Рабочая программа фольклорного коллектива "Звонкие голоса"
рабочая программа по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
г. Вязьмы Смоленской области
ПРИНЯТА на педагогическом совете МБУ ДО ДДТ Протокол №____________ от «____» ___________20____г. | УТВЕРЖДЕНА Приказом МБУ ДО ДДТ « ___» __________20_____г. № ____________________ |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
Фольклорного коллектива «Звонкие голоса»
Возраст учащихся 7-17 лет
Срок реализации 1 год
Автор-составитель:
Платонова Елена Васильевна,
педагог дополнительного образования.
г. Вязьма
2020 год
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы.
1.1 Пояснительная записка.
Направленность программы – художественная.
Актуальность программы выражается в том, что, несмотря на усиление внимания к фольклору, народное искусство во всем его многообразии остается еще малоизвестным широким массам слушателей. Пропаганда старинных народных песен поможет окончательно изжить сложившееся пренебрежительное отношение к ним, как к архаике. Программа направлена на процесс сохранения, изучения и актуализации фольклорного наследия. Программа предусматривает творческие формы, позволяющие традиционной культуре обрести новую жизнь.
Адресат программы дети 7-17 лет. В основном учащиеся младшего и среднего школьного возраста, т.к. детям данного возраста легче привить любовь к народной культуре.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Виды занятий: вводное, теоретико-практическое, итоговое.
Основная форма работы – групповые занятия.
Объем программы – 144 часа.
Подбор учебного материала соответствует возрасту детей, репертуар подбирается с учетом их музыкального развития.
Количество и продолжительность занятий:
2 раза в неделю по 2 академических часа.
Обучение в коллективе включает в себя не только вокально-хоровую работу. Ребята знакомятся с основными движениями, используемыми при исполнении народных песен. Все участники коллектива учатся играть на шумовых инструментах: бубне, ложках, коробочке, рубеле, трещотках.
Во время учебного процесса и концертной деятельности происходит активное развитие творческой активности и артистичности исполнения.
Виды контроля.
1. Вводный контроль в начале каждого занятия, направлен на повторение и закрепление репертуара.
2. Текущий контроль за усвоением нового материала.
3. Тематический контроль в разделе «расширение кругозора» проводится в форме устного опроса, а также на итоговых занятиях в конце каждого месяца, на концертах, на общих праздниках образовательного учреждения.
4. Итоговый контроль осуществляется на конкурсах и фестивалях различного уровня, а также на отчетном концерте в конце учебного года.
1.2. Цель и задачи программы.
Основной целью программы является формирование интереса к народной культуре, познание, сохранение и распространение национальных традиций, обычаев посредством фольклора.
Задачи:
образовательные:
- изучить и освоить народную песню, её основные творческие и исполнительские закономерности;
- приобщить к изучению народных традиций и обрядов.
- освоить предложенный по программе фольклорный материал.
- изучить названия движений, используемых при исполнении народных песен, тексты считалок, поговорок, пословиц, молчанок, докучных сказок, загадок, небылиц.
развивающие:
- развитие вокального слуха и певческого голоса;
- развитие чувства ритма;
- развитие памяти, воображения;
- развитие дикции, артикуляции;
-формирование художественного вкуса путём прослушивания аудиозаписей, просмотра видеозаписей, посещения концертов;
- развивать умение организовывать игру, применять считалку.
- развить навыки вокально-хорового исполнения в народной манере;
- развитие творческих способностей, артистичности, творческой активности.
воспитательные:
- воспитание уважения и любви к народной песне, как особо значительной области музыкальной культуры;
- воспитание чувства гордости за свою Родину и русский народ путем пропаганды лучших образцов народного творчества: песен, обрядов, традиционных праздников среди детей и взрослых на различных сценических площадках города;
- воспитание чувства ответственности за качество исполнения.
- осознание российской гражданской идентичности.
При подборе учебного материала учитываются возрастные особенности младших школьников: подвижность, интерес к игровой деятельности.
Занятия в младшей группе проводятся в игровой форме при частой смене видов деятельности. Разучивание нового материала сочетается с обязательным повторением пройденного.
