Творческий вечер «В мире Танца»
учебно-методический материал по музыке по теме
Сценарий творческого вечера музыкально-хоровой студии "В мире танца"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.53 КБ |
![]() | 2.59 МБ |
![]() | 2.08 МБ |
![]() | 2.88 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Творческий вечер «В мире Танца»
(начинает звучать вальс И.Штрауса «Весенние голоса»)
Видео № 1
Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на встрече с Музыкой! Какая удивительная по красоте музыка…, а ведь это вальс, а сочинил это чудо австрийский композитор Иоганн Штраус. У него был оркестр, для которого Штраус сочинял танцевальные пьесы. В этом жанре композитором создано более 500 произведений: вальсы, галопы, польки, кадрили…. Но именно вальсы дали ему титул «Короля вальса». Во всем мире звучат его знаменитые и неповторимые: «Сказки Венского леса», «На прекрасном голубом Дунае», «Весенние голоса» и многие другие. Все они отличаются изяществом, поэтичностью и темпераментностью, присущей самому композитору. Они вобрали в себя все лучшие черты музыкального искусства Вены той поры.
Наша встреча посвящена танцевальной музыке… «В мире танца», - вот где мы с вами сейчас побываем.
С древнейших времен и до наших дней люди танцуют – на праздниках или просто в свободные вечера, непринужденно веселясь или участвуя в торжественной церемонии.
Уже много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадках, где люди кружились под немудреные звуки самодельных инструментов, и в пышных дворцовых залах, в сопровождении труб, виол или оркестра…
Большинство этих танцев в той или иной форме дожили до нашего времени. Конечно, они очень отличаются один от другого в зависимости от страны, в которой родились; от времени, когда это произошло; от того, кто и где их исполнял…
В основе всех танцев лежит народная пляска, так же как в основу всей музыки лежит народная песня. Не зря, известный русский композитор М.И.Глинка говорил: «Музыку создает народ, а мы, композиторы, ее лишь аранжируем».
Конечно, тема «В мире танца» очень обширна, поэтому мы поговорим, в основном о тех танцах, которые подготовили воспитанники музыкально-хоровой студии вместе со своими педагогами.
А знаете ли вы, как вообще возник танец?
…Искусство любого народа находится в тесной связи с его жизнью. Вот кем был первобытный человек, прежде всего?... Да, конечно же, охотником.
Слайд № 1
Поэтому в танцах древних племен, которые археологи находят в наскальной живописи, получили развитие подражательные пляски, в которых изображались различные животные… У австралийских племен обнаружили танцы «бабочек», «лягушек», «кенгуру»; у бразильских индейцев_»рыбные пляски» и пляски «летучих мышей»; на севере России-пляски «утушек», «лебедушек».
В процессе развития трудовой деятельности появились, так называемые, «трудовые» танцы. Древним племенам приходилось воевать друг с другом- появились воинственные пляски. Одним словом, сама жизнь рождала те или иные пляски или танцы. Отличие пляски от танца в том, что пляска- это импровизация, а танец- это уже движения, поставленные в определенном порядке.
Слайд № 2
В Древне Греции большое значение уделялось гармоничному развитию человека, как духовному, так и телесному. Здоровое человеческое тело, наделенное сильным духом – было идеалом греков. Именно в танце видели греки один из путей формирования такого человека. Древние философы писали: «пляска не только совершенствует самого танцующего, но и приносит пользу зрителям: хорошо их воспитывает, многому учит; пляска вносит лад в душу смотрящего, увлекая его взор красивым зрелищем, слух- чудесными звуками, являя прекрасное единство душевной и телесной красоты».
Танец может выражать и настроение и состояние души человека. Место танца на всех праздничных гуляньях, свадьбах, ему есть место в радости: в России это известные плясовые, и в горести – широкие девичьи хороводы…
Видео № 2
…Медленно движется девичий хоровод. В длинных русских сарафанах шага не видно, кажется, что девушки «плывут- будто лебеди».
Живет танец, рождая прекрасную картину живой природы: молодой березовой рощи ранней весной, плавного течения реки, бескрайних просторов русской природы.
Как вы уже поняли, у каждого народа своя жизнь, свои ремесла, своя природа, свой темперамент и, значит, свои танцы.
Давайте от слов перейдем к делу и послушаем р.н.песню - танец «Как ходил гулял Ванюша» - это песня, с которой деревенские жители выходили вечером за околицу на гулянье.
Слайд № 3
А можно ли представить себе без пляски кочевую жизнь цыган? Послушайте «Цыганочку».
