"Использование музыкальной концепции К. Орфа в музыкальном образовании"
статья по музыке по теме
В работе описываются основные формы музыкально-игровой деятельности, опирающиеся на педагогическую концепцию немецкого педагога и композитора К. Орфа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_muzykalnoy_kontseptsii_k._orfa_v_muzykalnom_obrazovanii.docx | 25.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование педагогической концепции К. Орфа в
музыкальном образовании
Происходящий на наших глазах процесс реформирования общественной жизни затронул и систему музыкального образования, в рамках которой, наряду с традиционными типами учебных заведений и широко распространенными методическими приемами, все большую роль приобретают альтернативные формы обучения.
В поисках новых форм и методов обучения незаменимую роль играет изучение истории музыкальной педагогики, накопившей богатый арсенал приемов и методов обучения детей, которые обеспечивают передачу от одного поколения к другому достижений музыкальной культуры и художественного мастерства. В каждой стране формируются яркие национальные педагогические школы, между этими школами осуществляется обмен опытом. В результате таких изменений все большее внимание уделяется активным формам работы детей на музыкальных занятиях.
Последнее время большой популярностью пользуется педагогическая система немецкого педагога и музыканта Карла Орфа. Она основана на развитии детского творчества и предполагает комплексный подход в музыкальном воспитании детей.
Данная система представляет большой интерес, так как обладает рядом достоинств: универсальность, гибкость, позволяющие сочетать ее с различными методиками, высокой адаптивностью к различным национальным условиям. Система максимально приближена к возможностям и интересам ребенка. Неслучайно ее название – «Элементарное музицирование», в котором слово «элементарное» имеет смысл «простое», «доступное каждому». Музицирование здесь понимается как глубокая и органичная взаимосвязь музыки, движения и речи. Основным предназначением «Шульверка» является приобщение всех детей к музыке, независимо от их способностей, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности через игру.
Первое знакомство российских музыкантов с педагогической системой Карла Орфа состоялось в 1967 году и в последующие годы педагоги-музыканты с большим интересом познавали новую методику. Элементы системы К. Орфа стали успешно применяться на музыкальных занятиях в детских садах, общеобразовательных школах. Однако систематическое обучение преподавателей музыкальных школ методу К. Орфа в России началось в конце XX века, когда ведущие специалисты Орф-Института стали проводить циклы семинаров, появились методические работы российских педагогов. В результате посещения семинаров, курсов повышения квалификации, изучения методической литературы стало очевидным необходимость использования игровых моделей занятий по технологии К. Орфа на уроках по предметам «Развитие музыкальных способностей» театрального, хореографического отделений, отделения раннего развития детей, на уроках сольфеджио, эстрадного вокала. На музыкальном отделении школы был введен новый предмет «Игровое музицирование» полностью опирающийся на педагогическую концепцию К. Орфа. Проводя занятия по методике Карла Орфа решаются следующие задачи:
- Развитие чувства ритма, слуха, тактильных ощущений;
- Развитие у детей коммуникативных навыков, умения договариваться, согласовывать свои действия;
- Развитие чувства ответственности, умения взять инициативу на себя;
- Привитие умения слушать друг друга и себя не только во время музицирования;
- Развитие способности радоваться успеху другого, помогать другому;
- Развитие музыкальности детей, их эмоционального мира, восприятия музыки, создание слушательского опыта;
- Освоение игры на ударных инструментах, инструментах детского оркестра;
- Исполнение песенок, попевок, сочинение мелодий на основе заданного текста;
- Приобретение навыков игры в ансамбле (музицирование).
Музыкально-игровая деятельность содержит в себе систему творческих заданий, с использованием разнообразных форм деятельности: речевые игры, ритмодекламация, пальчиковые игры, игры со звуком, игры с жестами, игры с ритмом, игры с палочками, игры с инструментами, двигательные игры, коммуникативные игры, элементарный театр, пластическое интонирование, танцевальные миниатюры, элементарные танцы.
Дети на таких уроках вовлечены в развитие и раскрытие своих речевых, музыкальных и танцевальных способностей, овладевают основными приемами игры на музыкальных инструментах. Наряду с этим идет развитие форм поведения: внимательность, сосредоточенность, терпение, самостоятельность и включение в группу, что является важным для каждого вида игр.
Учащиеся знакомятся со звуковыми возможностями своего тела - инструментом, который всегда «с собой», которые позволяют организовать и украсить пение и танцы в любых условиях, при отсутствии других инструментов. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы, щелчки пальцами и др. Использование звучащих жестов вносит элемент движения в освоении ритма, что крайне важно для эффективного развития чувства ритма.
В комплекс многих занятий входят пальчиковые игры. Они способствуют развитию мелкой моторики рук, учат управлять своим телом. Активный массаж пальцев и ладони, возникающий при пальчиковых играх, способствует снятию усталости, повышению работоспособности, развитию интеллекта.
Широко на уроках используются речевые упражнения, которые представляют собой очень эффективную, но мало применяемую форму творческой работы с детьми. Речевые упражнения служат основой для постижения богатства и разнообразия ритмов и интонаций, воспитания интонационного, полиритмического и полифонического слуха, подготовки голосового аппарата к пению. Речевое музицирование открывает большие возможности для овладения детьми на самом раннем этапе почти всем комплексом выразительных средств музыки.