В процессе реализации программы предполагается использование игровых технологий, технологий дифференцированного обучения.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Общее количество часов | Теория | Практика | Формы аттестации/контроля |
1. | Вводное занятие. Инструктаж. Упражнения на развитие слуха и голоса. | 8 | 1 | 7 | Прослушивание |
2. | Пение репертуара | 90 | 10 | 80 | Прослушивание |
3. | Расширение кругозора | 12 | 10 | 2 | Устный опрос |
4. | Элементы хореографии | 18 | 0 | 18 | Наблюдение |
5. | Концертная деятельность | 4 | - | 4 | Концерты |
6. | Мероприятия познавательного и воспитательного характера | 8 | 1 | 7 | Беседа, выступление |
7. | Итоговые занятия. | 4 | 1 | 3 | Устный опрос, прослушивание, наблюдение |
ИТОГО: | 144 | 23 | 121 |
Содержание учебного плана
Андрей-воробей. Сорока. Василек. Барашеньки. Скок-скок-поскок. Дождик. Ходит зайка по саду. Тень-тень-потетень.
Пение репертуара:
Песни:
Бай-качи-качи. Чики-чики-чикалочки. Лиса по лесу ходила. Патока с имбирем. Коровушка. Петушок. Здравствуй, зимушка-зима. Ах, вы сени. Во кузнице. Где был, Иванушка. Как у наших у ворот. Как пошли наши подружки. Ой, вставала я ранёшенько. Пошла млада.
Хороводы:
На горе-то калина. Как на тоненький ледок. Во поле береза стояла.
Игры:
Бабка Ежка. Редечка. Гуси. Теремок. Кот-мурлыка. Ходит Ваня. Прилетела совушка. Покажи-ка, воробейко. У медведя.
Расширение кругозора:
Колыбельные. Пестушки. Докучная сказка. Потешки. Небылицы. Считалки. Перевертыши. Молчанки. Загадки.
Элементы хореографии:
Хороводный шаг. Дробный шаг. Пяточный (каблучный шаг) шаг. Шаг с припаданием. Тройной притоп. Приставной шаг. Шаг с притопом. Ковырялочка.
Концертная деятельность.
Участие в концертной деятельности Центра к новому году, отчетный концерт.
Мероприятия воспитательного и познавательного характера.
В коллективе проходят традиционные праздники: капустинские вечера, покровские посиделки, Святки, Масленица. Учащимся даются знания, представления о традиционных народных праздниках.
Итоговые занятия:
На итоговых занятиях определяется качество усвоения учебного материала за прошедший период.
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты:
- уважение и любовь к народной песне, как особо значимой области музыкальной культуры;
- осознание российской гражданской идентичности;
- чувство гордости за свою Родину и русский народ;
- чувства ответственности за качество исполнения
Метапредметные результаты:
- развитие вокального слуха и певческого голоса;
- развитие чувства ритма;
- развитие памяти, воображения;
- развитие дикции, артикуляции;
- формирование художественного вкуса путём прослушивания аудиозаписей, просмотра видеозаписей, посещения концертов;
- развитие творческих способностей, артистичности, творческой активности.
Предметные результаты:
К года обучения учащиеся
должны:
- научиться петь несложные песни с диапазоном до1 – си 1, чисто интонируя мелодию, подстраивать свои голоса к голосу педагога и к звучанию инструмента.
- различать движение мелодии вверх и вниз.
- уметь организовать игру, применить считалку.
- освоить предложенный по программе фольклорный материал.
- изучить названия движений, используемых при исполнении народных песен, тексты считалок, поговорок, пословиц, молчанок, докучных сказок, загадок, небылиц.
2. Комплекс организационно - педагогических условий:
2.1. Календарный – учебный график.
Календарно – учебный график 1 – го года обучения.
