конспект урока 2 класс
план-конспект урока по музыке по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока музыки во 2-м классе "Форма вариаций, рондо"
Цели:
- Закрепить знания учащихся о форме вариаций в разных видах музыкальной деятельности.
- Расширить представления учащихся об особенностях формы рондо во взаимосвязи с литературой, живописью.
Задачи:
- выявить характерные особенности построения народной музыки;
- развивать творческие способности, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
- воспитывать любовь, интерес к музыке, потребность в творческой деятельности.
Музыкальный материал к уроку:
«Камаринская» П.И.Чайковского;
«Вариации на тему французской песни» В.А.Моцарт;
«Рондо-марш» Д.Б.Кабалевский;
«Французская народная пастушья песня».
Наглядный материал к уроку:
- плакат с нотной записью пастушьей песни;
- таблицы музыкальных терминов (вариации, рефрен, эпизод, рондо);
- «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина с иллюстрациями В.М.Конашевича;
- портреты композиторов (Чайковский, Моцарт, Кабалевский);
- музыкальные инструменты: бубны, ксилофон, деревянные ложки.
Ход урока
Дети входят в класс под музыку Кабалевского, поют приветствие.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит разобраться в построении музыкальных произведений и ответить на важный вопрос: можно ли, читая сказку, узнать о форме музыки?
Учитель: Определите по интонации, какую песню мы сейчас исполнять? (Пастушья песня (французская народная).)
Учитель: Какая окраска музыки создаёт светлое, утреннее настроение? (Мажор.)
/Исполняем пастушью песню одноголосно, ориентируясь на нотную запись./
Учитель: Как можно изменить звучание этой песни, исполнить её в другом варианте? (Двухголосное исполнение, канон.)
Учитель: Таким образом, мы варьировали пастушью песню, внесли в её звучание свои мысли, своё настроение.
Учитель: Теперь же мы мысленно перенесёмся в другую эпоху посредством уже знакомой вам мелодии.
/Дети слушают вариации на тему французской пастушьей песни Моцарта./
Учитель: Что помогло вам понять это произведение? (Знакомая мелодия французской народной песни.)
Учитель: Были ли повторы, и что изменялось в музыке? (Мелодия повторялась несколько раз, менялись темп, настроение.)
Учитель: По стилю музыке догадайтесь, кто написал эту музыку? (Моцарт.)
Учитель: Из скромной французской мелодии Моцарт создал настоящий фортепианный шедевр, раскрасив эту мелодию в яркие краски. Какую музыкальную форму он использовал для создания этого произведения? (Вариации.)
Учитель: Сочинение вариаций было любимым занятием Моцарта, он с детства умел легко импровизировать на любую заданную тему. А с какими вариациями на тему русской народной мелодии мы познакомились на прошлом уроке, и кто их автор? («Камаринская», Чайковский.)
Учитель: Какие ещё произведения Чайковского вам ещё известны? (Цикл «Времена года», балет «Щелкунчик».)
Учитель: Что поможет нам лучше передать плясовой, задорный характер «Камаринской»? (Музыкальные инструменты.)
Учитель: А сейчас, ребята, мы сами исполним вариации.
План исполнения вариаций таков:
- главная тема - фортепиано;
- первая вариация – ксилофон;
- вторая вариация – деревянные ложки;
- третья вариация – бубен, ложки, ксилофон и фортепиано.
/Дети с учителем исполняют «Камаринскую» Чайковского на музыкальных инструментах./
Учитель: Какие изменения произошли с главной темой «Камаринской»? (Звучание стало более насыщенным, инструменты внесли в него живость, темп увеличился.)
Учитель: Это яркий пример того, как композитор с большой любовью и вниманием относится к народной музыке, наполняя её новыми красками, вдыхая в неё новую жизнь. Сказки Пушкина тоже напоминают русскую народную песню своей красотой, простотой, мелодичностью, ведь строятся они, как музыка, и звучат, как песни. А сейчас, по окончании нашего дальнейшего исследования мы должны ответить на вопрос, поставленный в начале урока: можно ли, читая сказку Пушкина, узнать о построении музыки.
/Учитель демонстрирует иллюстрацию к одной из сказок Пушкина, которую дети должны узнать./ (Это «Сказка о рыбаке и рыбке».)
Учитель: Вспомните, ребята, с чего начинается и чем заканчивается эта сказка? Давайте выстроим последовательность событий, о которых повествуется в этой сказке, опираясь на иллюстрации и комментарии к ним.
/Учитель фиксирует на круглом стенде последовательность из картин./
Учитель: Есть ли повторяющиеся сцены? (Дед идёт к золотой рыбке.)
Учитель: А что меняется постоянно? (Прихоти старухи и состояние моря.)
Учитель: Все события словно идут по кругу. Круг в переводе на французский язык – рондо. Рондо – это такая музыкальная форма, где главная тема (рефрен) повторяется несколько раз, а между её повторами звучат новые фрагменты (эпизоды).
Учитель: Теперь мы прослушаем «Рондо-марш» Кабалевского, который, как и «Сказка о рыбаке и рыбке», построен в форме круга.
Учитель: Какое настроение выражает музыка? (Бодрое, энергичное.)
Учитель: Сколько частей вы услышали в этом марше?
Учитель: Как называется часть, которая повторялась без изменения? (Рефрен.)
Учитель: Что общего вы увидели в сказке Пушкина и в музыке Кабалевского? (Сказки Пушкина наполнены народной мудростью и учат добру.)
Учитель: Сейчас мы исполним песню, посвящая её тем, кто творит добро.
/Исполняется песня Игоря Лученка «Доброта»./
Учитель: Что является рефреном в этой песне? (Припев.)
Учитель: Что вы узнали о построении музыки, вспоминая сказку Пушкина? Какие формы музыки вам ещё известны? (Трёхчастная, вариации, рондо.)
Итоги урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Класс Земноводные или Амфибии" 7 класс.
Конспект урока...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/10/picture-120706-1349837664.jpg)
конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"
Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/16/picture-145874-1353083959.jpg)
Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"
В конспекте дается представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство с представителями этого класса; распознавание их и отличие...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/10/picture-388653-1541873613.jpg)
Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."
Тема: "Общая характеристика и особенности строения класса птиц" является актуальной для формирования восприятия материалистического мировоззрения , помогает сформировать ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/29/picture-504143-1430302904.jpg)
Конспект урока "Классы органических веществ"
Конспект предназначен для обобщения знаний по темам: алканы, алкены, алкины, алкадиены....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/24/picture-545400-1419445489.jpg)
Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»
Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/05/picture-262560-1420458383.jpg)
Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)
Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...