"А в сердце светит Русь" интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе.
методическая разработка по музыке (5 класс)
Тема природы в творчестве Сергея Есенина и в музыке 20 века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема природы в творчестве Сергея Есенина и в музыке 20 века. | 65.53 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок литературы и музыки в 6 классе ( Учитель литературы – Решетняк Г.Н., учитель музыки - Фролова А.А.)
Тема урока. «А в сердце светит Русь…» ( Тема природы в творчестве С. Есенина и в музыке XX века)
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Форма урока. Урок-практикум.
Цели урока:
Предметная. Литература: осознать особенности поэзии С. Есенина на примере стихотворений; выразительно читать стихотворения поэта о природе, выражая настроение, чувства; находить в тексте художественные изобразительно- выразительные средства создания образов; обобщать полученные знания. Музыка: уметь осознанно слушать музыку, проводить анализ и синтез музыкальных и литературных образов, выражать собственное мнение.
Метапредметная. Осознать взаимосвязь лирических стихотворений и музыкальных произведений, созданных на их основе (кантата Г.Свиридова «Поэма памяти Сергея Есенина», 2 часть – «Поёт зима – аукает…» передаёт настроение и отражает идею одноимённого стихотворения С. Есенина); развивать чувство прекрасного; уметь вести диалог, исполнять лирическое произведение; работать в группе; обобщать полученные знания.
Личностная. Осознание роли лирического произведения в воспитании духовно-нравственных качеств личности (эстетическое восприятие литературных и музыкальных произведений, чувство прекрасного, эмоциональность, чувство любви к Родине, родной природе, патриотизм).
Технологии: интегрированного обучения, групповая, проблемного обучения, проектно-исследовательская, игровая технология, технология критического мышления.
Опережающее д/з по группам: 1) сочинить стихотворение о родной природе;
2) выполнить эмблему-приз зрительских симпатий за сочинённое стихотворение о родной природе;
3) литературоведы: подготовить словарные статьи терминов : эпитет, метафора, сравнение, олицетворение;
4) литературоведы: подготовить сообщение к презентации о С. Есенине;
5) музыковеды: подготовить словарную статью слова кантата;
6) музыковеды: подготовить сообщение к презентации о Г. Свиридове;
7) наизусть выучить стихотворение «Поёт зима – аукает…»;
8) выучить движения для физминутки ( ритмической разминки) под музыку«Листва золотая» в современной инструментальной обработке;
9) художники-иллюстраторы: приготовить иллюстрации к строфам стихотворения «Поёт зима-аукает…»;
10) всем: прослушать 2 –ю часть кантаты
Оборудование: портрет Сергея Есенина, карточки с заданиями, ноутбук, проектор, экран, презентация, колонки, эмблемы, листочки-заготовки для синквейна ( снежинки – о зиме, листочки – о весне), буклеты урока.
Планируемые результаты обучения.
Предметные. Литература: выявляют смысл слова в лирическом произведении; выразительно читают стихотворение; выделяют в тексте нужные фрагменты; привлекают жизненный опыт при анализе художественного произведения; рассказывают о наблюдениях за явлениями внешнего мира, передают свои переживания; выделяют рифмы в тексте стихотворения. Музыка: осознанно слушают музыку, проводят анализ и синтез музыкальных и литературных образов, исполняют музыкальное произведение, выражают собственное мнение.
Личностные: умеют соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями; эстетически относятся к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы; эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции; оценивают собственную учебную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания; мотивируют свои действия.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; выполняют учебные действия в устной и письменной форме; высказывают свое предположение (версию) на основе работы с текстом произведения.
Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым словам; ориентируются в учебнике, в словаре; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; устанавливают причинно-следственные связи; структурируют знания; находят нужные книги в библиотеке.
Коммуникативные: умеют использовать речь для регуляции своего действия; воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; сотрудничают с одноклассниками, аргументируют собственную позицию, выслушивают мнение партнера, вырабатывают общую позицию.
Сценарий урока
- Оргмомент.
Приветствие учителей.
