Урок музыки в 5 классе "Можем ли мы услышать живопись"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Урок изучения нового материала - возникновение стиля ИМПРЕССИОНИЗМ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mozhem_li_my_uslyshat_zhivopis_5_klass.doc | 48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Федотова Мария
Можем ли мы услышать живопись
Урок музыки в 5 классе
Цель: - познакомить с музыкальным направлением «Импрессионизм»;
- сопоставить и найти точки соприкосновения между живописью и музыкой этого направления ;
- убедиться в том, что музыкальное направление «Импрессионизм» не могло бы появиться без импрессионизма в изобразительном искусстве.
Задачи: - развитие умения анализировать, аргументировать свою точку зрения;
- развитие умения «активно слушать музыку» и уметь вычленять характерные интонации.
Стадия вызова
На экране изображение картины «Впечатление. Восход солнца» К.Моне; звучит «Арабеска» К.Дебюсси
- Париж. 1874 год. «Первая выставка анонимного общества художников». Странная беседа посетителей этой выставки возле картины «Впечатление. Восход солнца» К. Моне.
-Но ведь это же поскребки с палитры, брошенные на грязный холст. Тут ничего не разберешь, где начало, где конец, где верх, где низ, где перед, где зад.
- Пожалуй... но зато есть впечатление.
- И не мудрено, что выставка этих художественных работ называется АНОНИМНОЙ. Ни один уважающий себя художник не намалюет такого безобразия!
- Почему же вы это называете безобразием?
- Да потому что эти странные художники вместо всем понятных, «достойных» сюжетов предлагают зрителям свои собственные «впечатления» от случайно увиденных вещей. Не искусство, а какое-то сплошное ВПЕЧАТЛЕНИЕ! « Impression» одним словом.
- А может быть это вид нового искусства. Импрессионизм.
- Искусство? Ну, уж нет. Не будь я самым известным критиком Парижа – Луи Леруа.
Когда Леруа удалился Остались двое:
- А может Леруа прав? Например, в картинах в стиле РОКОКО все ясно, все понятно, каждая деталь четко прорисована! А здесь? Подбор красок, расплывчатость, набор мазков. Создается такое ощущение, что картина написана достаточно быстро, и впечатление было мгновенным.
- А разве это плохо?
- Да конечно не плохо, но не привычно как-то. В конце концов, могу я узнать автора этой картины под названием «Впечатление. Восход солнца»?
- Да, конечно! Это я - Клод Моне.
- А можно узнать ваше имя?
- Я Композитор. И тоже Клод. Клод Дебюсси.
Осознание и формулирование проблемы
Учитель предлагает детям составить и записать возникшие у них вопросы, используя вопросительные слова-помощники:
Что? Кто? Где? Какие? Все ли?
Как? Почему? Зачем?
Как связаны? Что будет, если? Можно ли?
Вопросы детей: Что такое импрессионизм? Кто автор музыки звучавшей вначале? Почему на уроке музыки мы говорим о выставке художников? Как связаны ИЗО и музыка? Где возникло это направление? Зачем нам нужно знать об импрессионизме?
Выбор методов исследования
Учитель обращается к детям с вопросом:
- Как мы можем получить ответы на интересующие нас вопросы?
Учащиеся говорят о необходимости обратиться к информационным источникам, книгам энциклопедическим словарям чтобы дать определение, а затем альбомам с иллюстрациями, чтобы сопоставить определение с произведениями живописи.
Стадия Содержания
Сбор информации
Поскольку на партах разные энциклопедические словари то дети зачитывают несколько вариантов определения «импрессионизм». Из нескольких составляют одно, заносят запись в тетрадь.
Организация информации
Учитель сообщает детям информацию по теме урока, сопровождая рассказ демонстрацией слайдов. Информация дается по частям. Во время остановок ученики отмечают вопросы, на которые нашли ответы, пересказывают услышанное, фиксируют самое важное в тетради.
Ответ на последний вопрос «Как связаны ИЗО и музыка?»учитель предлагает детям найти самостоятельно при анализе живописных полотен и прослушивании музыкального произведения
Построение объяснения
Музыкальное направление «Импрессионизм» не могло бы появиться вообще, если бы не изобразительное искусство. Невозможно разобраться в тонкостях этого направления в музыке, без знания тонкостей в изобразительном искусстве.
