План-конспект по теме "Богатырская тема в музыке"
презентация урока для интерактивной доски по музыке (5 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План-конспект урока и мультимедийных учебных материалов
в среде SMART Notebook
по музыке для учащихся 5 класса по теме:
«Богатырская тема в музыке»
Форма урока: урок-бесе
Тип урока: комбинированный.
Цель: Раскрытие образов героев - богатырей в каждой исторической эпохе с
помощью музыки.
Задачи:
Обучающие:
1.Учить анализировать образ богатыря-героя на примере музыкальных произведений.
2.Учить создавать графическую партитуру «Богатырской» симфонии
А.П.Бородина
Развивающие:
1.Создавать условия для познавательно-активной деятельности.
2.Развивать музыкальное мышление, чувство ритма, воображение
Воспитательные:
1.Создавать условия для воспитания патриотизма у обучающихся на примерах исторических и современных событий с использованием музыкальных произведений.
2.Формировать образ будущего героя - богатыря, защитника своей Родины.
Оборудование урока:
1.фортепиано;
2.интерактивная доска;
3.проектор;
Иллюстрации:
Портреты: А.П. Бородин, С.С. Прокофьев, В. Васнецов, А. Суворов,
С.Эйзенштейн.
Картины художников: В. Васнецов «Три богатыря»; П.Корин «А.Невский» /центральная часть триптиха, В.Гартмана «Золотые ворота в Киеве»
Фотографии детей-героев.
Музыкальный материал:
1.М.Мусоргский «Богатырские ворота»
2. А.П. Бородин «Богатырская» симфония;
3. С.С. Прокофьев кантата «Александр Невский;
4. М. Минков «Дорога добра»;
5. С. Никитин «Маленький трубач».
Методы:
1. словесный;
2. проблемно-поисковый;
3. наглядно-иллюстративный;
4. пластическое интонирование;
Формы работы:
- фронтальная;
- индивидуальная;
Ход урока:
1.Организационный момент:
Презентация. Слайд №1.
Слайд №2. Звучит музыка М.Мусоргского «Богатырские ворота».
Учитель: «Здравствуйте, люди добрые! Сядьте на места, да послушайте. Собрались мы с Вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А расскажу я Вам о богатырях русских».
Слайд № 3 Так начинается былинный сказ вещего Баяна о подвигах русских богатырей. Свой былинный сказ начнём и мы с вами.
2. Актуализация знаний: Итак, сегодня на уроке мы будем знакомиться с «Богатырской темой в музыке». Начнём наш путь с вопроса.
Учитель: Ребята, назовите, пожалуйста, имена известных Вам богатырей?
Ученики: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич, Святогор, Вольга Святославович.
Учитель: Предлагаю вместе составить словесный портрет этих богатырей.
Какие главные качества характеризуют богатырей?
Ученики: Сила, стать, ум, смекалка,храбрость,решительность.
Учитель: Где могут проявиться эти качества?
Ученики: В бою, защищая других.
Слайд №4.
Учитель: Богатырь - это могучий человек, наделённый необыкновенным умом и смекалкой. Защитник своей земли.
3. Новый материал:
Учитель: «Богатырская тема» с давних пор звучала в русском искусстве( народное творчество, литература, музыка, живопись, театр,кино). Это от того, что с древних времён и до наших дней со всех концов на Русь нападали враги, пытаясь завладеть нашими землями, поработить наш народ. Образ богатыря родился в русском искусстве, как образ могучего защитника Родины, в котором так нуждалась земля-матушка. Существует взаимосвязь различных видов искусств, поэтому каждое искусство создало этот образ, отразило одно и тоже историческое событие.
Слайд №5
Русский художник, Виктор Михайлович Васнецов горячо любил Родину и гордился ею. Всем известна картина «Три Богатыря».
Слайд №6
Учитель: Перед нами Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович.
Учитель: Как ведут себя богатыри на картине?
Ученики: Зорко вглядываются вдаль богатыри и чутко прислушиваются, нет ли где ворога, не обижают ли где кого.
