Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету " Музыкальный инструмент - фортепиано" ОЭО на 2 года.
рабочая программа на тему

 Юсупова Илюза Исламовна

Программа "Музыкальный инструмент -  фортепиано" с уровнем реализации полного курса 2 года для обучения детей на отделении общего эстетического образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fortepiano_2_goda_oeo.docx860.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

F:\титульники 01.06.2017г\программы_004.jpg

F:\титульники 01.06.2017г\программы_013.jpg

  1. Пояснительная записка

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе       

Программа учебного предмета «Подготовка детей к обучению в детской школе искусств» разработана на основе  «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано в детских школах искусств.

Готовность детской школы искусств откликнуться на социальный заказ общества, видеть приоритеты каждого ребенка в образовательном процессе, обеспечить ему условия для успешного овладения выбранным видом искусства, влечет за собой особые требования к учебной программе.

До настоящего времени в учебном процессе отсутствует единая программа «Подготовки детей к обучению в детской школе искусств», а есть только раздел в программе «Музыкальный инструмент (фортепиано) 1988 года. Утвержденной и рекомендованной Министерством культуры СССР.

Настоящая образовательная программа «Подготовка детей к обучению в детской школе искусств» имеет художественно – эстетическую направленность, включает в себя художественно – эстетическое воспитание и общее музыкальное развитие.

Современное музыкальное образование приобретает массовый характер, в школу искусств приходят дети с различными музыкальными способностями, которые проявляются в разном возрасте. Данная образовательная программа направлена на выявление индивидуальных способностей каждого ребенка с раннего возраста, приобщению их к музыкальной культуре и подготовке к обучению в детской школе искусств. Музыка воспитывает без назидательности, без дидактических «ухищрений» - само – собой, своей природной субстанцией. Она является совершеннейшей наукой и искусством воспитания (это хорошо понимали древние греки, которые сначала учили ребенка музыке, а лишь потом чтению, письму и счету). Музыкальное воспитание, таким образом стоит у истоков колыбели педагогической науки!

Исходя из вышесказанного, данная образовательная программа дошкольного обучения детей игре на фортепиано актуальна и востребована временем.

Педагогическая целесообразность программы заключается в ее общеразвивающем характере обучения и воспитания.

Новизна программы – в систематизации теоретического и практического материала, в конкретных путях и способах обучения, необходимых для достаточно легкого преодоления теоретических и практических сложностей детьми. Элементы новизны присутствуют в структуре программы, которая предполагает двухгодичное обучение, где основной упор делается на развитие эстетических способностей детей (предметных знаний, умений, навыков). Новый подход к распределению учебного материала дает хорошую базу для дальнейшего обучения.

При сохранении предложенной последовательности освоения материала, время и уровень ее освоения зависят от индивидуальных особенностей ребенка. Исходя из возрастной особенности (5-6 лет), следует помнить особенности их возрастной психологии (дети охотно фантазируют). Эту естественную склонность надо использовать в процессе обучения. Чтобы ребенок участвовал в нем творчески, а не пассивно. Такой деятельностью для ребенка является игра. В работе с дошкольниками необходимо игровое начало, помогающее ребенку легче усваивать материал, мобилизовать внимание. В игре дети учатся общению друг с другом, ощущая себя членами коллектива.

2.   Срок реализации учебного предмета

Срок реализации данной программы составляет 2 года

3.Объем учебного времени

Количество часов

В год

Общее

Количество часов на аудиторную нагрузку  

34ч

68ч.

 Количество часов на  (аудиторную)  работу в неделю)

1ч.

1ч.

4.Форма проведения учебных аудиторных занятий:

Формы занятий на первом этапе могут быть мелкогрупповыми для лучшей адаптации детей в новой обстановке. Позже, основной формой учебной и воспитательной работы является индивидуальный урок. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут, что дает возможность интенсивной работе, хорошей концентрации внимания ученика, препятствует перегрузке домашними заданиями.

5. Цели и задачи учебного предмета

Главная цель для начального обучения – воспитание любви к музыке.

