Программа учебного предмета" Музыкальный инструмент. Фортепиано"( Вариативная часть программы "Хореографическое творчество"/ФГТ)
проект на тему
Программа создана для учащихся отделения "Хореографическое творчество". Срок обучения: 7 лет. Занятия: 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernaya_programma_fortepiano_dorozhkina.doc | 154.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ВЕРХНЕДНЕПРОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Музыкальный инструмент. Фортепиано
название предмета
2012
Программа учебного предмета разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства (далее ФГТ)
«Музыкальный инструмент. Фортепиано»
название программы
Организация-разработчик: МБОУ ДОД «Верхнеднепровская детская школа искусств»
Разработчики:
Дорожкина Р.Н., преподаватель
(ф.и.о., должность)
Рекомендована фортепианным отделением для использования в учебном процессе ВДШИ
СОДЕРЖАНИЕ
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Музыкальный инструмент. Фортепиано
название предмета
- 1. Область применения программы:
- программа учебного предмета «Музыкальный инструмент. Фортепиано» является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства в соответствии с ФГТ по программе
«Хореографическое творчество»
название образовательной программы
- программа учебного предмета может быть использована:
в учебном процессе для хореографических отделений ДШИ
- - место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства: вариативная часть В.02.УП.02
принадлежность предмета к предметной области
- 2. Цели и задачи предмета, требования к результатам освоения предмета:
- в результате освоения предмета обучающийся должен знать:
- музыкальную грамоту (темп, размер, динамика),
- основные элементы музыкального языка
- строение классических музыкальных форм
- стили и жанры музыкальных произведений разных исторических периодов
- музыкальную терминологию
Цель предмета – грамотное овладение инструментом.
- в результате освоения предмета обучающийся должен уметь: анализировать произведение, играть по слуху, подбирать аккомпанемент, читать с листа, играть гаммы, аккорды, арпеджио, быстро и грамотно разбирать текст, играть в ансамбле, выразительно и в характере исполнять произведения композиторов разных эпох, уметь аккомпанировать танцам и хореографическим упражнениям.
(требования к умениям и знаниям в соответствии с ФГТ по образовательной программе)
- Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 462 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 231 часов;
самостоятельной работы обучающегося 231 часов.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- Объем учебного предмета и виды учебной работы на 7 лет обучения.
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 462 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 231 |
в том числе: | |
практические занятия | 224 |
контрольные уроки, зачеты, | 7 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 231 |
в том числе: | |
итоговая аттестация в форме выпускного академического концерта |
- Тематический план и содержание учебного предмета:
«Музыкальный инструмент. Фортепиано»
наименование
Название темы | Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа | Количество часов |
Тема 1. Начальный этап обучения. Донотный период | Содержание учебного материала | |
