Программа вокального кружка "До-ми-солька" для средней группы ДОУ
рабочая программа по музыке по теме

Чальцева Юлия Александровна

Данная программа кружка разработанна мною для детей 5-го года жизни на основе авторских программ К.В.Тарасовой "Гармония" и М.Ю.Картушиной "Вокально-хоровая работа в детском саду".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_sr.gr_.doc66.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Пение – основное средство музыкального воспитания, а также наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка и возрастает интерес как к самой песне, так и к ее воспроизведению. Голос ребенка – естественный инструмент, которым оно обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры.

В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма, расширяет общий муз. кругозор.

Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов.

Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.

Вокальный кружок « До – ми – солька» проводится с детьми двух возрастных групп: средней и подготовительной.

Общее развитие ребенка на пятом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще не достаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей этого возраста несильный, хотя порой и звонкий. Диапазон у детей 4-5 лет очень небольшой (в пределах звуков ре-си первой октавы). Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой. Удобными звуками для детей этого возраста являются чаще всего (ми) фа – си.

У детей этого возраста расширился словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки, активнее могут работать ртом во время пения, т.е. улучшается артикуляция. Дети отличаются большой слуховой активностью. Начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке взрослого).

Выделим два наиболее важных момента в обучении ребенка пению: развитие музыкального мелодического слуха и приобретение навыков управления своим голосовым аппаратом. Отсутствие координации у ребенка между слухом и голосом (между тем, что он слышит, и тем, что он воспроизводит вслух) приводит к неточному интонированию мелодии песни. Причина не в том, что ребенок не слышит правильного звучания мелодии, а просто он не умеет справиться со сложным механизмом своего голосового аппарата.

Концептуальные основы деятельности

Цель: научить ребенка выразительно, чисто интонируя петь, а также  помочь овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринужденном, естественном пении.

Задачи:  

  1. учить детей петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;
  2. правильно передавать мелодию в пределах ре-си;
  3. различать звуки по высоте;
  4. внятно произносить слова;
  5. брать дыхание между короткими музыкальными фразами;
  6. вместе начинать и заканчивать песню; слышать вступление;
  7. уметь петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
  8. петь выразительно, передавая характер песни (маршевый, танцевальный и колыбельный).

Основные принципы обучения детей пению:

Обучение пению проводится по строго обдуманному плану на основе общепедагогических принципов, т.е. основных положений дидактики.

1.Принцип воспитывающего обучения. Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.

2.Принцип доступности. Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.

3.Принцип постепенности, последовательности и систематичности. В начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.

4.Принцип наглядности. В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.

5.Принцип  сознательности. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.

6.Принцип прочности. Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.

Приемы обучения пению

1.    Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.

2.         Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.

3.         Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.

4.         Оценка качества детского исполнения  песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.

Средства, необходимые для реализации программы:

  1. Технические средства: магнитофон, фотоаппарат, видеомагнитофон, видеокамера.
  2. Информационные средства: книги, аудиозаписи, нотный материал, дидактический материал.
  3. Музыкальные инструменты.

Формы и методы реализации программы:

1.   Коллективная работа;

2.   Индивидуальная работа;

3.   Беседа;

4.   Распевание по голосам;

5.   Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;

6.   Дыхательная звуковая гимнастика;

7.   Артикуляционные упражнения;

8.   Игра на детских музыкальных инструментах.

Прогнозируемые результаты от занятий вокалом у детей 5-го года жизни:

 1. Дети могут достаточно чисто интонировать контрастные звуки по высоте;

 2.   Различать громкую и тихую музыку;

 3.   Передавать несложный ритмический рисунок хлопками, в движении, игрой на инструментах;

 4.   Узнавать по тембру музыкальные инструменты;

 5.   Дети должны  самостоятельно различать звуки по длительности и по высоте.

 6.   Отличать на слух правильное и неправильное пение.

Перспективный план занятий

вокального кружка «До-ми-солька»

для детей 4-5 лет на 2012-2013 учебный год

Период прохождения занятий

     

Программное содержание


Репертуар










Сентябрь - Октябрь

- развивать эмоциональную отзывчивость на песни разнообразного характера;

-  упражнять детей в различении звуков по высоте;

- закреплять у детей умение точно передавать простой ритмический рисунок;

- брать правильно певческое дыхание;

- брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами;

- учить детей своевременно начинать и заканчивать песню;

- учить исполнять песни легким звуком;

- закреплять умение у детей петь естественным звуком, выразительно.

- формировать правильную певческую установку;

- отчетливо произносить гласные в словах; согласные в конце слов.

Диагностика музыкальных способностей детей

1.     круговой массаж;

2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка»;

3. дыхательная гимнастика: «Цветочек», «Ладошка»; «Поездка на поезде», «Лес»;

4. распевание по голосам: «Я пою, хорошо пою», на одном звуке «А-о-у», «Имя»;

5. «Ритмическое эхо»;

6. Песня А.Кудряшова «Гав-гав»








Ноябрь - Декабрь

- развивать эмоциональную отзывчивость на песни различного характера;

- отличать на слух правильное и неправильное пение товарищей;

- закреплять у детей умение чисто интонировать мелодию, удерживать интонацию на одном звуке;

- точно интонировать большую и малую терцию, секунду, скачки на кварту;

- упражнять в точной передаче ритмического рисунка;

- учить детей петь легким звуком;

- добиваться слаженного пения; учить вместе начинать и заканчивать песню;

- правильно и отчетливо произносить гласные в словах;

- развивать ладотональный слух, активизировать внутренний слух;

 -развивать творческую инициативу.

