Урок музыки "Творчество А.П.Бородина"
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему
Урок музыки по творчеству русского композитора А.П.Бородина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
borodin.docx | 19.23 КБ |
a.p.borodin.pptx | 2.05 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: Александр Порфирьевич Бородин и главная тема его творчества. (Открытый урок в 6 классе)
Общая цель: Формирование духовной культуры учащихся средствами музыки и в интегративных связях с ИЗО, литературой, историей.
Цели:
а) Эмоциональное воспитание: (Воспитывающие): воспитание эстетической культуры, эмоциональной культуры, культуры слушания и культуры ответов.
б) Обучающие восприятие: Развитие художественного мышления через интегративные связи, умение сопоставлять зрительные и слуховые впечатления, закрепления знаний через фронтальный опрос, тестирование, работа в группах по карточкам, иллюстрация на тему урока.
в) Развивающие: развитие слушательской культуры; образно-ассоциативного мышления, развитие эмоционально-личностного переживания произведений искусства.
Этапы урока:
1. Организационный этап
2. Актуализация знаний
3. Физкультминутка
4. Изучение новой темы
5.Вокально-хоровая деятельность
6.Закрепление нового материала
7. Домашнее задание
Основные понятия темы: квартет, симфония, репродукция, экспозиция.
Музыкальный материал: Струнный квартет №2, симфония №2 «Богатырская» (экспозиция 1 часть), песня «Моя Россия»
Зрительный ряд: И.Глазунов «Князь Игорь», В.М.Васнецов «Три богатыря» М.А.Врубель «Богатырь», Н.К.Рерих «Русская сила богатырская»
1.Организационный этап.
Вход в класс, приветствие, посадка.
2. Актуализация знаний
Учитель:
-Ребята, давайте вспомним, что такой квартет? (это ансамбль и 4-х музыкантов)
-Правильно. А какие бывают квартеты? (арфа, флейта, кларнет, скрипка; 4 трубы; и тд.)
- Вы просто молодцы, что запомнили виды квартетов. Но мы еще говорили с вами, что такие квартеты встречаются крайне редко. Зато в прежние времена и в наши дни композиторы сочиняли струнные квартеты. (Струнные, потому что в исполнении этого квартета используются струнные музыкальные инструменты. Это- 2 скрипки, альт и виолончель.)
Взгляните на экран. ( Слайд 1. Рисунки музыкальных инструментов струнного квартета. Приложение 1)
Учитель:
- А в литературе вам не встречался квартет?
Ответы детей (в басне Крылова)
Слайд 2.Изображение Крылова
Учитель:
-Да, в басне Крылова как раз идет разговор про струнный квартет. Крылов называет виолончель басом, так как он самый низкий басовый инструмент.
(Ученик читает басню Крылова)
Слайд 3.Рисунок их квартета.
Учитель:
- А как в этой басне высказывается главная мысль? («Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней» Важно не только уметь играть, но и иметь способности)
Учитель:
-Верно. А сейчас послушаем, как же звучит струнный квартет
(Звучит отрывок из квартета №2 А.П.Бородина)
Учитель:
-Какой характер носит музыка этого квартета? (мягкая лиричность, напевность) А сейчас я познакомлю вас с композитором, который написал это прекрасное произведение. Но прежде - отдохнем.
3.Физкультминутка.
4.Изучение новой темы
Слайд 3.Фотографии Бородина
Учитель:
- Александр Порфирьевич Бородин-русский композитор, ученый-химик. Родился в 1833году в Петербурге, умер 1887г. Он окончил Медико-хирургическую академию, доктор медицины, профессор, академик. Занимался научной и общественной деятельностью. Автор более 40 работ по химии. Его творческое наследие не велико по объему, но является ценным вкладом в развитие русской музыкальной классики.
