урок музыки в 5 классе"Можем ли мы услышать живопись?"
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Перепечина Надежда Васильевна

на данном уроке идёт сравнение двух картин со стихами Пушкина и музыкой Рахманинова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mozhem_li_my_uslyshat_zhivopis.docx26.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Тема урока: «Можем ли мы услышать живопись?»

Цель урока: Формирование и развитие представлений о тесной взаимосвязи различных видов искусства (музыки, поэзии и изобразительного искусства).

Задачи: 

  1. Образовательная - формирование у учащихся представления о музыкальности изобразительного искусства.

          Воспитательная – воспитание любви к искусству, через знакомство с        

          его разновидностями: музыки, поэзии, живописи.

  1. Развивающая – развитие психических процессов (внимание, воображение и мышление) через восприятие и анализ творчества художников, композиторов, исполнителей.

Методы: 

  1. Наблюдение за музыкой.  
  2. Сопереживание.
  3. Обобщение.
  4. Размышление.

Музыкальный материал: С. Рахманинов «Прелюдия соль-диез минор»; «Прелюдия соль мажор»

Дополнительный материал: репродукции картин «Февральская лазурь» Э. Грабаря, «Цугом» Степанова; А.С. Пушкин «Зимнее утро» (отрывок), «Зимняя дорога» (отрывок);  муз. Е.Крылатова «Песня о колоколах».

                                                        Содержание урока

Оргмомент.  СЛАЙД №1 (тема урока)

Приветствие учителя (поёт): Здравствуйте, ребята!

Учащиеся (поют): – “Здравствуйте! (трезвучие)

1.Введение: Учитель: Меня зовут Надежда Васильевна. Я учитель музыки в Вырубовской школе. Мне очень хочется, чтобы сегодня на уроке у нас присутствовало хорошее настроение, и этим настроением мы поделились с нашими гостями. Поэтому давайте оставим все неприятности за порогом класса, настроимся только на положительные эмоции и исполним музыкальную попевку «Мы - пятиклассники».     СЛАЙД№2 (тест)

Учитель:  Ребята, посмотрите: на экран.

 Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

СЛАЙД 3

Ответы детей.

Хорошо, пусть о теме нашего урока нам расскажет песня, слушайте и отгадывайте. ( В исполнении Нагиной Альбины и Острожковой Яны)

Звучит песня Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина - “Песня о картинах”.

Слайд 4., (пейзаж) 1.куплет

Слайд 5.( натюрморт) 2. Куплет

Слайд 6. (портрет) 3. куплет

(Дети прослушивают куплеты и отвечают на вопросы, помогая учителю. )

Учитель: О чём эта песня?

Дети: О пейзаже, о натюрморте, о портрете.

Учитель: К какому виду искусства относятся эти понятия?

Дети: Изобразительному, живописи.

Учитель: Но ведь мы с вами пришли на урок музыки, причём здесь живопись и изобразительное искусство? Ребята, я предлагаю сегодня на уроке ответить на вопрос “Можем ли мы услышать живопись?”.

Звучание музыки иногда может вызывать в нашем воображении удивительные образы. Но внимательно и сосредоточенно всматриваясь в произведения изобразительного искусства, мы нередко можем своим внутренним слухом услышать ту или иную музыку.

II. Работа по теме урока.

(Беседа-сравнение картин и стихотворений). Смотрим на экран

  1. Перед вами репродукции картин Э.Грабаря «Февральская лазурь» и Степанова «Цугом» (упряжка лошадей). Опишите настроение каждой картины.

      Слайд 7

(«Февральская лазурь» - яркое солнечное зимнее утро, искрящийся в солнечных лучах снег).

- Какое время года на картине?

- Какое время суток?

- Какая погода?

(«Цугом» - тоскливая зимняя дорога, низкое серое небо, возможно, монотонная песня ямщика, одинокий звон колокольчика).

- Какое время года на картине?

- Какое время суток?

- Какая погода?

  1. Сейчас прозвучат два отрывка из стихотворений А.С. Пушкина. Какое из них по настроению подходит к каждой из картин? Почему?

Я повторю, что это будут небольшие отрывки-фрагменты из стихотворений Пушкина

(Читают Щербакова Вика и Темникова Марина)

ЗИМНЕЕ УТРО          

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.                                         

                       ЗИМНЯЯ ДОРОГА

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

         - К какой картине вы отнесли бы каждое стихотворение?            

- В музыке какого стихотворения вам хотелось бы применить изобразительные интонации? В какой картине  слышится звук колокольчика?  (Цугом)

Слайд8  (портрет Рахманинова)

  1. (Слушание и анализ произведений С. Рахманинова.)

А сейчас прозвучат 2  музыкальных произведения великого композитора С.В.Рахманинова

  1. «Прелюдия соль-диез минор»
  2.  «Прелюдия соль мажор» С. Рахманинова.

Слайд 9 (название 1 прелюдии, название 2 прелюдии)

Слайд 10 (прелюдия – непродолжительная игра на муз. инструменте, которая выражает настроение человека)

Слайд 11(опять картины)

  1. Какая прелюдия какой картине (стихам) созвучна?
  2. Какое настроение, эмоции вызывает у вас Прелюдия соль-диез минор? (устало, тяжело, нудно, медленно, темно)
  3. Какое настроение, эмоции вызывает у вас «Прелюдия соль мажор»?

