Музыкальное образование - роскошь или необходимость?
статья по музыке по теме
Статья о значении музыкального образования в развитии творческого потенциала ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnoe_obrazovanie.docx | 24.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБОУ гимназия № 271 Красносельского района
Музыкальное образование — роскошь или необходимость?
(в контексте развития современной науки)
Педагог дополнительного образования:
Мельник С. М.
Санкт-Петербург
2013
В педагогических дискуссиях актуальны идеи о сочетании полезного и прекрасного как двух основных компонентах обучения.
В то время как теории говорят об идеале всесторонне развитой личности и подчёркивают важность эстетического начала в воспитании человека, в практике школьного обучения преобладает односторонне-научный уклон. Мотивы перегрузки звучат в аргументах по сокращению часов гуманитарного цикла. Последние оценивают только с точки зрения практической деятельности. Музыкальное обучение расценивается как роскошь, излишняя в воспитании делового человека.
Сужение целей и содержания обучения вступают в противоречие с самой сутью общего образования, предполагающей в качестве основного условия многосторонность и целостность.
Случайно ли, что многие выдающиеся физики — Макс Планк, Вальтер Нернст, Макс Борн, Пауль Эренфест, Яков Френкель и другие — были музыкантами? Можно их влечение к музыке объяснить только воспитанием?
«Мне лично, — говорил А. Эйнштейн, — ощущение высшего счастья дают произведения искусства, в них я черпаю такое духовное блаженство, как ни в какой другой области…» [1]. Сотни статей комментируют несколько слов великого физика, выдвигаются различные гипотезы и толкования, но в одном сходятся все: современная наука не может развиваться без способности учёных к образному мышлению.
«Когда Эйнштейн трудился над построением своей теории тяготения, — свидетельствует Поль Дирак, — он не пытался при этом опираться на какие-то результаты наблюдений. Отнюдь нет! Всё сводилось к поиску прекрасной теории, теории того типа, который избрала бы сама природа. Он стремился лишь к тому, чтобы его теория обладала красотой и изяществом… Он исходил исключительно из мысли о том, какой должна бы быть природа, но не из требования объяснения этой теорией отдельных экспериментальных результатов» [2].
Великий физик пользовался методом, свойственным художнику, главным образом используемым в музыке. Здесь хочется процитировать стихи петербургского поэта Игоря Горина:
«Художник творит из видимого им мира.
Писатель, поэт воплощает свои мысли в слова,
Обычные слова, которые он произносит с детства, в наследство получив от поколений.
Но Музыка!..
Откуда, из каких небесных иль подземных тайников
Рождаются гармонии, которых нет в природе?
О, здесь человек-творец стоит уж вровень с Богом, свой создавая мир» [4].
Музыка — это духовная материя, наиболее универсальный язык, поразительно точно выражающий душевный мир человека.
Наше время несёт на себе печать многих проблем: демографической, экологической, влияние на человеческую психику компьютеризации. Но одной из сложнейших может стать утрата живого чувства, скудость и ограниченность эмоционального мира человека.
Чарльз Дарвин в своей автобиографии пишет, что до тридцатилетнего возраста находил большое наслаждение в музыке, поэзии, живописи, но затем на многие годы утратил всякий вкус к ним: «Кажется, что мой ум стал какой-то машиной, которая перемалывает большое собрание фактов в общие законы… Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и, может быть, вредно отражается на умственных способностях, а ещё вероятнее — на нравственных качествах, так как ослабляет эмоциональную сторону нашей природы» [2].
Музыкальное искусство, являясь средством передачи чувств, сохраняет духовный опыт человечества. Благодаря этому происходит обмен мыслями, чувствами, устремлениями, без которого немыслимо существование человека. Духовный мир композитора, постигающего действительность с особой чуткостью и проникновенностью, становится достоянием каждого.
Музыкальное мышление имеет ярко выраженную эмоциональную окраску. Современная наука подчёркивает, что эмоции и чувства играют исключительно важную роль в структуре мыслительных действий человека (по результатам научных исследований музыка В. Моцарта способствует развитию умственных способностей детей, стимулирует творческий импульс).
Что же могут дать для развития творческого мышления занятия музыкой, и в частности занятия на инструменте?
Опыт, приобретённый через исполнение музыки, особенно ценен. Суть в том, что этот опыт — сугубо практического свойства, следствие непосредственных игровых действий.