Л. Дети под музыку на стихи С Есенина «Край ты мой заброшенный» занимают места за сдвоенными партами группами по 9 человек (3 группы )- по трое с трёх сторон.( На партах для работы в группах – раздаточный материал, в том числе и для индивидуальной работы)
ІI. Мотивация к учебной деятельности. Работа с эпиграфом. СЛАЙД № 2 ( Музыка приглушена)
Л. .Задание. Прочитайте эпиграф. Подумаем над словами Владимира Соловьёва, русского поэта и философа XX века Лирическая поэзия, после музыки,
представляет самое
прямое откровение
человеческой души.
В. Соловьев
Л.- Согласны ли вы с В. Соловьёвым? Готовы приоткрыть свои души музыке и поэзии?
- а как вы думаете, почему сегодня присутствуют два учителя на уроке? ( Урок совместный музыки и литературы)
М. Исполним музыкальное произведение на стихотворение С. Есенина «Весенний вечер».
Задание. Постарайтесь передать настроение этой песни.
«Весенний вечер» Сергей Есенин ( длительность аудиозаписи 3мин15)
СЛАЙД № 3 ( Приложение № 1)
Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые.
Рог золотой выплывает луны.
Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.
Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля.
М. К какому жанру относится эта песня? (Лирическому)
II. Целеполагание. ( звучит музыка «Клён ты мой опавший» на слайде)
Л. По данной песне легко догадаться , что станет темой нашего урока по творчеству
С. Есенина. Сформулировать её помогут карточки.
М. От весеннего ветра слова немного перепутались. Давайте соберём предложение.
( Дети собирают фразу)
Итог. Тема: «А в сердце светит Русь…» СЛАЙД № 4
Л.- Как вы понимаете ту фразу? О чём будем говорить ну уроке? ( О любви к Родине, светлых чувствах к родной природе)
- Какова цель нашего урока? Зная тему и опираясь на опорные слова, сформулируем задачи.
На экране СЛАЙД № 5:
- Изучаем творчество… ( С. Есенина)
- Учимся …(выразительно читать стихотворения С. Есенина)
- Анализируем ….(стихотворения С. Есенина)
М.
- Устанавливаем связь поэзии С. Есенина и …(музыки Г. Свиридова)
М. Уточню, что непосредственно мы обратимся к творчеству композитора Г. Свиридова.
ІІI. Актуализация знаний.
- Проверка опережающего домашнего задания.
Л. Посмотрим, а как Русь с её светом помогла вам создать небольшие поэтические наброски о родной природе и какие средства выразительности вам помогли.
Задание. Слушателям необходимо оценить мастерство начинающих поэтов. Для этого вы дома готовили эмблемы как призы зрительских симпатий. Вручение сопровождаем кратким комментарием.
М Вы писали о разных временах года. Итак, «Белая берёза под моим окном…» Стихотворение о…( зиме). Выступает…
(Дети читают стихотворение). СЛАЙД № 6
М «Сыплет черёмуха снегом,
Зелень в цвету и росе…» Стихотворение о…( веснее). Выступает… СЛАЙД № 7
Дети читают стихотворение.
М «Хорошо лежать в траве зелёной…» Стихотворение о…( лете). Выступает…
СЛАЙД № 8
Дети читают стихотворение.
М «Отговорила роща золотая…» Стихотворение об…( осени). Выступает… СЛАЙД № 9
Дети читают стихотворение.
Л. Подведём итоги. СЛАЙД № 10
Оценивание ( зима- голубые карточки, весна-зелёные, лето-красные, осень-жёлтые листочки, кому понравились стихи ребят)
(! Оценки – чтецам).
Вручаем призы зрительских симпатий.
- Повторение приёмов создания образов .
Л.Ответьте, пожалуйста, какие изобразитнельно-выразительные средства вы знаете? Какие использовали в своих стихотворениях?
(Дети отвечают ( литераторы)
Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение.
( Выступавшие дети приводят примеры)
М. А песня «Весенний вечер», которую вы пели, можно отнести к какому жанру?
