Рабочая программа фольклорного кружка
рабочая программа по музыке по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Базарный карабулак
Саратовской области»
Руководитель:
Урова Татьяна Юрьевна
Базарный Карабулак
2012-2013 г.
Пояснительная записка.
Изучение традиционной культуры имеет большое значение в деле воспитания подрастающего поколения. Использование ценностей народной празднично-игровой культуры и народной педагогики способствует формированию активной и полноценной личности, воспитанию у обучающихся любви к родному краю, народной культуре.
В рамках данной программы предусматривается овладение обучающимися некоторыми практическими навыками создания предметов празднично-игровой культуры.
Занятия по программе способствуют приобщению обучающихся к народной и игровой культуре, формированию их эстетических и творческих представлений, помогают выявить и развить художественные способности детей в процессе учебно-практической деятельности.
Отличительные особенности программы
- Данная программа направлена на изучение традиционной празднично-игровой культуры русского народа, как материальной, так и духовной, а также на развитие творческих способностей детей.
- Особенностью программы является то, что она строится на сочетании разных направлений образовательной деятельности: в процессе занятий обучающиеся знакомятся с народными играми и праздниками.
- Кроме того, обучающиеся привлекаются к практической и исследовательской деятельности по сохранению и возрождению традиционной празднично-игровой культуры, участвуют в проведении календарных праздников.
Целью программы является освоение обучающимися ценностей народной игровой и традиционной культуры.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- Способствовать развитию у детей умений и навыков научного фольклорного и этнографического исследования;
- Приобщить учащихся к творческой, исследовательской деятельности;
- Развивать интерес детей к народной культуре и вовлекать их в богатый мир традиционной празднично-игровой культуры, творческие способности в процессе изучения основ народной культуры.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на один год обучения в младшей и старшей группах. Занятия проходят 2 раза в неделю протяжённостью 1 час (1ч. – младшая, 1ч. - старшая). Всего за учебный год – 68 часов.
Формы организации деятельности
Основными формами занятий являются теоретические и практические занятия в классе, а также на улице во время проведения народных игр. Большое внимание в коллективе должно уделяться общественно-полезной направленности занятий.
Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки
В результате прохождения программы, обучающиеся должны знать:
- Основные русские календарные праздники и уметь рассказывать о них;
- Особенности традиционных календарных праздников;
- Основные жанры фольклора, в том числе детского;
Уметь:
- Играть в народные игры;
- Принимать участие в проведении народных игр во время праздников и помогать их организации.
Обучающиеся, проявившие повышенный уровень мотивации к изучению народной игровой культуры, привлекаются к исследовательской деятельности, связанной с народной культурой.
Проверка результатов обучения осуществляется во время занятий посредством:
- наблюдения педагога за практической работой обучающихся;
- опросов по изучаемым темам;
- фиксации частоты участия в соревнованиях по народным играм, в празднично-игровых мероприятиях и фестивалях.
Календарно-тематический план кружка
младшей группы
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Введение. Русский детский фольклор. | 1 |
2. | Поэзия пестования. Колыбельные песни. | 1 |
3. | Колыбельные песни. | 1 |
4. | Пестушки. | 1 |
5. | Потешки. | 1 |
6. | Прибаутки. | 1 |
7. | Докучные сказки. | 1 |
8. | Бытовой фольклор. Детские народные песни. | 1 |
9. | Заклички и приговорки. | 1 |
10. | Детская обрядовая поэзия. | 2 |
11. | Прозвища и дразнилки. | 1 |
12. | Детские сказки. | 2 |
13. | Страшилки. | 1 |
14. | Потешный фольклор. Словесные игры. | 2 |
15. | Молчанки и голосянки. | 1 |
16. | Поддёвки. | 1 |
17. | Сечки. | 2 |
18. | Скороговорки. | 1 |
19. | Небылицы – перевёртыши. | 2 |
20. | Загадки. | 1 |
21. | Игровой фольклор. Формальные ролевые игры без поэтически организованного текста. | 1 |
22. | Формальные ролевые игры с игровыми припевами. | 1 |
23. | Формальные ролевые игры с приговорками. | 1 |
24. | Игры – импровизации. | 1 |
25. | Жеребьёвые сговорки. | 1 |
26. | Считалки. | 1 |
27. | Народный кукольный театр. На весёлой ярмарке. | 2 |
28. | Заключительное занятие. | 1 |
Всего | 34 | |
Учебно-тематический план старшей группы
№ | Наименование разделов и тем |
|
Кол-во часов | ||
Устное народное творчество | 1 | |
Введение. Жанровая система | 1 | |
Прозаические жанры русского фольклора | 2 | |
Детский фольклор | 2 | |
Обрядовый фольклор | 5 | |
Игровая культура | 4 | |
Народные игры | 3 | |
Народные праздники | 4 | |
Этнография | 3 | |
Основные понятия | 1 | |
Народный костюм | 2 | |
Народная символика | 1 | |
Методика исследовательской работы | 2 | |
Методы научного исследования фольклора | 1 | |
Методы собирания и изучения народных игр | 1 | |
Итого | 34 |
Содержание программы.
Устное народное творчество.
Введение. Жанровая система фольклора.
