Программа фольклорного кружка "Росиночка"
рабочая программа по теме
Данная программа расчитана для учащихся общеобразовательных школ. На занятиях дети знакомятся с песнями, танцами и народными традициями, учатся играть на музыкальных инструментах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pelageina_programma_folklor.doc | 386.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия
Программа
Фольклорного кружка
«Росиночка»
Автор программы:
Учитель музыки Пелагеина
Елена Владимировна
Информационная карта программы
Полное наименование программы | Программа деятельности фольклорного кружка художественного направления «Росиночка» |
Руководитель | Быданов В. А.., директор МОУ гимназии г. Советский |
Рецензент | Спирькова С. В. , учитель музыки высшей категории, Почетный работник общего образования, главный специалист УО КСП г. Черниголовка Московской обл. |
Организация- исполнитель | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия |
Адрес | 628240, Тюменская область, ХМАО- Югра, г. Советский , ул. Киевская 26а, т. 3 – 12 – 72 |
ФИО, должность автора | Пелагеина Елена Владимировна, учитель музыки высшей категории |
География программы | МБОУ гимназия |
Целевые группы | По данной программе могут заниматься дети 2-7 классов. Наполняемость группы - 10-15 человек |
Цель программы | Формирование духовно – нравственных качеств личности школьников средствами музыкального фольклора |
Направленность | Художественная |
Срок реализации | 4 года |
Вид | Авторская программа |
Уровень реализации | Начальное и среднее общее образование |
Уровень освоения | Общекультурный |
Краткое содержание программы | Данная программа помогает освоить культурное наследие прошлого: знакомит с традициями и обычаями проведения праздников на Руси, раскрывает и развивает творческие способности учащихся, прививает интерес к народному искусству – фольклору. |
Имеющий опыт реализации программы | Апробирована в МБОУ гимназии г. Советский |
Содержание
Пояснительная записка образовательной программы | 3 |
Тематическое планирование на каждый год обучения: | 5 |
Ученый план, учебно – тематический план, содержание 1 года обучения | 6 |
Ученый план, учебно – тематический план, содержание 2 года обучения | 9 |
Ученый план, учебно – тематический план, содержание 3 года обучения | 12 |
Ученый план, учебно – тематический план, содержание 4 года обучения | 15 |
Ожидаемый результат выпускника | 18 |
Методическое обеспечение | 19 |
Аппарат контроля | 22 |
Условия реализации программы | 23 |
Список литературы для педагогов | 24 |
Список литературы для детей | 25 |
Приложение 1 | 26 |
Приложение 2 | 30 |
Приложение 3 | 38 |
Приложение 4 | 40 |
Приложение 5 54
Пояснительная записка
«Музыка – искусство, которое обладает
большой силой эмоционального воздействия
на человека. И именно поэтому она может
играть громадную роль в воспитании детей».
Д. Б. Кабалевский
Одним из важных свойств музыкального искусства является то, что оно обращено к чувствам человека, его мыслям и сознанию.
Освоение культурного наследия народов и их прошлого формирует интерес к искусству и фольклору, которые влияют на эмоциональное и нравственное развитие личности.
Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности русского народа – актуальная проблема воспитания духовно - нравственной личности. Сегодня нельзя воспитать человека – гражданина и патриота без опоры на народное искусство. Во все времена человечество реализовывало задачу передачи опыта предков новым поколениям через приобщение к национальной культуре.
На сегодняшний день стоит остро проблема невоспитанности молодого поколения. В связи с этим возникла необходимость в создании программы, которая позволила бы возрождать и сохранять культуру.
Программа фольклорного кружка «Росиночка» позволяет изучить народное творчество и воспитать в детях духовно – нравственную личность.
Данная программа была составлена в 2006 году на основе государственной федеральной программы «Музыкальный фольклор» Л.Л.Куприянова, Л. В. Шамина - 1992 года.
Отличие программы фольклорного кружка от программы «Музыкальный фольклор» Л.Л.Куприянова, Л. В. Шамина состоит в углублении учебного материала, увеличении часов, использовании разных видов деятельности. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, народными играми, песнями, танцами, учатся играть на музыкальных инструментах, принимают участие в народных праздниках. Освоение музыкального фольклора детьми в школе происходит по специально разработанной системе. При этом обязательно учитываются возрастные психофизиологические особенности учащихся.
Первоначально программа фольклорного кружка была рассчитана на трехлетнее обучения. В результате апробации программы и руководствуясь положительными мотивациями учащихся, были внесены коррективы, и программа была дополнена содержанием четвертого года обучения.
Новизна образовательной программы дополнительного образования заключается в следующем:
- Во-первых, содержание программы расширено за счет включения различных видов творческой деятельности учащихся: хорового пения, игре на музыкальных инструментах, инсценирования, хореографии.
- Во-вторых, новизна программы состоит в использовании воспитательных возможностей разновозрастной общности, состоящей из школьников первой ступени и среднего звена.
- В-третьих, данная программа является комплексной и представляет собой серию тематических занятий, которые выстроены по временам года: осень, зима, весна, лето.
- В-четвёртых, новизной можно считать интеграцию различных видов искусств и наук: музыкальную, хореографическую, художественную, литературу, историю.
Целью программы является формирование духовно – нравственных качеств личности школьников средствами музыкального фольклора приобщение детей к культурным ценностям, знакомство с традиционными народными праздниками, развитие творческих способностей детей, нравственное становление личности.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить детей с различными формами народной культуры на доступном фольклорно – этнографическом материале.
- Изучение и освоение народной песни ее основных творческих и исполнительских закономерностей.
Развивающие:
- Развитие вокального слуха и певческого голоса.
- Приобретение навыков вокально- хорового исполнения в народной манере.
- Развитие творческих, сценических, хореографических способностей, навыков импровизации.
Воспитательные:
- Воспитания интереса и уважения к искусству разных народов.
- Формирование и развитие коммуникативных навыков.
В программе кружка обеспечивается один из ведущих принципов современного образования – принцип интеграции.
Направленность дополнительной образовательной программы: художественная. Программа представляет собой логически выстроенную систему, направленную с одной стороны, на овладение знаниями, с другой стороны - на развитие у ребенка творческих способностей.
Включение детей в творческий процесс на занятиях происходит постепенно. Этому способствует внимание учителя к каждому ребенку, поддержание в коллективе творческого настроя. Ознакомление учащихся с неизвестным материалом, воспроизведение его, повторение, закрепление, поиск новых вариантов – все это происходит в игровых формах, вызывающих у детей интерес, а значит, повышающих эффективность усвоения.
Занятия предполагают освоение разнообразных музыкальных стилей, жанров, направлений. Знакомство с народной песней расширяет представление ребенка о народном музыкально- поэтическом языке, его образно- смысловом строе, развивает вокально-хоровые данные детей.
Возраст детей: данный кружок могут посещать дети 1-7 классов общеобразовательного учреждения.
Срок реализации данной программы: Программа фольклорного кружка «Росиночка» рассчитана на 4 года занятий с детьми разного возраста: младших, средних классов. Педагог определяет подготовку вновь поступивших детей: вокальные данные, теоретические знания, ритм, слух.
1-й год обучения — ознакомительный (1-2 классы)
2-й год обучения – развитие и закрепление полученных знаний (3-4классы)
3-й и 4-й года обучения – творческая активность (5-7 классы)
Количество занятий и учебных часов в неделю Занятия первого и второго года обучения составляют 34 часа в год, (один час в неделю). Третий и четвертый год обучения составляют 64 часа, по 2 часа в неделю.