( Лирическому) Созвучны ли эта песня и вами написанные стихи? Какие чувства они воспевают? ( Любовь к Родине, родной природе)
IV. Открытие нового знания. ( Звучит мелодия «Под окошком месяц» - проигрыватель)- 3 минуты
- Л. Итак, готовы к новым открытиям? А как вы думаете, в какой период жизни человек начинает открывать для себя окружающий мир? ( В детстве)
Сведения о биографии С. А. Есенина предоставит нам литературовед Смирнова Валерия
( Приложение № 2)
СЛАЙД № 11 Дом Есенина
Крестьянский сын Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября по новому стилю) 1895 года в селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда, Рязанской губернии. | СЛАЙД № 12 – родители Есенина |
В этот день Рязань праздновала своё 800-летие. Во всех уголках Рязанского края звонили колокола и шумели народные гулянья. Древняя русская земля как будто приветствовала рождение своего гения. | СЛАЙД № 13 – На Родине Сергея Есенина |
Сергей Есенин прожил короткую жизнь, но в памяти и сознании народа жив и сегодня.. Стихи его входят в душу, сливаются с чувством любви к родине. Быть может, именно это чувство кровной связи с родной землей и есть суть есенинского поэтического мира. | СЛАЙД № 14 - Память о Есенине |
М- Сведения о Г. Свиридове предоставит нам музыковед Андрян Милена.
( Приложение № 2)
Творчество Сергея Есенина питало музыкальный талант известного русского композитора 20 века – Георгия Свиридова. | СЛАЙД № 15 – даты жизни Г. Свиридова |
В 1915г. в городе Фатеже Курской губернии родился мальчик. Его отец был почтовым служащим, а мать учительницей | СЛАЙД № 16 – С чего начинается Родина |
Любимый инструмент Георгия Свиридова - балалайка. Он научился играть на ней и был принят в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. | СЛАЙД № 17 – Любимый инструмент |
Его сочинения разнообразны по жанрам: симфонии и кантаты, песни и романсы. Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыки . | СЛАЙД № 18 – музыка и поэзия |
Его музыка делает поэтическое слово еще более выразительным, еще более устремленным к сердцу слушателя. Свиридов обладал потрясающим умением постигать самую суть поэтического слова . | СЛАЙД № 19 – заключение |
М. Спасибо за интересную презентацию.
А теперь язык музыки к поэтическим строчкам Сергея Есенина нам поможет в ритмической разминке. Проводят её девочки
V. Физминутка. Ритмическая разминка ( под ритмичную музыку на стихи Сергея Есенина «Листва золотая» учащиеся делают танцевальные движения) – 2 мин.
СЛАЙД № 20. ОСЕНЬ ( музыка на слайде)
Л. Настроения людей и 19, и 20, и 21 веков созвучны, когда мы говорим о родной природе, создаём лирические произведения. Убедимся в этом.
VI. Работа над стихотворением С. Есенина «Поёт зима - аукает…». СЛАЙД № 21
1. Послушаем стихотворение Сергея Есенина «Поёт зима - аукает…», которое он сочинил в 15 лет. (Исполняют Володина Софья и Смирнова Валерия. Выразительно наизусть читают по строфам).
*** СЛАЙДЫ 22-25 ( Приложение № 3)
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Л. Как вы думаете, почему он написал это стихотворение? Что его взволновало?( Заметил красоту родной природы, голодных воробышков, ждущих весну, тепла).
М. Для стихотворений Сергея Есенина свойственна особая песенность, которая привлекла внимание композитора Георгия Васильевича Свиридова.
Его поэма «Памяти Сергея Есенина» написана в форме кантаты. Вспомним, что такое кантата? (Кантата – это крупное произведение, состоящее из нескольких частей для хора, солистов и симфонического оркестра)
В поэме 10 частей. Стихотворение «Поёт зима- аукает» является основой второй части поэмы.
2..Прослушаем её. Впишите в таблицу № 2 состав голосов хора, помогающих сделать литературные образы более яркими.
СЛАЙД № 26 ( с музыкой –кантата)
3).Проверка первичного восприятия.
М.- Какие общие картины природы изображены поэтом и композитором? ( Зима, воробышки и весна)
- В чём созвучны чувства 15-летнего подростка и зрелого 40-летнего композитора? ( В любви к Родине, природе, умении сочувствовать братьям нашим меньшим)
- Какое главное качество души их объединяет? ( Доброта, милосердие)
Л.- Из предложенных слов выберите те, которые ближе вашим ощущениям. (Спокойствие, грусть, радость, удивление, тоска, нежность, торжественность, праздничность, жалость.) СЛАЙД № 27
- Как удалось поэту вызвать у нас такие противоречивые эмоции?