Учитель: Глядя на эту картину, мы понимают, что хотел сказать художник: со злом надо бороться! Крепко сидят в седле богатыри. И мы не сомневаемся, не сдобровать тем на кого они обрушат свой справедливый гнев.
Когда Васнецов завершил свою работу над картиной «Три богатыря», он говорил, что ему хотелось написать так, чтобы картина «звучала как музыка, пелась как былина, волновала, как родная песня». И получилось именно так.
Слайд №7
Русский композитор Бородин А.П. написал симфонию, которая называется «Богатырской». Недаром А.П.Бородина называют богатырем русской музыки. Чтобы продолжить разговор о симфонии выясним, что такое симфония?
Ученики: многочастное произведение для симфонического оркестра.
Учитель: Мы послушаем с Вами фрагмент из 1 части-это экспозиция. Представьте, это как в музее, вы приходите посмотреть картины, в музыке – это и есть показ основных двух тем симфонии- главной и побочной. Определите характер каждой из них и покажите поднятием руки, когда начнется побочная тема.
Слушание фрагмента « Богатырской симфонии» А. Бородина.
Учитель: Что можно сказать о характере и качестве главной темы?
Ученики: Яркий, могучий, широкий, решительный, суровый, маршевый. Звучит в низком регистре у струнных, передает клич, призыв, воплощает неодолимую силу героев.
Учитель: Каков характер побочной темы?
Ученики: Певучая, светлая, распевная, близка народной песне, звучит у виолончелей. Это образ Родины
Учитель: Какая из тем рисует нам богатырский образ?
Ученики: Первая то есть –главная.
Учитель: Делаем вывод, что в музыке переданы два образа: первый- это образ защитника, богатыря, а во второй передано чувство любви, заботы, трепетного отношения к Родине.
Разучивание главной интонации(приемы распевок):
1)Прием «перекличка»- 2 группы по очереди,
2)Прием «эхо»- сначала громко, затем тихо
3)2-хголосное исполнение- выдержанный первый звук (ми)
Повторное слушание фрагмента «Богатырской симфонии» А.Бородина.
3.1. Новый материал (создание графической партитуры).
Учитель: Есть ли сходство музыки с образом богатырей?
Ученики: Да
Учитель: В чём оно заключается?
Ученики: Музыка наполнена могучей силой, звучит мужественно, сурово и мощно.
Слайд №9.
Учитель: «Богатырскую» симфонию можно не только слушать, но и показать пластическими движениями выразительность музыки.
Встали. Будьте внимательны.
Учитель: Попробуем вместе (учитель и дети дирижируют).
Учитель: Что вы почувствовали?
Ученики: Музыка жила в нас, переполняла, почувствовали себя сильными.
Учитель: Те пластические движения, которые мы выполняли, попробуем изобразить графическими знаками. Они могут быть самыми разными, главное, эти знаки должны выражать характер музыки.
Слайд№10
Ученики выбирают нужную запись и еще раз пластически интонируют.
Учитель: Мы научились создавать графическую партитуру.
Учитель: Какую работу мы выполнили, слушая симфонию Бородина?
Ученики: Мы слушали, пластически интонировали и создавали графическую партитуру.
Учитель: Всё это помогло выразить сущность богатырской натуры. Силу, волю, мужество. Картина Васнецова и симфония Бородина связаны общей идеей прославления силы и могущества нашей Родины.
4. Богатыри разных времён.
Учитель: Перед нами портрет великого полководца, народного героя, горячо любившего свою Родину и служившего своему Отечеству:
Александр Васильевич Суворов.
Слайд№11.
Учитель: Можно ли про него сказать, что он- богатырь?
Чтобы ответить на этот вопрос, я расскажу вам о А.В.Суворове.