Знакомство с группой. Техника безопасности и правила поведения на занятиях в помещении и на улице. Фольклор и фольклорные жанры. Жанровая система фольклора. Народные обряды и календарно-обрядовая поэзия. Семейно-бытовая обрядовая поэзия. Прослушивание и просмотр записей фольклора.
Прозаические жанры русского фольклора.
Сказки. Народная драма. Пословицы, поговорки.
Прослушивание записей фольклора. Коллективное чтение сказки. Детский фольклор.
Жанры детского фольклора.
Посещение выступлений детских фольклорных коллективов и праздников.
Обрядовый фольклор.
Прослушивание и просмотр записей фольклора. Посещение фольклорного праздника.
Игровая культура.
Народные игры.
История изучения и организации игр. Знаменитые собиратели и организаторы игр. Игровая терминология. Народные игры – основа игровой культуры. Материальная и духовная игровая культура. Роль и место игры в жизни людей. Методика записи игр.
Разучивание народных игр. Отбор игр для праздника. Посещение выставок игрушек. Изготовление игрушек из пластилина и глины, роспись игрушек. Изготовление простейшего игрового инвентаря. Запись любимой игры.
Народные праздники.
Традиционные народные праздники. Календарные народные праздники.
Посещение и участие в традиционных праздниках. Посещение и участие в праздниках игр. Организация и проведение игр на праздниках. Отбор игр для праздника.
Этнография.
Основные понятия.
Определение и история науки. Основные направления этнографического исследования. Общенаучная терминология. Хозяйственный уклад.
Народный костюм.
Народный костюм различных областей России.
Роспись сарафана.
Народная символика.
Народная символика, нашедшая отражение в изделиях народного творчества, в археологии и памятниках архитектуры.
Использование народной символики в раскраске игрушек.
Методика исследовательской работы.
Методы научного исследования.
Научное исследование. Этика науки. Методы научного исследования. Технические средства.
Сравнительный анализ народных игр и традиционных праздников, опубликованных в сборниках, и современного их бытования. Работа с литературой,
Методы собирания и изучения народных игр.
Работа с литературой. Наблюдение специальное и попутное. Опробование игр. Оценка игры.
Начало занятия включает, как правило, знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятия: освоение учебной группой новых игр. Такой приём, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания, которые необходимы в исследовательской работе.
Обязательным методическим компонентом программы, способствующим развитию и повышению культурного уровня обучающихся, является участие коллектива в различных народных и детских праздниках и фестивалях, посещение музеев и культурных мероприятий.
Важным условием реализации программы является развитие творческих способностей обучающихся.
Формы подведения итогов
Результативность обучения определяется качеством выполнения итоговых и зачетных заданий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. – М.: Мол. гвардия, 1989.
- Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.
- Громыко М.М. Мир русской деревни. – М.: Мол. гвардия, 1991.
- Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Дет. лит., 2001.
- Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. – М.: Просвещение, 1994.
- Дайн Г.Л. Русская игрушка. – М.: Советская Россия, 1987.
- Детский фольклор. Частушки. – М.: Наследие, 2001.
- Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. – М., 1991.
- Игры народов СССР / Сост. Л.В. Былеева, В.М. Григорьев. – М., 1985.
- Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.: Высшая школа, 1983.
- Круглый год. Русский земледельческий календарь. / Сост. А.Ф. Некрылова. – М.: Правда, 1989.
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1985.
- Методика собирания и изучения народных игр. Изд. 2-е / Автор-сост. В.М. Григорьев. – М., 1992.
- Мухлынин М.А. Игровой фольклор и детский досуг. Методическое пособие. – М.: ВНМЦ им. Н.К. Крупской, 1988.
- Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – М.: Искусство, 1988.
- Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. – М., Дрофа, 2002.
- Покровский Е.А. Детские игры. Преимущественно русские. – СПб., 1994.
- Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. – М.: Высшая школа, 1977.
- Русское устное народное творчество. Хрестоматия. / Сост. А.В.Кулагина. – М.: Изд-во РОУ, 1996.
- Сахаров И.П. Сказания русского народа. – М.: Худ. лит., 1990.
- Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М., 1992.
- Хрестоматия по фольклору. Книга для школьников. / Сост. Ф.М. Селиванов. – М.: Просвещение, 1972.
- Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа математического кружка для учащихся 5-6 классов.
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и т...
Рабочая программа математического кружка по подготовке к ЕГЭ
Данный кружок посвящен подготовке к сдаче единого государственного экзамена и дальнейшему поступлению школьника в ВУЗ.В кружке рассматриваются все темы, которые утверждены Минис...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/10/picture-90479-1481401145.jpg)
Программа фольклорного кружка "Росиночка"
Данная программа расчитана для учащихся общеобразовательных школ. На занятиях дети знакомятся с песнями, танцами и народными традициями, учатся играть на музыкальных инструментах....
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/11/picture-1400703-1649684294.jpg)
Содержание авторской программы фольклорного кружка "Лаадуухай"
Фольклор – как средство нравственного,духовного и патриотического воспитания детей и подростков.«Чтобы уничтожить нацию, не обязательно её истреблять, достаточно лишить её своей культуры, ...
Рабочая программа фольклорного коллектива "Звонкие голоса"
Фольклорный коллектив...