- Композиционно стихотворение построено на каких двух контрастных образах построено стихотворение? (Зима и весна).
М. – Есть ли контраст в музыке?( Да)
- В одном ли ладу написано произведение ? Аргументируйте ответ ( Нет, о зиме и воробышках – в миноре, а о весне – в мажоре).
- Почему выбрал композитор мажорный лад в конце произведения? ( Потому что весна несёт тепло, свет солнца, надежду на спасение от холодной зимы)
Л.-Давайте исследуем приёмы создания образов.
3.Словарная работа.
СЛАЙД № 28. Работа со словами ( по словарю С. И. Ожегова)
- Познакомимся со значением слов
Стозвон - придуманное автором слово, неологизм: звон 100 сосен. (много разных звуков в лесу - сто звонов - сложное слово, состоит из двух корней).
Сосняк - сосновый лес.
Ставни- дощатая или металлическая створка для прикрытия окна.
- «Ставни свешенные» - это, какие? (возможно оторванные, висящие на одной петле)
- Сиротки - дети, которые остались без родителей.
4. Чтение стихотворения учениками. Дифференцированная практическая работа.
Выборочное чтение. Работа над содержанием стихотворения.
- Прочитаем 1-ю строфу. СЛАЙД № 29
1). Чтение и анализ 1 строфы – коллективная работа.
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
Л. – Заполняем таблицу № 1. ( Приложение № 4)
Л.- Как вы понимаете выражение «Поёт зима - аукает…»? (Воют вьюги, поют метели.)
- С кем сравнивает автор зиму? (с человеком)
- Прочитайте слова подтверждающие это. (Поёт, аукает, баюкает )
- Какое литературное средство языка использовал Есенин? (Олицетворение.)
- Вспомним, что такое олицетворение.
- Что значит «Мохнатый лес баюкает»? (Всюду пушистый снег, он лежит на ветках. Метели и ветры поют свои песни, чтобы лес спал.)
- Какое образное средство использовал поэт? (Метафора - мохнатый.)
- Что такое метафора?
(Этот приём, когда слова используются не в прямом значении, а в переносном, называется метафора.)
- Почему автор назвал облака седыми? (Они сероватые.)
- Почему они плывут в далёкую страну? (Видимо, им не нравится зима.)
-Какой главный приём для создания картины здесь использован? (Олицетворение и метафора.)
- Есть ли эпитеты в этой строфе?( Тоска глубокая, страна далёкая)
- Что такое эпитет?( Образное средство, слово в переносном значении)
- Так о чём же первая строфа? (О красоте зимнего леса и о грустном настроении автора.)
2).Проверьте записи в таблице. СЛАЙД №30
Строфы | Эпитеты | Метафоры |
Поет зима — аукает, | Тоска глубокая, страна далёкая, мохнатый лес, седые облака | Зима поёт, аукает, баюкает Стозвон (неологизм)сосняка |
3).М.Обратимся к музыкальному анализу 1 части произведения. Прослушайте её ещё раз. СЛАЙД № 31
4).М. Проведём анализ 1 части. Ответы заносим в таблицу №2
- Как стихотворение С. Есенина помогает музыке?
- Какой подан образ в этой части? ( Зимы)
- Какими интонациями сопровождается образ зимы? ( Суровыми, призывными, тревожными)
- Каков состав голосов? ( мужской состав с женским вокализом)
- Что такое вокализ? ( Пение на гласный й звук)
Проверим таблицу СЛАЙД № 32
Части | образ | Интонации | Состав голосов |
Поет зима — аукает, | зима | Суровые, тревожные, призывные | Мужской с женским вокализом |
5). Самостоятельная работа.
Форма: практикум.
Технология : коллективная работа в группах.
Л. Ребята, а теперь вам предстоит выполнить следующую работу в группах
. ( Приложение № 7)
При прослушивании заполните таблицы до конца . В это время 1 группа ищет эпитеты из 2, 3 и 4 строф.
Группа № 2 - метафоры из 2, 3 и 4 строф.