Учебный план 1 года обучения
№ | Наименование разделов | Всего часов | Теор. | Практ. |
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Народное искусство | 3 | 3 | |
3 | Музыкальные инструменты | 5 | - | 5 |
4 | Вокально-хоровая работа | 11 | - | 11 |
5 | Народная хореография | 6 | - | 6 |
6 | Народный календарь | 4 | 4 | |
7 | Народные игры | 4 | 4 |
Всего: 34 8 26
Учебно- тематический план 1 года обучения
№ | Раз дел | тема | Всего часов | Цель блока | Формы и методы обучения | Ожидаемый результат | Точки и виды контр |
1 | Введение | фольклор-народное творчество | 1 | Познакомить детей с народным искусством | Словесный метод, беседа | Выявить музыкальные способности | Диагосика муз-х способн |
2 | Народное искусство | Загадки прибаутки, заклички, считалки. | 3 | Знакомство с жанрами народного творчества | Занятие - игра | Расширение кругозора | Опрос, игра |
3 | Музыкальные инструменты | «Как под горкой под горой», «Березка». | 7 | Знакомство и обучение игре на музыкальных инструментах | индивидуальный | Научить детей играть на музыкальных инструментах | навыки владения музыкальными инструментами |
4 | Вокально-хоровое пение | «На горе – то калина», , «Как у наших у ворот». | 10 | Развитие вокально-хоровых данных знакомство с различной манерой пения | Практическое занятие | Умение петь, интонировать простые песенки | Показ исполнение песен |
5 | Народная хореография | хоровод «На горе – то калина» | 5 | Знакомство с основными позициями | показ | Умение двигаться под музыку, Использовать танцевальные элементы | Развитие координации памяти |
6 | Народный календарь | Деревенские посиделки, Рождество, Масленица | 4 | Знакомство с календарными праздниками | рассказ | Умение применять сценической культуры. Участие в концертах праздниках | Наблюдение выступления |
7 | Народные игры | Золотые ворота. Игра жмурки с голосом | 3 | Знакомство с видами игр, знать и применять их в жизни | Познавательный метод | Развитие памяти, воспитание доброжелательности, коллективизма | Игра, групповая |
Содержание программы 1 года обучения
Цель: знакомство с народным творчеством, адаптация детей в новой группе.
Раздел 1. Введение.
Фольклор – народное творчество.
Знакомство детей с понятием фольклор, истоками появления русского народного творчества на Руси. Диагностика музыкальных способностей.
Раздел 2. Народное искусство.
Знакомство с жанрами устного народного творчества: разучивание прибауток, считалок, закличек.
Раздел 3. Музыкальные инструменты. Показ русских народных инструментов: бубна, ложек, трещоток, ксилофона. Обучение игре на инструментах. Репертуар: «Как под горкой под горой», «Березка».
Раздел 4 . Вокально – хоровое пение. Музыкальная азбука фольклора, народная лексика, соединение слова с музыкой, движением. Распевки: расширение диапазона песен до кварты, квинты. Песни – игры, веснянки, потешки. Знакомство с вокально – хоровыми приемами пения в народной манере, близкой разговорной речи. Репертуар для исполнения: «На горе – то калина», «Как пошли наши подружки», «Где был, Иванушка», «Как у наших у ворот».
Раздел 5. Народная хореография. Знакомство с основными позициями ног, рук и освоение движений. Основные положения ног: 1,2,4 позиции. Основные положения рук: подбоченившись, калачиком. Русский поклон: поясной, грудной. Соединение рук в хороводе. Фигуры хоровода: круг, стенка. Разучивание хоровода «На горе – то калина»
Раздел 6. Народный календарь. Знакомство с календарными праздниками и обрядами. Происхождение праздников, связь их с природой: Деревенские посиделки, рождество, масленица.
Раздел 7. Народные игры. Золотые ворота. Игра жмурки с голосом
К концу первого года обучения дети должны:
Знать:
- Понятие фольклор
- Календарные праздники
- Знать жанры народного искусства
Уметь:
- Исполнять песни одноголосные
- Двигаться под музыку
- Исполнять простейшие танцевальные движения
Учебный план 2 года обучения
Всего: 34 6 28
Учебно- тематический план 2 года обучения
№ | раздел | тема | Всего часов | Цель блока | Формы и методы обучения | Ожидаемый результат | Точки и виды контр |
1 | Вводное занятие. | фольклор | 1 | Познакомить детей с народным искусством | Словесный метод, беседа | Закрепить знание детей | Диагосика муз-х способн |
2 | Народное искусство. | Жанры народных песен. | 3 | Знакомство с жанрами народного творчества | Занятие - игра | Расширение кругозора | Опрос, игра |
3 | Музыкальные инструменты. | «Во саду ли в огороде», «Как под горкой, под горой» | 5 | Знакомство и обучение игре на музыкальных инструментах | индивидуальный | Научить детей играть на музыкальных инструментах | навыки владения музыкальными инструментами |
4 | Вокально-хоровое пение. | Пение без сопровождения | 10 | Развитие вокально-хоровых данных Знакомство с различной манерой пения. | Практическое занятие | Умение петь, интонировать простые песенки | Показ исполнение песен |
5 | Народная хореография | Изучение фигур орнаментных хороводов: «восьмерка», «корзиночка», «колонна» | 6 | Развитие координации, памяти, | показ | Умение двигаться под музыку, Использовать танцевальные элементы | Развитие координации памяти |
6 | Народный календарь | Праздники: Проводы Зимы, Пасха | 5 | Знакомство с календарными праздниками | рассказ | Умение применять сценической культуры. Участие в концертах праздниках | Наблюдение выступления |
7 | Народные игры | Жур –журавель, петушок | 4 | Знакомство с видами игр, знать и применять их в жизни | Познавательный метод | Развитие памяти, воспитание доброжелательности, коллективизма | Игра, групповая |
Содержание программы второго года обучения
Цель: развитие и закрепление полученных знаний.
Раздел 1. Вводное занятие.
Фольклор – народное творчество.
Продолжить знакомство с музыкальным фольклором.
Раздел 2. Народное искусство. Знакомство с жанрами народных песен: обрядовые, частушки, хороводные, плясовые, лирические, военные.
Раздел 3. Музыкальные инструменты.
Обучение игре на металлофонах «Как под горкой под горой», «Во саду ли, в огороде».
Раздел 4 . Вокально – хоровое пение.
Расширение диапазона песенного материала. Пение без сопровождения инструментов. Навыки точного воспроизведения ритмического рисунка. Сценическая речь, работа над дикцией.
Раздел 5. Народная хореография. Изучение фигур орнаментных хороводов: восьмерка, корзиночка, колонна. Плавные переводы рук в основные положения из подготовительного.
Раздел 6. Народный календарь. Рождественские праздники. ( Колядки, ряженые, песнопения). Проводы Зимы. Масленица. Весенний праздник «Жаворонушки».Пасха. Изготовление: яиц – писанок, игрушки – оберег.
