Фольклорный праздник «Каравон» (Материалы к мероприятию с региональным компонентом)
материал по музыке (6 класс) по теме
История проведения красивого фольклорного праздника «Каравон» в Лаишевском районе Республики Татарстан.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklornyy_prazdnik.docx | 20.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Фольклорный праздник «Каравон»
(Материалы к мероприятию с региональным компонентом)
В Лаишевском районе стало доброй традицией ежегодно проводить красивый фольклорный праздник «Каравон». Этот яркий красочный праздник проходит весной в мае, в селе Русское Никольское в день святителя и чудотворца Николая Угодника,в пору пробуждения природы, завершения посевных работ. В этот день появляется возможность повеселиться, услышать песни, любимые отцами и дедами, пообщаться. Инициатором и организатором праздника является фольклорный ансамбль «Каравон». В настоящее время он по праву носит звание «народный». Размах праздника соответствует его основной задаче - возрождению и развитию традиционной культуры русского народа в межэтническом сообществе Татарстана, сохранению лучших образцов русских фольклорных традиций, взаимообогащению коллективов фольклорными традициями различных регионов Татарстана и России, взаимодействию культур народов Татарстана и их интеграции в общероссийское культурное пространство.
Праздник «Каравон» зародился еще в 16 веке. До 30-х годов 16в. на месте нынешнего Никольского была татарская деревня. Хотя со второй половины 16в. эту местность заселяют русские переселенцы из центральной России, название местности сохранилось как Караево. В 1734г.после постройки( в очередной раз) церкви был образован свой приход, а название села постепенно поменялось на Никольское. К 1848 году был построен храм, выполненный в виде византийского креста. Главный престол – во имя Николая Чудотворца.
Праздник Николы Вешнего, являющийся престольным, отмечался в течение трех дней. «Для празднования Никольщины званые гости съезжаются с вечера и принимаются с почетом, поклонами и просьбами пировать на празднике. Целое селение складывается на мирской сбор – поставить угоднику мирскую свечку, сварить браги, щей, лапши, напечь пирогов для званых гостей, Званые гости уезжали с лошадьми в ночное, где пиршества продолжались до утра, с песнями и плясками…». (4)
Начавшись с церковной службы праздник переходил в дома к накрытым столам, а затем на улицу, где устраивались хороводные игрища. Молодые «играли» хоровод, старшие ходили друг к другу в гости, а дети впитывали в себя атмосферу праздника.
Самым впечатляющим был «Каравон» - так в этой округе назывался своеобразный хоровод с определенными песнями. Движение участников создавало «волну», т.к. все одновременно делали маленький шаг правой ногой вперед, приставляя к ней левую .затем, правая нога плавно заводилась за левую, а та, в свою очередь, вновь приставлялась к правой, и так – до бесконечности. В Никольском этот шаг называют «утиным». Собирая соседние села, городских сородичей, хоровод насчитывал более трехсот человек. Каждый каравон имел свои три песни, которые исполнялись по три раза три дня подряд. Долгие протяжные песни «Как по морю», «При долу», «Как по речке» имеют некое конструктивное единство, очевидно , связанное с хореографией; ко всему прочему, два последних хоровода(каравона) – варианты. Единство это проявляются в следующем: все три образца начинаются нисходящим одноголосным обрываемым запевом, после которого вступает весь хор. Примечательно, что все хоровые части имеют словообрывы. Все это , очевидно, обусловлено необходимостью взятия одновременного дыхания во время непрекращающегося движения. В вариантных хороводах перед последним музыкальным построением звучит связующий распев на вспомогательных слогах «И, да, ли». В песнях воплощается типичное для Русского Никольского двух-трехголосие. Казалось бы, структура песен простая, но параллельное движение различными благозвучными интервалами придает им космическое звучание.
В 1955г. началась партийная кампания, связанная с запретом народных праздников, приуроченных к церковному календарю, вследствие чего народная обрядовая традиция никольских каравонов была прервана.
Возрождение «Каравона» в селе Никольское состоялось в 1988г. на посиделках в Доме культуры, где женщины вспомнили много старинных песен. Постепенно они образовали коллектив, который сначала назывался «Волжанка», а затем «Каравон».
С 1992 г. в селе стали проводить фестиваль русского фольклора «Каравон». Организаторами фестиваля выступили администрация Лаишевского района, общество русской культуры г. Казани, Центр русского фольклора, Министерство культуры РТ.