№ п/п | Число, месяц | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия Репертуар | Место проведения | Форма контроля |
1. | вводное | 2 | Расширение кругозора: Техника безопасности Упражнения на развитие слуха и голоса. | Каби-нет 27 | Беседа. Прослушивание. | |
2. | групповое | 10 | Расширение кругозора: Дразнилки. Упражнения на развитие слуха и голоса: «Андрей-воробей». « Ваня-простота». Песни: « Чики-чики-чикалочки». «Бай-качи-качи». Элементы хореографии: хороводный шаг. Игра: « Редечка» | Беседа. Прослушивание. Наблюдение | ||
3. | групповое | 16 | Упражнения на развитие слуха и голоса: «Сорока». «Скок-скок-поскок». Песни: « Лиса по лесу ходила». «Патока с имбирем» Элементы хореографии: дробный шаг. Хоровод: «На горе-то калина» Игра: «Бабка Ёжка». Расширение кругозора: Колыбельные. | Прослушивание Наблюдение Беседа | ||
4. | групповое | 16 | Упражнения на развитие голоса и слуха: «Дождик». «Барашеньки». Песни: «Коровушка». «Петушок». Элементы хореографии: Шаг с припаданием. Хоровод: «На горе-то калина» Игра: «Гуси». Расширение кругозора: «Пестушки». | Прослушивание Наблюдение Беседа | ||
5. | групповое | 16 | Упражнения на развитие слуха и голоса: «Белка». «Барашеньки». Песни: «Здравствуй, Зимушка-зима». Элементы хореографии: Ковырялочка Игра: «Теремок» Расширение кругозора: Докучная сказка | Прослушивание Наблюдение Беседа | ||
6. | итоговое | 2 | Темы и репертуар первого полугодия. | Прослушивание Наблюдение Беседа | ||
7. | групповое | 16 | Упражнения на развитие слуха и голоса: «Скок-скок-поскок». «Белка». Песни: «Ах, вы, сени». Элементы хореографии: Каблучный шаг. Хоровод: «Как на тоненький ледок». Игра: Кот-мурлыка. Расширение кругозора: Потешки. | Прослушивание Наблюдение Беседа | ||
8. | групповое | 16. | Упражнения на развитие слуха и голоса:«Ходит зайка». «Скок-скок-поскок». Песни: «Во кузнице». «Пошла млада». Элементы хореографии: Тройной притоп. Расширение кругозора: Считалки. Игра: Прилетела совушка. | Прослушивание Наблюдение Беседа | ||
9. | групповое | 16 | Упражнения на развитие слуха и голоса: «Ходит зайка». «Василёк» Песни: «Где был, Иванушка?». «Как у наших у ворот». Элементы хореографии: Приставной шаг Расширение кругозора: Небылицы. Игра: «Ходит Ваня». | Прослушивание Наблюдение Беседа | ||
10. | групповое | 16 | Упражнения на развитие слуха и голоса: «Тень-тень-потетень». «Василёк». Песни: «Как пошли наши подружки». «Ой, вставала я ранёшенько». Элементы хореографии: Шаг с притопом. Расширение кругозора: Молчанки. Игра: «Покажи-ка, воробейко». | Прослушивание Наблюдение Беседа | ||
11. | групповое | 16 | Упражнения на развитие слуха и голоса: «Дождик». «Скок-скок-поскок». Песни: «Ой, вставала я ранёшенько». «Во кузнице». «Пошла млада». Элементы хореографии: Тройной притоп. Ковырялочка. Хоровод: «Во поле берёза стояла». Расширение кругозора: Загадки. Игра: «У медведя». | Прослушивание Наблюдение Беседа | ||
12. | итоговое | 2 | Темы и репертуар второго полугодия | Прослушивание Наблюдение Беседа |
2.2. Условия реализации программы
Для занятия фольклорного коллектива необходимо:
1.Наличие кабинета для занятия пением, хореографией.
2. Наличие музыкальных инструментов: фортепиано, аккордеон, свирель, жалейка.
3. Наличие шумовых инструментов: бубен, трещотки, деревянные ложки, коробочка, рубель, свистульки
4. Наличие сценических костюмов (сарафаны, ленты, платки, пояса)
5. Наличие аппаратуры для пения под фонограмму (музыкальный центр, микшер, микрофоны, усилитель, колонки)
6. Уголок крестьянского быта.
7. Аудио- и видео - записи народной музыки, выступлений фольклорных коллективов, в том числе и своего.
2.3. Формы аттестации
Первичный контроль проводится на первых занятиях с целью выявления образовательного и творческого уровня детей, их способностей. Методы диагностики: собеседование, наблюдение, прослушивание учащихся.
Для промежуточного контроля используются итоговые занятия.
Творческий уровень учащихся, их способности оцениваются на различных мероприятиях: праздниках, концертах.