Раздел 7 .Народные игры Жур-журавель. Петушок
К концу второго года обучения дети должны:
Знать:
- Знать расположение нот на нотном стане
- Знать жанры народных песен
Уметь:
- Исполнять песни одноголосные
- Импровизировать под музыку
- Исполнять танцевальные движения хоровода
Учебный план 3 года обучения
|
Всего: 68 11 57
Учебно- тематический план 3 года обучения
№ | Раз дел | тема | Всего часов | Цель блока | Формы и методы обучения | Ожидаемый результат | Точки и виды контр |
1 | Введение | Наша Родина – Россия | 1 | Познакомить детей с народным искусством | Словесный метод | Выявить музыкальные способности | Диагосик муз-х способн мониторинг |
2 | Народное искусство | Календарные песни | 3 | Знакомство с жанрами народного творчества | Занятие - игра | Расширение кругозора | Опрос, игра |
3 | Музыкальные инструменты | Во саду ли, в огороде | 20 | Знакомство и обучение игре на музыкальных инструментах | индивидуальный | Научить детей играть на музыкальных инструментах | навыки владения музыкальными инструментами |
4 | Вокально-хоровое пение | «Где был, Иванушка» , «Как у наших у ворот». | 20 | Развитие вокально-хоровых данных знакомство с различной манерой пения | Практическое занятие | Умение петь, интонировать простые песенки | концерт |
5 | Народная хореография | хоровод «Березка» | 8 | Знакомство с основными позициями | показ | Умение двигаться под музыку, Использовать танцевальные элементы | Развитие координации памяти |
6 | Народный календарь | Деревенские посиделки, зимние святки, Масленица | 12 | Знакомство с календарными праздниками | рассказ | Умение применять сценической культуры. Участие в концертах праздниках | Наблюдение выступления |
7 | Народные игры | Ручеек, Коршун | 4 | Знакомство с видами игр, знать и применять их в жизни | Познавательный метод | Развитие памяти, воспитание доброжелательности, коллективизма | Игра, групповая |
Содержание программы третьего года обучения
Цель: дальнейшее развитие творческих способностей детей.
Раздел 1. Народное искусство. Наша Родина – Россия.
Раздел 2. Музыкальный фольклор. Продолжить знакомство с жанрами песен: плясовые, лирические, протяжные, трудовые.
Раздел 3. Музыкальные инструменты. Продолжить знакомство с народными инструментами, обучение игре в ансамбле.
Раздел 4 . Вокально – хоровое пение. Расширение попевочного букваря до септимы. Дальнейшая углубленная работа над репертуаром. Умение эмоционально исполнять репертуар: работа над артикуляцией, дыханием, ритмом.
Раздел 5. Народная хореография. Исполнение движений в разном темпе: среднем, переходом на быстрый. Плясовые – полуприсядка, хлопушка. Приветствие гостей хлебом – солью. Фигуры хоровода: «улитка», «змейка», «гребень».
Раздел 6. Народный календарь. Встреча матушки Осени. Покров – первозимье Свадебный обряд на Руси. Синичкин день. Зимние святки. Вербное воскресение. Пасха. День Ивана Купала.
Раздел 7. Народные игры продолжить знакомство с видами игр: «Птицы» «Игра в гостей». «А мы просо сеяли»
К концу третьего года обучения дети должны:
Знать:
- Знать календарные и семейные обряды
- Календарные праздники
- Знать жанры народного искусства
Уметь:
- Уметь управлять дыханием
- Двигаться под музыку
- Исполнять простейшие танцевальные движения
Учебный план 4 года обучения
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теор. | Практ. |
1 | Народное искусство. Мифы и легенды наших предков. | 1 | 1 | |
2 | Музыкальный фольклор. Жанры песен | 5 | 2 | 3 |
3 | Музыкальные инструменты | 10 | 2 | 8 |
4 | Вокально-хоровое пение | 28 | - | 28 |
5 | Народная хореография Изучение фигур плясок. | 8 | - | 8 |
6 | Народный календарь: Параскева-Пятница, Покров, Рождество, Масленица, Красная горка, Зеленые святки, День Ивана Купала. Концертная деятельность | 12 | 2 | 10 |
7 | Народные игры | 4 | 4 | |
Всего: 68 7 61 |
Учебно- тематический план 4 года обучения
№ | Раз дел | тема | Всего часов | Цель блока | Формы и методы обучения | Ожидаемый результат | Точки и виды контр |
1 | Народное искусство | Мифы и легенды наших предков | 1 | Познакомить детей с народным искусством | Словесный метод | Выявить музыкальные способности | Диагосик муз-х способн мониторинг |
2 | Музыкальный фольклор | плясовые, лирические, протяжные, трудовые, хороводные | 5 | Знакомство с жанрами народного творчества | Занятие - игра | Расширение кругозора | Опрос, Игра Определять жанры народных песен |
3 | Музыкальные инструменты | Работа в ансамбле по группам | 10 | Знакомство и обучение игре на музыкальных инструментах | индивидуальный | Научить детей играть на музыкальных инструментах | навыки владения музыкальными инструментами |
4 | Вокально-хоровое пение | Двухголосное исполнение | 28 | Развитие вокально-хоровых данных знакомство с различной манерой пения | Практическое занятие | Умение петь, интонировать простые песенки | Фестиваль искусств |
5 | Народная хореография | Фигуры плясок: «звездочка», «карусель», «качели», «волна». | 8 | Знакомство с основными позициями | показ | Умение двигаться под музыку, Использовать танцевальные элементы | Развитие координации памяти |
6 | Народный календарь | Деревенские посиделки, Рождество, Масленица | 12 | Знакомство с календарными праздниками | рассказ | Умение применять сценической культуры. Участие в концертах праздниках | Наблюдение выступления |
7 | Народные игры | Золотые ворота. Игра жмурки с голосом | 4 | Знакомство с видами игр, знать и применять их в жизни | Познавательный метод | Развитие памяти, воспитание доброжелательности, коллективизма | Игра, групповая |
Содержание программы четвертого года обучения
Цель: закрепление полученных знаний и навыков, умение применить эти знания в жизни.
Раздел 1. Народное искусство. Мифы и легенды наших предков.
Раздел 2. Музыкальный фольклор. Продолжить работу в разными жанрами песен: плясовые, лирические, протяжные, трудовые, хороводные.
Раздел 3. Музыкальные инструменты. Работа в ансамбле по группам.
Раздел 4 . Вокально – хоровое пение. Распевки в пределах октавы. Пение двухголосья. Дальнейшая углубленная работа над репертуаром.
Раздел 5. Народная хореография. Соединение отдельных элементов – движений в танцевальную композицию. Тренировка пластики тела, моторики, эмоциональности исполнения. Соединение танца с пением. Фигуры плясок: «звездочка», «карусель», «качели», «волна».
Раздел 6. Народный календарь. Параскева Пятница – покровительница женских ремесел. Покров. Свадьба. Сватовство. Свадебные обряды. Никола зимний. Зимние святки – поклонение солнцу. Рождество. Иконопись. Масленица. Красная горка. Пасхальные игры. Зеленые святки. Девичьи хороводы. День Ивана Купала.
Раздел 7. Народные игры Кто у нас хороший. Семь сыновей. Плести венок. Мы славные артисты.
К концу четвертого года обучения дети должны:
Знать:
- Понятие фольклор
- Календарные праздники
- Знать жанры народного искусства
Уметь:
- Овладевать навыками ансамблевого исполнения.