В. А. Сухомлинский, равно как и другие психологи и педагоги, специально обращал внимание на роль практических операций в обучении: «Есть особые, активнейшие, наиболее творческие участки мозга, которые пробуждаются к жизни, благодаря соединению процессов абстрактного мышления и тонкой, мудрой работы рук. Если такой работы нет, эти отделы мозга превращаются в тупики»
Исполнение и прослушивание музыки не только способствует «прокладке мостов» между различными полюсами мозга (гармонизируют полушария), но и развивает воображение. Воображение лежит в основе научного открытия; на нём построено искусство.
Сущность музыки — невидимое. Звуки, их сочетания, динамика, форма пьесы — звучащие средства того, что скрыто от нас.
По словам Эйнштейна, «музыка и исследовательская работа в области физики различны по происхождению, но связаны между собой единством цели — стремлением выразить неизвестное…» [2].
В музыке творчество сводится к поиску идеальной структуры, обладающей красотой и гармонией.
Выдающийся математик Жан Адамар называет это изобретением. В своей работе «Исследование психологии процесса изобретения в области математики» он высказывает мысль, что симфонии Бетховена являются подлинными изобретениями [2]. Искусство, как и наука, есть форма познания мира, и композитор открывает объективно существующие закономерности. Нам произведения кажутся прекрасными именно потому, что в них выявлена красота закономерностей.
В обыденной речи слову «искусство» стало соответствовать чувство, а слову «наука» — разум. Однако практика всякой подлинно творческой деятельности свидетельствовала: развитие, воплощение художественного замысла всегда опирались на точное знание, технику и расчёт, тогда как рождению истин, на которых строится современная наука, сопутствовали и сопутствуют художественная по своему существу интуиция, воображение.
У воображения есть опасные враги: стереотипы, избитые истины, стёртые мысли, заземлённые желания. Есть гимнастика тела, гимнастика дыхания. Должна быть и гимнастика воображения. Абстрактное мышление, воображение, интуиция — формируются и развиваются в процессе музыкальных занятий. Это необходимые предпосылки для успешной творческой деятельности в любой области.
Литература:
1. Волошинов А.В. Математика и искусство. М.: Просвещение, 1992. 335, [1] с.: ил.
2. Фрид Г. Музыка. Общение. Судьбы: О Моск. молодеж. муз. клубе: Ст. и очерки. М.: Сов. композитор, 1987. 237, [2] с.
3. Глазычев В.Л. Гемма Коперника: Мир науки в изобразит. искусстве. М.: Сов. художник, 1989. 414 с.: ил.
4. Горин И. Мне как молитва эти имена. От Баха до Рихтера. СПб.: Союз художников, 2007. 191 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкального слуха и его роль в музыкальном образовании детей
Целью настоящей работы является рассмотрение вопроса о том, какую роль в воспитании юных музыкантов играет музыкальный слух. В исследовании представлена подробная классификация видов и фор...
"Использование музыкальной концепции К. Орфа в музыкальном образовании"
В работе описываются основные формы музыкально-игровой деятельности, опирающиеся на педагогическую концепцию немецкого педагога и композитора К. Орфа....
Технология проектной деятельности при изучении предметов музыкально-исторического цикла в дополнительном музыкальном образовании
Наряду с современными педагогическими технологиями, совершенствующими образовательный процесс в системе дополнительного музыкального образования детей, большая роль принадлежит технологии проектного о...
Методическая разработка по теме «Место и роль дидактического материала по музыкальному образованию учащихся младших классов. Музыкальная игра»
В разработке даны практические рекомендации по проведению музыкальных игр....
Электронные музыкальные инструменты как средство современного музыкального образования в детских школах искусств (методические рекомендации)
Данная работа представляет клавишный синтезатор, как средство современного музыкального образования в детских школах искусств и предназначена для преподавателей и учеников, осваивающих эле...
Индивидуальный план по самообразованию музыкального руководителя Воробьёвой Марины Валерьевны Тема: «Обеспечение качества музыкального образования посредством танцевально - игровой гимнастики» Цель: Выработка культуры движений и навыков координации, вос
Индивидуальный план по самообразованию музыкального руководителяВоробьёвой Марины Валерьевны Тема: «Обеспечение качества музыкального образования посредством танцевально - игровой гимнастики...
Информационно-методическое сообщение "Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"
"Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"...