Группа № 3 - сравнения из этих же строф. ( Раздать листы с заданием на столы)
М. В итоге вы получите оценку по литературе за 1 таблицу и оценку по музыке – за вторую.
Прослушивание 2 части и работа с таблицами. СЛАЙД № 33 (Музыка на слайде) Пауза.
Прослушивание 3 части и работа с таблицами. СЛАЙД № 34(Музыка на слайде) Пауза
Прослушивание 4 части и работа с таблицами. СЛАЙД № 35(Музыка на слайде) Пауза
VII. Закрепление материала.
1. Проверка данных в таблице по литературе. СЛАЙД № 36 ( Приложение № 6)
Л. – Назовите эпитеты.
- Метафоры.
- Сравнения.
Строфы | Эпитеты | Метафоры | Сравнения |
Поет зима — аукает, | Тоска глубокая, страна далёкая, мохнатый лес, седые облака | Зима поёт, аукает, баюкает Стозвон (неологизм)сосняка | |
А по двору метелица | Воробышки игривые, Детки сиротливые | Ковром шелковым стелется; воробышки, как сиротливые детки | |
Озябли пташки малые, | Пташки усталые; рёв бешеный; злится всё сильней | Вьюга ревёт, стучит по ставням | |
И дремлют пташки нежные | Мёрзлое окно, прекрасная весна, красавица весна, ясная, | В улыбках солнца весна |
Л. – Молодцы.
VIII. Подведение итогов.
1. Беседа по вопросам:
Л- Вспомним тему урока. СЛАЙД № 37
- К какому открытию пришли? Слайд № 38
М - Помогла ли музыка понять идейный замысел стихотворения Есенина?
- К чему призывают Сергей Есенин и Георгий Свиридов своим творчеством?
( Любви к Родине, родной природе, милосердию и состраданию)
- Работа с синквейном. СЛАЙД № 39 ( Дети работают под инстументальную музыку) ( Приложение № 5)
Л – Давайте напишем синквейн на тему по выбору «Зима» или «Весна» (на листочках-снежинках – о зиме, на листочках-листиках - о весне)
- Кто желает прочитать свой синквейн? ( Зачитывают и приклеивают на ватманы на доске)
IX. Рефлексия эмоциональная ( мнение о пользе такого урока)
М – Поднимите красные карточки, кому понравился урок.
Л - На жёлтых карточках вы можете написать вопросы по теме урока, если что –то было непонятно. Рассмотрим их в на следующем уроке.
Оценки за работу на уроке вы получите по двум предметам: по музыке и литературе.
X. Домашнее задание . СЛАЙД № 40
Л – Выразительно читать стихи Есенина стр.161-163
М- Нарисовать иллюстрацию ко 2 части кантаты Г.Свиридова «Поёт зима- аукает»
До новых встреч! СЛАЙД №41 ( Звучит музыка «Край ты мой заброшенный»)
Приложение № 1
«Весенний вечер»
Сергей Есенин
Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые.
Рог золотой выплывает луны.
Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.
Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля.