- Исполнять песни одноголосные, двухголосные
- Играть на музыкальных инструментах
- Уметь применять свои знания в жизни
- Участвовать в театрализованных спектаклях
Личностные и мета предметные результаты образовательного процесса
Мета предметные результаты
Предусматривает желание ребенка в дальнейшем расширять и углублять свои знания о народных традициях, принимать активное участие в праздниках, развивать свои творческие способности.
- календарные и семейные обряды, обычаи, их символику
- основные фигуры хоровода: «корзиночка», «змейка», «улитка», «гребень».
- различать виды хороводов: кругового, орнаментного, игрового
- жанры народного творчества
- Сохранять и приумножать традиции народного творчества
Личностные результаты
- применять полученные знания, опыт в своем творчестве, в жизни.
- уметь петь в чистый унисон
- исполнять песни в народной манере (петь открыто, звонко, легко с окрашенной речевой интонацией)
- играть на музыкальных инструментах
- различать на слух тембры инструментов.
Ожидаемый результат выпускника.
Предусматривает желание ребенка в дальнейшем расширять и углублять свои знания по народным традициям, принимать активное участие в праздниках, развивать свои творческие способности.
Знать:
- календарные и семейные обряды, обычаи, их символику
- расположение нот на нотном стане
- основные фигуры хоровода: «корзиночка», «змейка», «улитка», «гребень».
- различать виды хороводов: кругового, орнаментного, игрового
- жанры народного творчества
- Сохранять и приумножать традиции народного творчества
Уметь:
- применять полученные знания, опыт в своем творчестве, в жизни.
- уметь петь в чистый унисон
- исполнять песни в народной манере (петь открыто, звонко, легко с окрашенной речевой интонацией)
- играть на музыкальных инструментах
- Различать на слух тембры инструментов.
Методическое обеспечение программы.
Основная форма проведения занятия – это учебное занятие. Такая форма обеспечивает системность учебного процесса, возможность повторять, развивать полученные умения и навыки.
Формы работы с детьми:
- традиционные занятия с элементами интеграции дифференцированные
- игровые
- концерты, выставки, ярмарки.
Методика проведения занятий предусматривает:
- теоретическую подачу материала (словесные методы)
- демонстрация старинных вещей,
- посещения выставок,
- творческие встречи с другими коллективами,
- практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для закрепления информации в виде вокально- хоровой работы, знакомство с народным танцем, занятий по сценической речи, декоративно – прикладному искусству (знакомство с ремеслами, бисер).
Занятия часто проходят в форме игры. Народные игры всегда были неотъемлемой частью самой жизни, народных праздников. В них участвовали все: и дети, и взрослые.
Образные игровые формы проведения занятий: считалки, песни – игры, песни – хороводы, сценки, театрализации – сочетаются с элементами художественной деятельности. Игры позволяют померяться силами и умениями, удалью и скоростью, способствуют самовыражению личности. Основная задача при организации игровой деятельности – включение всех детей в игру, создание условий для развития.
Дидактический принцип построения материала в программе «от простого к сложному» реализуется на многих темах фольклора, например, кукла – оберег. На втором году обучения они изготавливают куклу из ниток, а на четвертом году шьют из ткани, ниток, бисера. Дети знакомятся с традициями костюмов разных народов, узнают, как в старину расшивали и украшали орнаментом костюмы. Учатся различать по орнаменту назначения одежды: для работы она или для праздника. Следующий этап работы, чтобы кукла «запела», ребенок должен научиться петь сам, а это требует знаний в области музыкального фольклора.
Совместная подготовка педагога, детей и привлечение их родителей к проведению календарных праздников реализуется по принципу педагогического сотрудничества.
Привлекая детей к вокально-хоровой работе, следует учитывать желание и тягу каждого участника, его психологический настрой. Педагогу необходимо проводить дополнительную индивидуальную работу.
В процессе межличностного общения педагог – ребенок реализуется коммуникативный потенциал ребенка и формируется его мировоззрение.
Получая информацию, дети включаются в диалог, совместный поиск решения, учатся активно мыслить, применяя знания в творческом процессе.
Педагогические принципы данной программы:
- Обучение проходит на основе данных диагностических исследований и личностных качеств учащихся.
- Любовь и уважение к каждому ребенку.
- Дифференцированный подход при проведении занятий.
- Осуществление дидактических принципов: доступности, последовательности, систематичности «от простого к сложному».
- Принцип системности обучения и связи теории с практикой.
- Открытость окружающему социуму – расширение социальных контактов с учреждениями города (дом – интернат, ДЮК «Юность», д\с «Ромашка», УТТ, ДК «Сибирь») см. Приложение №4
В процессе знакомства детей с народным творчеством применяю различные педагогические технологии для активной деятельности учащихся, развития их творческих способностей.
Методы и подходы программы.
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
- СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
- ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.
Творчество проявляет себя во всех формах художественной деятельности, в первую очередь в сольном пении, в ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.
В связи с этим в творчестве воспитанников фольклорного кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
- СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
4. МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями, все это дает нам возможности для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару.
В рамках реализации программы наиболее актуально использование следующих педагогических технологий:
1. Педагогика сотрудничества, которая предполагает индивидуальную, групповую и дифференциальную форму организации.
2. Личностно- ориентированное развивающее обучение, которое предполагает проведение занятий с элементами дифференциации и индивидуализации.
Режим и форма занятий
В группе занимаются по 10-15 человек, так как коллективные занятия музыкальным фольклором предполагают регламентацию состава учащихся: их должно быть не более 15 человек. Именно такое количество певцов входило в русскую певческую «артель», которая могла виртуозно распевать песню.
В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа с солистами, а также небольшими ансамблями. Расписание строится из расчета 1-2 занятия в неделю. Образовательный процесс проходит в соответствии с возрастными, психологическими особенностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий.
Фольклорный кружок может проходить в кабинете, в актовом зале, в хореографическом классе и на улице, так как предполагает исполнение танцев, хороводов, народных игр, праздников.
Аппарат контроля.
Формы контроля и подведения итогов реализации программы:
Результат работы данной программы можно отследить в двух направлениях:
- творческая активность учащихся, уровень их достижений в процессе учебной деятельности (диагностические таблицы, рейтинг учащихся, карты индивидуальных достижений)
- результат освоения программы учащимися: выступление на родительских собраниях, концертах, проведение календарных праздников: «Осенние капустники», «Колядки», «Деревенские посиделки», «Масленица», «Пасха», участие в фестивале искусств по концу года, выездные концерты к шефам, в дом – интернат; участие в районных конкурсах: «Минута славы», фестивале искусств, конкурс художественного чтения «Синяя птица», вокальные конкурсы «Моя России».
На основании полученных данных и по итогам каждого года обучения воспитанники получают грамоты, благодарственные письма и призы.
Данная программа имеет положительные отзывы учителей школ, ее можно рассматривать как методическое пособие, которое поможет учителям и ПДО в организации учебной, внеурочной и внеклассной работы.
Ввиду отсутствия оценочной системы в кружковой работе фольклорного кружка возникла необходимость объективно отслеживать степень обученности по данной программе.
На протяжении каждого занятия отслеживается уровень усвоения материала и развитие сценических данных (метод наблюдения).
На протяжении всего учебного года проводиться диагностика уровня обученности воспитанников, которая проводиться в сентябре, декабре, мае учебного года по следующим критериям: ритм, слух, вокал.
В течение всего периода обучения осуществляется диагностика обученности воспитанников. Диагностика проводится в четыре этапа:
1. Первичное диагностирование уровня обученности (1-й год обучения);
2. Промежуточное диагностирование (2 -3год обучения);
3. Итоговое диагностирование (4-й год обучения).
