.

У. А какие еще произведения искусства рассказывают нам о богатырях?

Д. Былины, картина Васнецова «Богатыри» (слайд4)

У. Да, на прошлом уроке мы с вами познакомились с произведениями музыки, литературы и живописи, раскрывающие тематику богатырской удали и мощи.

- А как называется тема наших уроков 3  четверти?

Д. Можем ли мы увидеть музыку.

У. А что музыку на самом деле можно увидеть?

Д. Да, музыку можно увидеть в своем воображении.

III. Постановка учебной задачи

У. О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечество создано много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, кино, театре). Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и душевное богатство русского человека. Русские композиторы, художники, писатели и поэты постоянно обращаются в своём творчестве к теме защиты Родины

-Почему? С чем это связано?

Д.  Это оттого, что с древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытались завладеть нашими землями, богатствами поработить наш народ.

-Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства.

У.  Тема нашего урока сегодня «Героические образы в искусстве»

А можно ли  назвать богатырей героями?

Д.  Да.

У. Перед вами таблица, в которой вы будете записывать свои мнения.

 Охарактеризуйте богатырей, какими вы их представляете.(выполнение задания на листах)

У. На прошлом уроке мы разучили с вами песню, она называется «Песня о маленьком трубаче» С. Никитина. Давайте исполним ее.(слайд5)

- исполнение учащимися песни.

У. Можно ли маленького трубача назвать героем?

Д. Да. Он поднял полк на врага.

У. А кто такие герои? И какими их «рисует» музыка. Сегодня мы попробуем в этом разобраться.

( Слайд 6)   Сейчас мы с вами послушаем арию И. Сусанина из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин».

Д.  Сусанин простой крестьянин, который ради спасения царя и отечества пожертвовал своей жизнью. Он завел врага в непроходимые болота и погиб там вместе с ними.

У. Послушайте арию и попробуйте «нарисовать» портрет этого человека.

-Звучит ария Сусанина.

У. Как звучит ария?  Каким предстает перед нами Сусанин?

 О чем он думает в последние часы жизни?(слайд7)

- запись ответов в таблице..

Можно ли его назвать героем?

  Д . Сусанина можно назвать героем, потому –что он пожертвовал своей жизнью ради спасения страны.

У. По льду летели с лязгом, с громом,

К мохнатым гривам наклонясь,

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь.

                      К Симонов

  -  Показ репродукции П. Корина «Александр Невский»  (слайд 8)

У. Какого князя увековечил в своей картине Павел Корин?

 Д. Александра Невского. Ему было 20 лет, когда он одержал победу над шведами на реке Неве и в 22 года вместе со своим войском одолел рыцарей - крестоносцев на Чудском озере. А было это в 13 веке.

У,     Почему, глядя на картину, можно сказать, что Александр Невский – русский воин?

Д. Пейзаж с русскими церквями, боевое русское знамя.

  Легендарным защитником русской земли изобразил Павел Дмитриевич Корин  Александра Невского в своей картине, над которой художник работал в годы Великой Отечественной войны, говоря, что хочет воплотить в ней «непокорный дух русского народа».

Режиссер – С. Эйзенштейн снял художественный фильм  «Александр Невский» в1938 г., а (слайд 9) С. Прокофьев написал музыку к этому фильму. Позже он создал одноименную кантату.

Звучит Песня об Александре Невском.

У. -Каким предстает перед нами А.Невский?

- Соответствует ли характер музыки с изображенным образом на картине?( слайд10)

-Какое настроение передает музыка? Какими чувствами охвачены люди?

- Какими словами можно охарактеризовать главную интонацию мелодии?

-записываем в таблицу.

 Д.  Мужественная, маршевая, призывная. Музыка выражает непобедимую мощь и суровое величие.

 

У. Еще об одних событиях мне хочется вам рассказать. Произошли они в 1812 году. На Россию пять напал враг. Что вы знаете об этой войне?

Д. Она называется Отечественная война. На нашу Родину напал Наполеон со своей армией.

У. А кто был полководцем нашей армии?

Д. М.И. Кутузов.(слайд11)

У. С. Прокофьев написал еще одно замечательное произведение – оперу «Война и мир». Она рассказывает о событиях этой войны. В ней есть  переломный момент, в котором Кутузов решает оставить Москву без боя. Он собирает военный совет в Филях и объявляет им о своем решении. Но именно благодаря этому решению впоследствии русская армия смогла победить врага.

-Давайте послушаем арию Кутузова и попробуем охарактеризовать его.

-Звучит ария Кутузова С. Прокофьева из оперы «Война и мир».

- Можно ли назвать человека героем, который принимает такое решение?

-дети записывают в таблицу.