Глубоко дорог России этот человек, не только потому, что прославил историю Родины героическими победами, Но и потому, что проявил себя как настоящий защитник Отечества. Суворов обладал даром побеждать. Но этот дар он постоянно взращивал и приумножал, работая над образованием, воспитанием души и тела, тренировкой и закалкой на протяжении всей своей жизни. Маленький Саша в детстве был хилым и болезненным. Но твёрдо пообещал своему отцу и себе окрепнуть физически. Он начал подолгу ходить пешком и ездить верхом в любую погоду. Приучил себя спать на сене, не носил теплой одежды и перчаток даже в сильные морозы. Ел самую простую пищу. Вставал на рассвете, обливался ледяной водой. Пил чай и принимался за учёбу, позже – за работу. Такой распорядок и привычки сохранил до конца своей жизни и не изменял им даже тогда, когда стал знаменитым полководцем. Суворов с пониманием и уважением относился к солдатам и был любим ими как родной отец. Через века до нас дошли его наставления: «Кто испуган, тот побеждён наполовину. Кто отважен и смело идёт прямо на неприятеля, тот одержал уже половину победы!».
Учитель: Можно ли сказать, что А. Суворов- настоящий богатырь?
Ученики: Да, потому что он так же, как и богатыри, сражался за свободу России, был народным героем.
Герой – это человек способный на поступок.
Учитель: Правильно.
Последуем примеру великого полководца, и сделаем гимнастику.
Слайд №12.
5. Ритмическая гимнастика:
Дружно встали – раз, два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо и ещё, через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу.
Учитель: Родным святым Суворов почитал князя А. Невского, посвятившего всю свою жизнь служению Отечеству.
Великий образ князя запечатлён в картине П. Корина «А. Невский» и в кантате
С. Прокофьева «А. Невский». Обратите внимание на взгляд князя.
Учитель: Что он выражает?
Слайд№13
Ученики: Взгляд смелый, напористый, решительный.
Учитель: Какой жест князя выражает уверенность и героический настрой А.Невского?
Ученики: Меч в руках князя.
Учитель: Да, ему принадлежат слова «Кто с мечом придёт, тот от этого меча и погибнет».
Кантата Прокофьева «А. Невский» посвящена событиям 13 века, борьбе с немецкими рыцарями.
Слайд №14
4-я часть кантаты С.Прокофьева «Вставайте, люди русские».
Учитель: О чём говорит название произведения?
Ученики: Призыв к бою.
Итак, слушаем.
Слушание 4-ой части кантаты С.Прокофьева «Вставайте, люди русские».
Учитель: Как может повлиять эта музыка на человека?
Ученики: Придать силы и уверенности.
Учитель: Значит, искусство может вдохновлять человека на поступок.
Именно этого добивался композитор С. Прокофьев, сочинив 1938году сначала музыку к кинофильму С.Эйзенштейна «Александр Невский»,а потом на ее основе составил одноименную кантату. Во время войны хор «Вставайте, люди русские» часто звучал по радио.
Учитель: Можно ли сказать, что А. Суворов и А. Невский - настоящие богатыри?
Ученики: Да, потому что они так же, как и богатыри, сражались за свободу России. Во имя свободы и мира они совершали героические поступки.
Учитель: Правильно. Значит можно утверждать, что богатыри -это герои, возможно не обладающие той могучей силой, как Илья Муромец, но обладающие огромной любовью к родной земле.
Учитель: Что общего в музыке С. Прокофьева и А. Бородина?
Ученики: Сила, мощь, русского народа.
Учитель: Ребята, а в наше время есть богатыри? А дети-богатыри? Маленький богатырь-какое интересное сочетание слов. Но ведь такие, действительно, есть. Во все времена были свои герои. Теперь, послушайте, ребята, «Балладу о маленьком человеке» Р. Рождественского.
Слайд №15.
На земле безжалостно маленькой жил да был человек маленький
У него была служба маленькая и маленький очень портфель.
Но однажды прекрасным утром постучалась к нему война.
Автомат ему выдали маленький, сапоги ему выдали маленькие
И маленькую по размеру шинель.
А когда он упал, некрасиво, неправильно в атакующем крике вывернув рот,
то на всей земле не хватило бы мрамора,
Что бы вырубить парня в полный рост!
Учитель: Можно ли этого маленького человека, назвать богатырем, героем, патриотом своей земли?