Слайд 12

 (устало, тяжело, нудно, медленно, темно) и (светло, воздушно, ярко, бодро, весело)

  1. Отличаются ли «Прелюдия соль-диез минор» и «Прелюдия соль мажор» по музыкальному настроению и  краскам?

5.Кто такой Рахманинов и как его имя связано с нашим Тамбовским краем мы узнаем из сообщения ребят.

Слайд 13 (Портрет Рахманинова)

1. Сергей Васильевич Рахманинов родился  в 1873 году в имении Онег Новгородской губернии. С 4-х лет его мама Любовь Петровна стала обучать его игре на фортепиано. Когда Сергею было 9 лет он поступил в Петербургскую консерваторию, а через 3 года учился уже в Московской консерватории, которую в 18 лет блестяще закончил. Одарённость юноши воспринимали как чудо. На выпускных экзаменах известный композитор Чайковский поставил 18-летнему Сергею Рахманинову пятёрку с четырмя плюсами.

2.В 1917 году Рахманинов с семьей уезжает в Швецию. Потом он перебрался в Америку, которую покорил своим исполнительским мастерством. После отъезда из России у Рахманинова наступил период творческого молчания на десять лет, Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хилз.

Слайд 14 (пейзаж Ивановки или музей Рахманинова)

  1. Имя Сергея Васильевича Рахманинова тесно связано с нашим Тамбовским краем. Предки его отца – выходцы из Тамбовской губернии. Сам Сергей Васильевич до 1917 года бывал в селе Ивановка Уваровского района ежегодно. Здесь прошли лучшие годы его  жизни. Рахманинов любил Ивановские сады, большой тенистый парк, пруды, широкий простор прилегавших к усадьбе полей и лугов.

Слайд 15 (указатель)

  1. Ивановка была и любимым местом отдыха, и его лучшей творческой мастерской. Композитор писал: «Ивановка – старинное имение, принадлежащее моей жене. Я считаю его родным, так как живу здесь 23 года. Именно здесь мне хорошо работалось». В Ивановке создавались многие блестящие произведения. Теперь в селе Ивановка находится дом-музей, который был открыт 18 июля 1982 года.

Слайд 16 (Дом – музей)

  1. В 2013 году отмечается 140 лет со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова

Этот  год в Тамбовской области пройдет под знаком имени великого музыканта. Празднование юбилея Сергея Рахманинова будет проходить  в течение всего года. Музыка композитора прозвучит на разных площадках области ,в селах Петровского и Мичуринского районов, где проходят традиционные праздники, посвященные роду Рахманиновых, и, конечно же, в музее-усадьбе композитора «Ивановке».

III.  Итог  урока.

Слайд 17 (опять эти картины)

     Оба художника, поэт, композитор, в разных произведениях искусства – картинах, стихах, музыке – воспели красоту русской природы. Мы, внимательно всматриваясь в картины, вслушиваясь в стихи, услышали звучавшую в них музыку. В нашем восприятии не одинаково звучали картины Грабаря «Февральская лазурь» и Степанова «Цугом». Значит, мы можем услышать живопись.

(Игра на внимание: 1 хлопок – для рук;    2 хлопока  - для ног)     

III        Продолжим наш урок , но теперь перейдём к исполнению песен.

        Давайте сядем правильно, примем «позу исполнителя».                 

Учитель Сейчас мы с вами исполним песню, которую вы вспомните, глядя на эту картину (показ на экран)

Слайд 18 (колокола, башня)

Дети предлагают спеть песню, подходящую для картины с колоколами

«Песня о колоколах» Е.Крылатова из к/ф «Приключения Электроника»

Начнём с повторения трудных мест в песне – это припев. Сначала послушайте, а затем повторите за мной.

Исполнение знакомых песен :    «Дорога добра»

                                                         Рефлексия

Учитель: вы хорошо сегодня поработали. Ответьте на мои вопросы с помощью карт-настроения:

- Вам интересно было на уроке? (поднимите карточку)

- Какое у вас сейчас настроение?

- Вызывали мои вопросы у вас затруднения?

 Скажите, что вы сегодня узнали нового?

                        (что живопись можно не только увидеть, но и услышать)

                                 А какие песни  повторили?

                       Выставление оценок, благодарность за работу на уроке. Урок                  

                                               музыки окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку музыка 5 класс "Можем ли мы услышать живопись?

презентация к раработке урока по музыке "Можем ли мы услышать живопись?"...

Презентация к уроку музыки по теме "Можем ли мы увидеть музыку" 5 класс

Презентация к уроку музыки по теме "Можем ли мы увидеть музыку" 5 класс...

Урок музыки в 5 классе "Можем ли мы услышать живопись"

Урок изучения нового материала - возникновение стиля ИМПРЕССИОНИЗМ...

Урок в 5 классе "Можем ли мы увидеть музыку?"

Художественно-педагогическая идея урока:Народ хочется сделать: сплю и вижу его, ем и помышляю о нём, пью – мерещится он мне, он один цельный, большой, неподкрашенный и без сусального»М. Мусоргский...

Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»

Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...