Хорошей формой контроля является сдача песни.
Критериями оценки качества исполнения могут являться:
- точное знание слов песни;
- точное знание партии;
- стремление к соответствующей стилю манере пения;
- стремление к соблюдению диалектных особенностей;
- эмоциональность исполнения;
- соответствие художественному образу песни.
В начале и конце учебного года диагностируется чистота интонирования, артистичность, ритмический слух. Результаты оформляются в диагностической карте. (Приложение 1)
В конце учебного года проводится диагностика знаний и умений учащихся.
Диагностическая карта к программе. (Приложение 2)
2.4. Оценочные материалы.
Для выявления чувства гордости за свою Родину и русский народ, любви и уважения к народной песне используются: беседы, наблюдение, тестирование.
Для выявления вокального слуха и певческого голоса, развития чувства ритма используется прослушивание.
Выявление художественного вкуса происходит путём прослушивания аудиозаписей, просмотра видеозаписей, посещения концертов и обсуждения.
Путём наблюдения в процессе занятий выявляется развитие памяти, дикции, артикуляции. Развитие артистичности и творческой активности выявляется в процессе концертной деятельности.
В начале и конце учебного года диагностируется чистота интонирования, артистичность, ритмический слух. Результаты оформляются в диагностической карте. (Приложение 1)
В конце учебного года проводится диагностика знаний и умений учащихся.
Диагностическая карта к программе. (Приложение 2).
2.5. Методические материалы
Содержание | Методы и приемы обучения | Формы проведения занятия |
Упражнения на развитие слуха и голоса | Устно-слуховой Устно-подражательный | Практическое занятие. Тренинг. |
Пение | Устно-слуховой Устно-подражательный Метод припевания | Практическое занятие. Комбинированное занятие. Тренинг. Репетиция. Концерт. |
Расширение кругозора | Объяснительный, репродуктивный, деятельностный | Теоретико-практическое занятие |
Хореография | Объяснительный, репродуктивный, деятельностный | Комбинированное занятие. Практическое занятие. Тренинг. Репетиция. Концерт. |
Игра на инструментах | Объяснительный, репродуктивный, деятельностный | Комбинированное занятие. Практическое занятие. Тренинг. Репетиция. Концерт. |
Мероприятия познавательного и воспитательного характера | Объяснительный, деятельностный | Комбинированное занятие. Практическое занятие. Тренинг. Репетиция. Концерт. |
Концертные выступления | Деятельностный | Тренинг. Репетиция. Концерт. |
На занятиях применяются современные педагогические технологии: здоровьесберегающие, игровые, технология дифференцированного обучения и др.
Применение здоровьесберегающих технологий.
В настоящее время актуальным является сохранение и укрепление здоровья детей. Поэтому моя задача как педагога музыканта создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, внедрить здоровьесберегающие технологии в ежедневный образовательный процесс, с целью улучшения не только физического здоровья, голосовых и музыкальных данных, а так же здоровье психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе.
В результате многолетнего педагогического опыта сложилась система музыкально-оздоровительной работы включающая в себя: соблюдение санитарно – эпидемиологических правил и нормативов, чередование различных видов деятельности артикуляционная гимнастика.
Главный упор, который я делаю на занятиях – это чередование различных видов деятельности на занятии.
Чтобы добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление на занятиях я ввела такие разделы, как «Игра на музыкальных инструментах», «хореография в песнях», «игры». Они выполняют релаксационную функцию (переключение внимания на другой вид деятельности – уже отдых), а также активизируют в целом организм детей.
На каждом занятии я предлагаю учащимся упражнения для развития голоса, упражнения на дыхание. После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, а, по утверждению ученых, очень часто от этого зависит работоспособность человека.
Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межрёберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.
Артикуляционная гимнастика вырабатывает качественные, полноценные движения органов артикуляции. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата. В результате этого повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
На занятии очень важна улыбка педагога и улыбка самого ребенка. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки.
Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ребенок уже с ней смотрит на мир и на людей.
Применение игровых технологий.
Преимущественно я работаю с детьми младшего школьного возраста. В этом возрасте дети лучше обучаются посредством игры. Условия занятия предъявляют свои требования и к самой игре, и к её всевозможным формам и проявлениям.