Основным методом диагностирования является метод наблюдения. В основу диагностики положены следующие критерии:
- ритм;
- слух;
- вокал (см. Приложение 1).
Так же отслеживается результативность участия воспитанников в мероприятиях (концерты, конкурсы, фестивали) (см. Приложение 2)
Проводится мониторинг.
Ведется рейтинг учащихся. Результаты отслеживаются по активности участия воспитанников в конкурсах различного уровня (гимназические, городские, районные). По концу года на фестивале искусств самые активные дети получают памятные подарки и дипломы.
Условия реализации программы
Созданная программа фольклорного кружка является комплексной, разноуровневой. При возникновении необходимости производится корректировка содержания, форм занятий и времени изучения материала.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Данная программа рассчитана на четырехлетнее обучение для детей 7-13 лет. Набор в кружок свободный, по желанию учащихся и родителей. При записи в кружок проходит диагностика воспитанника: проверяется ритм, вокал, слух. По результатам диагностики педагог определяет, над, чем нужно будет работать с ребенком в дальнейшем.
Состав группы в кружке постоянный. Занятия проводит один педагог – специалист, либо привлекает хореографа, аккомпаниатора.
Оснащение программы
Поскольку программа рассчитана на широкий диапазон сообщаемых детям знаний, предполагается и обширная материально – техническая база:
- Музыкальные инструменты (фортепиано, баян, шумовые и ударные инструменты: ложки, трещотки, бубны, свистульки, колокольчики).
- Различные материалы: ткани для пошива кукол и костюмов, нитки, бисер, соль, мука для изготовления из соленого теста и другое.
- Аппаратура: магнитофон, фотоаппарат, диски, аудиокассеты, микрофоны.
- Помещение, отвечающее санитарно – гигиеническим требованиям, мебель, зеркала.
- Костюмы, декорации.
Организация концертной деятельности и воспитательной работы будет облегчена, если педагог сможет привлекать родителей учащихся. Пошив костюмов, отчетные концерты, поездки с выступлениями – все это можно проводить в тесном контакте с родителями.
- Музыкальный репертуар подбирается с учетом возрастных особенностей участников. Песни с хореографическими движениями или театральным действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцем или же актерской игрой.
Кадровое обеспечение: руководитель кружка, аккомпаниатор, звукооператор.
Список литературы для педагогов
- Алдошина Л. И. Проведение фольклорных праздников в школе. Педагогическое общество России. - М., 2005.- 128 с.
- Беспятова Н. К. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176 с. – (Методика)
- Ищук В. В., Нагибина М. И. Народные праздники. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2000. – 160 с., ил.
- Куприянова Л. Л., Шамина. , Л. В. Музыкальный фольклор. Министерство образования Российской Федерации, 1992.-15с.
- Мельникова Л. И., Зимина А. Н. Детский музыкальный фольклор. – М.: Гном – Пресс, 2000. - 88 с.
- Панкеев И. А. Русские праздники. – М.: Яуза, 1998. – 256 с.
- Агапова И. А., Давыдова М. А.: Фольклорные праздники в школе. – Волгоград, Учитель, 2008.
- Челышева Т. В., Спутник учителя музыки.- М. «Просвещение», 1993.
9. Широков А. Н.: Русские народные песни. – М., «Музыка», 1988
10. Заволокин А. Н., Заволокин Г. Н.: Звокое чудо – частушка. – М.,
«Советский композитор», 1989.
11. Михайлов М. А.,Горбина Е. В.: Поем, играем, танцуем. – Ярославль, «Академия развития», 1998.
12. Налепин А. Л.: Русские сказки. – М., «ViTA», 1993.
13. Юдин С. Е.: Мы друзей зовем на праздник. – Ярославль, «Академия развития», 2003.
15. Елкина Н. В.,Тарабарина Т. И., 1000 загадок. – Ярославль, «Академия развития», 2008.
Список литературы для детей
1. Гульянц Е. В.: Музыкальная азбука для детей. - М., «Аквариум», 1997.
2. Кудлаева Н.: Альманах. – Тюмень, 1992.
3. Широков А. Н.: Русские народные песни. – М., «Музыка», 1988
4. Заволокин А. Н., Заволокин Г. Н.: Звонкое чудо – частушка. – М.,
«Советский композитор», 1989.
5. Михайлов М. А.,Горбина Е. В.: Поем, играем, танцуем. – Ярославль, «Академия развития», 1998.
6. Налепин А. Л.: Русские сказки. – М., «ViTA», 1993.
7. Юдин С. Е.: Мы друзей зовем на праздник. – Ярославль, «Академия развития», 2003.
8. Елкина Н. В.,Тарабарина Т. И., 1000 загадок. – Ярославль, «Академия развития», 2008.
9. Агапова И. А., Давыдова М. А.: Фольклорные праздники в школе. Весна и лето.– Волгоград, Учитель, 2008.
10. Агапова И. А., Давыдова М. А.: Фольклорные праздники в школе. Зима и осень.– Волгоград, Учитель, 2008.
Приложение №1
Диагностика способностей учащихся в течении года
Ф.И.О. месяца | ритм | вокал | слух | ||||||
сент | дек | май | сент | дек | май | сен | дек | май | |
с | в | в | с | с | в | с | с | с | |
с | с | в | с | с | с | с | с | с | |
с | с | в | в | в | в | в | в | в | |
с | в | в | с | в | в | в | в | в | |
н | с | с | н | с | с | с | с | с | |
н | с | с | н | с | с | с | с | с | |
с | с | в | с | с | в | в | в | в | |
с | с | с | с | с | с | с | с | с | |
в | в | в | с | в | в | в | в | в | |
с | в | в | с | с | в | с | с | с | |
в | в | в | в | в | в | в | в | в | |
с | в | в | в | в | в | в | в | в | |
с | в | в | с | в | в | в | в | в | |
в | в | в | в | в | в | в | в | в |
Критерии мониторинга: Н – низкий, с- средний, в - высокий
Диагностика способностей учащихся по годам
Ф.И.О. Год обучения | ритм | вокал | слух | Резу льтат | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
в | в | в | в | с | с | в | в | с | с | с | в | в | |
с | с | в | в | н | с | с | в | с | с | с | в | в | |
с | с | с | в | н | с | с | в | с | с | с | в | в | |
в | в | в | в | с | в | в | в | в | в | в | в | в | |
с | с | в | в | н | с | с | в | с | с | с | в | в | |
с | с | с | в | н | с | с | в | с | с | с | в | в | |
в | с | в | в | с | с | в | в | в | в | в | в | в | |
с | с | в | в | с | с | с | в | с | с | с | в | в | |
в | в | в | в | с | в | в | в | в | в | в | в | в | |
в | в | в | в | с | с | в | в | с | с | с | в | в | |
в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | |
в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | |
в | в | в | в | с | в | в | в | в | в | в | в | в | |
в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в |
Приложение № 2
Результативность участия учащихся в мероприятиях
(концерты, конкурсы, фестивали)
Ф.И.О. | сентябрь | октябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | апрель | май | июнь |
+ | + | - | + | + | - | + | - | + | + | + | + | |
- | - | - | + | + | + | - | + | + | + | + | + | |
+ | + | + | - | + | - | + | + | - | + | + | - | |
- | + | + | + | - | + | - | + | + | + | + | + | |
+ | - | + | + | + | + | + | - | + | - | + | - | |
+ | + | - | + | + | - | + | + | + | + | - | - | |
+ | + | + | + | - | + | + | - | - | + | + | + | |
- | - | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
+ | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | |
+ | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | - | |
- | + | + | + | + | + | + | - | + | - | + | - | |
+ | + | + | - | - | + | - | + | - | + | + | + | |
+ | - | - | + | + | + | - | + | + | + | + | - | |
+ | + | - | + | + | + | - | + | + | + | + | + | |
Осенины праздник | День учителя | Концерт к Дню пожилого человека | День матери концерт | Концерт к дню Округа | Рождество | Коцерт к 23 февраля | Концерт к 8 марта | Пасха –народный праздник | Районный фестиваль искусств ДШИ | Концерт к 9 мая | Праздник березки |
Приложение №3
Методические материалы
Праздник «Ярмарка»
Цель: Познакомить детей с историей появления праздника «Ярмарка» на Руси и традициями проведения этого праздника.