Знакомство с инструментом, правилами поведения в классе. Гимнастика и постановка рук, ног, корпуса. Освоение клавиатуры. Разучивание, подбор и освоение несложных мелодий. Знакомство с основными размерами музыки: 2/4; ¾; 4/4. Отработка умения прохлопать или простучать ритм мелодии. | ||
Практические занятия | 6 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
Тема 2. Развитие творческих навыков. Основы музыкальной грамоты и сольфеджио | Содержание учебного материала | |
Изучение нотной записи, выработка взаимосвязи: вижу-слышу, знаю, где брать ноту на клавиатуре. Чтение нот с прохлопывание ритмического рисунка. Подбор мелодий на инструменте. Подбор баса, квинты. Сочинение мелодии на заданный ритмический рисунок, на стихотворный текст, «досочинить» конец музыкальной фразы и т.д. | 7 | |
Практические занятия | 7 | |
Контрольные работы | 0,5 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 7,5 | |
Тема 3. Динамические и темповые характеристики музыкального произведения. Штрихи. Одноголосые мелодии | Содержание учебного материала | |
На примерах разнохарактерных одноголосых мелодий изучаются динамические оттенки, штрихи, темпы. Освоение терминологии и обозначений в нотном тексте. Обучение детей слышать и вести мелодию, вначале штрихом non legato, а позже штрихом legato, прислушиваться к протяжённости фортепианного звука, стремиться к выразительной фразировке, выработка умения передавать характер каждой мелодии песенного или танцевального склада. 1 год обучения: Обработки народных песен: «ладушки» р.н.п., «Гуси» р.н.п., «Ходит зайка по саду», «Насмешливая кукушка» австр. Н.п., «Висла» польская н.п., Я. Степовой «Бим-Бом», А. Филиппенко «Цыплята», А. Островкий «Тень», Т. Потапенко «За грибами», «Зима» тат. нар. п., «Зайчик» нар. п., «Солнышко» нар.п., «Ладушки» детская п., «Вийди, вийди, сонечко» укр. нар. п., «Лисичка» укр. нар. п., «Ой, ду-ду» детская п. 2 год обучения: «Вечерком красна девица» р.н.п., «У меня ли во садочке» р.н.п., «У ворот, у ворот» р.н.п., Гречанинов А. «Дождик» обр. р.н.п., Латышская нар.п., М. Красев «Топ-топ», А. Березняк «Едет – воз», «Вышивание» чеш.нар.п., «М. Красев «Ёлочка», «Коляда» укр. нар.п., А. Александров «А кто у нас хороший», Л. Лобачёв «Курочка-рябушечка», В. Витлин «Кошечка», «Танцевать два мишки вышли» польская. Нар. п., «Петушок» русск. Нар.п., «Пастушок» русск. Нар. п. | ||
Практические занятия | 15 | |
Контрольные работы | 0,5 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 15,5 | |
Тема 4. Гаммы, упражнения. Основы аппликатуры и анализа произведений. Этюды. | Содержание учебного материала | |
Изучение тональностей, привитие навыков анализа произведений. Анализ включает в себя: определение тональности (в старших классах – тонального плана), размера, направления движения мелодии, ритм рисунка, аппликатуры, темпа, штрихов, динамики. За период обучения учащиеся должны пройти тональности до 4х знаков включительно. Арпеджио играют сначала по три звука, потом по четыре. Играя аккорды, ученик должен знать названия тонического трезвучия и его обращений. Развитие различных элементов мелкой и крупной техники. Достижение беглости (упражнения). Объяснение цели изучения этюдов, как о материалах для развития какого-либо навыка. Работа над восполнением пробелов в технической подготовке с помощью работы над этюдами на разные виды техники. 