Урок музыки: воспитание ума и сердца.
статья по музыке по теме
Задача учителя музыки - воспитание души. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, - научить смотреть и видеть, слушать и слышать. Музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы.
В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности.
Задача учителя музыки - не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа.
«В детях с самых ранних лет должно развиваться чувство изящного как один из первейших элементов человечности. Влияние музыки благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе - тем лучше».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka-_vospitanie_uma_i_serdca.docx | 28.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Городская научно-методическая конференция педагогов
"Инновации и традиции в современном образовании"
__________________________________________________________
Секция: "Начальная школа - проблемы и перспективы"
Творческая работа на тему:
"Музыка: воспитание ума и сердца"
Автор: учитель музыки, концертмейстер
МОУ Лицея № 15 Заводского района
г. Саратова
Муханова Ольга Александровна
Соавтор: учитель музыки
МОУ Лицея № 15 Заводского района
г. Саратова
Моисеева Вера Семёновна ,
первая квалификационная категория
Саратов 2013г.
Содержание
1. Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального образования.
2. Восприятие классической музыки, как главный фактор духовно-нравственного воспитания.
3. Урочная и внеурочная деятельность по музыке и духовно-нравственное развитие школьников.
4. Уроки музыки - уроки нравственности.
Музыка: воспитание ума и сердца
«Искусство желает быть услышанным, оно требует любовного внимания, ему необходима встреча: и не все равно, какая «встреча», не «какая-нибудь», а художественная, т.е. такая, при которой в душе слушателя и читателя Задача учителя музыки - не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа.
«В детях с самых ранних лет должно развиваться чувство изящного как один из первейших элементов человечности. Влияние музыки благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе - тем лучше».
расцветут те самые цветы, что цвели в душе художника, запылает и засветит тот самый огонь, что горел и светил автору…»
И. Ильин
Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются с рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в школе.
Задача учителя музыки - воспитание души. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, - научить смотреть и видеть, слушать и слышать. Музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы.
Содержание музыкального репертуара нацелено на развитие позитивного отношения к окружающему миру через постижение эмоционально-нравственного смысла музыкального произведения, формирование личностной оценки музыки. Музыка для слушания и анализа, предлагаемая ребятам весьма разнообразна: К.Сен-Санс "Карнавал животных", А.Вивальди "Времена года", С. Прокофьев "Болтунья". Она воспринимается детьми очень живо и вызывают радостный отклик в их сердцах. Произведения композиторов-классиков: русских и зарубежных, адаптированные для детского хорового исполнительства темы инструментальных или хоровых сочинений развивают культуру пения, формируют основные певческие навыки и умения – строй, ансамбль, дикцию, артикуляцию, расширяют объем дыхания. Это формирует выразительность звучания детских голосов, способствуют освоению основных закономерностей музыкального искусства (стиль, жанр, язык).
Нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.
Восприятие музыки как главный фактор
духовно-нравственного воспитания.
В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке так же даются в опоре на ее «живое» звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей, способствует активизации умственных операций, таких как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного. Для этого хорошо использовать контрастные музыкальные произведения (марш-танец-колыбельная). Большой интерес для детей представляет музыка из "Детского альбома " П.И.Чайковского. Различные образы близки и понятны детям."Марш деревянных солдатиков" дети сразу определяют как детский, "игрушечный", веселый. Солдатики дружно шагают, дети радостно маршируют. Но когда звучит "Похороны куклы", дети понимают, что это тоже марш, но он вызывает совсем другие чувства: горе, скорбь, сопереживание маленькой героине. В сборнике много танцев. Они различны по своему характеру, темпу, происхождению (полька, русская пляска "Камаринская", "Старинная французская песенка") и ритму. Дети сравнивают и характеризуют музыку, испытывая при этом различные чувства.
Духовно-нравственное воспитание невозможно без слушания музыки, без того, чтобы уже в детские годы у человека не было любимых мелодий таких как: "Виноград" М.Парцхаладзе, "Снегири" Дубровина, Музыка" И.Крутого", "Песня жаворонка", "Подснежник" П. Чайковского, "Колыбельная" В. Моцарта, "Смелый наездник" Р. Шумана и т.д.