Сегодня мы с вами уже познакомились с его одним творением, но я бы хотела познакомить еще одним из самых значительных его произведений с оперой «Князь Игорь». В основе этой оперы лежит эпос «Слово о полку Игореве»
Слайд №4.Репродукция И.Глазунова «Князь Игорь»
Главная тема его творчества - величие русского народа, любовь к Родине и свободолюбие. Еще одна тема встречается почти во всех его произведениях - это «богатырская» тематика. Именно им он посвятил свою вторую симфонию, которая так и называется «Богатырская». А кто такие богатыри? (могучие защитники земли Русской от чужеземцев) В первой части композитор хотел показать собрание русских богатырей, а в финале – сцену богатырского пира «при звуке гусель, при ликовании великой народной толпы».
Слайд№5.Репродукции картин
а) Васнецов. «Три богатыря»
б) М.А.Врубель «Богатырь»
в) Н.К.Рерих «Русская сила богатырская»
Учитель:
-Сегодня мы с вами послушаем экспозицию 1части симфонии (слушание симфонии «богатырская» часть 1)
Учитель:
- Удалось ли А.П.Бородину «нарисовать собрание русских богатырей», и какими он их изобразил? (необычайно стойкие, сильные и решительные, готовые в любую минуту бросится на могучий призыв, боевой клич)
-А сейчас я предлагаю вам вспомнить песню «Моя Россия» (сл.Н.Соловьевой муз. Г.Струве.)
5.Вокально-хоровая работа:
Распевка. Д.Кабалевский «Мы спокойные ребята»
Исполнение песни «Моя Россия»
(При исполнении песни уделить особое внимание манере исполнения: негромкое, теплое, задушевное звучание должно правдиво передать ту доверительную дружескую обстановку, в которой обычно исполняют песни о Родине)
6. Закрепление нового материала
-Сегодня мы на уроке снова пополнили свой музыкальный багаж. С какой музыкой мы сегодня встретились на уроке? Чему научила нас музыка сегодня?
(Самым активным участникам урока выставляются оценки)
7.Домашнее задание: нарисовать рисунок на тему «Русская сила богатырская»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Музыкальные инструменты струнного квартета
СКРИПКА ВИОЛОНЧЕЛЬ АЛЬТ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КВАРТЕТА
КРЫЛОВ ИВАН АНДРЕЕВИЧ (1769 – 1844) русский баснописец, драматург, журналист
«…Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней …»
СТРУННЫЙ КВАРТЕТ
Александр Порфирьевич Бородин ( 1833-1887) русский композитор, ученый-химик
Репродукция И.Глазунова «Князь Игорь»
…русская сила богатырская ! Ю.А.Васнецов «Три богатыря» М.А.Врубель «Богатырь» Н.К. Рерих «Русская сила богатырская»
Домашнее задание : нарисовать рисунок на тему «Русская сила богатырская»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос"
Методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос" разработана для 5 класса в соответствии с программой В.Коровиной ....
Презентация к уроку М. Ю. Лермонтов "Бородино"
В презентации представлены фотографии усадьбы Тарханы Пензенской губернии. Там Лермонтов провёл своё детствою....
Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов. "Бородино". Урок 1.
Урок чтения и развития речи по теме "Бородино. М. Ю. Лермонтов." рекомендован для учащихся 7 класса cпециальной коррекционной школы VIII вида....
"И славили Отчизну меч и слово.Могучее, лихое племя" Презентация-проект к уроку (М.Ю.Лермонтов "Бородино").
Литературно-исторический проект "Могучее, лихое племя" (по материалам стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино", на основе исторических сведений о героях 1812 года).Автор проекта: Панченко Варвара...
План-конспект урока-игры "А,П. Бородин: жизнь и творчество"
Музыкально-интеллектуальная игра- конкурс по предмету «музыкальная литература» ( четвёртый год обучения) «А.П. Бородин. Жизнь и творчество» к 180-летию со дня рождения композитора....
Открытый урок в 5 классе "Бородино" М.Ю. Лермонтов
Разработка открытого урока в 5 классе по произведению "Бородино" М.Ю. Лермонтова....
Конспект урока "М.Ю. Лермонтов. Бородино"
Конспект соответсвует требованиям новых образовательных стандартов...