1 год обучения: Беркович И. Этюд, Гнесина Е. Этюды и упражнения 2 год обучения: Гнесина Е. Фортепианная азбука (по выбору), Николаев А. Этюд, Кабалевский Д. Шутка, Шитте А. Этюды 12-15 3 год обучения: Кабалевский Д. «Игра в мяч», Беренс И. Два этюда № 41, 43 соч. 70, Ганон Ш. Упражнения «Танкист», «Рыбак», Гедике А. Этюды: соль мажор, ми минор, Шитте Л. Пять этюдов соч. 108 № 14, 17, 4, 6, 16 4 год обучения: Беренс Г. Этюды № 14, 17 соч. 70, Гедике А. Три этюда соч. 6 № 6,5,2, Гнесина Е. Педальный этюд 5 год обучения: Беркович И. Этюды № 33-40, Гедике А. соч. 46, 47 Этюды 6 год обучения: Беренс Г. соч. 61 Этюды №№ 2,4,6,7,9,11, Бертини А. соч. 22 Этюды №№ 4,6,7 Черни К. Этюды часть I соч. 299 № 1,2,3 7 год обучения: Майкапар С. Стаккато-прелюдия, Беренс Г. соч. 61 Этюды №№ 13,15,16,18, Геллер С. соч. 45,46 Этюды 13-15, 18 | ||
Практические занятия | 14 | |
Контрольные работы | 0,5 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 14,5 | |
Тема 5. Чтение нот с листа. Ансамбли (учитель+ученик) | Содержание учебного материала | |
Отработка умения прохлопать или простучать ритм мелодии одновременно с названиями нот. Темп при чтении с листа должен быть приближен к указанному, следовательно музыкальный материал берётся более легкий. Чтение нот с листа идёт по системе обучения нотной записи, что включает в себя одновременное знакомство с двумя ключами. Изучение основ ансамблевой игры. Выработка навыков ансамблевого исполнения, умения слышать партнёра, чтение нот с листа лёгких ансамблевых произведений. Участие учеников в смешанных ансамблях, практика аккомпанемента, особенно несложных по ритму танцевальных фрагментов. Исполнение более сложных по фактуре и музыкальным задачам отрывков из переложений симфонических произведений, опер и балетов. 1 год обучения: Соколова Л. Сборник ансамблей: «Баба Яга», «Дин-дон», «Два кота» и т.д. «Петушок» р.н.п., Литовко Ю. «Солнце село» 2 год обучения: Моцарт В. Тема вариаций, Филлипенко А. «На мосточке», Литовко Ю. «Картошка», «Мелодия дождя», Витлин В. «Дед Мороз», Чайковский П. Отрывок вальса из балета «Спящая красавица» 3 год обучения: Бетховен Л. «Сурок», Вебер К. «Приглашение к танцу», «Вальс», Старокадомский М. «Любитель – рыболов», Чайковский П. Хор девушек из оперы «Евгений Онегин» 4 год обучения: Бетховен Л. «Три немецких танца», Бизе Ж. Цыганская пляска из оп. «Кармен», Глинка М. «Марш Черномора» из оп. «Руслан и Людмила», Мусоргский М. Гопак из оп. «Сорочинская ярмарка», Чайковский П. Танец лебедей из балета «Лебединое озеро» 5 год обучения: Бах И.С. Ария из Кантанты № 144, Беркович И. Вальс, Блантер М. «Спортивный марш», Вебер К. «Два немецких танца», Гайдн И. Менуэт из квартета ре минор, Чайковский П. Вальс из оп. «Евгений Онегин», Хачатурян К. «Вальс цветов», «Галоп» из балета Чипполино 6 год обучения: Бурштин М. Детский альбом «Кошачий танец», Вебер К.М. Мазурка, Глинка М. Арагонская хота, Чайковский П. 5 русских нар. песен, Хачатурян К. «Вариации Редиски», «Погоня» 7 год обучения: Дунаевский И. «Спой нам ветер», Люлли Ж-Б. Бурре ми минор, Пахмутова А. «Надо мечтать», Хачатурян К. Менуэт № 10 | ||
Практические занятия | 33 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 34 | |
Тема 6. Пьесы | Содержание учебного материала | |
