Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету " Музыкальный инструмент - фортепиано" ОЭО на 2 года.
рабочая программа на тему
Программа "Музыкальный инструмент - фортепиано" с уровнем реализации полного курса 2 года для обучения детей на отделении общего эстетического образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fortepiano_2_goda_oeo.docx | 860.27 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Подготовка детей к обучению в детской школе искусств» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано в детских школах искусств.
Готовность детской школы искусств откликнуться на социальный заказ общества, видеть приоритеты каждого ребенка в образовательном процессе, обеспечить ему условия для успешного овладения выбранным видом искусства, влечет за собой особые требования к учебной программе.
До настоящего времени в учебном процессе отсутствует единая программа «Подготовки детей к обучению в детской школе искусств», а есть только раздел в программе «Музыкальный инструмент (фортепиано) 1988 года. Утвержденной и рекомендованной Министерством культуры СССР.
Настоящая образовательная программа «Подготовка детей к обучению в детской школе искусств» имеет художественно – эстетическую направленность, включает в себя художественно – эстетическое воспитание и общее музыкальное развитие.
Современное музыкальное образование приобретает массовый характер, в школу искусств приходят дети с различными музыкальными способностями, которые проявляются в разном возрасте. Данная образовательная программа направлена на выявление индивидуальных способностей каждого ребенка с раннего возраста, приобщению их к музыкальной культуре и подготовке к обучению в детской школе искусств. Музыка воспитывает без назидательности, без дидактических «ухищрений» - само – собой, своей природной субстанцией. Она является совершеннейшей наукой и искусством воспитания (это хорошо понимали древние греки, которые сначала учили ребенка музыке, а лишь потом чтению, письму и счету). Музыкальное воспитание, таким образом стоит у истоков колыбели педагогической науки!
Исходя из вышесказанного, данная образовательная программа дошкольного обучения детей игре на фортепиано актуальна и востребована временем.
Педагогическая целесообразность программы заключается в ее общеразвивающем характере обучения и воспитания.
Новизна программы – в систематизации теоретического и практического материала, в конкретных путях и способах обучения, необходимых для достаточно легкого преодоления теоретических и практических сложностей детьми. Элементы новизны присутствуют в структуре программы, которая предполагает двухгодичное обучение, где основной упор делается на развитие эстетических способностей детей (предметных знаний, умений, навыков). Новый подход к распределению учебного материала дает хорошую базу для дальнейшего обучения.
При сохранении предложенной последовательности освоения материала, время и уровень ее освоения зависят от индивидуальных особенностей ребенка. Исходя из возрастной особенности (5-6 лет), следует помнить особенности их возрастной психологии (дети охотно фантазируют). Эту естественную склонность надо использовать в процессе обучения. Чтобы ребенок участвовал в нем творчески, а не пассивно. Такой деятельностью для ребенка является игра. В работе с дошкольниками необходимо игровое начало, помогающее ребенку легче усваивать материал, мобилизовать внимание. В игре дети учатся общению друг с другом, ощущая себя членами коллектива.
2. Срок реализации учебного предмета
Срок реализации данной программы составляет 2 года
3.Объем учебного времени
Количество часов | В год | Общее |
Количество часов на аудиторную нагрузку | 34ч | 68ч. |
Количество часов на (аудиторную) работу в неделю) | 1ч. | 1ч. |
4.Форма проведения учебных аудиторных занятий:
Формы занятий на первом этапе могут быть мелкогрупповыми для лучшей адаптации детей в новой обстановке. Позже, основной формой учебной и воспитательной работы является индивидуальный урок. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут, что дает возможность интенсивной работе, хорошей концентрации внимания ученика, препятствует перегрузке домашними заданиями.
5. Цели и задачи учебного предмета
Главная цель для начального обучения – воспитание любви к музыке.
Задачи программы:
-Развитие музыкальных способностей детей через развитие образного музыкального мышления;
-Развитие эмоционально – осознанного восприятия музыки;
-Выявление музыкальных способностей на раннем этапе обучения;
-Формирование эстетического отношения к окружающей действительности;
-Развитие пианистического аппарата;
-Овладение практическими навыками игры на фортепиано;
6.Структура программы учебного предмета
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7.Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
-практический показ;
-прослушивание записей;
-анализ произведения - (сравнительный, музыкально – теоретический и исполнительский)
-чтение с листа;
8.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Реализация программы учебного предмета «Подготовка детей к обучению в детской школе искусств» обеспечивается:
В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.
Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не менее 6 кв.м., оснащенными роялями или пианино и имеющими звукоизоляцию.
II. Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план освоения учебного материала в подготовительном классе (первый год обучения).
№ | Наименование темы | Теоретические часы | Практические часы |
1 | Вводная беседа о музыке | 1 | |
2 | Знакомство с инструментом фортепиано | 1 | |
3 | Эмоционально – выразительная мимика | 1 | |
4 | Развитие артикуляционного аппарата | 1 | |
5 | Эмоционально- выразительные жесты | 1 | |
6 | Сенсорно – двигательные навыки | 1 | |
7 | Слуховое восприятие звука | 1 | |
8 | Ритмо-слоги предметных образов | 1 | |
9 | Звуковые компоненты предметных образов | 1 | |
10 | Мелкая моторика и точность движений | 1 | |
11 | Координация движений | 2 | |
12 | Работа над интонацией | 1 | |
13 | Характеристика звука Направление движения мелодии | 1 | |
14 | Расположение звуков – (До, Фа, Ми, Си) и (Ре, Соль, Ля) на клавиатуре | 2 | |
15 | Музыкальные доли | 1 | |
16 | Паузы | 1 | |
17 | Запись музыкальных звуков (1 октава), Названия октав | 2 | |
18 | Музыкальные ключи «Соль», «Фа» | 1 | |
19 | Динамические оттенки | 1 | |
20 | Характер музыкального произведения | 1 | |
21 | Понятия такт, тактовая черта, затакт, реприза | 1 | |
22 | Понятие интервал (прима, секунда, терция, кварта, квинта) | 1 | |
23 | Знакомство со штрихами (легато, нон легато, стаккато) | 1 | |
24 | Музыкальная фраза, фермата, вольта | 1 | |
25 | Понятие ритм, размер, диез, бемоль, бекар | 1 | |
26 | Изучение пьес для закрепления теоретических понятий. | 6 | |
Всего: | 34 |
Второй год обучения
№ | Наименование темы | Теоретические часы | Практические часы |
1 | Повторение пройденного материала за первый год обучения | 1 | 2 |
2 | Ориентация на клавиатуре | 3 | |
3 | Организация движений | 3 | |
4 | Формирование начальных навыков исполнения пятипальцевых позиционных последовательностей | 3 | |
5 | Длительности шестнадцатые, пунктирный ритм | 1 | 3 |
6 | Расположение нот второй октавы | 1 | 2 |
7 | Развитие творческих способностей | 3 | |
8 | Техническое развитие | 5 | |
9 | Изучение пьес для закрепления теоретических понятий (игра указанной аппликатурой). | 7 | |
Всего: | 34 |
Годовые требования:
Первый год обучения
- Знакомство с инструментом:
- клавиатура, регистр, тембр.
- Вводная беседа о музыке:
- Что такое музыка?
- жанры в музыке: песня, танец, марш.
3,4,5. Формирование эмоционально – волевых и эмоционально и эмоционально - выразительных качеств:
- Упражнения для развития эмоционально – выразительной мимики;
- Упражнения для развития артикуляционного аппарата;
- Упражнения для развития эмоционально – выразительных жестов.
- Сенсорно – двигательные навыки:
- Упражнения на тактильное восприятие предметов.
7,8,9. Слуховое восприятие звука:
- Ритмо-слоги предметных образов
- Звуковые компоненты предметных образов
10. Мелкая моторика и точность движений:
- Упражнения для развития мелкой моторики точности движений.
- Координация движений:
- Упражнения для развития координации движений.
- Работа над интонацией:
- умение различать музыкальные и немузыкальные звуки;
- по высоте, тембру, продолжительности;
- взаимосвязь пения и жестов;
- Подражание голосам животных и птиц;
- Произвольное и непроизвольное интонирование.
- Характеристика звука:
- высота звука, продолжительность звука;
- временные характеристики понятия длительности нот (целая,
половинная, четвертная, восьмая);
- изучение нотной графики длительности нот и пауз.
- Расположение звуков на клавиатуре:
- ориентироваться по черным клавишам (2,3).
- Музыкальные доли:
- сильные и слабые.
- Паузы:
- целые, половинные, четвертные, восьмые.