1.     круговой массаж;

2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»;

3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на поезде», «Луг», «Белочка»;

4. Ритмическое упражнение «Кто я?»;

5. распевание по голосам «Я пою, хорошо пою», на одном звуке «А-о-у», методом «Эхо»;

6. Попевки «Паровоз», «Дождик»;

7. Песни: А.Кудряшов «Гав-гав», «О маме»,

«Ах, какой хороший!».










Январь- Февраль


- способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на песни различного характера;

- учить различать, называть отдельные части музыкального произведения: вступление, заключение, припев;

- совершенствовать у детей умение чисто интонировать поступенное и скачкообразное движение мелодии;

-  закреплять умение самостоятельно начинать пение после вступления;

-  уметь точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии;

 - уметь петь без крика, естественным голосом, легким звуком;

- правильно произносить гласные и согласные в конце слов.

1. круговой массаж под песню «Ах, какой хороший!»;

2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»; «Стихотворения».

3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Насос», «Резиновый мяч», «Лягушки на болоте»;

4. Распевание методом Эхо, на одном звуке, «Имя», «Баю, бай», «Ку-ку».

5. Попевки «Андрей-воробей», «Курицы».

6. Песни: «Маме в день 8 Марта» Е.Тиличеевой, «Как прекрасен мир поющий», «Про папу».










Март- Апрель


- продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера;

- уметь дослушать песню до конца, не отвлекаясь;

- упражнять детей в чистом интонировании секунды, кварты;

- учить воспринимать звуки, чувствуя их различие по протяженности;

-  уметь точно воспроизводить простой ритмический рисунок;

- продолжать работать над навыком чистого интонирования мелодии;

- уметь точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии;

 - уметь петь без крика, естественным голосом, легким звуком;

- правильно произносить гласные и согласные в конце слов;

- следить за правильной певческой осанкой детей.

1.     круговой массаж;

2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»;

3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на болото», «Собачка»;

4. звуковая гимнастика «Дятел», «Белочка», «На лугу», «Озорной язычок»;

5. Ритмические упражнения «Гуси, гуси», «Баба сеяла горох», «Эхо»;

6. Распевание «Звукоряд 5 нот», «Ду-ду», закрытый рот, «А-о-у»;

7. Песни «Песенка о весне» Г.Фрида,  «Солнечная капель».













Май- Июнь

 

- обогащать музыкальные впечатления детей, развивая их эмоциональную отзывчивость на песни разного характера;

- упражнять детей в чистом пропевании секунд, терций, кварты и квинты;

- закреплять умение детей различать звуки по высоте, слышать движение мелодий вверх-вниз, поступенное и скачкообразное;

- точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок хлопками или игрой на детских музыкальных инструментах;

- проверять умение детей контролировать слухом качество пения товарищей;

-  закреплять умение детей самостоятельно начинать и заканчивать песни;

- уметь петь естественным голосом, без напряжения;

-  брать дыхание между музыкальными фразами;

- продолжать петь выразительно, передавая разнообразный характер песен;

- закреплять у детей умение сохранять правильную певческую осанку.

1.     круговой массаж;

2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»;

3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на болото», «Собачка», «Ныряльщик», «Мяч»;

4. звуковая гимнастика «Машина», «Магазин»,«Дятел», «Белочка», «На лугу», «Озорной язычок», «Зоопарк»;

5. Скороговорки;

6. распевание методом эхо, закрытым ртом, «Я пою, хорошо пою», «Ку-ку», на одном звуке;

7. ритмические упражнения «Бояре», «Плетень»;

8. Песни «Про меня и муравья», «Детский сад», «Про лето!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по освоению детьми программы по музыкальному воспитанию в средней группе логопедического детского сада

Аналитическая справка  по музыкальному воспитанию детьми средней группы в логопедическом детском саду. Мониторинг проводился в сентябре....

Программа вокального кружка для детей старшей группы ДОУ

Данная программа кружка разработанна мною для детей 6-го года жизни на основе авторских программ К.В.Тарасовой "Гармония" и М.Ю.Картушиной "Вокально-хоровая работа в детском саду"....

Программа кружка по музыке "Вокальное пение" средняя группа

Программа кружка по музыке "Вокальное пение" средняя группа...

Адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Адаптированная программа составлена с учетом особненностей речевого развития детей группы. Запланировны предполагаемые результаты освоения АОП....

Рабочая программа учителя-логопеда для детей средней группы группы с системным недоразвитием речи

Рабочая программа (далее – Программа) разработана для организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими речевой профиль «Системное недоразвитие речи&raq...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА 2024-2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА 2024-2025...