Изучение пьес различной штриховой фактуры отдельными руками. Изучение пьес с элементами объединения обеих рук. Исполнение пьес двумя руками с использованием non-legato, legato, staccato. Работа над кантиленой. Навыки исполнения аккордовой фактуры. Изучение аккордовой аппликатуры. 1 год обучения: Обработки народных песен «Ладушки» р.н.п., «Братей Яков» франц.нар.п., «Гуси» р.н.п., «Висла» польская нар.п., «Ходит зайка по саду». 2 год обучения: Балаж А. «Игра в солдатики», Барток А. Пьеса 127, «Вечерком красна девица» р.н.п., Вульфсон А. «Грибной дождик», «Фанфара», Кабалевский Д. «Песенка», «Сказочка», Лядова Л. «Пастушок», «Бабочка», 3 год обучения: Барток Б. Две пьесы из сборника «Детям», Берлин Б. «Обезьянки на дереве», Дродвов А. Итальянская песенка, Кабалевский Д. «Игра в мяч» 4 год обучения: Бетховен Л. «Сурок», Волков В. «Танцующие секунды», Рыбкин Е. Джазовая миниатюра, Чайковский П. Итальянска песня, Черчиль Ф. Фрагменты из музыки к мультфильму «Белоснежка и семь гномов» 5 год обучения: Волков В. Мазурка, Майкапар Полька, Свиридов Г. «Старинный танец», Рыбкин Е. «Шутливый вальс», Беркович И. 6 год обучения: Вилла-Лобос «Топорик», Гедике А. Миниатюра соч. 8 № 4,7, Голубев Е. Две пьесы «Игра в мяч», «Прерванный вальс», Лак Т. «Тарантелла», Леннон Дж, Маккартни П. «Я люблю её» 7 год обучения: Александров А. «Встреча», Бетховен Л. «К Элизе», Гайдн И. Адантино ми b мажор, Анданте до мажор, Аллегро фа мажор | ||
Практические занятия | 34 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 35 | |
Тема 7. Полифонические пьесы | Содержание учебного материала | |
Виды полифонии (подголосочная, контрольная, имитационная). Работа над подголосочной и контрастная полифонией: разбор исполнительских задач при сочетании голосов, сохранение тембровой окраски, несовпадение фаз развития, вступлений и окончаний, кульминаций и спадов. Работа над имитационной полифонией: анализ структуры произведений, интонационная характеристика тем, противосложение и его роль в развитии формы, работа над непрерывностью развития каждого голоса, над фразировкой, темпом, динамикой. 1 год обучения: Бах И.С. «Менуэт» ре минор, Ф. Каттинг «Куранта» ля минор, Лонгшамп-Друшкевичова К. «Сказка о дятлах», «Игра в мяч», «Из бабушкиных воспоминаний», Лядова А. «Кисанька», «Мой щенок», «Терпение», Капустина Наташа «Пёс и кот», Томпсон Дж. «Церковный орган» 2 год обучения: Корелли А. Сарабанда, Пёрсел Г. Менуэт, Моцарт Л. Менуэт ре минор, Бурре ми минор, Гендель Г.Ф. «Ария», «У меня ли во садочке» р.н.п., «У ворот, у ворот» р.н.п., Гречанинов «Дождик» обр. р.н.п. «В разлуке», Фибик З. «Аллегро» 3 год обучения: Бах И.С. Менуэт соль мажор, Полонез соль минор, Боккерини Л. Менуэт, Гендель Г. Сарабанда, Моцарт Л. Менуэт ми минор, Александров А. Песенка, Абелев Ю. «В степи», «Осенняя песенка», Гречанинов А. «Колыбельная», Кёлер Л. Рондо», Майкапар С. «Прелюдия и фугетта», Чайковский П. «Болезнь куклы» 4 год обучения: Бах И.С. Менуэт ля минор, Марш ре мажор, Менуэт соль мажор, Бетховен Л. Немецкий танец ре мажор, Гайдн И. Два танца, Немецкий танец до мажор, Гендель Г. Две сарабанды, Корелли А. Сарабанда. Пахельбель И. Сарабанда, Перселл Г. Менуэт соль мажор, Андреева М. Пастораль, Гречанинов А. соч. 123 «Бусинки» (по выбору), Дварионас Б. Прелюдия, Лобенко Е. Прелюдия, Назарова–Метнер Т. «Струйки» 5 год обучения: Бах И.С. Полонез соль минор, Менуэт си b мажор, Менуэт фа минор, Бетховен Контраданс, Моцарт В.А. Гавот № 5, Лендлеры № 3,6, Контраданс № 6, Вальс № 5, Бетховен Л.В. Контраданс, Моцарт В.