У.  А теперь сопоставьте все свои записи и сделайте вывод: кто же такой герой?

Д. Герой – это человек, который совершает подвиг, сражается с врагом, защищает свою Родину.

У. Прекрасные произведения великих мастеров В.Васнецова и А.П.Бородина, П.Корина и С.С.Прокофьева рассказывают нам о далеких событиях. Но эти произведения были созданы ими гораздо позже событий, происходивших  в 19 и 20 веках.

Проблемный вопрос:

-Что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого?

Воспевая русскую богатырскую мощь, великие мастера изображали не только славное прошлое нашего народа, но и его славное героическое будущее. Изображая историческое прошлое, заимствовав сюжеты из истории, сами произведения, всем свои духом будят в нашем воображении события 20 века.

Они говорят нам о том, что нельзя забывать своей истории.

 В XXвеке была еще одна страшная война – Великая Отечественная, унесшая миллионы человеческих жизней. Я думаю, что всех, кто сражался на фронте, а так же тех, кто работал в тылу тоже можно назвать героями. Они для нас всегда пример. О них сложено много песен, написано много картин.

Нет такой семьи, которой не коснулась бы эта война. Жестокие бои шли за взятие Крымской  высоты.(слайд12)

Вы уже четверное поколение, которому не довелось пережить тех ужасов войны. Но забывать об этом нельзя.

Мы не раз будем обращаться к этой теме на наших уроках.

А сейчас я предлагаю вам послушать песню «Прадедушка» в исполнении ученицы 3 класса Гаврилюк Олеси. (слайд 13)

У. А  в наше время  кого мы можем назвать героями?

Д. Тех, кто стоит на защите нашей Родины. Это солдаты, которые днем и ночью охраняют наш покой и зорко охраняют наши границы.

У. Наша армия – одна из сильнейших в мире. Служить в армии  - честь каждого. Все мальчишки мечтают об этом. И мы всегда будем гордиться  нашей армией, потому, что она самая сильная, смелая и гордая! (слайд 14)

В заключении урока исполняется песня «Наша армия»

IV. Обобщение.

Сегодня на уроке мы познакомились с прекрасными творениями великих мастеров, которые в своих произведениях воспели мужество, героизм, силу, благородство русских защитников Отечества.

V. Рефлексия деятельности

-Расскажите, какой вывод вы сделали для себя сегодня за урок?

-Всё ли вам удавалось легко?

Мы сегодня хорошо поработали.

VII. Итог

В заключение нашей встречи мне хочется пожелать стать вам такими же доблестными, сильными, смелыми, преданными Родине защитниками своего Отечества, о которых вы узнали на уроке.

VII. Домашнее задание

Дома постарайтесь найти пословицы, поговорки, стихи о смелости и храбрости или сочинить свои.

"Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной - есть постыдное равнодушие" – этими  словами Александра Сергеевича Пушкина мы и закончим сегодняшний урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки. Тема урока: Можем ли мы увидеть музыку? (Мужественные, героические образы в искусстве)

Тема урока: «Можем ли мы увидеть музыку?».               На первый взгляд эти два вида искусства (музыка и живопись),  с...

Урок музыки в 5 классе "Можем ли мы увидеть музыку" с презентацией.

Урок музыки в 5 классе, 3 четверть. "Музыка и изобразительное искусство".1 урок. Тема "Можем ли мы увидеть музыку".Тип урока: введение в тему "Музыка и изобразительное искусство".Цель: выявить с учащи...

Презентация к уроку музыки по теме "Можем ли мы увидеть музыку" 5 класс

Презентация к уроку музыки по теме "Можем ли мы увидеть музыку" 5 класс...

Урок музыки в 5 классе по теме «Можем ли мы увидеть музыку»

Урок музыки в 5 классеуровень преподавания - базовыйпо теме «Можем ли мы увидеть музыку»Цель: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира.Задачи:· Образовательные: показать в...

Проект урока по теме "Можем ли мы увидеть музыку?": "Картины природы в музыке"

Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор. При внимательном слушании музыки могут возникнуть не только зрительные пред...

Урок в пятом классе, тема четверти "Можем ли мы увидеть музыку", "Портрет в музыке и изобразительном искусстве"

"Как сходна музыка с человеком! У нее человеческое лицо в моменты, когда ее вдруг увидишь воочию" А. Сууман.Знакомство с музыкой. которая изображает портрет человека и раскрывает его характер......

Технологическая карта и Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме "Можем ли мы увидеть музыку?

Данную презентацию можно использовать с технологической картой урока "Можем ли мы увидеть музыку?"  Э. Успенский "О картинах", К.Сен-Санс "Фламинго (финал)" из...