Слайд № 4
Следующая пьеса испанский танец «Солзерес»
Слайд № 5
Композиторы часто включают народные танцы в свои произведения: симфонии, оперы, балеты. М.И.Глинка ввел в оперу «Иван Сусанин» танец краковяк. Краковяк возник в Краковском воеводстве в Польше. Вначале его танцевали только мужчины: парами, в которых один изображал рыцаря, а другой его оруженосца. Затем краковяк стали исполнять в паре с дамой: она – плано, изящно, он – с резкими притопываниями.
Послушайте танец «Краковяк». Слайд № 6
Из танцев, распространенных в 19 веке можно назвать Галоп. 2-х дольный размер, стремительно-скачущие движения. Галоп можно найти в сочинениях Ф.Листа, М.Глинки, П.Чайковского, С Прокофьева и даже Д.Шостаковича.
А сейчас послушайте галоп советского композитора К.Хачатуряна из балета «Чипполино».
О следующем танце мне хочется рассказать подробнее – это старинный танец Менуэт
Слайд № 7
Менуэт стал королем танцев в 18 веке. По своему происхождению это народный хороводный танец родом из провинции Пуату на западе Франции. Название его образовалось из 2-х французских слов «па меню» - мелкий шаг. 3- дольный размер, обычно умеренный темп. Многие композиторы включали менуэты в свои произведения. Менуэт встречается в балете П.Чайковского «Спящая красавица», торжественным менуэтом открывается бал в 1 действии балета С.Прокофьева «Ромео и Джульетта».
Послушайте старинный Менуэт композитора Боккерини.
Слайд № 8
А сейчас прозвучит Менуэт современного французского композитора Поля Мориа.
Слайд № 9
На юге Италии расположился город Таранто. Он дал имя национальному танцу Тарантелла. Стремительный, веселый танец ярко выражает характер темпераментных южан. ¾ или 6/8 размер, с непринужденным движением триолей привлекал внимание многих композиторов: Листа, Шопена, Чайковского, Прокофьева. Посмотрите и послушайте тарантеллу композитора Гаврилина из балета «Анюта». Главную партию исполняет солистка Большого театра Екатерина Максимова.
Видео № 3
Интересна судьба австрийского танца Лендлер.
Слайд № 10
Этот парный круговой 3-х дольный танец получил свое название от австрийской области Ландль. Его танцевали в австрийских и немецких селах в деревянных башмачках. Подпрыгивание танцующих и пристукивание деревянных башмачков вы услышите, если будете внимательно слушать.
П.И.Чайковский «Немецкий танец»
В начале 19 века Лендлер Ленлер перекочевал из сел в города Австрии и германии.
Его стали танцевать на балах и постепенно он превратился во всем известный и знакомый Вальс.
Слайд № 11
Вот уже целых 2 века живет и пользуется неизменной любовью этот романтичный, вечно юный танец.
Слово Вальс произошло от немецкого слова «вальзен» - прокатывать. Постепенно движения становились все более плавными, кругообразными, из него уходили типичные для народного танца подпрыгивания и притопывания. Рождался Вальс!
В 19 веке вальс быстро распространился по разным странам Европы. Прежде всего новый танец завоевал Вену. Вальсы композитора Ланнера, Иогана Штрауса – отца звучали в австрийской столице повсюду. Вальсы Иогана Штрауса – сына покорили не только Вену, но и весь мир.
Удивительно, проходит время, а вальс не стареет. Композиторы охотно включают их в свои оперы и оперетты, балеты и даже симфонические произведения.
В России великолепным образцом симфонического вальса стал «Вальс – фантазия» М.И.Глинки.
Слайд № 12
Звучит «Вальс – фантазия» М.И.Глинки.
Говоря о танцах, нельзя не сказать о Великом польском композиторе Фредерике Шопене.
Слайд № 13
Шопен писал почти исключительно фортепианную музыку, он черпал свое вдохновение в народных песнях и танцах. Шопену удалось придать новое звучание танцевальным формам, он создал танцевальные миниатюры.
Так же Шопеном написано более 60 Мазурок ( мазурка – это польский танец, получивший свое название от области Мазовия, мазур – житель этой области); Полонезы ( полонез в переводе с франц. – польский) – это танец – шествие, открывающий сначала сельские праздники, а затем и светские балы.
Послушайте Вальсы Ф. Шопена си минор и Вальс до диез минор
Слайд № 14
А сейчас прозвучит вальс французского композитора Морено «В стиле Шопена»
Слайд № 15
Не мог остаться равнодушными к вальсам и великий русский композитор П.И.Чайковский. У него много фортепианных вальсов, но особой популярностью пользуются вальсы из балетов.
Посмотрите вальс из балета «Спящая красавица»
Видео № 5
В советское время стали очень популярны у слушателей вальс А. Хачатуряна к драме М.Лермонтова «Маскарад», вальс С. Прокофьева из оперы «Война и мир», и из балета «Золушка».