Приложение № 2
Сведения о биографии С. А. Есенина
СЛАЙД № 11 Дом Есенина
Крестьянский сын Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября по новому стилю) 1895 года в селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда, Рязанской губернии. | СЛАЙД № 12 – родители Есенина |
В этот день Рязань праздновала своё 800-летие. Во всех уголках Рязанского края звонили колокола и шумели народные гулянья. Древняя русская земля как будто приветствовала рождение своего гения. | СЛАЙД № 13 – На Родине Сергея Есенина |
Сергей Есенин прожил короткую жизнь, но в памяти и сознании народа жив и сегодня.. Стихи его входят в душу, сливаются с чувством любви к родине. Быть может, именно это чувство кровной связи с родной землей и есть суть есенинского поэтического мира. | СЛАЙД № 14 - Память о Есенине |
Сведения о Г. Свиридове
Творчество Сергея Есенина питало музыкальный талант известного русского композитора 20 века – Георгия Свиридова. | СЛАЙД № 15 – даты жизни Г. Свиридова |
В 1915г. в городе Фатеже Курской губернии родился мальчик. Его отец был почтовым служащим, а мать учительницей | СЛАЙД № 16 – С чего начинается Родина |
Любимый инструмент Георгия Свиридова - балалайка. Он научился играть на ней и был принят в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. | СЛАЙД № 17 – Любимый инструмент |
Его сочинения разнообразны по жанрам: симфонии и кантаты, песни и романсы. Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыки . | СЛАЙД № 18 – музыка и поэзия |
Его музыка делает поэтическое слово еще более выразительным, еще более устремленным к сердцу слушателя. Свиридов обладал потрясающим умением постигать самую суть поэтического слова . | СЛАЙД № 19 – заключение |
Приложение № 3
***
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Рабочий лист Ф.И. уч-ся__________________________________________класс______дата_______________________
Таблица № 1. Внесите данные по литературному анализу текста С Есенина «Поёт зима - аукает»
Строфы | Эпитеты | Метафоры | Сравнения |
Поет зима — аукает, | |||
А по двору метелица | |||
Озябли пташки малые, | |||
И дремлют пташки нежные |
Таблица № 2. Внесите данные по музыкальному анализу из 2 части кантаты «Памяти Сергея Есенина»
Части | образ | Интонации | Состав голосов |
Поет зима — аукает, | |||
А по двору метелица | |||
Озябли пташки малые, | |||
И дремлют пташки нежные |
Приложение № 5
Самостоятельное применение знаний.
Задание.Составьте синквейн по теме «Зима» или «Весна»
Справка. Схема синквейна.
- Тема
- Два прилагательных
- Три глагола по теме
- Фраза. Ваше отношение к теме.
- Новое слово к теме – ваша ассоциация с теме.
Пример синквейна
1. Друг
2. Храбрый, смелый.
3. Помогает, выручает, интересуется.
4. Друг никогда не предаст.
5. Спутник.
Приложение № 6
Таблица № 2. Внесите данные по музыкальному анализу из 2 части кантаты «Пямяти Сергея Есенина»
Части | образ | Интонации | Состав голосов |
Поет зима — аукает, | Зима | Суровые Тревожные Призывные | Мужские с женским вокализом |
А по двору метелица | Метелица Пташки | Холодные Печальные Грустные | Женские |
Озябли пташки малые, | Пташки Вьюга | Жалобные Сердитые Злобные Враждебные | Мужские и смешанные |
И дремлют пташки нежные | Пташки Весна | Печальные Грустные Радостные Обнадёживающие | Женские |
Приложение № 7
ЭПИТЕТЫ
МЕТАФОРЫ
СРАВНЕНИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе на тему: «Симфония осени»
Урок знакомит учащихся с музыкальными, поэтическими и художественными произведениями о природе, развивает чуткость восприятия прекрасного в жизни и в искусстве, воспитывает в детях чувство созерцания,...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 7 КЛАССЕ"ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ПОЭЗИИ И МУЗЫКЕ"
НА ДАННОМ УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ РОССИИ: С.В.РАХМАНИНОВЫМ И И.М.БУНИНЫМ, ОТОБРАЖЕНИЕМ КРАСОТЫ ПРИРОДЫ В ИХ ЗНАМЕНИТЫХ ТВОРЕНИЯХ....
конспект интегрированного урока (музыка и литература) в 5 классе по теме "Музыка Рождества"
Интегрированный урок музыки и литературы.«Музыка Рождества» Цель урока: формирование знаний учащихся о празднике Рождество, о культурных традициях разных стран.Задачи урока:Обучающая:...
Интегрированный урок музыки и литературы в 6 классе "Нравственно-духовные уроки повести А.С.Пушкина «Метель» и сюиты Г.В. Свиридова «Метель»"
Одна из задач современного российского образования – формирование у обучающихся целостной картины мира. Решается она довольно сложно, поскольку школьники пока ещё с большим трудом соединяют свои базов...
Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни"
Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни". Фотограabb с урока в приложении....
Интегрированный урок музыка, изо, литература "Весна в музыке и цвете".
Интегрированный урок по музыке. 2 класс....
Интегрированный урок музыки и литературы "Тема любви в музыке. П.И. Чайковский и А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Знаменитого композитора привлекала и волновала поэзия Пушкина. На пушкинские стихи Чайковский написал ряд романсов, по мотивам произведения поэта создал лучшие свои оперы: «Евгений Онегин»...