А. Гавот № 5, Лендлеры № 3,6, Контраданс № 6. Вальс № 5, Вила-Лобос «Пусть мама баюкает», Гурилёв А. «Матушка-голубушка», Григ Э. «Вальс», «Танец эльфов» соч.12 № 4, Кабалевский Д. Прелюдия, Чайковский П. «В церкви» соч. 39 № 24 6 год обучения: Бах И.С. Менуэт из французской сюиты № 1, Менуэт си b мажор, Менуэт до минор, Госсех Ф. Гавот, Баркаускас В. «Улыбка», Бетеон Н. Три пьесы, Рыбкин Е. «Колыбельная песня», Чайковский П. «Песня жаворонка» 7 год обучения: Бах И.С. Гавот № 1, №2, Бурре № 3 си минор, Бетховен Л.В. Контраданс № 1-6, Менуэт соль мажор, Гендель Г. Куранта № 2 фа мажор, Аллеманда № 17 соль минор, Альбенис И. Прелюдия, Бернстайн Л. Песня из мюзикла «Ветсайдская мелодия», Кабалевский Д. Новелла соч. 27 № 25, Мусоргский М. «Слеза», Рыбкин Е. Прелюдия ля мажор «Весенняя» «Размышление» | ||
Практические занятия | 40 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 41 | |
Тема 8. Пьесы танцевального характера. | Содержание учебного материала | |
Изучение пьес различных танцевальных стилей – начиная с музыкальных фрагментов салонных танцев XVI-XVIII вв., историко-бытовых, бальных, а также танцев народов Белоруссии, Молдавии, Венгрии, Италии и заканчивая лёгкими музыкальными фрагментами из балетов. Воспитание понимания: как музыкальных размер, ритмический рисунок, акценты влияют на характер хореографического образа и содержание танца. 1 год обучения: Александров А. «Новогодняя полька», Гайдн И. «Анданте», Капустина Наташа «Танцующие гномы», «Сельский танец», Полька «Мишка с куклой» - детская песенка, «Танцевать две мышки вышли» польская н.п., Лонгшамп-Друшкевичова К. «Полька», Томпсон Дж. «Марш карликов», «Вальс карликов» 2 год обучения: Бетховен Л. «Немецкий танец», Жилинскис А. «Латинская полька», Лядова А. «Новогодняя полька», Тамберг Э. «Кукла танцует» 3 год обучения: Барыня р.н.т., Глинка М. Полька, Делиб Л. Вальс из балета «Коппелия», Николаев А. Хоровод, Майкапар С. Полька, Шуберт Ф. Два экосеза, Два немецких танца 4 год обучения: Шитте Л. «Танец гномов» эстонский танец, Даргомыжский «Меланхолический вальс», Львов-Компанеец Д. «Шире круг», «Мамин вальс», Майкапар С. Вальс, Лезгинка груз. нар. танец, Чайковский П. «Ната-вальс», Вальс из оперы «Евгений Онегин», Чешский народный танец Щуровский гопак 5 год обучения: Верстовский А. Мазурка ми минор, Веновский Г. Куявяк Польский танец, Волков В. Мазурка, Глиэр Р. Вальс из балета «Медный всадник», Глазунов А. Испанский танец из балета «Раймонда», Глинка М. Вальс. Краковяк из оперы «Иван Сусанин», Дунаевский И. Вальс из балета «Коллегия», Свиридов Г. «Старинный вальс», Рыбкин Е. «Шутливый вальс», Хачатурян А. Вальс, Шостакович Д. Гавот 6 год обучения: Гладковский А. «Маленькая танцовщица», Григ Э. Вальс, Кабалевский Д. соч. 27 Танец, Бурштин М. Детский альбом, Вебер К. Мазурка, Хачатурян К. Галоп, Вальс цветов, Танец тыквы, Вариации Редиски 7 год обучения: Парцхаладзе М. Танец, Прокофьев С. Тарантелла, Чайковский П. Мазурка, Шостакович Д. Вальс-Шутка, Лак Т. Тарантелла | ||
Практические занятия | 40 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 41 | |
Тема 9. Педализация произведений. | Содержание учебного материала | |