Перед слушанием музыки я обычно рассказываю детям о той реальной действительности или фантастических картинах, которые отражены в музыкальных образах. Так, перед слушанием "Песни Сольвейг" я рассказываю детям о композиторе Э. Григе, о его родной Норвегии, о её суровой и неповторимой, сдержанной, но очень красивой природе. При этом обязательно показываю картины, на которых изображены голые обрывистые скалы, одинокие деревья, тёмное неспокойное море, глубокое холодное небо. Яркими, выразительными словами нужно стремиться создать в представлении детей образ доброй и несчастной девушки, которая вот уже много лет подряд выходит на скалу и, вглядываясь в море, ждет своего возлюбленного. Дети слушают музыку, потом рассказывают о том, как они представляют Норвегию, море, волны, Сольвейг. Воображение рисует картины природы, одинокие скалы, пасмурное небо. Завораживающие пейзажи пробуждают желание еще раз послушать музыку.
Язык музыки - это язык чувств: даже народная песня с бесхитростными, порой элементарно простыми словами воспринимается как художественное произведение только благодаря мелодии. Огромное впечатление производит на детей "Калинка" в исполнении оркестра русских народных инструментов. В этой музыке показана вся мощь России, а звучание инструментов передаёт неповторимый уникальный колорит русской культуры.
Нравственное воспитание является средством активизации духовного потенциала личности. Например, использование на уроках музыки художественного творчества (Приложение – рисунки детей), музыкальные инсценировки, праздники, регулярные занятия музыкальной ритмикой, хоровым пением.
Урочная и внеурочная деятельность по музыке
и духовно-нравственное развитие школьников.
Программа по музыке в нашем лицее основана на программе Д.Б. Кабалевского. Она содержит множество положительных принципов: тематизм, последовательность, принцип взаимосвязи жизни и искусства, связь с другими предметами. Но не следует забывать, что многое, наработанное в советские годы, потеряло свою актуальность. Ярким реализатором идей концепции Д.Б. Кабалевского стала Г.П.Сергеева, которая разработала современную программу педагогики под названием «Музыка» и наполнила идеи Д.Б. Кабалевского новыми смыслами и значениями. Предлагаемый ею курс может служить дополнением к программе Д.Б. Кабалевского, ориентируя нас на проблемы современности, обновляя духовно - нравственными акцентами.
Песня в лицее – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в эстрадно-хоровой студии «Счастливое детство» и «Веснушки» пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к музыке. Вот почему мы считаем оптимальной связь между урочной и внеурочной музыкальной работой. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с первого класса. На основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен расширяются знания ребят об истории Родины, её певческой культуре, воспитывается и прививается любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций, основы художественного вкуса. В нашей внеурочной деятельности просматриваются межпредметные связи с культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством и ритмикой. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности и интересов детей (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Дети не всегда имеют полное представление о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств, расширяет эти представления. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает воспитывать такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, сопереживать. Для работы в студии "Веснушки" я всегда очень тщательно подбираю репертуар. В песне "Кошка" из репертуара детского хора "Великан" поётся о кошке, выброшенной и покалеченной злыми и жестокими людьми, которую ребята подобрали, пожалели, накормили и взяли к себе домой и дали кошке имя и семью. Эта песня вызывает у детей гамму разных чувств: жалость, осуждение, возмущение, желание устранить несправедливость и поделиться своим теплом.
По нашим наблюдениям дети младшего школьного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни (в лицее традиционным стал конкурс военно-патриотической песни), песни героического характера, и лишь на третьем месте - лирические и спокойные произведения и песни. Это означает, что у младших школьников необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему.
Песня открывает перед ребенком красоту мира. В начальных классах дети слушают музыку природы, которая является важнейшим источником эмоциональной окраски слова, ключом к пониманию и переживанию красоты мелодии. Свои эмоциональные ощущения дети выражают в рисунках и пластических этюдах.
Уроки музыки - уроки нравственности.
Музыка развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы учим. Именно на ранней стадии развития закладывается фундамент, в это время надо знакомить детей с самым широким музыкальным репертуаром, включающим музыку всех стилей, направлений и периодов. Весьма важно использовать как классические произведения, так и современные, как высоко-духовные, так и народные. Уроки музыки как уроки нравственности ориентированы не на сумму знаний, обучение основам музыкальной грамоты, сольфеджио, не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление.
Задача учителя музыки - не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа.
