Программа вокального кружка "До-ми-солька" для средней группы ДОУ
рабочая программа по музыке по теме
Данная программа кружка разработанна мною для детей 5-го года жизни на основе авторских программ К.В.Тарасовой "Гармония" и М.Ю.Картушиной "Вокально-хоровая работа в детском саду".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_sr.gr_.doc | 66.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Пение – основное средство музыкального воспитания, а также наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка и возрастает интерес как к самой песне, так и к ее воспроизведению. Голос ребенка – естественный инструмент, которым оно обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры.
В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма, расширяет общий муз. кругозор.
Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов.
Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.
Вокальный кружок « До – ми – солька» проводится с детьми двух возрастных групп: средней и подготовительной.
Общее развитие ребенка на пятом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще не достаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей этого возраста несильный, хотя порой и звонкий. Диапазон у детей 4-5 лет очень небольшой (в пределах звуков ре-си первой октавы). Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой. Удобными звуками для детей этого возраста являются чаще всего (ми) фа – си.
У детей этого возраста расширился словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки, активнее могут работать ртом во время пения, т.е. улучшается артикуляция. Дети отличаются большой слуховой активностью. Начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке взрослого).
Выделим два наиболее важных момента в обучении ребенка пению: развитие музыкального мелодического слуха и приобретение навыков управления своим голосовым аппаратом. Отсутствие координации у ребенка между слухом и голосом (между тем, что он слышит, и тем, что он воспроизводит вслух) приводит к неточному интонированию мелодии песни. Причина не в том, что ребенок не слышит правильного звучания мелодии, а просто он не умеет справиться со сложным механизмом своего голосового аппарата.
Концептуальные основы деятельности
Цель: научить ребенка выразительно, чисто интонируя петь, а также помочь овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринужденном, естественном пении.
Задачи:
- учить детей петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;
- правильно передавать мелодию в пределах ре-си;
- различать звуки по высоте;
- внятно произносить слова;
- брать дыхание между короткими музыкальными фразами;
- вместе начинать и заканчивать песню; слышать вступление;
- уметь петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
- петь выразительно, передавая характер песни (маршевый, танцевальный и колыбельный).
Основные принципы обучения детей пению:
Обучение пению проводится по строго обдуманному плану на основе общепедагогических принципов, т.е. основных положений дидактики.
1.Принцип воспитывающего обучения. Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
2.Принцип доступности. Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.
3.Принцип постепенности, последовательности и систематичности. В начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
4.Принцип наглядности. В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.
5.Принцип сознательности. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.
6.Принцип прочности. Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.
Приемы обучения пению
1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.
2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.
3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.
4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.
Средства, необходимые для реализации программы:
- Технические средства: магнитофон, фотоаппарат, видеомагнитофон, видеокамера.
- Информационные средства: книги, аудиозаписи, нотный материал, дидактический материал.
- Музыкальные инструменты.
Формы и методы реализации программы:
1. Коллективная работа;
2. Индивидуальная работа;
3. Беседа;
4. Распевание по голосам;
5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
6. Дыхательная звуковая гимнастика;
7. Артикуляционные упражнения;
8. Игра на детских музыкальных инструментах.
Прогнозируемые результаты от занятий вокалом у детей 5-го года жизни:
1. Дети могут достаточно чисто интонировать контрастные звуки по высоте;
2. Различать громкую и тихую музыку;
3. Передавать несложный ритмический рисунок хлопками, в движении, игрой на инструментах;
4. Узнавать по тембру музыкальные инструменты;
5. Дети должны самостоятельно различать звуки по длительности и по высоте.
6. Отличать на слух правильное и неправильное пение.
