Урок музыки "Творчество А.П.Бородина"
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Гайнутдинова Лира Рифовна

Урок музыки по творчеству  русского композитора А.П.Бородина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borodin.docx19.23 КБ
Файл a.p.borodin.pptx2.05 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Александр Порфирьевич Бородин и главная тема его творчества. (Открытый урок в 6 классе)

 Общая цель:   Формирование духовной культуры учащихся средствами музыки и  в  интегративных   связях  с  ИЗО, литературой, историей.  

Цели:

 а)  Эмоциональное  воспитание: (Воспитывающие): воспитание эстетической культуры, эмоциональной культуры, культуры слушания и культуры ответов. 

б) Обучающие восприятие: Развитие художественного  мышления через    интегративные  связи,  умение сопоставлять зрительные и слуховые впечатления, закрепления знаний через фронтальный опрос, тестирование, работа в группах по карточкам, иллюстрация на тему урока.

в) Развивающие: развитие слушательской культуры; образно-ассоциативного мышления, развитие эмоционально-личностного переживания произведений искусства.

Этапы  урока:

1.  Организационный этап

2. Актуализация знаний

3. Физкультминутка

4. Изучение новой темы

5.Вокально-хоровая деятельность

6.Закрепление нового материала

7. Домашнее задание

Основные понятия темы: квартет, симфония, репродукция, экспозиция.

Музыкальный материал: Струнный квартет №2,  симфония №2 «Богатырская» (экспозиция 1 часть), песня «Моя Россия»

Зрительный ряд: И.Глазунов «Князь Игорь», В.М.Васнецов «Три богатыря» М.А.Врубель «Богатырь», Н.К.Рерих «Русская сила богатырская»

1.Организационный этап.

Вход в класс, приветствие, посадка.

2. Актуализация знаний

Учитель:

-Ребята, давайте вспомним, что такой квартет? (это ансамбль и 4-х музыкантов)

-Правильно. А какие бывают квартеты? (арфа, флейта, кларнет, скрипка; 4 трубы; и тд.)

- Вы просто молодцы, что запомнили виды квартетов. Но мы еще говорили с вами, что такие квартеты встречаются крайне редко. Зато в прежние времена и в наши дни композиторы сочиняли струнные квартеты. (Струнные, потому что в исполнении этого квартета используются струнные музыкальные инструменты. Это- 2 скрипки, альт и виолончель.)

                     Взгляните на экран. ( Слайд 1. Рисунки музыкальных инструментов струнного квартета. Приложение 1)

Учитель:

- А в литературе вам не встречался квартет?

Ответы детей (в басне Крылова)

                                   Слайд 2.Изображение Крылова

Учитель:

-Да, в басне Крылова как раз идет разговор про струнный квартет. Крылов называет виолончель басом, так как он самый низкий басовый инструмент.

                                                          (Ученик читает басню Крылова)

                                               Слайд 3.Рисунок их квартета.

Учитель:

- А как в этой басне высказывается главная мысль? («Чтоб музыкантом быть, так надобно  уменье и уши ваших понежней»  Важно не только уметь играть, но и иметь способности)

Учитель:

-Верно. А сейчас послушаем, как же звучит струнный квартет

                      (Звучит отрывок из  квартета  №2 А.П.Бородина)

Учитель:

-Какой характер носит музыка этого квартета? (мягкая лиричность, напевность) А сейчас я познакомлю вас с композитором, который написал это прекрасное произведение. Но прежде - отдохнем.

    3.Физкультминутка.

4.Изучение новой темы

                                        Слайд 3.Фотографии  Бородина

Учитель:

   - Александр Порфирьевич Бородин-русский композитор, ученый-химик. Родился в 1833году в   Петербурге, умер 1887г. Он окончил Медико-хирургическую академию, доктор медицины,  профессор, академик. Занимался научной и общественной деятельностью. Автор более 40 работ по химии. Его творческое наследие не велико по объему, но является ценным вкладом в развитие русской музыкальной классики.