Задачи:
- Изучение народного творчества, знакомство с народным праздником Ярмарка.
- Развивать сценические данные, умение выступать на сцене.
- Уметь применять полученные знания, опыт в труде, в быту.
- Воспитание взаимовыручки, уважения.
Действующие лица: фольклорная группа, два скомороха, ведущая.
Участники: дети 1-8 классов, родители, классные руководители.
Оформление: платки для украшения сцены, выставка изделий на продажу: вязание, плетение, вышивка, рукоделие.
Музыкальное оформление: русская народная музыка: звучание народного оркестра, гусли, балалайки, «Камаринская».
Оборудование (баян, музыкальные инструменты, музыкальный центр, столы)
Подготовительный этап: подобрать музыку, разучить песни, подготовить выставку.
Ход праздника:
(Звучит русская народная музыка, зал украшен празднично, на столах товары, участники одеты в народные костюмы, звучат фонфары, появляются 2 скомороха)
1 скоморох На ярмарку, на ярмарку!
Спешите все сюда!
2 скоморох Здесь песни, шутки, сладости.
Давно вас ждут, друзья!
1-2 ск-х Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Вед. Издавна на Руси покровительницей ярмарки и торговли считалась Параскева Пятница. День ее памяти отмечается 10 ноября. Параскевой Пятницей нарекали девочку, родившуюся в 111 веке в городе Икония Турция. Традиционно она считалась покровительницей домашнего очага, хозяйства. В день ее памяти не работали. Пятница у христиан считалась днем строгого поста. Во имя Параскевы ставили на развилке дорог часовню или крест с образом. Эти перекрестки назывались «Пятницами». Здесь встречали и провожали гостей, друзей, родных. Отсюда пошла поговорка «Семь пятниц на неделе» о тех, кому часто доводилось встречать и провожать.
В Москве на Красной площади было построено 7 церквей во имя этой святой. Раз в пятницу не работали, вот и получилось «Семь пятниц на неделе».
В Москве и других крупных городах устраивались ярмарки. Так появились ярмарки на Руси.
( звучит музыка «Камаринская»)
1 скоморох И со всех концов земли все на ярмарку пришли!
Народ собирается, наша ярмарка открывается!
2 скоморох Добрый день гости дорогие,
Жданные, званные и желанные.
2 скоморох Здравствуйте молодки, здравствуйте, лебедки!
Ребята молодцы - веселые удальцы!
1 скоморох Мы рады гостям, как добрым вестям!
2 скоморох Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!
Вместе: Мы скоморохи! С нами лучше веселиться,
А без нас праздник ни куда не годиться!
Ведущая: Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ!
А на ярмарке товары! Пышут жаром самовары!
Песня: « Где был, Иванушка?» исполняет фольклорная группа
(выходят Фома и Ерема)
Вед. А, вы, кто такие?
Фома - я Фома.
Ерема - а я, Ерема.
Фома - низко поклонились.
Ерема - колпаки свалились!
Фома - колпаки надеваем.
Ерема - снова начинаем.
Фома - мы пришли к вам оба- Фома
Ерема - да Ерема.
Фома - на ярмарке погулять.
Ерема - на всех поглядеть и себя показать.
Ведущая: Пожалуйте, гости дорогие.
Пожалуйте вместе.
Веселья вам, да радости!
1 скоморох: у нас на каждого найдется
и местечко и словечко.
2 скоморох: К нам на ярмарку собирается народ!
Сегодня вас много чудесного ждет.
Фома: Эй, девчонки- хохотушки запеваете ка частушки!
Ерема: Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей.
Частушки исполняет фольклорная группа
1 девочка: Начинаю я припевку первую, начальную
Я хочу развеселить публику печальную.
2 девочка: Эй топну ногой, да притопну другой,
Не могу стоять на месте характер такой!
3 девочка: Чтобы печка разгоралась, надо жару поддавать.
Чтобы песня лучше пелась, надо пляской помогать.
4 девочка: Я плясала ночи три потеряла сапоги.
Оглянулася назад-сапоги мои стоят.
5 девочка: На окошке два цветочка голубой и маленький,
Я девчонка боевая хоть и ростом маленька.
Ведущая: Ой, девчата просто диво, да и пели вы красиво.
Предлагаю не стоять, попрошу вас станцевать.
ТАНЕЦ «Кадриль»
Ведущая: Эй, девчата, в бубны бейте! Вы ладошки не жалейте.
Поиграю на гармошке, постучите нам на ложках.
ПЕСНЯ «Как у наших у ворот»
Ведущая: Солнце красное встает, спешит на ярмарку народ!
А на ярмарке товары пышут жаром самовары!
А ну честной народ, подходи, посмелей,
Покупай товар, не робей!
1 скоморох Давай- покупай, выбирай-забирай!
2 скоморох Ребята, не зевайте, кто что хочет, покупайте!
Ведущая: Что ж вы гости? Не сидите
Вы к прилавкам подходите
Не скупитесь на деньжата.
Ведь старались все ребята.
Подходи, народ не стой,
Покупай товар любой.
(Завершение праздника: звучит русская народная музыка, идет торговля).
Праздник «Зимние посиделки»
Цель: Обобщить знания детей о зимних православных праздниках: рождество, святки, крещение, масленица.
Задачи:
- Знать зимние народные праздники, обычаи их проведения и традиции.
- Совершенствовать коммуникативные навыки.
- Развивать память, мышление, смекалку, творческие способности детей.
- Воспитывать нравственные, общечеловеческие ценности.
Действующие лица: ведущая, девочки, фольклорная группа, Баба Яга, Домовенок.
Участники: дети 4-5 классов
Оформление: зал оформлен как русская изба, стол с самоваром, кренделями, блинами, самотканые дорожки, лавки, прялка, чучело- масленицы
Музыкальное оформление: русская народная музыка: «Ах вы, сени», «Барыня», «Рождество», «Баба Яга» М. П. Мусоргского,
Оборудование: канат, снежные шарики, валенки, русские народные костюмы, куклы для сказки ( кузнец, Машенька, рыба большая и маленькая, кот, Иванушка), баян, русские народные инструменты.
Ход праздника:
Девочка:1 На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
Девочка:2 При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод,
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
Девочка: 3 А играли как? В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Девочка: 4 наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!
Девочка: 5 жива традиция, жива,
От поколенья старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.
Девочка: 6 Если вы в зале не против
И пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь, сейчас.