Перспективный план занятий
вокального кружка «До-ми-солька»
для детей 4-5 лет на 2012-2013 учебный год
Период прохождения занятий | Программное содержание | Репертуар |
Сентябрь - Октябрь | - развивать эмоциональную отзывчивость на песни разнообразного характера; - упражнять детей в различении звуков по высоте; - закреплять у детей умение точно передавать простой ритмический рисунок; - брать правильно певческое дыхание; - брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами; - учить детей своевременно начинать и заканчивать песню; - учить исполнять песни легким звуком; - закреплять умение у детей петь естественным звуком, выразительно. - формировать правильную певческую установку; - отчетливо произносить гласные в словах; согласные в конце слов. | Диагностика музыкальных способностей детей |
1. круговой массаж; 2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка»; 3. дыхательная гимнастика: «Цветочек», «Ладошка»; «Поездка на поезде», «Лес»; 4. распевание по голосам: «Я пою, хорошо пою», на одном звуке «А-о-у», «Имя»; 5. «Ритмическое эхо»; 6. Песня А.Кудряшова «Гав-гав» | ||
Ноябрь - Декабрь | - развивать эмоциональную отзывчивость на песни различного характера; - отличать на слух правильное и неправильное пение товарищей; - закреплять у детей умение чисто интонировать мелодию, удерживать интонацию на одном звуке; - точно интонировать большую и малую терцию, секунду, скачки на кварту; - упражнять в точной передаче ритмического рисунка; - учить детей петь легким звуком; - добиваться слаженного пения; учить вместе начинать и заканчивать песню; - правильно и отчетливо произносить гласные в словах; - развивать ладотональный слух, активизировать внутренний слух; -развивать творческую инициативу. | 1. круговой массаж; 2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»; 3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на поезде», «Луг», «Белочка»; 4. Ритмическое упражнение «Кто я?»; 5. распевание по голосам «Я пою, хорошо пою», на одном звуке «А-о-у», методом «Эхо»; 6. Попевки «Паровоз», «Дождик»; 7. Песни: А.Кудряшов «Гав-гав», «О маме», «Ах, какой хороший!». |
Январь- Февраль | - способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на песни различного характера; - учить различать, называть отдельные части музыкального произведения: вступление, заключение, припев; - совершенствовать у детей умение чисто интонировать поступенное и скачкообразное движение мелодии; - закреплять умение самостоятельно начинать пение после вступления; - уметь точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии; - уметь петь без крика, естественным голосом, легким звуком; - правильно произносить гласные и согласные в конце слов. | 1. круговой массаж под песню «Ах, какой хороший!»; 2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»; «Стихотворения». 3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Насос», «Резиновый мяч», «Лягушки на болоте»; 4. Распевание методом Эхо, на одном звуке, «Имя», «Баю, бай», «Ку-ку». 5. Попевки «Андрей-воробей», «Курицы». 6. Песни: «Маме в день 8 Марта» Е.Тиличеевой, «Как прекрасен мир поющий», «Про папу». |
Март- Апрель | - продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера; - уметь дослушать песню до конца, не отвлекаясь; - упражнять детей в чистом интонировании секунды, кварты; - учить воспринимать звуки, чувствуя их различие по протяженности; - уметь точно воспроизводить простой ритмический рисунок; - продолжать работать над навыком чистого интонирования мелодии; - уметь точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии; - уметь петь без крика, естественным голосом, легким звуком; - правильно произносить гласные и согласные в конце слов; - следить за правильной певческой осанкой детей. | 1. круговой массаж; 2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»; 3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на болото», «Собачка»; 4. звуковая гимнастика «Дятел», «Белочка», «На лугу», «Озорной язычок»; 5. Ритмические упражнения «Гуси, гуси», «Баба сеяла горох», «Эхо»; 6. Распевание «Звукоряд 5 нот», «Ду-ду», закрытый рот, «А-о-у»; 7. Песни «Песенка о весне» Г.Фрида, «Солнечная капель». |
Май- Июнь | - обогащать музыкальные впечатления детей, развивая их эмоциональную отзывчивость на песни разного характера; - упражнять детей в чистом пропевании секунд, терций, кварты и квинты; - закреплять умение детей различать звуки по высоте, слышать движение мелодий вверх-вниз, поступенное и скачкообразное; - точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок хлопками или игрой на детских музыкальных инструментах; - проверять умение детей контролировать слухом качество пения товарищей; - закреплять умение детей самостоятельно начинать и заканчивать песни; - уметь петь естественным голосом, без напряжения; - брать дыхание между музыкальными фразами; - продолжать петь выразительно, передавая разнообразный характер песен; - закреплять у детей умение сохранять правильную певческую осанку. | 1. круговой массаж; 2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»; 3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на болото», «Собачка», «Ныряльщик», «Мяч»; 4. звуковая гимнастика «Машина», «Магазин»,«Дятел», «Белочка», «На лугу», «Озорной язычок», «Зоопарк»; 5. Скороговорки; 6. распевание методом эхо, закрытым ртом, «Я пою, хорошо пою», «Ку-ку», на одном звуке; 7. ритмические упражнения «Бояре», «Плетень»; 8. Песни «Про меня и муравья», «Детский сад», «Про лето!». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка по освоению детьми программы по музыкальному воспитанию в средней группе логопедического детского сада
Аналитическая справка по музыкальному воспитанию детьми средней группы в логопедическом детском саду. Мониторинг проводился в сентябре....
Программа вокального кружка для детей старшей группы ДОУ
Данная программа кружка разработанна мною для детей 6-го года жизни на основе авторских программ К.В.Тарасовой "Гармония" и М.Ю.Картушиной "Вокально-хоровая работа в детском саду"....
Программа кружка по музыке "Вокальное пение" средняя группа
Программа кружка по музыке "Вокальное пение" средняя группа...
Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности в средней группе для детей ОВЗ.
Рабочая программа для детей средней группы с ОВЗ....
Адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Адаптированная программа составлена с учетом особненностей речевого развития детей группы. Запланировны предполагаемые результаты освоения АОП....
Рабочая программа учителя-логопеда для детей средней группы группы с системным недоразвитием речи
Рабочая программа (далее – Программа) разработана для организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими речевой профиль «Системное недоразвитие речи&raq...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА 2024-2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА 2024-2025...