Слушаем Вальс С. Прокофьева из балета «Золушка»
Видео № 6
Прекрасны вальсы, не правда ли?
Но теперь давайте переключимся на совсем другой по характеру танец – Танго.
Слайд № 16
Танец этот родился в городском районе Буэнос – Айреса (в Аргентине). Будучи довольно экзотичным танцем, чувственным, страстным – танго не сразу был принят европейским обществом. Настоящий «прорыв» танго произошел на танцевальном конкурсе во французской Ривьере. Танец был настолько хорошо представлен группой танцоров, что мгновенно получил признание в Париже, а затем и в остальной в Европе.
Послушайте Танго композитора Шилина на гитаре.
Слайд № 17
А сейчас мы поговорим об одном удивительном танго – это танго «Утомленное солнце». Не все знают, что музыку эту написал польский композитор Ежи Петербургский, а особую популярность в Советском Союзе оно приобрело в 30-х годах 20 века.
В предвоенные годы успех его был так велик, что это танго, ставшее песней (слова написал И.Альвек), звучало повсюду: в скверах, парках, доносилось из домашних радиоприемников и патефонов. Наши деды и прадеды были просто влюблены в него.
Итак Ежи Петербургский «Утомленное солнце»
Видео № 7
А знаете ли вы, откуда произошло название танца «Полька»?
Слайд № 18
Это чешский народный танец; и в переводе с чешского «пулька» - это «половинка» (т.е. полшага). В середине 19 века это чешский народный танец стал бальным. Размер 2-х дольный, движение основано на полушагах и легких прыжках с поворотом. Чешские композиторы Б.Сметана и А.Дворжак часто вводят польку в свои произведения.
Не остался равнодушным к польке и уже известный нам австрийский композитор Иоганн Штраус. Польки Штрауса стремительные, яркие, блестящие.
Слушаем польку И.Штрауса «Трик – Трак»
20 век принес в танцевальную музыку новые ритмы. Но и здесь ощущается влияние фольклора разных народов, особенно латиноамериканских и африканских. Это такие танцы как Регтайм, Тустеп и Фокстрот.
Слайд № 19
Из соединения 2-х разных стилей ритм энд блюза и хилли-билли возник новый музыкальный стиль Рок – н – ролл. В середине 20 века вошли в моду твист, шейк, танцы со смешным название «хали – гали» и буги – вуги. Твист и шейк в 70 –е годы молодежь пыталась танцевать на школьных вечерах, но это быстро пресекалось бдительными педагогами.
Давайте послушаем пьесу композитора Шмица «Танцуем буги».
Некоторые из этих танцев со временем потеряли свою популярность, а другие, наоборот, получили второе рождение. Такие танцы как медленный фокстрот, квикстеп, румба, пасадобль, ча-ча-ча, джайв стали обязательными танцами на танцевальных конкурсах.
Давайте обратимся к экрану и посмотрим в великолепном исполнении танцы «Чарльстон» и «Квикстеп» (быстрый шаг).
Видео № 8
Подходит к завершению наша встреча с «Миром танца». Если говорят, что музыка – это язык души, то танец – это прекрасная поэма, где каждое движение – слово!
Видео № 9
Мне хочется все время танцевать
Мазурку, танго, в вальсе закружиться,
Безудержно чечетку отбивать –
Пусть это танец бесконечно длится.
***
Мне хочется все время танцевать
Под звуки флейты, саксофона, скрипки,
Своей энергией и страстью заражать,
Срывать аплодисменты и улыбки.
***
Мне хочется все время танцевать,
Отбросив прочь тревоги и сомненья,
Импровизировать, порою удивлять,
И быть всегда в плену у Вдохновенья!
Танцуйте, дорогие друзья! Любите танцевальную музыку, потому что она ПРЕКРАСНА!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа дополнительного образования "В мире танца "
Программа по хореографии для детей 7 - 14 лет, рассчитанная на 5 лет обучения. Три этапа реализации программы позволяют варьировать нагрузку в зависимости от возраста.Удобна, проста и понятна в примен...

Презентация по МХК "В мире танца"
Презентация по МХК "В мире танца"ВНИМАНИЕ!!!Познакомиться с презентацией можно по ссылке:http://ru.calameo.com/read/002101424006c371b6a35 ...

В мире танца
Волшебный мир танца! Кто из нас не восхищался этим видом искусства, не испытывалтой радости, которую дарит людям танец?...

Индивидуальная образовательная программа Нарзаева Егора творческого объединения “В мире танца”
ldquo;Подготовка к поступлению Казанский Институт Культуры и Искусств на хореографическое отделение&rdquo...

Методическая разработка сценария творческого вечера "Литературно - музыкальный вечер поэзии о любви"
Сценарий предназначен для обучающихся 10 - 11 классов...