Объяснение принципа действия фортепианных педалей, а также важности педализации произведений во время исполнения, особенно кантиленных пьес. Работа над элементами педализации в произведениях (прямая связь – «рука-нога». Понятия – прямая и запаздывающая педаль. Изучение особенностей педали в танцевальных ритмах (между моментами пульсации). Воспитание понимания музыки и педального чутья. 2 год обучения: Беркович И. «Осень в лесу», «Вальс», Гедике А. «Заинька», «Колыбельная», «Сарабанда», «Танец», Гречанинов А. соч. 98 Детский альбом: «Маленькая сказка», «Скучный рассказ», «В разлуке», «Мазурка» 3 год обучения: Жилинский А. Вальс, Кабалевский Д. «Ночь на реке», «Вроде вальса», Майкапар С. соч. 28. Бирюльки «Сиротка», «Сказочка», соч. 33. Миниатюры: «раздумье» 4 год обучения: Благой Д. «Спор упрямцев», «Танец капель», «Дождь и солнце», Гедике А. «Прелюдия», Гречанинов А. соч. 123 Бусинки «Грустная песенка», Кабалевский Д. «Клоуны» 5 год обучения: Глиэр Р. «Колыбельная», «Мазурка», «Утро», Гречанинов А. «Облака плывут», Майкапар С. «Педальные прелюдии» 6 год обучения: Жилин А. «Три вальса», Дварионас Б. «Вальс» ля минор, Лядов А. «Танец комара», Майкапар С. «Мелодия» соч. 8, «Элегия» соч. 33 7 год обучения: Бетховен Л. «К Элизе», Беркович И. «10 лирических пьес для фортепиано», Николаева Т. «Старинный вальс» | ||
Практические занятия | 15 | |
Контрольные работы | 0,5 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 15,5 | |
10. Крупная форма (соната, вариации) | Содержание учебного материала | |
Понятие о крупной форме: виды, составные части. Работа над развитием способности мыслить более масштабно, сочетать контрастные образы и темы, владение различными видами фактур. 2 год обучения: Беркович И. Вариации на тему р.н.п. «Во саду ли, в огороде», Литкова И. Вариации на тему белор. н.п. «Савка и Гришка сделали дуду» 3 год обучения: Беркович И. Сонатина соль мажор, Гедике А. соч. 36 Сонатина до мажор, соч. 46. Тема с вариациями, Жилинский А. Сонатина соль мажор 4 год обучения: Андрэ А. Сонатины, рондо, вариации для ф-но ч.I, Благой Д. Маленькие вариации соль мажор, Клементи М. соч. 36, № 1 Сонатина До мажор, Моцарт В. Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта», Любарский Н. Вариации на тему р.н.п. соль минор, Сорокин К. Детская сонатина № 1 Ре мажор, Хаслингер Т. Сонатина До мажор, ч.1. 5 год обучения: Андре И. Сонатина соль мажор, Беркович И. Вариации на тему русской песни, Ванхаль Я. Рондо, Глиэр Р. Рондо, Жилинский А. Сонатина I ч., Диабелли А. соч. 151 Сонатина, Кабалевский Д. Лёгкие вариации на тему р.н.п., Кулау Р. соч. 55 Сонатина № 2 ч.1. 6 год обучения: Бетховен Л. Сонатина соль мажор, Вольфензон С. Сонатина, Грациоли Г. Сонатина Ч.1, Дюссек Я. Сонатина соч. 168 № 1, Майкапар С. Вариации на русскую тему, Чимароза Д. Соната соль минор 7 год обучения: Беркович И. Вариации на тему р.н.п. соль мажор, Кабалевский Д. Лёгкие вариации на тему укр. Нар. песни. До мажор, Кулау Ф. Сонатина соч. 55 № 24 ч. III, Скарлатти Д. Соната № 1 до мажор, Медынь Я. Сонатина, ч. III, Моцарт В.А. Сонатина № 6 до мажор, ч.II | ||
Практические занятия | 20 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 21 |
* Объем часов указывается по каждой позиции.
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета:
Класс для индивидуальных занятий.
класс для индивид. занятий, аудитория, зал
Оборудование учебного кабинета: инструмент фортепиано, стол, стул, подставка на стул и для ног.
Технические средства: нотная библиотека, аудиотека (русская, зарубежная), видеомагнитофон, ДВД-плеер.
Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых
учебных изданий, интернет - ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
- А. Артобалевская «Первая встреча с музыкой» - Москва: Советский композитор, 1987 «Хрестоматия маленького пианиста для начальных классов», Москва: Советский композитор, 1991
- Альбом для домашнего музицирования (сост. С. Мовчан) Вып. 2, - Москва: Крипто-логос, 1997
- Альбом классической и современной популярной музыки для фортепиано «Золотая лира» Том I и Том II - Москва: Советский композитор, 1990
- Ансамбли для начинающих пианистов «Один+Один» - Санкт-Петербург: Союз художников, 2005
- Бах И.С. Нотная тетрадь А.М. Бах – Москва: Музыка, 2005
- Беркович И. Маленькие этюды для фортепиано – Киев: Советский композитор, 1981
- Борухзон, Л. Волчек «Азбука музыкальные фантазии» - Санкт-Петербург: Композитор, 1997
- «Волшебный мир фортепиано» М. Глушенко Тет. 1, Тет. 2 - Санкт-Петербург: Композитор, 2001
- «Вдвоём веселее» Младшие классы ДМШ для фортепиано в 4 руки - Ленинград: Советский композитор, 1988
- Гнесина Е. Фортепианная азбука – Москва: Музыка, 1981
- Гречанинов А. соч. 123 «Бусинки» – Москва: Музыка, 1981
- Малыш за роялем (сост. И. Лещинская, В. Пороцкий) - Москва: Советский композитор, 1986
- Майкапар С. Соч28 «Бирюльки» – Москва: Музыка, 1984
- Музыка для детей. Фортепианные пьесы (сост. К. Сорокин) вып.-1- Москва: Советский композитор, 1986
- Маленький пианист. Учебное пособие для начинающих (Ред. – Сост. М. Соколов) – Москва: Музыка, 1986
- Музыкальный час. Вып. – 1 Для фортепиано в четыре руки – Москва: Музыка, 1986
- «Почемучка» Детские песни Л. Лядовой – Москва: Гном и Д, 2000
- «Первые шаги» Часть-2. Репертуарная серия, фортепиано – Москва: Крипто-логос, 1997
- «Иструментальные фантазии» Е. Рыбкин – Белгород: (Б.и.), 2003
- Смоленские композиторы детям – Смоленск: Смядынь, 2006
- «Ребёнок за роялем» Н. Соколова. Хрестоматия для фортепиано в 2 и 4 руки – Ленинград: Музыка, 1983
- Фортепианная музыка для ДМШ, Этюды (младшие классы), Этюды 3 кл. (сост. Бакулов) – Москва: Советский композитор, 1981
- Фортепианная игра 1-2 кл. ДМШ (ред. А. Николаева) – Москва: Музыка, 1985
- Фортепиано. Репертуарная серия для ДМШ (сост. С.И. Голованов) –Москва: Крипто-логос, 1995
- Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано – II, III, IV, V классы (сост. Н. Любомудрова, К. Сорокин, А. Туманян) – Москва: Музыка, 1985
- Хрестоматия классического танца. Вып. – 1 (сост. И. Климович) – Москва: Музыка, 1986
- Хрестоматия историко-бытового танца – Москва: Музыка, 1980
- Черни К. Этюды для начинающих (ред. Н. Терентьевой,) – Москва: Музыка, 1980
- Шуман Р. Детские сцены. Для фортепиано в 4 руки - Москва: Классика-XXI, 2002
Дополнительные источники:
- «Жил-был у бабушки» - igrai-poi.narod.ru
- «Музыкальная гимнастика для пальчиков» - С-Петербург: Союз художников, 2006
- «Музыкальная мозаика» для ДМШ – интернет igrai-poi.narod.ru
- Альбом ученика-пианиста 3 класс ДМШ – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006
- Альбом ученика-пианиста. 2 класс ДМШ – Ростов-на-Дону:Феникс, 2006
- Барсукова С. «Весёлая музыкальная гимнастика» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
- Джаз для детей (выпуск 1,2,3,4,5) – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006
- Королькова И. «Крохе-музыканту», ч.I,II – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006
- Майлз Джон С. «Азбука игры на фортепиано» - Machaon, 1998
- Пьесы, сонатины и ансамбли. 5-7 класс ДМШ – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006
- Топорова Н. «Музыкальные зарисовки» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005
- Флярковский А. «Русские народные песни» (в полифонической обработке для фортепиано» - Москва: Кифара, 2002
- Хачатурян К. Музыка из балета «Чипполино» для фортепиано в 4 руки – Советский композитор, 1983
- Юдовина-Гальперина Т. «Большая музыка – маленькому музыканту» альбом № 1, под. Ред. Ольги Геталовой – Санкт-Петербург: Союз художников, 2003
- Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слёз, или я- детский педагог. –СПб: Союз художников, 2002
- Юному музыканту – пианисту. Ансамбли для фортепиано 4-5 класс ДМШ – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006
- Айзенштадт С.А. «Детский альбом» Чайковского – Москва: Классика –XXI, 2003.