Задачи программы:

-Развитие музыкальных способностей детей через развитие образного музыкального мышления;

-Развитие эмоционально – осознанного восприятия музыки;

-Выявление музыкальных способностей на раннем этапе обучения;

-Формирование эстетического отношения к окружающей действительности;

-Развитие пианистического аппарата;

-Овладение практическими навыками игры на фортепиано;

6.Структура программы учебного предмета

Программа содержит  следующие разделы:

-  сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

-   распределение учебного материала по годам обучения;

-   описание дидактических единиц учебного предмета;

-   требования к уровню подготовки обучающихся;

-   формы и методы контроля, система оценок;

-   методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7.Методы обучения

 Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

-практический показ;

-прослушивание записей;

 -анализ произведения - (сравнительный, музыкально – теоретический и     исполнительский)

-чтение с листа;

8.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Реализация программы учебного предмета «Подготовка детей к обучению в детской школе искусств» обеспечивается:

В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

 Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не менее 6 кв.м., оснащенными роялями или пианино и имеющими звукоизоляцию.

II.  Содержание учебного предмета

Учебно-тематический план освоения учебного материала в подготовительном классе (первый год обучения).

Наименование темы

Теоретические часы

Практические часы

1

Вводная беседа о музыке

1

2

Знакомство с инструментом фортепиано

1

3

Эмоционально – выразительная мимика

1

4

Развитие артикуляционного аппарата

1

5

Эмоционально- выразительные жесты

1

6

Сенсорно – двигательные навыки

1

7

Слуховое восприятие звука

1

8

Ритмо-слоги предметных образов

1

9

Звуковые компоненты предметных образов

1

10

Мелкая моторика и точность движений

1

11

Координация движений

2

12

Работа над интонацией

1

13

Характеристика звука

Направление движения мелодии

1

14

Расположение звуков – (До, Фа, Ми, Си) и (Ре, Соль, Ля) на клавиатуре

2

15

Музыкальные доли

1

16

Паузы

1

17

Запись музыкальных звуков (1 октава),

Названия октав

2

18

Музыкальные ключи «Соль», «Фа»

1

19

Динамические оттенки

1

20

Характер музыкального произведения

1

21

Понятия такт, тактовая черта, затакт, реприза

1

22

Понятие интервал (прима, секунда, терция, кварта, квинта)

1

23

Знакомство со штрихами (легато, нон легато, стаккато)

1

24

Музыкальная фраза, фермата, вольта

1

25

Понятие ритм, размер, диез, бемоль, бекар

1

26

Изучение пьес для закрепления теоретических понятий.

6

Всего:

34

Второй год обучения

Наименование темы

Теоретические часы

Практические часы

1

Повторение пройденного материала за первый год обучения

1

2

2

Ориентация на клавиатуре

3

3

Организация движений

3

4

Формирование начальных навыков исполнения пятипальцевых позиционных последовательностей

3

5

Длительности шестнадцатые, пунктирный ритм

1

3

6

Расположение нот второй октавы

1

2

7

Развитие творческих способностей

3

8

Техническое развитие

5

9

Изучение пьес для закрепления теоретических понятий (игра указанной аппликатурой).

7

Всего:

34

Годовые требования:

Первый год обучения

  1. Знакомство с инструментом:

- клавиатура, регистр, тембр.

  1. Вводная беседа о музыке:

- Что такое музыка?

- жанры в музыке: песня, танец, марш.

3,4,5. Формирование эмоционально – волевых и эмоционально и эмоционально - выразительных качеств:

- Упражнения для развития эмоционально – выразительной мимики;

- Упражнения для развития артикуляционного аппарата;

- Упражнения для развития эмоционально – выразительных жестов.

  1. Сенсорно – двигательные навыки:

- Упражнения на тактильное восприятие предметов.

7,8,9. Слуховое восприятие звука:

- Ритмо-слоги предметных образов

- Звуковые компоненты предметных образов

10. Мелкая моторика и точность движений:

- Упражнения для развития мелкой моторики точности движений.

  1. Координация движений:

- Упражнения для развития координации движений.

  1. Работа над интонацией:

- умение различать музыкальные и немузыкальные звуки;

- по высоте, тембру, продолжительности;

- взаимосвязь пения и жестов;

- Подражание голосам животных и птиц;

- Произвольное и непроизвольное интонирование.

  1.  Характеристика звука:

- высота звука, продолжительность звука;

- временные характеристики понятия длительности нот (целая,

половинная, четвертная, восьмая);

- изучение нотной графики длительности нот и пауз.

  1. Расположение звуков на клавиатуре:

- ориентироваться по черным клавишам (2,3).

  1.  Музыкальные доли:

- сильные и слабые.

  1.  Паузы:

- целые, половинные, четвертные, восьмые.