Без особого труда младшие школьники импровизируют элементы движений, интуитивно создавая при этом соответствующее настроение. Для этого им достаточно представить себя действующим лицом той или иной песенки.
Для занятий с младшими школьниками учебный материал отбирался очень тщательно. Это - разнообразные припевки, прибаутки, поговорки, загадки, считалки, докучные сказки, молчанки и многое другое.
Широким полем для детской фантазии является песня «Стоит в поле теремок». Текст в ней практически повторяется из строфы в строфу. Но героем каждой из них становится новое действующее лицо. Каждый участник изображает своего героя, пытаясь передать его повадки. Здесь же возникают импровизированные диалоги. Творческая мысль ребят рождает новую сказку с новым сюжетом, полную неожиданностей и приключений.
Для развития звуковысотного слуха я предлагаю детям ещё одну игру. Назвали мы её «Музыкальный футбол». Дети - вратари и должны поймать «музыкальный мяч», то есть подстроить свой голос к заданному педагогом звуку.
Для развития ритмического слуха придумана игра «Ритмическое эхо». Педагог предлагает ритмический рисунок, дети повторяют его. Делать это они любят на различных шумовых инструментах: ложках, бубне, коробочке. Далее задание усложняется: по ритмическому рисунку дети узнают песню.
С удовольствием дети занимаются скороговорками, которые при неудачном проговаривании вызывают дружный, но доброжелательный смех. Ведь скороговорка – это народная забава, быстрая речь, способствующая развитию хорошей дикции.
В результате своей работы я вижу, что занятия с детьми младшего возраста должны обязательно проходить в игровой форме. Мои обучающиеся с самого раннего возраста приобщаются к истокам русской народной культуры без усталости и напряжения, играя и развлекаясь.
Список литературы.
для педагога
- Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. – Москва.: «Советский композитор», 1986.
- Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество: Учебно-методическое пособие под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Т.А.Покровской. – М.: ВЛАДОС, 2000.
- Народные песни Смоленской области: методические рекомендации по работе с фольклорными коллективами. Составление, обработка, нотации, комментарии музыковеда-фольклориста С.В.Пьянковой. - Смоленск, 1988.
- Не тёсан терем: сборник для детских фольклорных ансамблей. Сост. С. Браз, 2001.
- Поёт село родное: сборник произведений для хоров и ансамблей. Сост. И общая ред. П.Сорокина. - М.: 2002.
- Хрестоматия по фольклору. Сост. И автор пояснительных статей Ф.М.Селиванов. – М.: Просвещение, 1972.
- Хрестоматия русской народной песни для учащихся I-YII классов. Сост. Л. Мекалина. Изд. Второе. - М.: «Музыка», 1985.
для учащихся
- Жаворонушки. Запись, нотации и составление Т. Науменко. Общая ред.
С.Пушкиной. - М.: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1984.
- Живая вода: сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. - М.: «Детская литература», 1975.
- Пушкина С.И. Мы играем и поём. Инсценировка русских народных игр, песен, хороводов и сценарии праздников для детей младшего и среднего школьного возраста. - Москва.: Школьная пресса, 2001.
- Смоленский край в литературе и фольклоре: учебное пособие по литературному краеведению. Под общей редакцией профессора Ильина. Смоленск, 1995.
Приложение 1
Диагностическая карта
Знаний и умений учащегося фольклорного коллектива «Звоночки»
Теоретические знания
Ф.И. учащегося | Знание текстов считалок, поговорок, пословиц. молчанок, докучных сказок, загадок, небылиц. | Знание русских народных инструментов. | Знание народных праздников, обрядов, игр. | Знание названий движений, используемых при исполнении народных песен. |
Практические умения
Ф.И. учащегося | Умение петь мягко, звонко, легко, в различных темпах, соло, в ансамбле, a capella. | Умение в песнях использовать шумовые инструменты: бубен, ложки, трещотки, рубель, коробочку. | Умение организовать игру, применить считалку. | Участие в праздниках и концертной жизни |
Критерии к диагностической карте.
За наличие знаний и умений в той или иной графе карты ребенок получает один балл, по окончании диагностики баллы складываются, и сумма баллов определяет уровень знаний и умений учащегося.