Сегодня мы с вами уже познакомились с его одним творением, но я бы хотела познакомить еще одним из самых значительных его произведений с оперой «Князь Игорь». В основе этой оперы лежит эпос «Слово о полку Игореве»

                             Слайд №4.Репродукция И.Глазунова «Князь Игорь»

Главная тема его творчества - величие русского народа, любовь к Родине  и свободолюбие. Еще одна тема встречается почти во всех его произведениях - это «богатырская» тематика. Именно им он посвятил свою вторую симфонию, которая так и называется «Богатырская». А кто такие богатыри? (могучие защитники земли Русской от чужеземцев)  В первой  части  композитор хотел показать собрание русских богатырей, а в финале – сцену богатырского пира «при звуке гусель, при ликовании великой народной толпы».

                                             Слайд№5.Репродукции  картин

    а) Васнецов. «Три богатыря»

                б) М.А.Врубель «Богатырь»

                в) Н.К.Рерих «Русская сила богатырская»

        Учитель:

        -Сегодня мы с вами послушаем экспозицию 1части симфонии                                                                                (слушание симфонии «богатырская» часть 1)

Учитель:

- Удалось ли А.П.Бородину «нарисовать собрание русских богатырей», и какими он их изобразил? (необычайно стойкие, сильные и решительные, готовые в любую минуту бросится на могучий призыв, боевой клич)

-А сейчас я предлагаю вам вспомнить песню «Моя Россия» (сл.Н.Соловьевой    муз. Г.Струве.)  

5.Вокально-хоровая работа:

Распевка. Д.Кабалевский «Мы спокойные ребята»

Исполнение песни «Моя Россия»

(При исполнении песни уделить особое внимание манере исполнения: негромкое, теплое, задушевное звучание должно правдиво передать ту доверительную дружескую обстановку, в которой обычно исполняют песни о Родине)

6. Закрепление нового материала

-Сегодня мы на уроке снова пополнили свой музыкальный багаж. С какой музыкой мы сегодня встретились на уроке? Чему научила нас музыка сегодня?

 (Самым активным участникам урока выставляются оценки)

            7.Домашнее задание: нарисовать рисунок на тему «Русская сила богатырская»

                                                                                           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА УРОКА: Александр Порфирьевич Бородин и главная тема его творчества

Слайд 2

Музыкальные инструменты струнного квартета

Слайд 3

СКРИПКА ВИОЛОНЧЕЛЬ АЛЬТ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КВАРТЕТА

Слайд 4

КРЫЛОВ ИВАН АНДРЕЕВИЧ (1769 – 1844) русский баснописец, драматург, журналист

Слайд 5

«…Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней …»

Слайд 6

СТРУННЫЙ КВАРТЕТ

Слайд 7

Александр Порфирьевич Бородин ( 1833-1887) русский композитор, ученый-химик

Слайд 8

Репродукция И.Глазунова «Князь Игорь»

Слайд 9

…русская сила богатырская ! Ю.А.Васнецов «Три богатыря» М.А.Врубель «Богатырь» Н.К. Рерих «Русская сила богатырская»

Слайд 10

Домашнее задание : нарисовать рисунок на тему «Русская сила богатырская»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос"

Методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос" разработана для 5 класса в соответствии с программой В.Коровиной ....

Презентация к уроку М. Ю. Лермонтов "Бородино"

В презентации представлены фотографии усадьбы Тарханы Пензенской губернии. Там Лермонтов провёл своё детствою....

Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов. "Бородино". Урок 1.

Урок чтения и развития речи по теме "Бородино. М. Ю. Лермонтов." рекомендован для учащихся 7 класса cпециальной коррекционной школы VIII вида....

"И славили Отчизну меч и слово.Могучее, лихое племя" Презентация-проект к уроку (М.Ю.Лермонтов "Бородино").

Литературно-исторический проект "Могучее, лихое племя" (по материалам стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино", на основе исторических сведений о героях 1812 года).Автор проекта: Панченко Варвара...

План-конспект урока-игры "А,П. Бородин: жизнь и творчество"

Музыкально-интеллектуальная игра- конкурс по предмету «музыкальная литература» ( четвёртый год обучения) «А.П. Бородин. Жизнь и творчество» к 180-летию со дня рождения композитора....

Открытый урок в 5 классе "Бородино" М.Ю. Лермонтов

Разработка открытого урока в 5 классе по произведению "Бородино" М.Ю. Лермонтова....

Конспект урока "М.Ю. Лермонтов. Бородино"

Конспект соответсвует требованиям новых образовательных стандартов...