Урок музыки – урок искусства
статья по музыке по теме

Долгова Светлана Васильевна

Выступление на Региональном семинаре учителей музыки, ИЗО, технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzyki_-_urok_iskusstva.doc42.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Выступление на Региональном семинаре учителей музыки, ИЗО, технологии, проведённый  на базе МБОУ «СОШ №53»

22.04.2013 в г. Набережные Челны Республика Татарстан

СЛАЙД 1

Урок музыки – урок искусства

СЛАЙД 2.

Разрешите представиться: Долгова  Светлана Васильевна учитель музыки 1 квалификационной категории «Средняя общеобразовательная школа №53» г. Наб.Челны.

Я всегда мечтала быть учителем музыки. Сначала – музыкальная школа (за годы учёбы в музыкальной школе происходило многое: сначала огромный интерес, но было и такое, что хотела бросить музыку), потом – педагогическое училище с красным дипломом. Имею высшее  образование, закончила КГПУ музыкальное отделение.

СЛАЙД 3.

 Работаю учителем музыки в школе, веду вокальный кружок, а также я – классный руководитель. Что я могу сказать о своей работе... Самое главное то, что ОЧЕНЬ ЛЮБЛЮ ЕЁ! Моя работа приносит мне моральное удовлетворение!         

Моя цель — вселить  музыку в душу ребёнка.  С помощью песни научить выражать его свои чувства, переживания!

СЛАЙД 4.

  Главная цель урока «Музыки»- развивать в детях творческие способности, музыкальный слух,  обогащать их внутренний духовный мир! Музыка делает нас лучше, справедливее и добрее!!!

Вопреки мнению большинства - музыкальным слухом обладает каждый, родившийся нормальным, человек. Другое дело, что у одних этот слух выражен ярко, у других нет. Станут ли дети, о которых мы говорим, профессиональными музыкантами, или выберут для себя другую специальность далекую от музыки, решающего значения не имеет; главное, что они научатся отличать хорошую музыку от плохой и, как правило, хорошее от плохого в самой жизни.

   Давайте вспомним золотой девятнадцатый век. Тогда даже представить себе было невозможно, чтобы в более-менее обеспеченной семье отрок или девица не прошли музыкальный курс. Так почему же мы, живущие в двадцать первом веке, позволяем себе думать, что музыка это дешевая игрушка, без которой наш ребенок может и обойтись? Помните фразу, все преходяще, а музыка вечна? И это не пустые слова. Для того, чтобы воспитать доброго, порядочного человека нужно, прежде всего, воспитать его душу; ведь человек может быть счастлив только тогда, когда в его душе поселится любовь, а любовь и музыка почти синонимы. А ведь как бывает: вовремя не раскрыли талант, и негде ребенку проявить себя, отсюда трудности во взаимоотношениях со сверстниками, преувеличенные страхи и другие комплексы.

СЛАЙД 5.

На уроке музыки, особенно в начальных классах мы много поём песен, слушаем музыкальные произведения, обсуждаем услышанное, рисуем музыку, занимаемся  дыхательной гимнастикой, изучаем творчество композиторов, музыкальные жанры, знакомимся с музыкальными инструментами, изучаем музыкальную грамоту, выполняем различные творческие задания.

        В старших классах по программе знакомство с Великими композиторами Мира, их творчеством. Здесь мы больше ведём беседы о музыке, рассуждаем, слушаем, изучаем крупные сценические жанры, учим песни более сложные, предназначенные для подросткового возраста, участвуем в школьных конференциях, выполняем творческие задания:  музыкальные кроссворды, рефераты.

СЛАЙД 6.

Урок  музыки настолько насыщен многообразием форм работы, что оценивание знаний требует творческого подхода.

Например, пение  песен (кстати, самое любимое  детьми занятие на уроке, петь любят все) – на одном уроке песню разучиваем, отрабатываем сложные музыкальные моменты, на следующем  - сдаём песню наизусть. В начале вызываю детей по желанию, обычно отбоя нет. Потом сдают песню остальные учащиеся. Я  использую разные формы сдачи песни: солист – хор,  группами, рядами, учитель – ученики, мальчики – девочки. В начальной школе очень нравится форма сдачи песни по строчкам, это когда показываю на себя – пою я, а когда показываю – на класс или какой- то ряд –  поют они.

Слушание музыкальных произведений – для этой работы мы оформляем в конце тетради – Раздел «Слушание». Ребята записывают  автора и название произведения.  Учащиеся  очень любят слушать классическую  музыку в разных исполнениях: оркестр народных инструментов, духовой оркестр, ансамбли инструментов, вокально – инструментальное исполнение, а также современная обработка произведений. При закреплении знаний провожу в конце четверти музыкальные угадай-ки.  

СЛАЙД 7.

