Компетентностный подход в преподавании на уроках музыки и во внеурочной деятельности.
статья по музыке по теме
Сегодня слова древнеримского философа Сенека: «Не для школы, а для жизни мы учимся» приобретают особую актуальность.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Компетентностный подход в преподавании на уроках музыки и во внеурочной деятельности.
Товарищ лектор, не спешите растолковать, что там к чему.
Пусть звёзды кружатся в зените, ночную прожигая тьму.
Пускай в ушах гудит протяжно. Ветрами схваченный простор.
И разве это очень важно – знать, где минор и где мажор?
Товарищ лектор, в кои веки я слышу сам, я слышу сам,
Как перезваниваются реки, как бродит эхо по лесам.
Я умоляю вас: не надо, не раскрывайте тайну мне…
Бетховен… Аппассионата…Мы с музыкой наедине.
В этих поэтических строках воплощен своеобразный идеал урока искусства, истинный контакт человека с миром художественного творчества. Но что бы состоялся такой контакт, была тщательная работа учителя, творческое сотрудничество и содружество, в результате которого только и можно прийти человеку в искусстве к открытию самого себя в каждом художественном произведении…
Но особенности урока искусства в большей степени обуславливаются критериями, требованиями и ожиданиями современного общества с его стремительностью и разнообразием постоянных изменений.
Можно сказать, что нам с вами повезло, на нашем веку произошла смена столетий и мы являемся свидетелями глобального изменения всего нашего общества.
В 2011-2012 учебном году все первоклассники Российской Федерации перешли на обучение по новым образовательным стандартам.
Стандарты призваны привести к некой единой социальной норме общественный договор между семьей, обществом и государством.
Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. В практике деятельности инновационных образовательных учреждений такой подход принято называть компетентностным.
Компетентностный подход – это умение применять в жизни знания, умения и навыки. Он предполагает освоение учащимися умений, позволяющих действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.
Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного
Основания для сравнения | Традиционный подход | Компетентностный подход |
Цель обучения | Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образования | Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции) |
Основная формула результата образования | «Знаю, что» | «Знаю, как» |
Характер образовательного процесса | Репродуктивный | Продуктивный |
Доминирующий компонент процесса | Контроль | Практика и самостоятельная работа |
Характер контрольных процессов | Статистические методы оценки учебных достижений | Комплексная отметка учебных достижений (портфолио – продукт творческого обучения) |
Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные, быть хозяином своей жизни. Каждое из приведённых качеств называется «компетентностью».
Перед школой ставится задача эти компетентности формировать. Но компетентности бывают разные: ключевые, межпредметные, предметные. Компетентности, являющиеся важнейшими для жизни в современном мире, называются «ключевыми».
Согласно программе внедрения компетентностно ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие ключевые компетентности.
1. Познавательная компетентность:
– учебные достижения;
– интеллектуальные задания;
– умение учиться и оперировать знаниями.
2. Личностная компетентность:
– развитие индивидуальных способностей и талантов;
– знание своих сильных и слабых сторон;
– способность к рефлексии;
– динамичность знаний.
3. Самообразовательная компетентность:
– способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;
– ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;
– гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;
– постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.
4. Социальная компетентность:
– сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;
– способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;
– социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;
– развитие личностных качеств, саморегулирование.
5. Компетентное отношение к собственному здоровью:
– соматическое здоровье;
– клиническое здоровье;
– физическое здоровье;
– уровень валеологических знаний.
Необходимо еще раз сделать ударение на главной особенности компетентности как педагогического явления, а именно: компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии, возраста, родственного состояния.
Сегодня слова древнеримского философа Сенека: «Не для школы, а для жизни мы учимся» приобретают особую актуальность.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.
Так например вместо сухого изложения материала биографии или истории создания какого- либо произведения использую игровой прием «Видимо - невидимо»
Для осуществеления компетентностного подход, на своих уроках я использую различные подходы ТРКМ, такие как кластер (для актуализации знаний), синквейн ( как рефлексия), «верите ли вы», инсерт, они способствуют развитию учебно-познавательной компетенции.
Так же освоению учебно-познавательной компетенции способствует интегрированный подход к преподаванию. Музыка искусство не обособленное. В нем содержатся тесные связи с другими искусствами. Это синтез музыки и литературы, изобразительного искусства. А так как музыка это ещё один из языков человечества, причем понятный для всех. И с помощью него люди рассказывали свои оценочные суждения на те или иные события. Изучение музыки тесно связано и с историей и с местом создания или жизни того или иного композитора или произведения, здесь имеет место связь с географией. Он предполагает прежде всего существенное развитие и углубление межпредметных связей, которые являются аналогом связей межнаучных, переход от согласования преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию.
Формированию социальной компетенции способствуют предметные недели.
Внеурочная деятельность помогает развитию компетенции в области информационных и коммуникационных технологий. Создание блога, временной ленты, а в процессе олимпиады ученики общаются с учащимися из других городов через форум.
В этих условиях сегодня для учителя любого образовательного учреждения, конечно, важно ответить на вопрос: «Чему учить?», но еще более значительно звучит вопрос: «Как учить?»
А.В. Хуторской пытается разделить данные понятия, имея в виду «под компетенцией некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (характеристику)».
Б.И. Хасан считает, что «компетенция – это то, на что претендуют, или то, что назначается, как должное быть достигнутым», а «компетентность – это то, чего достиг из желаемого или вмененного конкретный человек».
В целом же компетентность/компетенция еще не устоявшиеся термины.
К ключевым компетентностям относятся:
- Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
- Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
- Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
- Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.
- Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.
- Математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией.
- Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.
- Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности».
Цель данной работы - показать значимость развития творческих способностей учащихся. В статье приведены различные направления этой работы, возможные её виды и формы....
Музыкальная психотерапия как как средство укрепления здоровья детей на уроке музыки и во внеурочной деятельности.
О благотворном влиянии музыки знали давно, еще в глубокой древности. Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор. Он же, кстати, и предложил понятие «музыкальной медицины». Одни мелодии великий уче...
Изучение музыкальной культуры СПб на уроках музыки и во внеурочной деятельности
В своей статье я расказываю о личном опыте работы с детьми 5-7-х классов и об их самостоятельной, позновательной деятельности в процессе ознакомления с культурой нашего города....
Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки и во внеурочной деятельности
Перед школой стоит высшая задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т. е. разработка мер по здоровьесбережению....
Научно-методическая статья "Музыкальная психотерапия как как средство укрепления здоровья детей на уроке музыки и во внеурочной деятельности"
Научно-методическая статья "Музыкальная психотерапия как как средство укрепления здоровья детей на уроке музыки и во внеурочной деятельности"...
Мастер-класс на тему «Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Мастер – класс на тему:«Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья»....
Технология продуктивно-творческой деятельности школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности
В работе представлена актуальность массового приобщения детей к коровому пению как на уроке музыки, так и во внеурочной деятельности. Учитывая дефицит времени, отведенного на разучивание песни, предла...