Компетентностный подход в преподавании на уроках музыки и во внеурочной деятельности.
статья по музыке по теме

              Сегодня  слова древнеримского философа Сенека: «Не для школы, а для жизни мы учимся» приобретают особую актуальность.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Компетентностный подход в преподавании  на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

 

Товарищ лектор, не спешите растолковать, что там к чему.
Пусть звёзды кружатся в зените, ночную прожигая тьму.
Пускай в ушах гудит протяжно. Ветрами схваченный простор.
И разве это очень важно – знать, где минор и где мажор?

Товарищ лектор, в кои веки я слышу сам, я слышу сам,
Как перезваниваются реки, как бродит эхо по лесам.
Я умоляю вас: не надо, не раскрывайте тайну мне…
Бетховен… Аппассионата…Мы с 
музыкой наедине.

           В этих поэтических строках воплощен своеобразный идеал урока искусства, истинный контакт человека с миром художественного творчества. Но что бы состоялся такой контакт, была тщательная работа учителя, творческое сотрудничество и содружество, в результате которого только и можно прийти человеку в искусстве к открытию самого себя в каждом художественном произведении…

                Но  особенности урока искусства в большей степени обуславливаются критериями, требованиями и ожиданиями современного общества с его стремительностью и разнообразием постоянных изменений.

                Можно сказать, что нам с вами повезло, на нашем  веку произошла смена столетий и мы являемся свидетелями глобального изменения всего нашего общества.

                 В 2011-2012 учебном году все первоклассники Российской Федерации перешли на обучение по новым образовательным стандартам.
Стандарты призваны привести к некой единой социальной норме общественный договор между семьей, обществом и государством.
                    Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. В практике деятельности инновационных образовательных учреждений такой подход принято называть компетентностным.
                   Компетентностный подход – это умение применять в жизни знания, умения и навыки. Он предполагает освоение учащимися умений, позволяющих действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.

Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного

Основания для сравнения

Традиционный подход

Компетентностный подход

Цель обучения

Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образования

Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции)

Основная формула результата образования

«Знаю, что»

«Знаю, как»

Характер образовательного процесса

Репродуктивный

Продуктивный

Доминирующий компонент процесса

Контроль

Практика и самостоятельная работа

Характер контрольных процессов

Статистические методы оценки учебных достижений

Комплексная отметка учебных достижений (портфолио – продукт творческого обучения)

                 Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные, быть хозяином своей жизни. Каждое из приведённых качеств называется «компетентностью».

              Перед школой ставится задача эти компетентности формировать. Но компетентности бывают разные: ключевые, межпредметные, предметные. Компетентности, являющиеся важнейшими для жизни в современном мире, называются «ключевыми».

Согласно программе внедрения компетентностно ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие ключевые компетентности.

1. Познавательная компетентность:

– учебные достижения;
– интеллектуальные задания;
– умение учиться и оперировать знаниями.

2. Личностная компетентность:

– развитие индивидуальных способностей и талантов;
– знание своих сильных и слабых сторон;
– способность к рефлексии;
– динамичность знаний.

3. Самообразовательная компетентность:

– способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;
– ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;
– гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;
– постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.

4. Социальная компетентность:

– сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;
– способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;
– социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;
– развитие личностных качеств, саморегулирование.

5. Компетентное отношение к собственному здоровью:

– соматическое здоровье;
– клиническое здоровье;
– физическое здоровье;
– уровень валеологических знаний.

Необходимо еще раз сделать ударение на главной особенности компетентности как педагогического явления, а именно: компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии, возраста, родственного состояния.

              Сегодня  слова древнеримского философа Сенека: «Не для школы, а для жизни мы учимся» приобретают особую актуальность.

        Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.

         Так например вместо сухого изложения материала биографии или истории создания какого- либо произведения использую игровой  прием «Видимо - невидимо»
        Для осуществеления компетентностного подход, на своих уроках я использую различные подходы  ТРКМ, такие как кластер (для актуализации знаний), синквейн ( как рефлексия), «верите ли вы», инсерт, они способствуют развитию учебно-познавательной компетенции.

             Так же  освоению учебно-познавательной компетенции способствует   интегрированный подход к преподаванию.  Музыка искусство не обособленное. В нем содержатся тесные связи с другими искусствами. Это синтез музыки и литературы, изобразительного искусства. А так как музыка это ещё один из языков человечества, причем понятный для всех. И с помощью него люди рассказывали свои оценочные суждения на те или иные события. Изучение музыки тесно связано и с историей и с местом создания  или жизни того или иного композитора или произведения, здесь имеет место связь с географией. Он  предполагает прежде всего существенное развитие и углубление межпредметных связей, которые являются аналогом связей межнаучных, переход от согласования преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию.  

         Формированию социальной компетенции способствуют предметные недели.

          Внеурочная деятельность помогает развитию компетенции в области  информационных и коммуникационных технологий.  Создание блога, временной ленты, а в процессе олимпиады ученики общаются с учащимися из других городов через форум.

                   В этих условиях сегодня для учителя любого образовательного учреждения, конечно, важно ответить на вопрос: «Чему учить?», но еще более значительно звучит вопрос: «Как учить?»

А.В. Хуторской пытается разделить данные понятия, имея в виду «под компетенцией некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (характеристику)».

Б.И. Хасан считает, что «компетенция – это то, на что претендуют, или то, что назначается, как должное быть достигнутым», а «компетентность – это то, чего достиг из желаемого или вмененного конкретный человек».

В целом же компетентность/компетенция еще не устоявшиеся термины.

                 К ключевым компетентностям относятся:

  1. Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
  2. Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
  3. Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
  4. Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.
  5. Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.
  6. Математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией.
  7. Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.
  8. Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности».

Цель данной работы - показать значимость развития творческих способностей учащихся. В статье приведены различные направления этой работы, возможные её виды и формы....

Музыкальная психотерапия как как средство укрепления здоровья детей на уроке музыки и во внеурочной деятельности.

О благотворном влиянии музыки знали давно, еще в глубокой древности. Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор. Он же, кстати, и предложил понятие «музыкальной медицины». Одни мелодии великий уче...

Изучение музыкальной культуры СПб на уроках музыки и во внеурочной деятельности

В своей статье я расказываю о личном опыте работы с детьми 5-7-х классов и об их самостоятельной, позновательной деятельности в процессе ознакомления с культурой нашего города....

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Перед школой стоит высшая задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т. е. разработка мер по здоровьесбережению....

Научно-методическая статья "Музыкальная психотерапия как как средство укрепления здоровья детей на уроке музыки и во внеурочной деятельности"

Научно-методическая статья "Музыкальная психотерапия как как средство укрепления здоровья детей на уроке музыки и во внеурочной деятельности"...

Мастер-класс на тему «Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Мастер – класс на тему:«Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья»....

Технология продуктивно-творческой деятельности школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности

В работе представлена актуальность массового приобщения детей к коровому пению как на уроке музыки, так и во внеурочной деятельности. Учитывая дефицит времени, отведенного на разучивание песни, предла...