- Как научить играть на рояле. Первые шаги.- Москва: Классика XXI, 2005
- Кирнарская Д.К. Музыкальные способности.- Москва: Таланты – XXI век, 2004
- Корыхалова Н. Играем гаммы. – Москва: Музыка, 1995
- Милич Б. Воспитание ученика-пианиста.- Москва: Кифара, 2002
Аудио, видеозаписи, интернет-источники, иллюстрированные материалы, портреты композиторов, выставочный стенд с познавательной литературой
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В программе обучения, по окончании курса учащиеся должны получить практические навыки музицирования: игры по слуху, подбора аккомпанемента, чтение с листа, игры в ансамбле. Уметь выразительно исполнять и передавать характер произведений. В конце обучения, в выпускном классе ученик должен исполнить на зачёте контрастные по характеру и жанру произведения: крупная форма и пьеса или этюд и пьеса, а также проаккомпанировать на занятиях по хореографии в своём или младшем классе (по усмотрению педагога) исполнению танца или хореографического упражнения. Учащийся должен обладать развитым музыкально-эстетическим вкусом, знаниями в области музыкального и хореографического искусства. | Основной формой учёта успеваемости является выставление оценок на уроке и в конце четверти. В конце учебного года выставляется итоговая оценка на основании четвертных и зачётных результатов. В конце I го полугодия проводится контрольный урок – с оценкой или без неё, в конце учебного года – зачет с оценкой. Выступления учеников оценивает комиссия педагогов. В свидетельство об окончании школы выводится итоговая оценка, учитывающая успехи ученика за период всего обучения. Оценка выставляется по пятибалльной системе. Документация: индивидуальные планы, содержащие оценку компетенции учащихся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа учебного предмета "Ансамбль (фортепиано)" 1-3 класс
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музык...
Программа учебного предмета "Ансамбль (фортепиано)" 4-9 класс
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музык...
Дополнительная общеразвивающая программа"Индивидуальный музыкальный инструмент: фортепиано"
В Программе прописаны цели, задачи, методы иприемы по индивидуальному обучению на фортепиано. Представлен широкий репертуар для педагога и учащихся....
Программа учебного предмета "Фортепиано" обязательной и вариативной частей дополнительной пред профессиональной образовательной программы в области музыкального искусства Духовые и ударные инструменты. Срок обучения 5 лет.
Данная программа по предмету «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Духовые и ударные инструменты» составлена на основании фед...
Программа учебного предмета АНСАМБЛЬ (фортепиано / ФГТ / 8 лет)
Программа учебного предмета разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства. Срок реал...
Программа учебного предмета "Постановка голоса" вариативной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы "Хоровое пение", срок реализации - 4 года.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся и направлена на выявление одаренных детей, в области музыкального искусства, обладающих незаурядными голосов...
Рабочая программа учебного предмета «Музыкальная литература» по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Фортепиано», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструмент
Программа по предмету "Музыкальная литература"...