  1.  Понятия о басовом и скрипичном ключе, регистрах, названия

октав.

  1.  Расположение нот на нотоносце:

- расположение нот на линейках и между линейками;

- изучение нотной грамоты;

- работа с карточками;

- расположение нот на клавиатуре во взаимосвязи с графическим изображением.

  1.  Динамические оттенки:

- форте, пиано, меццефорте, меццепиано.

  1.  Характер музыкального произведения:

- понятие о мажоре и миноре.

  1.  Понятия такт, тактовая черта, затакт, реприза

  1.  Понятие интервал:

- прима, секунда, терция, кварта, квинта

  1.  Знакомство со штрихами:

- (легато, нон легато, стаккато)

  1.   Музыкальная фраза, фермата, вольта

  1.  Понятие ритм, размер, диез, бемоль, бекар

  1. Изучение пьес для закрепления теоретических понятий.

В конце 1 года обучения учащийся должен знать:

-Музыкальные ключи;        

-Нотную грамоту (расположение нот первой и малой октавы);

-Длительности нот (целая, половинная, четвертная, восьмая);

-Динамические оттенки;

В конце 1 года обучения учащийся должен уметь:

-Прохлопать простой ритмический рисунок, состоящий из половинных. Четвертных, восьмых длительностей;

-Свободно ориентироваться на клавиатуре;

-Графически изобразить: длительности нот, расположение нот первой и малой октавы;

-Охарактеризовать звук;

-Определить характер произведения.        

Второй год обучения

1.Повторение теоретического материала за первый год обучения:

- Скрипичный, басовый ключ;

- Графическая запись музыкальных звуков;

- Размер, такт, затакт, реприза

2. Ориентация на клавиатуре:

- Формирование навыка ощущения клавиатурного пространства

3. Организация движений:

-Посадка за инструментом;

-Упражнения для третьего пальца;

-Положение рук

4. Формирование начальных навыков исполнения пятипальцевых позиционных последовательностей:

- Знакомство с аппликатурой;

- Игра различных упражнений с подтекстовкой;

- Игра упражнений с использованием штрихов: легато, нон легато, стаккато

5. Длительности шестнадцатые, пунктирный ритм:

- Шестнадцатые длительности;

- Понятие «пунктирный ритм»;

- Ритмические группы с пунктирным ритмом;

- Графическая модель

6. Звуки второй октавы:

- Расположение нот на клавиатуре фортепиано во взаимосвязи с графическим изображением;

- Работа с карточками

7. Развитие творчески способностей:

- Пение различных попевок;

- Сочинения мелодии на стихи

8. Техническое развитие:

- Упражнения, технические формулы;

- Знакомство с гаммами С-dur, G-dur (в одну октаву) в противоположном движении

9. Изучение пьес для закрепления теоретических понятий (игра указанной аппликатурой):

- игра несложных пьес с простой фактурой 

В конце 2 года обучения учащийся должен знать:

-Музыкальные размеры 2/4, 4/4;

-Нотную грамоту (расположение нот первой, второй  и малой октавы);

-Длительности нот (целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатые, пунктирный ритм);

-Динамические оттенки;

-Интервалы (секунда, терция, квинта);

-Знаки альтерации;

-Понятия о фразе, предложении, вольте, фермате;

-Основные приемы звукоизвлечения

В конце 2 года обучения учащийся должен уметь:

-Прохлопывать ритмические рисунки, состоящие из половинных, четвертных, восьмых, шестнадцатых длительностей, пунктирного ритма;

- Ориентироваться на клавиатуре, в пределах первой, второй, малой октав;

- Определять на слух и графически  интервалы (секунда, терция, квинта);

- Графически изображать: расположение нот, интервалов, длительностей;

- Отличать жанры (песни, танца, марша);

- Определять характер произведения;

- Исполнять позиционные последовательности различными штрихами;

- Играть гаммы С-dur, G-dur;

- Читать с листа несложные пьесы указанной аппликатурой;

- Иметь навык игры в ансамбле

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Ожидаемые результаты по окончании курса обучения:

-Освоение музыкальной грамоты (в пределах первой, второй и малой

октав);

-Чтение с листа несложных мелодий и пьес (указанной аппликатурой);

-Знакомство с гаммами в противоположном движении (С dur, G dur);

-Игра в ансамбле;

-Навыки музыкального мышления;

-Умение анализировать свое исполнение;

-Умение дать словесную характеристику жанру и характеру музыкального произведения;

IV. Формы и методы контроля, система оценок

Навыки, приобретенные учащимися в течение года занятий, рекомендуется использовать в показательных выступлениях (концертах для родителей). Контрольные проверки в течение первого года не обязательны.

