Что мы знаем о песне?
план-конспект занятия (музыка) по теме

Песня, как универсальное средство общения людей разных национальностей.

Жанровое разнообразие песни.

Песня - проводник в более крупные жанры (опера, оперетта, мюзикл).

Пополнение лексического запаса учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesnya.doc44.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Гимназия №271

Красносельского района

Тема открытого занятия:

«Что мы знаем о песне?»

Составлено педагогом дополнительного образования

 высшей квалификационной категории

Колк Ольгой Николаевной

Санкт-Петербург

2011

Цель занятия:

- воспитание культуры человеческих отношений и музыкального вкуса учащихся;

- умение слушать и понимать музыку;

- представить песню, как средство общения между людьми разных национальностей.

Задачи:

- сформировать у детей понятие о музыкальном жанре «песня», как о виде искусства;

- расширить словарный запас учащихся в музыкальной терминологии;

- проследить связь между музыкальными терминами и французским языком, углубленно изучаемым в гимназии.

Занятие проводится для детей среднего школьного возраста (4-7 классы), продолжительность 30-35 минут.

Оборудование: пианино, магнитофон, аудиозаписи.

Музыкальный словарь:

- шансон

- куплет

- припев

- романс

- этюд

- пастораль

- канцона

- ария

- опера

Исполняемая музыка:

- «Пастушка» фр.н.п.  – исп. М.Старостин и В.Ставровская

- «Колыбельная» Р.Паулс – исп.Л.Островская

- «Песня о первой любви» А.Петров – исп.В.Белова

- «Ария» А.Персел – А.Усачева

- «Вечер на рейде» В.Соловьев-Седой – исп.Л.Островская

- «Аве Мария» Ф.Шуберт – Р. Лоретти  в записи

- «Елочка» - совместное исполнение

- «Песенка о хромом короле»  в записи /авторская песня/

- «Неудачное свидание» А.Цфасман – исполняет Чернов Г.

- «Светит месяц» р.н.п. в записи /солистка и  оркестр р.н.и./

- «Чешская песенка»  ансамбль Старостин М. с учителем.

                Дорогие ребята! Уважаемые гости!

Сегодня мы будем говорить об удивительном музыкальном жанре / жанр – это род, вид музыки/.  Это песня. Кажется ничего сложного – просто песня. Все их слушают, напевают, играют на музыкальных инструментах, насвистывают и все о песне давным-давно знают. Давайте проверим, так ли это, что мы с вами знаем о песне…

        - Итак, что такое песня?

        - О чем поют в песнях?

        - Где поют песни?

- Для кого поют?

- На каких языках?

- Из чего состоит песня?

- А как называют песню в разных странах: Франции, Германии, Италии, Англии, Испании? /шансон, лиед, канцона, зонг, романс/.

Молодцы, вы хорошо справились со многими вопросами!

        А теперь давайте встретимся с героиней нашего занятия, с ее королевским величеством песней!

Звучит русская народная песня: «Светит месяц» в исполнении Ж. Бичевской.

Вопросы: в чьем исполнении прозвучала музыка? /солистки в сопровождении оркестра народных инструментов/.

                 -какой характер у этой песни, в каком ладу она прозвучала, как построена, что можно делать еще кроме пения под эту музыку? /веселая, жизнерадостная; мажор; в виде куплетов; плясать-танцевать/.  

Перед вами ребята из 3-5 класса. Это Максим и Валерия. Они исполнят старинную французскую песенку «Пастушка». Вы можете подпевать, когда запомните мелодию и поймете, как построена эта песенка.

Вопросы слушателям: лад, характер, настроение, какая форма?/после каждого прослушанного произведения/.

Новая песня: звучит «Колыбельная» Р.Паулса в исполнении Л. Островской.

        Сегодня к нам пришла из глубины веков, из 16 столетия вот эта музыка. Звучит «Ария». Играет Алина. Как бы вы назвали эту музыку? Почему?  Объяснение термина «ария»,  бывают песни и арии, в которых никто не поет, но музыка настолько плавная, напевная, песенная, что мы по праву можем назвать их песней.  Ария может показать нам дорогу к большому и прекрасному жанру -  Опере.

        Послушайте «Чешскую песенку» в ансамблевом исполнении на фортепиано. Легкая, веселая, очень подвижная. Можно напевать эту песенку и танцевать одновременно.

