Что мы знаем о песне?
план-конспект занятия (музыка) по теме
Песня, как универсальное средство общения людей разных национальностей.
Жанровое разнообразие песни.
Песня - проводник в более крупные жанры (опера, оперетта, мюзикл).
Пополнение лексического запаса учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesnya.doc | 44.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Гимназия №271
Красносельского района
Тема открытого занятия:
«Что мы знаем о песне?»
Составлено педагогом дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Колк Ольгой Николаевной
Санкт-Петербург
2011
Цель занятия:
- воспитание культуры человеческих отношений и музыкального вкуса учащихся;
- умение слушать и понимать музыку;
- представить песню, как средство общения между людьми разных национальностей.
Задачи:
- сформировать у детей понятие о музыкальном жанре «песня», как о виде искусства;
- расширить словарный запас учащихся в музыкальной терминологии;
- проследить связь между музыкальными терминами и французским языком, углубленно изучаемым в гимназии.
Занятие проводится для детей среднего школьного возраста (4-7 классы), продолжительность 30-35 минут.
Оборудование: пианино, магнитофон, аудиозаписи.
Музыкальный словарь:
- шансон
- куплет
- припев
- романс
- этюд
- пастораль
- канцона
- ария
- опера
Исполняемая музыка:
- «Пастушка» фр.н.п. – исп. М.Старостин и В.Ставровская
- «Колыбельная» Р.Паулс – исп.Л.Островская
- «Песня о первой любви» А.Петров – исп.В.Белова
- «Ария» А.Персел – А.Усачева
- «Вечер на рейде» В.Соловьев-Седой – исп.Л.Островская
- «Аве Мария» Ф.Шуберт – Р. Лоретти в записи
- «Елочка» - совместное исполнение
- «Песенка о хромом короле» в записи /авторская песня/
- «Неудачное свидание» А.Цфасман – исполняет Чернов Г.
- «Светит месяц» р.н.п. в записи /солистка и оркестр р.н.и./
- «Чешская песенка» ансамбль Старостин М. с учителем.
Дорогие ребята! Уважаемые гости!
Сегодня мы будем говорить об удивительном музыкальном жанре / жанр – это род, вид музыки/. Это песня. Кажется ничего сложного – просто песня. Все их слушают, напевают, играют на музыкальных инструментах, насвистывают и все о песне давным-давно знают. Давайте проверим, так ли это, что мы с вами знаем о песне…
- Итак, что такое песня?
- О чем поют в песнях?
- Где поют песни?
- Для кого поют?
- На каких языках?
- Из чего состоит песня?
- А как называют песню в разных странах: Франции, Германии, Италии, Англии, Испании? /шансон, лиед, канцона, зонг, романс/.
Молодцы, вы хорошо справились со многими вопросами!
А теперь давайте встретимся с героиней нашего занятия, с ее королевским величеством песней!
Звучит русская народная песня: «Светит месяц» в исполнении Ж. Бичевской.
Вопросы: в чьем исполнении прозвучала музыка? /солистки в сопровождении оркестра народных инструментов/.
-какой характер у этой песни, в каком ладу она прозвучала, как построена, что можно делать еще кроме пения под эту музыку? /веселая, жизнерадостная; мажор; в виде куплетов; плясать-танцевать/.
Перед вами ребята из 3-5 класса. Это Максим и Валерия. Они исполнят старинную французскую песенку «Пастушка». Вы можете подпевать, когда запомните мелодию и поймете, как построена эта песенка.
Вопросы слушателям: лад, характер, настроение, какая форма?/после каждого прослушанного произведения/.
Новая песня: звучит «Колыбельная» Р.Паулса в исполнении Л. Островской.
Сегодня к нам пришла из глубины веков, из 16 столетия вот эта музыка. Звучит «Ария». Играет Алина. Как бы вы назвали эту музыку? Почему? Объяснение термина «ария», бывают песни и арии, в которых никто не поет, но музыка настолько плавная, напевная, песенная, что мы по праву можем назвать их песней. Ария может показать нам дорогу к большому и прекрасному жанру - Опере.
Послушайте «Чешскую песенку» в ансамблевом исполнении на фортепиано. Легкая, веселая, очень подвижная. Можно напевать эту песенку и танцевать одновременно.