Текущая аттестация (отметки за каждую четверть) должны носить воспитательный, «стимулирующий» характер и складываться из текущих отметок в течение четверти.

Второй год обучения - на переводном зачете (который можно провести тоже в форме концерта) исполнение наизусть 2-3 разнохарактерных пьес. Выступление может сочетать в себе сольное и ансамблевое исполнение (как с преподавателем, так и с другим учеником).

Критерий оценки выступления

«5» – качественное, выразительное, эмоциональное выступление;

«4» – качественный текст, не выразительное исполнение;

«3» – формальное исполнение;

VI. Списки рекомендуемой нотной литературы

Королькова, И. Первые шаги маленького музыканта. -  Р.Д.2006.

Королькова, И. Крохе музыканту. 1-2 ч. – Р. Д. 2006.

Геталова, О., Визная, И. В музыку с радостью -  С.П; 1999.

 Голованова, С. Первые шаги. 1-2ч. - М., 2000.

Повжитков,Л. Начальная школа обучения на фортепиано - Л.,1969.

Смирнова,Т.  Интенсивный курс -  М., 1985.

Лещинская,И. Пороцкий,В. Малыш за роялем М.,1992.

БарсуковС.  Азбука игры на фортепиано -  Р. Д; 2003.

Ляховицкая, С. Задания для развития творческих навыков – Л.,1979.

Игнатьев, В. Игнатьева Л.  Я музыкантом стать хочу 1-2ч., - Л.; 1986.

Тургенева,Э.  Малюков,А. Пианист – фантазер М., 1ч.,1984.

Методическое обеспечение программы:

Артеменкова, Т. А. Технология разработки образовательных программ. – Н.,

1999.

Москаленко, Л. А. Донотный период обучения игре на фортепиано. М/Р - М.,1989.

Артоболевская, А. Первая встреча с музыкой – М.,1985.

Тургенева, Ш. Начальный период обучения игре на фортепиано. М/Р – М.,1989.

Сафарова,И. Игры для организации пианистических движений. – Е., 1994.

Вишняк, Е. Работа с детьми в подготовительной группе детской музыкальной школы.– М., 1986.

Строчкова, Н. Образовательная программа начального периода обучения. – Т., 2002.

Ларченко, Л. – Структура семилетнего обучения на фортепиано. Сохранение классических тенденций в ДМШ №2, - Т., 2003.

Плетенецкая, Ю.В. Музыкально – творческое развитие в начальных классах фортепиано. – С. 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ГИМНАСТИКА»

        Учебная программа, основывающаяся на типовой программе по предмету «Гимнастика» определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания данной дисциплины, кото...

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету " Музыкальный инструмент - фортепиано" ИМ и МИ на 5 лет.

Программа "Музыкальный инструмент -  фортепиано" с уровнем реализации полного курса 5 лет для обучения детей на отделении инструментального музицирования и музыкального исполнительства....

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету " Музыкальный инструмент - фортепиано" ИМ и МИ на 7 лет.

Программа "Музыкальный инструмент - фортепиано" с уровнем реализации полного курса 5 лет для обучения детей на отделении инструментального музицирования и музыкального исполнительства....

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету музыкальный инструмент предмет по выбору (фортепиано) срок обучения 3 года.

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету музыкальный инструмент предмет по выбору (фортепиано) срок обучения 3 года....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в области музыкального искусства по учебному предмету «Музыкальная литература» (срок обучения 4 года)

Новизна программы заключается в синтезе традиционного и творческого подхода к обучению. Предлагаемый для изучения объем музыкального материала расширен, разнообразен в тематическом отношении и ох...

Методическая разработка Проведение контрольной работы по предмету История изобразительного искусства по теме «Искусство Древнего Египта» в первом классе при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «

        Данная методическая разработка создана для проведения в рамках текущей аттестации контрольного урока по учебному предмету «История изобразительного искусства&r...

Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» II ступень

Дополнительная  общеобразовательнаяОбщеразвивающая программав области музыкального искусствапо учебному предмету«Музыкальный инструмент (фортепиано)»II ступень Возраст обучающихс...