- Понятия о басовом и скрипичном ключе, регистрах, названия
октав.
- Расположение нот на нотоносце:
- расположение нот на линейках и между линейками;
- изучение нотной грамоты;
- работа с карточками;
- расположение нот на клавиатуре во взаимосвязи с графическим изображением.
- Динамические оттенки:
- форте, пиано, меццефорте, меццепиано.
- Характер музыкального произведения:
- понятие о мажоре и миноре.
- Понятия такт, тактовая черта, затакт, реприза
- Понятие интервал:
- прима, секунда, терция, кварта, квинта
- Знакомство со штрихами:
- (легато, нон легато, стаккато)
- Музыкальная фраза, фермата, вольта
- Понятие ритм, размер, диез, бемоль, бекар
- Изучение пьес для закрепления теоретических понятий.
В конце 1 года обучения учащийся должен знать:
-Музыкальные ключи;
-Нотную грамоту (расположение нот первой и малой октавы);
-Длительности нот (целая, половинная, четвертная, восьмая);
-Динамические оттенки;
В конце 1 года обучения учащийся должен уметь:
-Прохлопать простой ритмический рисунок, состоящий из половинных. Четвертных, восьмых длительностей;
-Свободно ориентироваться на клавиатуре;
-Графически изобразить: длительности нот, расположение нот первой и малой октавы;
-Охарактеризовать звук;
-Определить характер произведения.
Второй год обучения
1.Повторение теоретического материала за первый год обучения:
- Скрипичный, басовый ключ;
- Графическая запись музыкальных звуков;
- Размер, такт, затакт, реприза
2. Ориентация на клавиатуре:
- Формирование навыка ощущения клавиатурного пространства
3. Организация движений:
-Посадка за инструментом;
-Упражнения для третьего пальца;
-Положение рук
4. Формирование начальных навыков исполнения пятипальцевых позиционных последовательностей:
- Знакомство с аппликатурой;
- Игра различных упражнений с подтекстовкой;
- Игра упражнений с использованием штрихов: легато, нон легато, стаккато
5. Длительности шестнадцатые, пунктирный ритм:
- Шестнадцатые длительности;
- Понятие «пунктирный ритм»;
- Ритмические группы с пунктирным ритмом;
- Графическая модель
6. Звуки второй октавы:
- Расположение нот на клавиатуре фортепиано во взаимосвязи с графическим изображением;
- Работа с карточками
7. Развитие творчески способностей:
- Пение различных попевок;
- Сочинения мелодии на стихи
8. Техническое развитие:
- Упражнения, технические формулы;
- Знакомство с гаммами С-dur, G-dur (в одну октаву) в противоположном движении
9. Изучение пьес для закрепления теоретических понятий (игра указанной аппликатурой):
- игра несложных пьес с простой фактурой
В конце 2 года обучения учащийся должен знать:
-Музыкальные размеры 2/4, 4/4;
-Нотную грамоту (расположение нот первой, второй и малой октавы);
-Длительности нот (целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатые, пунктирный ритм);
-Динамические оттенки;
-Интервалы (секунда, терция, квинта);
-Знаки альтерации;
-Понятия о фразе, предложении, вольте, фермате;
-Основные приемы звукоизвлечения
В конце 2 года обучения учащийся должен уметь:
-Прохлопывать ритмические рисунки, состоящие из половинных, четвертных, восьмых, шестнадцатых длительностей, пунктирного ритма;
- Ориентироваться на клавиатуре, в пределах первой, второй, малой октав;
- Определять на слух и графически интервалы (секунда, терция, квинта);
- Графически изображать: расположение нот, интервалов, длительностей;
- Отличать жанры (песни, танца, марша);
- Определять характер произведения;
- Исполнять позиционные последовательности различными штрихами;
- Играть гаммы С-dur, G-dur;
- Читать с листа несложные пьесы указанной аппликатурой;
- Иметь навык игры в ансамбле
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Ожидаемые результаты по окончании курса обучения:
-Освоение музыкальной грамоты (в пределах первой, второй и малой
октав);
-Чтение с листа несложных мелодий и пьес (указанной аппликатурой);
-Знакомство с гаммами в противоположном движении (С dur, G dur);
-Игра в ансамбле;
-Навыки музыкального мышления;
-Умение анализировать свое исполнение;
-Умение дать словесную характеристику жанру и характеру музыкального произведения;
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Навыки, приобретенные учащимися в течение года занятий, рекомендуется использовать в показательных выступлениях (концертах для родителей). Контрольные проверки в течение первого года не обязательны.