Высокий уровень (8 и более баллов)
Средний уровень (5-7 баллов)
Низкий уровень (1-4 балла)
Приложение 2
Диагностическая карта развития учащихся в ____/____учебном году
Творческое объединение _____________________________________________________
№ группы, год обучения ____________________________________________________
Педагог___________________________________________________________________
№ пп | Фамилия, имя учащихся | Ориентиры результативности обучения (критерии из ОП) | |||||||
чистота интонирования | ритмический слух | хореография | артистичность | ||||||
октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | ||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 |
Условные обозначения: О – отлично; Х – хорошо; У – удовлетворительно; Н – неудовлетворительно
О – отлично: обучающийся освоил практически весь объём знаний, умений и навыков, предусмотренных программой за конкретный период, работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей при выполнении практических заданий, выполняет их с элементами творчества;
Х – хорошо: объём усвоенных знаний, умений и навыков составляет более ½ объёма, предусмотренного программой обучения, выполняет практические задания на основе образца педагога;
У– удовлетворительно: объём усвоенных знаний, умений и навыков обучающегося составляет менее ½ объёма, предусмотренного программой обучения, испытывает затруднения, в состоянии выполнять простые практические задания, нуждается в постоянной помощи педагога;
Н– неудовлетворительно: обучающийся испытывает серьёзные затруднения при усвоении знаний, умений и навыков.
Приложение 3
Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий
Виды деятельности | Личностные УУД | Регулятив-ные УУД | Познава-тельные УУД | Коммуника-тивные УУД |
1.Упражнения на развитие слуха и голоса. | Установка на правильную осанку, точное интонирование . | Умеют выявить неточное исполнение, исправлять собственные ошибки | Умеют различать звуки разной высоты, определять высоту звука, сли-ваться голосом с заданным звуком | Умеют оценивать совместные действия и свой вклад в них. |
2.Пение репертуара | Уважительно относятся к народным песням, осознают свою национальную принадлежность стремятся к успешности своего исполнения. | Умеют называть сделанные ошибки и исправить их при повторном исполнении | Умеют проанализи-ровать исполнение,найти причину неудачи и следствие | Умеют критически относиться к своему исполнению и признавать свои ошибки. |
3.Расширение кругозора. | Осознают необходимость изучения и сохранения народных традиций и обрядов. | Умеют удерживать цель учебной задачи. Могут самостоятельно разыгрывать сцены народных праздников.Умеют объяснить, что сделано неправильно. Умеют исправить ошибки при повторном выполнении задания. | Умеют собирать информацию о традицион-ных праздниках.В устной форме её излагать. | Умеют брать на себя инициативу в совместных действиях, помогают и поддерживают участников действия. |
4.Элементы хореографии. | Осознают значимость использования танцевальных движений при исполнении народных песен. | Умеют конт-ролировать правиль -ность выполнения движений. Проявляют эмоциональ- ную выдер-жанность в ситуации неуспеха. Понимают причины своего неуспеха. Самостоя -тельно исправляют свои ошибки. | Умеют пред-лагать свои варианты использова –ния движений при исполнении народных песен. | Умеют вести себя в группе во время движения, проявляют чувство такта в процессе группового взаимодействии сотрудничества. |
5.Игра на инструментах. | Понимают значение использования народных инструментов в звучании народной песни. | Умеют исправлять свои ошибки с помощью педагога и самостоятельно при повторном исполнении. | Умеют узнавать инструмент по звучанию Умеют предлагать свои варианты использова – ния инструмен – тов при исполнении народных песен | Умеют выполнять порученную групповую роль и обязанности. Умеют оценивать совместные действия и свой вклад в них. |
6. Индивиду -альные занятия | Осознают необходимость индивидуаль - ной работы для успешного исполнения ре- пертуара. | Умеют определить цель учебной деятельностиСтроят действия в соответствии с целью. | Умеют вы – делить, сформулировать и решить проблему. | Умеют слушать не перебивая. Умеют сотрудничать с педагогом. Умеют критически относится к своей позиции и признавать свою неправоту. |
7.Концертные выступления. | Осознают необходимость пропаганды русской народной песни. | Умеют контролиро – вать своё выступление. Проявляют эмоциональ-ную выдер – жанность в случаях успеха и неуспеха. | Умеют сравнивать своё выступление с выступлениями других участников концерта. | Умеют создать необходимый настрой перед концертом, поддерживать доброжелатель- ные отношения друг с другом. |
8.Мероприя -тия познавательного и воспитатель -ного характера. | Осознают необходимость пропаганды русской народной песни, традиционных праздников и обрядов. | Умеют контролиро – вать своё выступление. Проявляют эмоциональ-ную выдер – жанность в случаях успеха и неуспеха. | Самостоя-тельно собирают информацию о народных праздниках и обрядах. Представляют сцены праздников и обрядов. | Умеют брать на себя инициативу в совместных действиях, помогают и поддерживают участников действия. |
Метапредметные результаты образовательной деятельности
Учащиеся фольклорного коллектива «Звонкие голоса» способны использовать полученные знания и навыки в действии. Умеют использовать считалки в играх и знают в каких играх можно их применить. Например: «Баба сеяла горох, уродился он неплох. Уродился он густой! Мы помчимся, ты постой!» (Прятки). Самостоятельно дети излагают правила и условия проведения подвижных игр. Во время подвижных игр соблюдают дисциплину и правила техники безопасности. Умеют управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности.