        Сейчас прозвучит музыка близкая нам по времени ее создания. Звучит «Вечер на рейде». Коротко об истории создания песни, роли песни в истории страны /героико-патриотический аспект/.

        Новая песня – другого характера, она о любви, о светлом и нежном чувстве. Звучит «Песня о первой любви».

        Слушаем песню о хромом короле. Это авторская песня, ироничная, подвижная. Написана в куплетной форме, мажорном ладу, очень ярко нарисована картина проигравшего войну короля. Характер музыки легкомысленный: пляшущий, подпрыгивающий.

         Мы завершаем с вами наше занятие, посвященное песенному жанру. В заключение прозвучит прекраснейшая музыка австрийского композитора Франца Шуберта (работавшего некоторое время школьным учителем) «Аве Мария» в исполнении Робертино Лоретти (итальянский мальчик, прославившийся на весь мир своим замечательным голосом). Такой детский голос называется дискант.

Вопросы «из шляпы»:

1.Что такое песня?

2. Какие песни тебе нравятся?

3. Из чего состоит песня?

4. Что самое главное в песне?

5. Кто такой композитор?

6. Какую песню можно назвать колыбельной?

7. О чем может рассказать песня?

8. Как сказать «песня» по-французски?

9. Кто может быть автором песни?

Через неделю мы все будем встречать любимый праздник Новый год. Я поздравляю вас и предлагаю спеть всем вместе песенку «Про елочку», а поможет нам Женя Кононов.

Благодарю вас за прекрасную работу. Быть слушателем нелегко, это труд и труд непростой. Вы хорошо слушали и отлично исполняли, грамотно и толково отвечали на вопросы.  Слушайте музыку и пойте любимые песни! До новых встреч!

        МОЯ БИОГРАФИЯ

Мой муж был музыкант и служил в армии в городе Выборг вместе с Сашей Хочинским. После службы мы часто встречались в актерско-музыкантской компании у друзей на Таврической. Бывал там и Юрочка Каморный. Именно так его называли. потому что любили. Не любить его было невозможно... Мы были молоды, денег не было и зачастую на столе была булка с маслом и чай. Зато было замечательное общение. Споры, рассказы и, конечно, песни. Пел Саша, пел Юрочка под гитару. Пели и мы с Ликой. Особенно  любили и часто просили нас спеть "Ничто в полюшке не колышется". Уже тогда Юрочка снялся в "Зосе" и был известен. Но никакой звездности. Он был светлым и добрым человеком огромного обаяния. Наверное, как и у всех  нас были у него недостатки, но все перекрывала его удивительная человеческая нежность. Это был романтик. Мне уже 65 лет. Но я хорошо помню всех ребят, которые ушли так рано: Павел. Борис, Игорь, Сергей, Саша и Юра...

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"А знаем ли мы птиц?"

Цель: Воспитание любви к природе, бережного отношения к птицам, обитающим на территории России, Омской области и Называевского района; привитие чувства личной ответственности за сохранение различных...

Внеклассное мероприятие "Конвенция о правах ребёнка. Знаю ли я её?"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов. Учащимся необходимо получить представление о международных документах, касающихся защиты прав детей, они должны понять, что существуют весьма острые ...

презентация "Что я знаю об истории освоения космоса?"

Презентация к исследовательскому проекту "Что я знаю об истории освоения космоса?", выполненной учащимися 2 класса МОУ Седельниковская СОШ №1"...

Методическая разработка игры «крестики – нолики» на тему «Знай и люби свой край» для детей 12 – 14 лет с интеллектуальной недостаточностью

Методическая разработка посвящена Ленинск - Кузнецкому району, Кемеровской области. Будет интересна учителям, воспитателям проживающим в данной местности, но и может служить основой для создания своей...

"Хорошо ли я знаю Германию" (обобщающий тест)

Тест помогает проверить на сколько хорошо учащиеся усвоили страноведческий материал...

Характеристика аудитории, или что мы знаем об учениках ?

Характеристика аудитории, или что мы знаем об учениках?  (некоторые аспекты применения системы управления качеством обучения)    Основная проблема современной педагогики заключается ...

Какие числа мы знаем, и что мы о них знаем или не знаем.

Урок предназначен для систематизации знания обучающихся о числовых множествах.Формирует представления о методе расширения числовых множеств. Способствует повторению и закреплению изученных алгоритмов ...