Основой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, потешки, прибаутки, заклички, имена, рифмы.
Для пения используются маленькие песенки-бусинки, которые поются без аккомпанемента фортепиано – с голоса педагога и с аккомпанементом детских инструментов – ксилофонов, металлофонов и разнообразных шумовых. Мелодии состоят из простейших «интонаций-кубиков».
Использование простейших движений в танцах и играх, несложных остинатных аккомпанементов в инструментальных сопровождениях к пению позволяет свести до минимума этапы разучивания и организовать урок как учебно-занимательное музицирование. Детские импровизации на уроке являются коллективными. Это позволяет каждому ребенку найти свое место, независимо от уровня его музыкальных способностей. Роль ребенка может быть очень небольшой и простой, но важно само его участие в сотворчестве.
Методика Карла Орфа несовместима с авторитарным стилем общения педагога с детьми. В ее основе – принципы гуманистической педагогики, глубокое уважение к личности ребенка. Сам тип игрового общения с детьми предполагает изменение роли учителя. Он оказывается не в роли наставника детей, а выступает как участник игры. Но, в то же время, учитель координирует действия и обучает детей. Занимая позицию играющего партнера, учитель выполняет правила игры наравне со всеми.
Быть учителем нового педагогического направления – это значит, что учитель должен стать артистом, творческим человеком.
Построение уроков ведется от большой, конечной формы – назад, шаг за шагом. Проведение урока идет по обратной схеме – от первых шагов – к большой форме, от подготовительных упражнений вне темы – к элементам материала темы.
Наблюдение за детьми показало, что при активном использовании музыкально-игровой деятельности по принципам К. Орфа на уроках дети стали более свободными, раскрепощенными, научились владеть своим телом, голосом, использовать различные речевые интонации. Речь детей стала эмоционально наполненной, ритмичной в единстве с движениями своего тела. Каждый научился свободно ориентироваться в пространстве, свободно общаться в коллективе. Действия детей стали более уверенными, дети не боятся оценивания и критики со стороны педагога. Ведущим состоянием ребёнка стало чувство успеха, удовольствия. А это те качества, которые необходимы и юным музыкантам, актерам, певцам. Поэтому можно сделать вывод, что игровой подход Карла Орфа очень продуктивен, лозунг «За деятельное обучение», выдвинутый К. Орфом приносит положительные результаты, которые заключены в следующем: улучшаются показатели развития творческих способностей учащихся, повышается степень активности детей в процессе музыкально-игровой деятельности, развивается творческое воображение, повышается степень самовыражения, самореализации личности, общее эмоциональное состояние детей имеет тенденцию оптимизации.
Список литературы
1. Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины [Текст]: азбука развития / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с.
2. Анисимова, Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников [Текст]:старшая и подготовительная группа / Г.И. Анисимова. – Ярославль: Академия развития, 2005 – 96c.
3. Боровик, Т. Звуки, ритмы и слова [Текст]: Учебное пособие / Т. Боровик. – Минск: Книжный дом, 1999. – 112 с.
4. Галянт, И. Г. Смешные человечки. Пальчиковые игры и игры с палочками для развития детского творчества [Текст]: учебно-методическое пособие / И. Г. Галянт. – Челябинск, 2010. – 68 с.
5. Жилин, В. А. Речевые упражнения [Текст]: В.А. Жилин. – Екатеринбург,1997. – 42 с.
6. Забурдяева, Е. Посвящение Карлу Орфу [Ноты]: Учебное пособие по элементарному музицированию и движению / Е. Забурдяева, Н. Карш, Н. Выпуск II «Поем, танцуем, играем в оркестре». – СП.: Невская нота, 2008. – 55 с.
7. Поплянова, Е. Занимательное сольфеджио [Текст] с нот: Учебное пособие / Е. Поплянова. – Челябинск, 1997. – 80c.
8. Тютюнникова, Т.Э. Доноткино. Заводные макароны [Текст] с нот: Учебное пособие / Т.Э. Тютюнникова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 64 с.
9. Тютюнникова, Т.Э. Доноткино. Квадратный апельсин [Текст] с нот: Учебное пособие / Т. Э. Тютюнникова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей»
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука...
Знакомство с системой музыкального воспитания Карла Орфа.
Практическая консультация по музыке для родителей 1 класса общеобразовательной школы....
Технология проектной деятельности при изучении предметов музыкально-исторического цикла в дополнительном музыкальном образовании
Наряду с современными педагогическими технологиями, совершенствующими образовательный процесс в системе дополнительного музыкального образования детей, большая роль принадлежит технологии проектного о...
Электронные музыкальные инструменты как средство современного музыкального образования в детских школах искусств (методические рекомендации)
Данная работа представляет клавишный синтезатор, как средство современного музыкального образования в детских школах искусств и предназначена для преподавателей и учеников, осваивающих эле...
Презентация "Технологии создания среды для социально-личностного развития дошкольников в коммуникативной деятельности через использование музыкальных сказок"(Из опыта работы музыкального руководителя)
Музыкальные сказки позволяют раскрыть творческий потенциал ребёнка(вокальные, хореографические способности), успешно социализировать дошкольника, способствуют развитию речи....
Использование информационных технологий в области общего музыкального образования
основные направления применения компьютерных технологий на уроках музыки...
Мастер-класс для родителей. В мире музыкальных инструментов Карла Орфа
художественно-эстетическое развитие...