Девочка: 7 Отдых- это не безделки-
Время игр и новостей,
Начинаем посиделки
Для гостей и для друзей!
Ведущая: Сегодня мы пригласили, вас гости дорогие гости на наши посиделки, чтобы не только рассказать, но и показать, как на Руси в старину время проводили в долгие зимние вечера.
Телевизоров в те времена не было, чем же люди занимали свой досуг? А вы знаете? Верно. Занимались домашней работой, девушки рукодельничали: вязали, вышивали, пряли. А мужчины по дереву вырезали, изготавливали домашнюю утварь, мастерили столы, стулья и многое что другое.
На Руси посиделки начинались с летопроводца(1 сентября) и продолжались до Благовещения, когда начиналась работа в огороде , на поле, в садах.
Для вас звучит песня «Ой вставала я ранешенько»-фольклорная группа.
Девочка: 6 На Руси уж так идет,
Что талантливый народ
Сам себе и жнец, и швец,
И на дудочке игрец.
В исполнении фольклорного ансамбля звучит русская народная песня «Светит месяц».
(появляется Домовенок)
Домовенок: Это кто здесь расшумелся? Спать мне мешает, здравствуйте. А сколько тут народу –то, чаво вы тут делаете?
Ведущая: А мы собрались на зимние посиделки. Праздник у нас будем петь, плясать зиму провожить.
Домовенок: А я праздники люблю больше всего на свете. Знаете почему? Потому что песни люблю, у меня есть одна любимая. Да где же она?(ищет по карманам) Опять Баба Яга была и стащила. Где же мне найти её?
Ведущая: Ребята давайте поможем Домовенку, позовем бабу Ягу.
Домовенок:. 1,2,3 Баба Яга приходи (кричит вместе с детьми)
Под музыку залетает на метле Баба Яга.
Баба-Яга: Фу, фу русским духом пахнет. Батюшки! Домовенок! Двести лет не виделись.
Домовенок: А у меня гости дорогие- добры молодцы, да красны девицы. Детки сильные и умелые. Все знают, все умеют. На праздник пришли песни петь, да играть.
Баба-Яга: Чаво меня звали?
Домовенок: Это ты у меня песню украла?
Баба-Яга: Ещо чаво! Больно надо.
Домовенок: У меня и свидетель есть.
Баба-Яга: Кто такой?
Домовенок: Да кот мой. Он ночами не спит, а повсюду глядит.
Баба-Яга: Ха!Ха! Это где же видано, чтоб кот свидетелем был. Это лжесвидетель.
Домовенок: Сознавайся Баба Яга, а то ребята готовы мне помочь. Мы тебя свяжем и в печи зажарим. Али забыла, как Ваня тебя в печь посадил?
Баба-Яга: Вижу ребята вы неслабые, со мной потягаться решили? Только знайте меня еще никто не побеждал. Я даже Змея Горыныча перехитрила.
Домовенок: А ты не стращай, говори что делать надо. У нас ребята смелые и умелые все могут.
Игра «Меткий стрелок»
«Меткий стрелок» по 2 человека от класса попади в цель.
игра «Кто кого перетянет» канат и 2 команды мальчишек по 5 человек от класса.
Баба-Яга:Вижу сильные ребята. А девочки умеют танцевать? Кто может меня переплясать? (звучит музыка «Барыня» по 2 девочки от класса танцуют)
Баба-Яга:Уф уморили. Ну а петь то вы умеете?
Домовенок: Конечно умеют. Ставь ка ушки на макушки и послушайка частушки.
Частушки исполняют фольклорный ансамбль
1 заиграй-ка балалайка, балалайка-три струны!
Подпевайте не зевайте, выходите плясуны!
2 Ветер дует, ветер дует, ветерочка не унять
Лапти новые надену, побегу весну встречать.
3 Хватит реки льдом ковать, лес морозить, птиц пугать!
Приходи, Весна, скорей- зажурчит опять ручей.
4 Скоро-скоро снег растает, вся земля согреется.
Убирайтесь Вьюга злая, да пурга с метелицей!
5 Ух ты злющая Зима, уходить тебе пора!
Налетим со всех сторон и тебя прогоним вон!
Баба-Яга: что ж хорошо поют, а что еще ребята знают, чаво мне старушке покажут?
Ведущая:Садись, послушай тебе тоже будет полезно знать, какие праздники на Руси зимой отмечают.
Зимние месяца богаты на различные православные праздники.
- С какого православного праздника начинается новый год? (7 января-Рождество)
- Дни Рождества Христова у каждого народа носят свое название.
В Англии - кэролы, в Германии- Святые вечера, на Украине и в Белоруссии – колядки, в России – Святки.
-Эти праздники – сплав прекрасных обычаев и традиций, бытующих у людей разных национальностей. Объединяет их одно – это дни всеобщей любви и добра, когда люди помогают друг другу, помогали больным, раздавали милостыню. Это время называют временем свершения добрых дел.
-Рождество – праздник ожидания чуда. Как когда-то свершилось чудо в Вифлееме, родился спаситель человечества Иисус Христос. И взрослые и дети ждут этого праздника, так как чудесен сам праздник с его народными и христианскими традициями.
-Что принято делать в рождество ( ряжеными, рождественскими играми, песнями, гаданиями)
-А кто знает, до какого числа можно гадать?
Верно до 19 января?
-А что празднуют 19 января? (Крещение).
-Как называется промежуток между Рождеством и Крещением? (Святки).
-Что вы знаете о святках?
-Как проходят святочные гуляния?
-Святки - это ряженые, коляда, гадания.
С языческих времен сохранился обычай: наряжаться в смешные или грозные маски. Существовало поверье, что в первые дни после рождества активизируется сатанинская сила и бесы рыскают по земле, мучая и терзая людей. Ряженные, как бы олицетворяли собой тех демонов с целью отвадить настоящих злых духов. Скверну ряжения смывали потом в праздник крещения святой водой.
Ряженные ходят из дома в дом поют колядки- маленькие песенки, прославляющие хозяев, желают им благополучия, за что просят награду.
А появилась эта традиция ещё в древние времена, когда люди, чтобы получить богатый урожай, обращались к богам.
Коляда-это плодоносящий бог, в виде маленького мальчика.
Позднее, когда было принято христианство на Руси, колядование было связано с рождением Христа и его прославлением.
- Почему праздник назывался святки?
-Потому что символизировал святость, что- то доброе и светлое; просвещение и радость.
Священное, святое, светлое.
-Сегодня мы с вами окунёмся во времена святочных гуляний, поучимся колядовать, гадать, проводить святочный досуг.
Звучит русская народная музыка.
Зимние приметы: звездное небо к морозу, жуки попрятались к зиме, если кот прячет нос, будет холодно.
С какой целью гадали? Узнать свою судьбу, будущего жениха.
Песня «Ах Самара городок».
Коляда – так назывался старинный рождественский обряд прославления праздника Рождества Христова песнями. В святочные ночи народ не спал: ходил из дома в дом, угощались, колядовали. Праздничная процессия шла обычно с бумажной звездой и вертепом- ярко раскрашенным ящиком в два яруса. С помощью деревянных фигурок разыгрывали сценки, относящиеся к рождеству.
А сейчас мы увидим сказку «Золотой перстенек»
(Инсценировании сказки)
А кто у нас шустрые ребятки пропоет для нас колядки?