Изучение музыкальной грамоты –  изучение музыкальной   грамоты мы начинаем во 2 классе. Эту форму работы я включила в урок по желанию детей. Для этого мы завели нотные тетради. В начале изучаем названия нот, их расположение на нотном стане, музыкальные длительности и многое другое. Для закрепления знаний ребята составляют музыкальные ребусы, музыкальные задачки.

СЛАЙД 8.

На уроках мы изучаем биографию и творчество композиторов зарубежных, русских, советских, татарских. Для закрепления материала ребята в начальной школе пишут тесты, в старших классах – готовят сообщения с презентацией.

СЛАЙД 9.

С первого класса учу детей выполнять дыхательную гимнастику. Эту форму работы мы делаем перед пением. Многие даже замечают терапевтический эффект, т.е. прочищаются дыхательные пути. А ведь дыхание большую роль играет в пении.

СЛАЙД 10.

В программе музыки обязательное знакомство с музыкальными инструментами. После изучения ребята сами рассказывают о строении, звукоизвлечении, к какому виду инструментов относится тот или  иной инструмент. Проводим уроки-концерты, где дети, занимающиеся в музыкальной школе, играют на скрипке, флейте, фортепиано, саксофоне, дудочке и др. Таким образом учащиеся знакомятся с живым звучанием музыкальных инструментов.

СЛАЙД 11.

Большую работу провожу  для подготовки и участия  детей в различных конкурсах, смотрах. И часто они становятся лауреатами или дипломантами.

СЛАЙД 12.  

Учащиеся  - активные участники внеклассных мероприятий, проводимых в школе. Выступать хотят все. Даже если нет явных музыкальных способностей, такую возможность предоставляем всем. Выступления на сцене раскрепощают детей, воспитывают артистичность, музыкальность, чувство коллективизма.

 

              17 лет назад я пришла работать в школу и уйти больше не смогла… И я об этом не жалею, более того…  Идешь на урок к ученикам и обо всем забываешь, только видишь их открытые сердца, их желание соприкоснуться с миром прекрасной музыки, их любовь. Учителю очень часто надо быть сильным. И добрым. Свое назначение, как учителя,  вижу в  передаче  детям того  хорошего, что было накоплено в нашем обществе: любовь к Родине, уважение к истории, гордость за великое и боль за моменты прошлого через музыку.

СЛАЙД 13

Мой труд – это уроки музыки. А ценность музыкального искусства неоспорима и уникальна. В чем ценность уроков музыки? Я иногда слышу вопросы: А зачем нашим детям этот предмет?  Нужно ли в наш век заниматься музыкой? Зачем тратить драгоценное время на музыку? Ответ мой: музыка нужна для того, чтобы дети были эстетически развитыми, имели хороший художественный вкус и музыкальный слух. Современным родителям эти качества не кажутся важными и необходимыми. Ведь в двадцать первом веке совершенно другие приоритеты.         И тут, мы, учителя музыки должны доказать, что занятия музыкой дают не только эстетическое развитие, но и шире -  развивается способность учащихся к самостоятельному и творческому мышлению, обогащается их духовно-эмоциональный кругозор, формируются такие качества как мобильность, конструктивность, креативность, коммуникабельность. И эти качества будут необходимы ученику в его дальнейшей профессиональной деятельности.

        И какое счастье бывает услышать из уст ученика слова, сказанные искренне, в порыве чувств: СПАСИБО ВАМ ЗА УРОК!  И тогда  понимаю, я занимаюсь нужным делом!  

СЛАЙД 14

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-поисковые ситуации на уроках музыки и искусства как метод вовлечения личности школьника в мыслительный процесс

В статье рассказывается о методике активных проблемных ситуаций на уроке музыки и искусства. Методика универсальна и её можно использовать на любых школьных уроках.Проблемный подход формирует не тольк...

урок музыки "Содружество искусств" 5 класс

На  этом уроке  говорим о содружестве, о взаимосвязи различных  видов искусств с использованием презентации....

урок музыки "Содружество искусств" 5 класс

На  этом уроке  говорим о содружестве, о взаимосвязи различных  видов искусств с использованием презентации....

Доклад на тему: «Урок музыки – урок искусства»

«Урок музыки – урок искусства» - основной тезис музыкальной педагогики последних десятилетий. Музыка и дети – вот что определяет содержание нашего предмета, направляет творческую деятельность учителя,...

Статья "Урок музыки - урок искусства"

Целью данной работы является определение роли урока музыки как урока искусства в системе современного образования. В процессе работы решаются следующие задачи: - исследовать значение урока музыки...

Интегрированный урок (музыка+изобразительное искусство)

Разработка подходит для уч-ся 5 -го класса...

Пути повышения качества знаний на уроках музыки. Урок в 5 классе: "Образы борьбы и победы в искусстве"

Даннный урок содержит игровые приёмы с дифференцированным подходом, который позволяет повысить качество знаний учащихся, через проявление интереса к теме урока. Также учащиеся имеют возможнность прояв...