«В детях с самых ранних лет должно развиваться чувство изящного как один из первейших элементов человечности. Влияние музыки благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе - тем лучше».
Список используемой литературы.
1.Ветлугина Н.А. Структура музыкальности и пути её исследования //– М., 1986.Москва.
2.Горюнова Л.В., Маслова Л.П. Урок музыки – урок искусства. Кн. Для учителя. –М., 1989.
3.Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. –М.:1984.
4.Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. –М., 1986
5.Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе// Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сб. н. трудов / Отв.ред Н.А.Яковлева. – Л., 1989.
6.Музыка. Программа для ООУ. Начальные классы / Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. –М.: Просвещение, 2005,2006.
7.Медушевский В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыки // Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкант-педагог»).-2001.
Музыка: воспитание ума и сердца
О.А. Муханова - учитель музыки, концертмейстер
МОУ Лицея № 15 Заводского района г.Саратова
Задача учителя музыки - воспитание души. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, - научить смотреть и видеть, слушать и слышать. Музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы.
В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Большой интерес для детей представляет музыка из "Детского альбома " П.И.Чайковского. Различные образы близки и понятны детям."Марш деревянных солдатиков" дети сразу определяют как детский, "игрушечный", веселый. Солдатики дружно шагают, дети радостно маршируют. Но когда звучит "Похороны куклы", дети понимают, что это тоже марш, но он вызывает совсем другие чувства: горе, скорбь, сопереживание маленькой героине. Духовно-нравственное воспитание невозможно без слушания музыки, без того, чтобы уже в детские годы у человека не было любимых мелодий таких как: "Виноград" М.Парцхаладзе, "Снегири" Дубровина, Музыка" И.Крутого", "Песня жаворонка", "Подснежник" П. Чайковского, "Колыбельная" В. Моцарта, "Смелый наездник" Р. Шумана и т.д.
Перед слушанием музыки я обычно рассказываю детям о той реальной действительности или фантастических картинах, которые отражены в музыкальных образах. Так, перед слушанием "Песни Сольвейг" я рассказываю детям о композиторе Э. Григе, о его родной Норвегии, о её суровой и неповторимой, сдержанной, но очень красивой природе. Дети слушают музыку, потом рассказывают о том, как они представляют Норвегию, море, волны, Сольвейг. Воображение рисует картины природы, одинокие скалы, пасмурное небо.
Песня в лицее – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в эстрадно-хоровой студии «Счастливое детство» и «Веснушки» пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду.
Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает воспитывать такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, сопереживать. Для работы в студии "Веснушки" я всегда очень тщательно подбираю репертуар. В песне "Кошка" из репертуара детского хора "Великан" поётся о кошке, выброшенной и покалеченной злыми и жестокими людьми, которую ребята подобрали, пожалели, накормили и взяли к себе домой и дали кошке имя и семью. Эта песня вызывает у детей гамму разных чувств: жалость, осуждение, возмущение, желание устранить несправедливость и поделиться своим теплом.
По нашим наблюдениям дети младшего школьного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни (в лицее традиционным стал конкурс военно-патриотической песни), песни героического характера, и лишь на третьем месте - лирические и спокойные произведения и песни. Это означает, что у младших школьников необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему.
Задача учителя музыки - не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа.
«В детях с самых ранних лет должно развиваться чувство изящного как один из первейших элементов человечности. Влияние музыки благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе - тем лучше».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки, ИЗО, литературы.
В материале изложены методы и принципы , которыми я руководствуюсь в своей работе....
Статья "Воспитание чувства гражданственности, патриотизма у обучающихся на уроках музыки».
Современное понимание патриотизма, гражданственности характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоа...
Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки"
Педагог – профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром ребенка. Задача учителя музыки - воспитание души.«Человек должен родиться дважды,- писал Гегель,- один раз естественно, а затем духовно...
«И светлую музыку Грига услышали ваши сердца?»
урок музыки в 3 классе...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Память в сердцах"
Название муниципального единичного проекта по нравственно-патриотическому воспитанию (далее Проект): «Память в сердцах».Объем Проекта 29 страниц, он содержит 5 таблиц, 4 диаграммы, 36 источников литер...
"А в сердце светит Русь" интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе.
Тема природы в творчестве Сергея Есенина и в музыке 20 века....