Текущая аттестация (отметки за каждую четверть) должны носить воспитательный, «стимулирующий» характер и складываться из текущих отметок в течение четверти.
Второй год обучения - на переводном зачете (который можно провести тоже в форме концерта) исполнение наизусть 2-3 разнохарактерных пьес. Выступление может сочетать в себе сольное и ансамблевое исполнение (как с преподавателем, так и с другим учеником).
Критерий оценки выступления
«5» – качественное, выразительное, эмоциональное выступление;
«4» – качественный текст, не выразительное исполнение;
«3» – формальное исполнение;
VI. Списки рекомендуемой нотной литературы
Королькова, И. Первые шаги маленького музыканта. - Р.Д.2006.
Королькова, И. Крохе музыканту. 1-2 ч. – Р. Д. 2006.
Геталова, О., Визная, И. В музыку с радостью - С.П; 1999.
Голованова, С. Первые шаги. 1-2ч. - М., 2000.
Повжитков,Л. Начальная школа обучения на фортепиано - Л.,1969.
Смирнова,Т. Интенсивный курс - М., 1985.
Лещинская,И. Пороцкий,В. Малыш за роялем М.,1992.
БарсуковС. Азбука игры на фортепиано - Р. Д; 2003.
Ляховицкая, С. Задания для развития творческих навыков – Л.,1979.
Игнатьев, В. Игнатьева Л. Я музыкантом стать хочу 1-2ч., - Л.; 1986.
Тургенева,Э. Малюков,А. Пианист – фантазер М., 1ч.,1984.
Методическое обеспечение программы:
Артеменкова, Т. А. Технология разработки образовательных программ. – Н.,
1999.
Москаленко, Л. А. Донотный период обучения игре на фортепиано. М/Р - М.,1989.
Артоболевская, А. Первая встреча с музыкой – М.,1985.
Тургенева, Ш. Начальный период обучения игре на фортепиано. М/Р – М.,1989.
Сафарова,И. Игры для организации пианистических движений. – Е., 1994.
Вишняк, Е. Работа с детьми в подготовительной группе детской музыкальной школы.– М., 1986.
Строчкова, Н. Образовательная программа начального периода обучения. – Т., 2002.
Ларченко, Л. – Структура семилетнего обучения на фортепиано. Сохранение классических тенденций в ДМШ №2, - Т., 2003.
Плетенецкая, Ю.В. Музыкально – творческое развитие в начальных классах фортепиано. – С. 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ГИМНАСТИКА»
Учебная программа, основывающаяся на типовой программе по предмету «Гимнастика» определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания данной дисциплины, кото...
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету " Музыкальный инструмент - фортепиано" ИМ и МИ на 5 лет.
Программа "Музыкальный инструмент - фортепиано" с уровнем реализации полного курса 5 лет для обучения детей на отделении инструментального музицирования и музыкального исполнительства....
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету " Музыкальный инструмент - фортепиано" ИМ и МИ на 7 лет.
Программа "Музыкальный инструмент - фортепиано" с уровнем реализации полного курса 5 лет для обучения детей на отделении инструментального музицирования и музыкального исполнительства....
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету музыкальный инструмент предмет по выбору (фортепиано) срок обучения 3 года.
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету музыкальный инструмент предмет по выбору (фортепиано) срок обучения 3 года....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в области музыкального искусства по учебному предмету «Музыкальная литература» (срок обучения 4 года)
Новизна программы заключается в синтезе традиционного и творческого подхода к обучению. Предлагаемый для изучения объем музыкального материала расширен, разнообразен в тематическом отношении и ох...
Методическая разработка Проведение контрольной работы по предмету История изобразительного искусства по теме «Искусство Древнего Египта» в первом классе при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «
Данная методическая разработка создана для проведения в рамках текущей аттестации контрольного урока по учебному предмету «История изобразительного искусства&r...
Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» II ступень
Дополнительная общеобразовательнаяОбщеразвивающая программав области музыкального искусствапо учебному предмету«Музыкальный инструмент (фортепиано)»II ступень Возраст обучающихс...