Ученики: Да. Потому что он совершил подвиг, огромного значения. Подвиг с большой буквы.
Учитель: И маленький может быть богатырем, героем. У подвига нет возраста. Песня, которую мы сегодня исполним вместе, тоже посвящена героям, точнее герою, достойному звания богатыря.
Слайд №16
Учитель: Что героического совершил маленький трубач (посмотрите текст песни).
Ученики: Заиграл на трубе, не растерялся и повёл за собой солдат в бой. Убежденность в правоте, сила духа, любовь к Родине- удесятеряет силу человека, кроме этого сила музыки помогает ему в этом.
Исполнение «Песни о маленьком трубаче» (муз. С.Никитина, ст. С.Крылова).
Учитель: Такие разные вы приходите в этот мир, и в ваших руках сделать этот мир лучше. Именно вы, дорогие ребята будущее России, защитники нашей Родины.
Когда-то богатырь Добрыня Никитич, собирая войско, произносил богатырские заповеди .
Слайд №17.
- Заповедь первая: Добро на земле творить; и не для себя – для людей жить.
- Заповедь вторая: Силу взрастить великую Богатырскую; и не гневом с врагом сражаться, а любовью ту силу направлять, чтобы вверх над приятелем держать.
- Заповедь третья: Мудрость иметь, чтобы рассудить, где зло, где добро. Чтоб невинного не погубить, чтоб виновного не озлобить, а исцелить, чтоб Добру силы прибавить.
Учитель: Какие верные слова «добру силы прибавить».
И хочется добавить: «когда ты смел и чист душой, то доброта всегда с тобой».
Учитель: Что доброго вы можете совершить сейчас?
Ученики: помочь родителям, пожилым людям, перевести через дорогу, и т.д.
Слайд №18.
Исполним песню «Дорога Добра».
Заключение:
Учитель: Сегодня на уроке мы раскрыли богатырскую тему в музыке, в литературе, в картинах, на конкретных исторических фактах.
Домашнее задание. Вместе с родителями найти современные песни о героях.
Слайд №19.
Спасибо. Урок окончен. До свидания.
Источники информации:
1.«Русская музыка в школе».М.:ВЛАДОС.3003,Рапацкая Л.А.
2.Методическое пособие «Воспитание музыкой»
3.Л.П.Маслова «Урок музыки- урок искусства».
4. http://festival.1 september.ru/articles/561752/
5. nsportal.ru/shkola/muzyka/library/bogatyrskaya-tema-v-iskusstve
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по теме: "Закрепление лексических навыков по теме: "Рождество и "Новый год".
План открытого урока в з-ем классе по теме: "Закрепление лексических навыков по теме "Рождество и Новый год"....
план конспект открытого урока по теме:РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ УСТНОЙ РЕЧИ НА БАЗЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ: СЕМЬЯ.ПРОФЕССИИ.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ HAVE GOT.
план-конспект открытого урока в 2-ом классе...
План - конспект открытого занятия на тему: «Без музыки, без музыки никак прожить нельзя»
Учебно – тренировочное занятие в группе начальной подготовки второго года обучения...
План-конспект открытого урока на тему:«Настроения, чувства в музыке»
Содержание музыкального образования в большей степени определяется репертуаром, изучаемым детьми. Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени наиболее самобытное, талантливое в искусст...
План - конспект интегрированного урока развития речи, ИЗО, музыки на тему: "Музыкальный пейзаж"
Данный урок развития речи, изобразительного искусства и музыки представляет собой интегрированный урок русского языка. В ходе урока учащиеся совершенствуют свои речевые умения выра...
План-конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по музыке по принципам Карла Орфа в старшей группе. Тема : «Космическое путешествие»
План - конспект интегрированной непоспедственной образовательной деятельности по музыке по принципам Карла Орфа в старшей группе.Тема : " Космическое путешествие"...
План-конспект открытого занятия по теме Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»
Тема занятия: «Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»Образовательная программа: «Оригами. Ступени мастерства»Год обучения: 1Возраст детей: 9 – 13 летЦель: Пров...