Конкурс колядок (дети, сидящие в зале исполняют колядки)
-Пока мы колядовали,
На небе звезды засверкали.
Значит нам пора гадать,
Что случится, узнавать.
Начинаем вечерок, погадаем мы часок.
-Какие гадания вы знаете?
(дети рассказывают про гадания)
Ведущая: А теперь я вам предлагаю поучаствовать в гадании «Шесть горшочков»
Довольны вы предсказаниями?
Есть еще одно гадание «На валенках». В далекие времена девушкам предлагалось в 12 часов ночи выйти на перекресток и бросить валенок. В какую сторону носок валенка укажет, с той стороны и милый покажется. Будущий жених прибудет.
Для вас звучит русская народная песня «Валенки»
Ведущая: В месяц феврале тоже есть замечательный праздник, который любят дети и взрослые. Что это за праздник?
Верно Масленица. Он длится всю неделю и каждый день носит свое название
Как называется понедельник – встреча масленицы.
Вторник-заигрыш.
Среда-лакомка.
Четверг- широкая масленица.
Пятница- тещины вечерочки.
Суббота-золовкины посиделки.
Воскресение- прощенный день.
- Какое блюдо пекут на масленицу?
Песня «Блины»
Домовенок: ну что Баба Яга убедилась, наши ребята все знают, все умеют. Где моя песенка?
Б.Я. Ладно, ладно отдам. Только можно я тоже спою с тобой.
Песня «Перед весной».
-Вот и время пролетело оглянутся не успели.
Завершился наш часок, тебе понравилось дружок?
Сегодня вы узнали о традициях Рождества.
Не забывайте творить добро, дарить людям тепло.
-Как вы думаете почему до наших дней сохранилась традиция праздновать святки, масленица? Какую роль в жизни народа играют посиделки?
Девочка 7 Дни общенья-счастья вехи,
Посиделкам каждый рад.
Делу время, а потехе
Рады люди как- никак.
Ведущая:
Посиделки, вечеринки,
Звезды в праздничной выси.
Это русские обычаи
Нашей жизни на Руси.
Все участники:
Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,
Говоря: «До новых встреч!»
(Праздник завершен.Звучит музыка, гости расходятся)
Приложение № 3
Достижения фольклорного кружка «Росиночка»
год | конкурс уровень | Работа, номинация | результат |
2006 | Всероссийский конкурс г.Москва«Педагогические инновации» | «Развитие творческих способностей детей через фольклор» | Диплом лауреата I степени |
2008 | Региональный II окружной фестиваль детского и юношеского творчества «ЮНТАГОР» | Номинация «Вокал» Якутина Екатерина | Диплом лауреата I степени |
2008 | Муниципальный конкурс «Минута славы» | Номинация «Вокал» Воробьева Ксения | Диплом лауреата I степени |
2008 | Муниципальный конкурс«Минута славы» | Номинация «Вокал» | Диплом лауреата II степени |
2008 | Муниципальный конкурс«Минута славы» | Номинация «Вокальная группа» | Диплом лауреата III степени |
2008 | Всероссийский конкурс г.Москва«Педагогические инновации» | «Народный праздник – пасха» интегрированное занятие | Диплом лауреата III степени |
2009 | Муниципальный конкурс программ дополнительного образования | Программ фольклорного кружка «Росиночка» | Диплом лауреата I степени |
2009 | Всероссийский конкурс г.Москва«Педагогические инновации» | «Музыкальные инструменты народов севера» | Диплом лауреата III степени |
2010 | Муниципальный Военно-патриотической песни «Все, что было не со мной, помню» | Номинация «Вокальная группа» | Диплом лауреата III степени |
2010 | Муниципальный конкурс «Солдаты России» | Номинация «Вокальная группа» | Диплом лауреата II степени |
2010 | Всероссийский конкурс г.Москва«Педагогические инновации» | «Здоровье сберегающие технологии на уроках музыки и во внеклассной работе» | Диплом лауреата III степени |
2011 | Муниципальный Конкурс «Первые шаги» | Диплом участника | |
2011 | Муниципальный конкурс «Виват, Россия!» | номинация «Вокальные группы» | Диплом лауреата IIIстепени |
2011 | Муниципальный конкурс «Виват, Россия!» | номинация солисты | Диплом лауреата II степени |
2012 | Муниципальный «Виват, Россия!» | Номинация «Солисты» | Диплом участника |
2012 | Муниципальный «Виват, Россия!» | Номинация «Вокальные группы» | Диплом лауреата II степени |
Приложение № 4
Сотрудничество фольклорного кружка с социальными партнерами
Годовая циклограмма сотрудничества кружка «Росиночка»
Месяц | название мероприятия | сотрудничество |
сентябрь | Осенний праздник
| Семья |
октябрь | Концерт к Дню пожилого человека | Библиотека |
ноябрь | Концерт к дню матери | Семья |
декабрь | Концерт «От всей души» | Окружной дом - интернат |
январь | Рождественский праздник | д\с «Ромашка» |
февраль | Поздравление к 23 февраля | Советское УТТ |
март | Проводы Зимы Масленица | ДЮК «Юность» |
апрель | Фестиваль искусств | Семья |
май | Концерт к Дню Победы | Окружной дом - интернат |
Приложение 5.
Анкета.
- Нравится ли тебе посещать занятия фольклорного кружка:
- с желанием;
- без желания;
- затрудняюсь ответить?
- Что тебя больше всего привлекает на занятии:
- беседы о народных праздниках, традициях, обрядах;
- народные игры;
- принимать участие в школьной деятельности;
- петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать;
- участвовать в конкурсах, в театрализованных постановках.
- Что нового для себя вы узнали на занятиях?
- Любите ли вы выступать, принимать участие в концертах?
- Какую трудность испытываете на занятиях (что получается, а что не получается)?
- Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, полученные в кружке в дальнейшей жизни?
- Поете ли вы песни, разученные в кружке своим родителям?
- Интересуются ли родители, чем вы занимаетесь на занятиях в кружке, что нового узнали?
Список литературы
- Алдошина Л. И. Проведение фольклорных праздников в школе. Педагогическое общество России. - М., 2005.- 128 с.
- Беспятова Н. К. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176 с. – (Методика)
- Ищук В. В., Нагибина М. И. Народные праздники. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2000. – 160 с., ил.
- Куприянова Л. Л., Шамина. , Л. В. Музыкальный фольклор. Министерство образования Российской Федерации, 1992.-15с.
- Мельникова Л. И., Зимина А. Н. Детский музыкальный фольклор. – М.: Гном – Пресс, 2000. - 88 с.
- Панкеев И. А. Русские праздники. – М.: Яуза, 1998. – 256 с.
- Агапова И. А., Давыдова М. А.: Фольклорные праздники в школе. – Волгоград, Учитель, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа фольклорного кружка
Пояснительная записка и тематическое планирование...
Программа фольклорного кружка "Ритайым"
Программа кружка башкирского фольклора...
Программа фольклорного объединения "Хомусчаан"
Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Методологической основой разработки и реализации федерального государственно...
Программа фольклорного кружка
Программа фольклорного кружка...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Фольклорный театр: русская традиционная культура детям" для детей 7-12 лет.
Одной из основных моих целей написания данной программы является- сохранение и возрождение русского фольклора, включение этого традиционного наследия в общее культурное достояние. Дополнительная общер...
Программа фольклорный кружок «Родничок»
фольклорный кружок «Родничок»...