Сейчас прозвучит музыка близкая нам по времени ее создания. Звучит «Вечер на рейде». Коротко об истории создания песни, роли песни в истории страны /героико-патриотический аспект/.
Новая песня – другого характера, она о любви, о светлом и нежном чувстве. Звучит «Песня о первой любви».
Слушаем песню о хромом короле. Это авторская песня, ироничная, подвижная. Написана в куплетной форме, мажорном ладу, очень ярко нарисована картина проигравшего войну короля. Характер музыки легкомысленный: пляшущий, подпрыгивающий.
Мы завершаем с вами наше занятие, посвященное песенному жанру. В заключение прозвучит прекраснейшая музыка австрийского композитора Франца Шуберта (работавшего некоторое время школьным учителем) «Аве Мария» в исполнении Робертино Лоретти (итальянский мальчик, прославившийся на весь мир своим замечательным голосом). Такой детский голос называется дискант.
Вопросы «из шляпы»:
1.Что такое песня?
2. Какие песни тебе нравятся?
3. Из чего состоит песня?
4. Что самое главное в песне?
5. Кто такой композитор?
6. Какую песню можно назвать колыбельной?
7. О чем может рассказать песня?
8. Как сказать «песня» по-французски?
9. Кто может быть автором песни?
Через неделю мы все будем встречать любимый праздник Новый год. Я поздравляю вас и предлагаю спеть всем вместе песенку «Про елочку», а поможет нам Женя Кононов.
Благодарю вас за прекрасную работу. Быть слушателем нелегко, это труд и труд непростой. Вы хорошо слушали и отлично исполняли, грамотно и толково отвечали на вопросы. Слушайте музыку и пойте любимые песни! До новых встреч!
МОЯ БИОГРАФИЯ
Мой муж был музыкант и служил в армии в городе Выборг вместе с Сашей Хочинским. После службы мы часто встречались в актерско-музыкантской компании у друзей на Таврической. Бывал там и Юрочка Каморный. Именно так его называли. потому что любили. Не любить его было невозможно... Мы были молоды, денег не было и зачастую на столе была булка с маслом и чай. Зато было замечательное общение. Споры, рассказы и, конечно, песни. Пел Саша, пел Юрочка под гитару. Пели и мы с Ликой. Особенно любили и часто просили нас спеть "Ничто в полюшке не колышется". Уже тогда Юрочка снялся в "Зосе" и был известен. Но никакой звездности. Он был светлым и добрым человеком огромного обаяния. Наверное, как и у всех нас были у него недостатки, но все перекрывала его удивительная человеческая нежность. Это был романтик. Мне уже 65 лет. Но я хорошо помню всех ребят, которые ушли так рано: Павел. Борис, Игорь, Сергей, Саша и Юра...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"А знаем ли мы птиц?"
Цель: Воспитание любви к природе, бережного отношения к птицам, обитающим на территории России, Омской области и Называевского района; привитие чувства личной ответственности за сохранение различных...
Внеклассное мероприятие "Конвенция о правах ребёнка. Знаю ли я её?"
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов. Учащимся необходимо получить представление о международных документах, касающихся защиты прав детей, они должны понять, что существуют весьма острые ...
презентация "Что я знаю об истории освоения космоса?"
Презентация к исследовательскому проекту "Что я знаю об истории освоения космоса?", выполненной учащимися 2 класса МОУ Седельниковская СОШ №1"...
Методическая разработка игры «крестики – нолики» на тему «Знай и люби свой край» для детей 12 – 14 лет с интеллектуальной недостаточностью
Методическая разработка посвящена Ленинск - Кузнецкому району, Кемеровской области. Будет интересна учителям, воспитателям проживающим в данной местности, но и может служить основой для создания своей...
"Хорошо ли я знаю Германию" (обобщающий тест)
Тест помогает проверить на сколько хорошо учащиеся усвоили страноведческий материал...
Характеристика аудитории, или что мы знаем об учениках ?
Характеристика аудитории, или что мы знаем об учениках? (некоторые аспекты применения системы управления качеством обучения) Основная проблема современной педагогики заключается ...
Какие числа мы знаем, и что мы о них знаем или не знаем.
Урок предназначен для систематизации знания обучающихся о числовых множествах.Формирует представления о методе расширения числовых множеств. Способствует повторению и закреплению изученных алгоритмов ...