1.Учитель предлагает сравнить живопись РОКОКО и ИМПРЕССИОНИЗМА
(«Девушки у пианино», 1892 П.О. Ренуар и «Восхождение Солнца» 1753 г. Ф Буше)
Отличается манера написания картин, непохожие техники. На картине Франсуа Буше – изящный и выразительный контур рисунка. Множество смешанных цветов, плавно переходящих из одного тона в другой.
На картине импрессиониста – мягкие контуры, чистые краски, легкие мазки нанесены крестообразными и параллельными диагоналями. Они удивительным образом взаимодействуют друг с другом, и создают ощущение ритмичного узора
2.Учитель предлагает сравнить нотный текст эпох классицизма и импрессионизма Обратите внимание на строгость и четкость у Моцарта. Здесь все конкретно. У Дебюсси же ноты как бы размазаны, разбросаны по нотному стану. Говоря языком живописи, написано «мазками». Мы не можем понять где здесь мелодия. Она фрагментальна или вообще отсутствует.
(Клод Дебюсси «Арабеска»,и «Турецкое рондо»В.Моцарта
3 Учитель предлагает сравнить нотный текст и картину
(К.Моне «Дорожка в саду»,Клод Дебюсси «Арабеска»)
4.Учитель предлагает прослушать фрагмент музыкального произведения, которое прозвучало в начале урока, обращает внимание на название - «Арабеск» Дети ищут определение в энциклопедических словарях.
Смысл названия произведения ясен.
Слушание
Обратить внимание на изменения в темпе и динамике
Определить форму /количество частей/
После прослушивания произведения Дебюсси целиком, невозможно описать характер и темп всего «Арабеска» одним словом. В чем же причина?
Ученики формулируют ответ – характер частей разный
Заполняют таблицу «Средства музыкальной выразительности» и характеризуют каждую из частей. Сравнивают с ответом в слайде
Формулирование выводов
Учащиеся подводят итог урока по средством задаваемых педагогом вопросов
- Как появилось музыкальное направление «Импрессионизм» и что этому способствовало?
- Объясните происхождение термина «импрессионизм».
- Кто из композиторов был основателем музыкального импрессионизма?
- Какие характеристики можно дать музыке импрессионизма?
- Какими средствами музыкальной выразительности пользуются композиторы импрессионизма для передачи желаемых окрасок и оттенков?
- Какова роль мелодии в произведениях импрессионистов?
- На основе какого музыкального произведения мы знакомились с направлением «импрессионизм» в музыке?
- Что означает понятие «Арабеска»?
Стадия рефлексии
Учащимся предлагается составить синквейн с главным словом «импрессионизм»
Импрессионизм
Мимолетный ускользающий
Интригует, останавливает, запечатлевает
Остановись мгновенье, ты прекрасно!
Впечатление
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока в 5 классе. Можно ли увидеть музыку? Можно ли услышать живопись?
Цель урока: 1. Знакомство с новым материалом. 2. Развитие вокально-хоровых навыков и навыков исполнительского мастерства. 3. Накопление слушательского опыта. 4. Воспитание познавательного ин...
презентация к уроку музыка 5 класс "Можем ли мы услышать живопись?
презентация к раработке урока по музыке "Можем ли мы услышать живопись?"...
презентация к уроку музыки в 5 классе по теме "Можем ли мы услышать живопись?"
Данная презентация предлагается для учителей музыки, работающих в основной школе. В основе урока лежит материал о произведении русского композитора М.П.Мусоргского "Картинки с выставки", история...
Конспект урока музыки в 5 классе УМК «Школа 2100» по теме: «Можем ли мы «услышать» живопись? Импрессионизм в музыке и живописи.»
Конспект урока музыки в 5 классе УМК "Школа 2100" по теме: "Можем ли мы "услышать" живопись? Импрессионизм в музыке и живописи" позволяет раскрыть обучающимся особенности ипрессионизма как стиля...
Урок музыки в 5 классе. тема " Музыкальная живопись и живописная музыка
Урок музыки в 5 классе . Тема " Музыкальная живопись и живописная музыка"...
Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 6 классе «Можно ли увидеть музыку и услышать живопись?»
Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 6 классе...
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства Тема: «Музыкальная живопись и живописная музыка. Морской пейзаж» (6 класс)
Проведение бинарных уроков успешно решает такую проблему, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями. На бинарных уроках ребята работают легко и с интересом ...