В 1995 г. в Русском Никольском побывала фольклорная экспедиция с профессором Нижегородской государственной консерватории Н. Бордюг, писателем М.Ларионовым и местными фольклористами: заслуженным деятелем искусств РТ Н.Кузьминой, А.Смирновым и Н.Игнатьевой.
В 2003 году в послании Президента Татарстана М.Ш.Шаймиева прозвучало, что «Каравон» пройдет впервые как общереспубликанский праздник. Главная цель праздника научить молодежь песням, приобщить к обычаям, духовной ценности, чтобы многовековая традиция окончательно не прервалась.
С 2004 г.Республиканский русский фольклорный праздник «Каравон» проводится в соответствии с Указом Президента РТ на основании статьи 2 Закона РТ «О праздничных и памятных днях РТ».
Огромный вклад в развитие праздника «Каравон» внесли главы администрации Лаишевского района А.И.Демидов и А.П.Тимофеев. В разные годы гостями праздника были: Президент РТ М.Ш.Шаймиев, председатель Государственного Совета РТ Ф.Х.Мухаметшин, руководитель Аппарата Президента РТ Ю.З.Камалтынов, Премьер-министр РТ Р.Н.Минниханов, министр культуры РТ З.Р.Валеева.
В 2009 г. «Каравон» проводился при поддержке Министерства культуры РФ и получил российский грант по программе «Душа России». Соответственно повысился статус праздника, теперь он носит название «17 Поволжский фестиваль русского фольклора «Каравон». Число участников выросло до двух тысяч человек. Помимо творческих коллективов из Татарстана свое искусство показывают представители Липецкой, Кировской, Нижегородской областей, Вятских Полян, Республик Марий Эл и Саха(Якутия). Участники фольклорных коллективов демонстрируют зрителям образцы традиционно-песенного исполнительства, сценического фольклора, а во второй половине дня на поляне водят хороводы, организуют частушечные, игровые пятачки, обогащаются певческими традициями, укрепляют творческие связи.
На празднике «Каравон» организуется выставка-продажа изделий народных промыслов «Русское подворье», где широко представлены различные виды и жанры прикладного творчества: вышивка, бисероплетение, кружевоплетение, игрушки и сувениры из природных материалов, резьба по дереву, лозоплетение, чеканка и т.д.
В настоящее время фестиваль «Каравон» стал самым известным и массовым мероприятием русской традиционной крестьянской культуры в РТ; он является творческой лабораторией для детских и молодежных фольклорных ансамблей, студентов и преподавателей учебных заведений культуры. Несомненно,- это результат целеустремленного и бескорыстного воплощения людьми одной идеи: «спасти и возродить» русскую традиционную крестьянскую культуру в многонациональной Республике Татарстан.
ЛИТЕРАТУРА
- «Камская новь» № 39 от 20 мая 2009г.
- «Каравон» - душа народная, г.Казань, 2007г.
- Кузьмина Н.П. Милый мой каравон, Казань, 2007г.
- «Республика Татарстан» № 108 от 27 мая 1995г.
- Русские праздники Лаишевского края. Издательский Дом «ПиФ», г.Казань, 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к уроку краеведения в 8 классе , национально-региональному компоненту « Художественная культура Урала»
Материалы к уроку краеведения в 8 классе , национально-региональному компоненту« Художественная культура Урала»Уральские промыслы.Чугунное художественное литьё...
РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ ГУМАНИЗМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА (на материале повести М.Булкаты «Семь чёрных бумаг»)
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с повестью М. Булкаты «Семь черных бумаг», проанализировать отдельные эпизоды повести с...
Использование материалов регионального компонента на уроках английского языка как средство повышения мотивации
Включение краеведческого компонента в содержание обучения повышает не только качество образования, но и благотворно влияет на мотивацию учащихся. Обращение к материалам краеведческого характера являет...
Внедрение национально-регионального компонента в музыкально-образовательный процесс (на материале искусства народов ЯНАО)
Курсовая работа...
Использование национально-регионального компонента на уроках литературы и внеурочной деятельности (На материале творчества В.А.Федосеева)
Рассматриваются возможности использования творчества мордовского поэта для формирования чувства патриотизма обучающихся...
Материалы для проведения занятий по региональному компоненту (НСО)
В таблице представлена информация по 30 районам НСО....
Внеклассное мероприятие – фольклорный праздник. Тема «Русский народный праздник «Красная горка»
Технологию организации и проведения праздника можно рассматривать как специальную план-программу, составленную с целью получения определённых педагогических и творческих результатов, соответственно он...