Развиваются умения работать в коллективе, формируются лидерские качества. Формируется у детей и уверенность в своих силах. Отрадно слышать, что мои воспитанники самостоятельно организуют игровую деятельность на переменках и на летних площадках, во дворе и в семье. На классных мероприятиях могут организовать импровизированный концерт. Выученная в первом классе программная народная песня «Коровушка» помогает заработать хорошую оценку по чтению во втором классе. Дети всегда очень рады, что стихотворение «Коровушка» у них уже готово для чтения наизусть. На олимпиаде по русскому языку смогли правильно выполнить задание, благодаря выученной скороговорке: «Сшит колпак, да не по - колпаковски, слит колокол, да не по – колоколовски, сбит кабак, да не по – кабаковски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать; надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать; надо кабак перекабаковать, перевыкабаковать.
При разучивании новой песни на занятие к младшим школьникам могут придти более старшие обучающиеся. Сначала старшие – артисты, малыши – зрители, затем – наоборот. Посмотрев концертную программу старших обучающихся, малыши весело и непринуждённо исполняют для них свой репертуар. С большим желанием разучивают новую песню, услышанную в исполнении старших обучающихся.
Во время народных праздников дети тоже проявляют свою активность. Участвуют в конкурсе частушек на Масленицу. В Святки ходят колядовать и остаются довольны результатом обхода домов.
Новизна метапредметной технологии заключается в том, что учитель получает возможность работать со способностями учащегося, а ученик получает знания о способах деятельности, которые являются универсальными, применяемыми в разных предметностях.
Приобщение к народному творчеству оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины специализации "МУЗЫКА" "ПОСТАНОВКА ГОЛОСА" по специальности 050610 Дополнительное образование детей СПО (повышенный уровень)
Рабочая программа включает в себя подробную пояснительную записку, тематический план, содержание учебной дисциплины, а также требования по курсам, критерии оценки учебной дисциплины, рекомендуемую лит...
Рабочая программа фольклорного кружка
Пояснительная записка и тематическое планирование...
Рабочая программа внеурочной деятельности по музыке «Палитра детских голосов»
Весьма действенным средством духовно-нравственного и эстетического воспитания является хоровое искусство. В процессе изучения курса музыкального искусства школьники осваивают основы индивидуальн...
Рабочая программа вокального кружка "Развитие и сохранение певческого голоса " для 5-7 классов
Рабочая программа составлена в соответствии с Программой Министерства общего и профессионального образования РФ. Сост. В.В.Масленникова и программы для внешкольных учреждений и образовательных ш...
Рабочая программа творческого объединения фольклорного ансамбля
Образовательная программа «Фольклорного ансамбля» построена в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей, утвержденными письмом министерства образования и на...
Рабочая программа кружка ОДОД "Звонкие голоса"
Общеобразовательная рабочая программа кружка ОДОД "Звонкие голоса".1 год обучения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ "МАСТЕРСКАЯ ПОСТАНОВКИ ГОЛОСА И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ"
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Предлагается такая модель формирования универсальных учебных действий, которая позволяет ученику не утратить ход естественного...